Сделай Сам Свою Работу на 5

Совмещение панорамы с тревеллингом





Совмещение панорамы с тревеллингом — свободное перемещение камеры во время съемки с любым изменением направлен взгляда объектива. Съемка с движения часто способствует более динамичному решению кадра. Движущаяся камера как бы "вводит" в происходящее на экране действие и в какой-то мере может создать впечатление участия в нем зрителя

 

Совмещение мизансценирования с любым видом движений камеры.

Оператор имеет возможность при съемке в больших интерьерах и особенно на натуре так строить динамическую композицию кадров, чтобы наряду с действием показать и обстановку, в которой происходит сцена.

 

5 Практика: От общего к частному. От детали к общему плану.

Чем меньше заметно движение камеры в кадре, тем он естественнее и проще для зрительного восприятия. Всякая панорама, наезд-отъезд или переход глубины резкости равны движению головы или глаз вашего будущего зрителя, если бы он рассматривал сцену так, как вы ему предлагаете в своем кадре.

Не заставляйте его крутить головой и бегать глазами, это очень раздражает человека. Любое движение камеры должно быть точно обусловлено содержанием кадра. Например: «Мой сын сейчас выстрелит из духового ружья в консервную банку, висящую на изгороди, если только не угодит в соседку, наблюдающую из своего сада».



Переход фокуса

Не важно, снимаете ли на пленку, тренируетесь «вхолостую» или просто читаете для развлечения, но делается это так: отключите «АВТОФОКУС», и левой рукой поверните кольцо фокусировки на объективе камеры так, чтобы фокус медленно и плавно перешел с ближайшего объекта на более дальние: щека и плечо сына; палец на курке; мушка на конце ружейного ствола; консервная банка; соседка.

— Есть? А теперь обратно: соседка, банка, мушка, палец на курке, плечо и щека сына. — Что у нас получилось? — «Дословно» вот что: «Соседка стоит у забора и смотрит на банку, в которую из духового ружья собирается выстрелить мой сын». Таким образом вы переводите внимание зрителя с объекта на объект последовательно, в том порядке, как это было сказано во фразе выше. Никакого другого движения камеры здесь не нужно, напротив, оно может навредить.



Например, если вы начнете ерзать камерой с консервной банки на соседку и обратно, пока ваше чадо собирается спустить курок, зритель расшифрует этот кадр так: «Он выбирает цель: банка или соседка?» — Зачем вам такая, с позволения сказать, «панорама»? Если же сделать в этом кадре «наезд» на соседку до среднего или крупного плана (или, наоборот, «отъезд» от ее лица), соседка все равно прочитается как «возможная жертва».

Кроме того, практически все камеры, о которых идет речь, обладают одной фиксированной скоростью «наезда-отъезда», увы, небольшой. — За те пять-семь секунд пока банка увеличится до требуемой крупности, вы затянете кадр и потеряете напряженность действия.

Движение камеры по горизонтали или по вертикали.

Главное и обязательное условие каждой панорамы — фиксация в начале и в конце. Необходимо подержать кадр статично в течение не менее секунды перед началом и после окончания любой панорамы, для того чтобы зритель успел сориентироваться. — Вспомните, как вы разглядываете «пейзаж красивой местности»: сначала смотрите в одном направлении некоторое время, а уж потом начинаете медленно поворачивать голову.

Разумеется, такая панорама должна быть сделана плавно, без рывков, с одинаковой скоростью. По степени «насилия над зрителем» панорама куда сильнее перехода глубины резкости: ему приходится уже не просто «переводить взгляд с объекта на объект», а именно «поворачивать голову» (мысленно хрустя шейными позвонками)

Поэтому панорама должна быть еще жестче «мотивирована». Идеальный мотив такого рода — движущийся объект (или Объект), если помните — он больше привлекает зрительское внимание, нежели неподвижный. Отследите камерой движение объекта (или Объекта) — получится «панорама слежения» ,она так и называется.



Наезд-отъезд

Прежде всего трансфокация и физический наезд-отъезд (на операторской тележке, на «кране», на ногах) — эта два разных операторских приема, они имеют разный смысл в кадре, в режиссерских сценариях они обозначаются по-разному: наезд, к примеру, на тележке обозначается просто «наезд», а трансфокаторный — «ТФ наезд».

В чем же смысловая разница? — Разберем на примере: «человек идет по улице, глядя перед собой». — Если мы применим «субъективную» камеру — «вид из глаз» Объекта, то есть мы как бы смотрим глазами этого человека, то так и нужно идти с камерой перед собой или ехать на операторской тележке, снимая. Это позволяет зрителю идентифицировать себя с человеком, о котором идет речь в сюжете.

Но вот: «человек остановился, его внимание привлекла плачущая маленькая девочка, стоящая на другой стороне перекрестка». — Здесь «субъективная» камера должна сделать «ТФ наезд», чтобы, физически оставаясь на месте, укрупнить картинку и привлечь внимание зрителя именно к этой девочке и ее «плачевному состоянию». В данном случае просто наезд (на тележке или на ногах) запрещен: это значило бы, что «человек подходит к плачущей девочке».

Не уверен, что в ближайшем будущем вам придется снимать настолько сложные по постановке и по смыслу кадры, этот пример — лишь для того, чтобы показать, какой это сильный прием — «наезд-отъезд». Сплошь и рядом на любительских пленках можно видеть бессмысленное мотание «ближе-дальше», «вперед-назад», как будто оператору не дает покоя экзема на указательном и среднем пальцах привой руки, которые работают с клавишей трансфокатора!

Представьте себя, снятого таким образом на довольно крупном плане, — полное впечатление, что вы выпили лишнее и нетрезво раскачиваетесь взад-вперед перед камерой, к тому же временами «расфокусируясь». — Держу пари, такой кадр вряд ли вам будет приятен, поэтому совет: начиная пользоваться камерой, держите правые средний и указательный пальцы сжатыми в «полукулак» — это немного неудобно, но зато меньше соблазна придаться «трансфокатороблудию»!

«Тогда зачем же вообще нужен этот ТФ наезд?» — вправе спросить вы. — ТФ НАЕЗД служит для привлечения внимания зрителя к определенному объекту или Объекту, а точнее, к его конкретному состоянию или эмоции. Типичный пример из голливудского боевика: «истекают последние секунды на таймере бомбы замедленного действия, сейчас прогремит взрыв!»

— Напряжение ситуации таково, что в этом кадре ТФ наезд совершенно оправдан. Однако это — кино, а в семейной, домашней кинохронике таких «эпизодов», как правило, не случается. Но вот другой пример правильного использования ТФ наезда: «ваш ребенок распаковывает рождественские подарки под елкой».

Посмотрите, сколько волнения и радостного ожидания у него на лице, когда он разворачивает новые игрушки! — Скорее делайте наезд: такой кадр нельзя пропустить! Держите крупный план лица и не беспокойтесь, сами игрушки вы снять успеете, тем более, что, распаковав подарки, ваш ребенок непременно сам начнет показывать их камере — тогда сделайте отъезд до среднего плана.

Кстати, такой «технический», «служебный» отъездик вовсе не запрещается, только вам нужно предугадать поведение Объекта за секунду до того, как он совершит действие, которое не уместится в кадре по крупности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.