Сделай Сам Свою Работу на 5

Социально-психологическая дезадаптация личности, как причина отклоняющегося поведения





В соответствии с представлениями Выготского, в каждом возрасте у ребенка складывается специфическая социальная ситуация развития. В младенчестве – это диада мать-ребенок, в раннем детстве – семья. Чем старше становится ребенок, тем сложнее и богаче становится его социальное окружение. При этом социальная ситуация развития представляет собой не просто физическое наличие в окружении ребенка тех или иных лиц, а восприятие ребенком этих людей и отношения с ними. В каждом возрасте складывается «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной...

Существенна не сама по себе ситуация, взятая в ее абсолютных показателях, а то, как ребенок переживает эту ситуацию.
Взглянем на жизнь современных подростков через призму социальной ситуации развития. Говоря о социальной ситуации мы, вслед за Выготским, имеем ввиду не только сам факт присутствия или отсутствия тех или иных людей, групп, социальных институтов рядом с подростком, а его восприятие их, или еще точнее – особенности взаимоотношений, сложившихся между подростком и людьми, в том числе – представляющими социальные группы и институты.



Что составляет социальную ситуацию развития «обычного» подростка? Мы берем слово «обычный» в кавычки, чтобы не забыть, что каждый человек уникален и типичного подростка не существует. В данном случае мы имеем в виду подростка, не имеющего серьезных проблем с социумом, достаточно успешного в школе, в меру довольного своими отношениями с родителями.
В первую очередь, конечно, семья. Добавим, или люди, ее заменяющие. Вопреки распространенному мнению, семья для большинства подростков имеет очень большое значение. Для них важно отношение родителей к их делам, друзьям, на мнение родителей они ориентируется в своих собственных рассуждениях.

Школа (или другое учебное заведение) – это то место, где дети проводят порой даже больше времени, чем в семье: там друзья, одноклассники, отношения с учителями, учеба. Здесь подросток получает опыт построения социальных отношений. Можно без преувеличения говорить, что школа не только дает знания, но и учит жить в обществе, выступая важнейшим институтом социализации. Ведь в школе находят отражение все особенности нашего общества, в том числе и его проблемы. Важно не только то, чему учат в школе, но и то, как учат: какие отношения строит учитель с учеником, какие качества поддерживаются в подростке, что осуждается.
Для большинства подростков важнейшей частью жизни становится общение с друзьями, при этом предпочтительно на нейтральной территории, условно говоря, во дворе, хотя, может, в подъезде, в сквере, даже на школьном крыльце. Главное – сам процесс, то, что называется «тусовкой». Здесь подростки получают опыт построения равных отношений, учатся договариваться, пробуют различные социальные роли, ищут признания и авторитета, обсуждают значимые темы.



Часто в жизни подростка присутствуют кружки, клубы, секции или другие формы организованного досуга. У некоторых формы досуга регулярно меняются – идет поиск себя; другие определились – сами или следуя пожеланиям родителей. Бывает, что именно эта среда становится главной в жизни подростка: лучшие друзья, значимые взрослые, а иногда – планы на будущую жизнь.

Если в жизни подростка нет организованного досуга, то уж наверняка есть хобби, увлечение, особый интерес к чему-то. Часто оно есть даже в тех случаях, когда родителям кажется, что подростка ничего в жизни не увлекает. Увлечение может быть скрыто от взглядов взрослых как интимная часть жизни, и совсем не обязательно, что за этим стоит что-то нехорошее.
Неизбежно вокруг каждого человека в современном мире присутствуют средства массовой информации (СМИ). Если не Интернет, так телевидение, подростковые журналы и т.д. Они оказывают серьезное влияние на восприятие мира нашим ребенком, в некоторой степени формируя его, более или менее целенаправленно.



В окружении подростка могут быть и другие люди, группы, социальные институты. Еще разнообразнее спектр отношений, которые возникают между ними. Социальная ситуация каждого подростка уникальна. Она определяется не только наличием определенных элементов вокруг подростка, но и его взаимоотношениями с ними. Некоторые из этих элементов являются частью актуальной жизни подростка, другие остаются только потенциальными возможностями. Если подростку комфортно, свободно, интересно в своем окружении, значит, у него есть возможности для дальнейшего развития, самореализации, пробы собственных сил в различных направлениях.
Конечно, в жизни каждого человека возникают трудные ситуации, конфликты с родными и друзьями, а в подростковом возрасте их количество может возрастать. Ведь наша культура, общество, требует от подростков, чтобы в течение относительно небольшого временного периода они определились по огромному количеству вопросов, не имеющих в нашем обществе однозначного решения: в профессиональной, политической, сексуальной, культурной сферах.

Преодоление трудностей кризисного периода развития с помощью ресурсов социальной ситуации развития снабжает подростка ценным опытом, необходимым для формирования новообразований личности. Отношения с другими участниками ситуации интериоризируясь становятся такими качествами как рефлексивность, ответственность, инициатива. Иначе говоря, столкновение с этими трудностями может стать для подростка ценным опытом, который, в случае его интеграции, выводит его на новые ступени развития.

Если мы посмотри через призму социальной ситуации развития на проблемы подросткового возраста, то увидим, что «трудный» подросток – это в первую очередь подросток в трудной ситуации, или ситуации социально-психологической дезадаптации.

Наш опыт показывает, что возникновение ситуации социально-психологической дезадаптации определяется сочетанием множества факторов. Несомненно, на это могут влиять индивидуальные особенности подростка или его родителей, компания, качество школы. Но наличие любого из этих факторов может быть компенсировано за счет ресурстов в других. Если родители с детства уделяют внимание развитию своего ребенка, проявляющего, например, повышенную эмоциональность, или утомляемость, то можно надеяться, что эти особенности не обратятся в подростковом возрасте агрессивностью. В свою очередь, реакция родителей во многом может определятся социальными институтами, с которыми они встречаются по поводу своего ребенка. И их влияние на детско-родительские отношения не всегда конструктивно.

В подростковом возрасте происходят значительные изменения в социальной ситуации развития ребенка и его семьи. Любое изменение ситуации отражается на всех ее участниках, может вызывать их недовольство новыми отношениями, друг другом, порождать конфликты. В жизни большинства подростков возникают трудности, связанные с отношениями с друзьями, появлением новых интересов, не принимаемых окружающими взрослыми, с экспериментированием над своей жизнью, в том числе – несущим потенциальную угрозу для его собственного здоровья, а иногда и жизни. Если у подростка есть возможность обсудить эти трудности с близким человеком, получить поддержку в семье, они обычно разрешаются, отношения становятся более доверительными, что открывает новые возможности для развития, как самого подростка, так и его близких. Но порой трудности подростка не находят понимания в семье, что приводит к обострению уже существовавшей в семье напряженности или появлению новых конфликтов. Часто участники конфликтной ситуации начинают искать не ее решение, а причину или виновника, тем самым запуская процесс взаимообвинений.

Конфликтная ситуация в семье рано или поздно находит отражение и в школе. Часто школа воспринимается как подростками, так и родителями, как сфера деятельности более значимая для родителей и учителей. Это проявляется в высокой степени контроля со стороны взрослых за ней. В результате напряжение в семье может проявляться в виде низкой успеваемости, невнимательности, снижения учебной мотивации, грубости по отношению к учителям или сверстникам, что вызывает беспокойство школы. Обычной реакцией со стороны школы при возникновении подобных проявлений у ребенка становится обращение к родителям. Но в такой ситуации это обращение с большой вероятностью может привести к обострению семейного конфликта и дальнейшему ухудшению школьной ситуации ребенка.

Родители, находясь в конфликте с подростком, не имея достаточных ресурсов для его разрешения, скорее воспримут обращение из школы как еще одну заботу, или как обвинение, чем как предложение помощи. Конечно, в определенной степени это зависит от формы обращения со стороны школьного специалиста, его корректности, готовности с пониманием отнестись к эмоциональному состоянию родителей. Но и это помогает далеко не всегда. Так в некоторых семьях напряженные взаимоотношения и неудовлетворенность потребностей являются нормой существования, а поведение ребенка «встроено» в систему конфликтных отношений и является их необходимой частью. В подобных случаях трудности ребенка со школой только подтверждает семейную концепцию, легенду о неадекватном, ненормальном ребенке, что парадоксальным образом снижает тревогу родителей и ответственность за данную ситуацию. Ведь не только они, но и специалисты признают сложность их ребенка и невозможность с ним «справиться».

Часто происходит обратный процесс: школьные специалисты сообщают родителям о том, что их ребенок «имеет отклонения», его поведение «неадекватно», или он не в состоянии осваивать учебную программу. Попытки родителей заставить ребенка соответствовать школьной норме могут перенести социальный конфликт, возникший в школе, в семью, что еще более усугубляет «отклонение» ребенка в школьной ситуации.
Возникает конфликтная ситуация, в которую включены семья и школа – два социальных института, оказывающих наибольшее влияние на жизнь подростка. Это неизбежно отражается на всех сферах его жизни – выборе друзей, увлечений, способов времяпрепровождения и т.д. Жизнь в конфликтной ситуации, конфликтное взаимодействие с близкими людьми, интериоризируется подростком, становится его собственным способом построения отношений.

«Благополучные» друзья начинают относиться к товарищу в подобной ситуации с некоторой опаской, не понимают его чувств и действий. Статус такого подростка среди успешных одноклассников, скорее всего, понизится.
Ситуация с организованным досугом может складываться по-разному в зависимости от роли родителей: если они были главными инициаторами посещения кружка или секции, подросток, вероятно, постарается исключить эти занятия из своей жизни. Напротив, если в этом заинтересован подросток, могут возникнуть препятствия со стороны родителей. Иногда родители пытаются использовать увлечение подростка для восстановления контроля над его поведением, и тогда подросток лишает родителей этой возможности, отказываясь от увлечения и тем самым уменьшая свою уязвимость.
Под вопросом оказываются и другие увлечения подростка. Часто они требуют денежных средств, которые контролируются родителями, а значит, могут использоваться ими для воздействия на подростка. Помимо средств они требуют эмоциональной вовлеченности подростка, а большая ее часть уходит на противостояние с родителями и школой.

Информация, получаемая из внешнего мира (в частности из СМИ), теперь проходит через «фильтр» противостояния. Выбирается то, что может поддержать позицию подростка или уязвить позицию взрослого.
Разрушение и искажение социальных связей приводит к кардинальному изменению социальной ситуации подростка.

Именно эту ситуацию нарушенных социальных связей и конфликтного взаимодействия мы определяем как ситуацию социально-психологической дезадаптации.

В ситуации социально-психологической дезадаптации ресурсы социальной ситуации развития оказываются недостаточными или доступ к ним ограничен в силу тех или иных обстоятельств. Поэтому трудности, возникающие в жизни подростка, не получают конструктивного разрешения, а напротив, приводят к установлению ригидных, стереотипных отношений, часто сопровождающихся конфликтами с близкими. Подросток увязает в проблемном образе жизни, проблемных ролях, проблемных социальных группах. Поэтому ему необходима специальная помощь, направленная на качественное преобразование его социальной ситуации развития, на помощь ему в освоении ресурсов ситуации и решении актуальных задач развития.
Возникшая вокруг подростка новая система отношений, становясь его «внутренней психологической структурой», психологической функцией, проявляется вовне в виде «качеств» и «особенностей» которые обозначаются как «агрессивность», «безответственность», «девиантное поведение» и т.д. В социальной психологии такое явление, как приписывание ситуативных факторов личностным особенностям, получило название «генеральная ошибка атрибуции».

Такой взгляд на ситуацию подростка позволяет увидеть, что ее превращение в ситуацию дезадаптации происходит не в силу самого по себе наличия у подростка или другого участника ситуации тех или иных особенностей, а в результате неконструктивных реакций других участников взаимодействия, ведущих к возникновению и расширению конфликта. Проявление подростком грубости по отношению к учителю может положить начало конфликту и отчуждению, а может открыть возможность для сближения и понимания. В этот момент это будет зависеть от реакции учителя. За грубостью подростка может лежать обида на недостаток внимания и желание поддержки. А может это отголосок семейного конфликта, и одного вопроса окажется достаточно для начала разговора о наболевшем.

Таким образом, мы можем увидеть цикличность взаимодействия: личностные особенности, выраженные в поведении, влекут за собой реакции окружающих, из реакций складывается социальная ситуация, в которой происходит формирование личностных особенностей и поведенческих реакций, адекватных создавшейся ситуации. Если эти особенности проявляются в поведении, негативно оцениваем социальным окружением, а у значимых людей не хватает ресурсов, эмоциональных сил, знаний, опыта конструктивно на них отреагировать, возникает конфликтное взаимодействие, имеющее тенденцию к расширению и на других участников социальной ситуации.

Для нас важно отметить, что в современном мире в ситуации дезадаптации подростка одновременно происходит два процесса. С одной стороны, ближнее социальное окружение через требования, обвинения, запреты создает давление на подростка. Конечно, целью этого давления является стремление принудить подростка к следованию определенным социальным нормам. При этом сами взрослые могут находится под давлением социальных норм и стереотипов, что часто и принуждает их к оказанию давления на подростка. Но подростком это давление воспринимается чаще всего как вытеснение из прежней ситуации. С другой стороны, современная культура активно создает и демонстрирует модели поведения и жизни, часто привлекательные для подростка, вовлекает его как потенциального потребителя продуктов, связанных с этими моделями. Так, говоря о развитии «компьютерной зависимости» у современных подростков важно обращать внимание не только на особенности подростка и его семейной ситуации, но и на огромные инвестиции в индустрию компьютерных игр и их агрессивную рекламу. При этом данные модели могут подвергаться осуждению в семье, в школе, со стороны других социальных институтов, что может еще больше повысить их привлекательности для подростка. Таким образом, происходит процесс вовлечения подростка в новую ситуацию, и мы должны принимать во внимание оба процесса при организации работы с подростками.

Вытесняемый из прошлой социальной ситуации, подросток ищет или выстраивает вокруг себя такую социальную среду, где, как ему кажется, есть условия для самореализации, повышения статуса, признания. В ситуации социального конфликта оптимальной для подростка может стать маргинальная среда, альтернативная социальной норме, не требующая соответствия стандартам, предъявляемым официальным социумом.
Появляются новые увлечения: игровые автоматы, мелкие хулиганские выходки и т.д. Психоактивные вещества помогают «отключиться» от проблем, оставшихся в семье и школе. Все это требует денег, ищутся возможности «заработка».

Большинство подростков в этой ситуации рано или поздно встречаются с милицией, комиссией по делам несовершеннолетних, что, как ни странно, органично дополняет их картину мира – дает дополнительный повод для обид на взрослых, возможность похвастаться перед друзьями своей стойкостью. И это еще больше повышает его статус в новой референтной группе.

Традиционная на сегодняшний день реакция социума на вышеописанную ситуацию в основном сводится к системе административных мер, организационных выводов, репрессивных действий. Истоки проблемы ищутся в самом подростке, или его родителях. Подключение к ситуации правоохранительных органов или психиатров приводит к еще большей маргинализации подростка, закрепляя за ним статус преступника или психически ненормального. Подобная стигматизация создает ситуацию, когда подросток начинает соответствовать предписанной официальным социумом роли и подкрепляет свой новый статус усугублением девиантного поведения.

Вокруг подростка образуется новая социальная среда. Он находит новые возможности для удовлетворения своих потребностей, реализации своих стремлений: есть ощущение принятия и понимания со стороны новых друзей, имеющих сходные проблемы и интересы, возможно он чувствует уважение и признание со стороны новых взрослых «авторитетов», он ощущает свою возросшую независимость, а с помощью психоактивных веществ может не только подтверждать свою «взрослость», но и «избавляться» от тревоги, обиды, беспокойства. Возможно, это не самый надежный способ, и уже через несколько недель или дней он столкнется с новыми проблемами, – но не сейчас.

Альтернативная среда может быть очень разной, и не обязательно иметь антисоциальную, агрессивную направленность. Это может быть музыкальная субкультура, или более широкое молодежное движение, подобное прежним "хиппи" или современным "эмо". Это может быть более узкая группа, объединенная общим интересом или протестом, или просто уличная компания. Но есть одна общая характеристика, объединяющая эти группы - их участники считают, что именно в этих группах настоящие, нелицемерные, не формальные отношения, в которых можно быть честным с собой и другими. Эта характеристика уже содержит в себе некоторый аспект противопоставления остальному социуму. В свою очередь социум или отдельные социальные институты, часто реагируют на появление таких групп как на потенциальную опасность. Так родители обычно ревниво относятся к компаниям, в которые входит и подросток, усматривая в них, в первую очередь, "дурное влияние". А школа традиционно рассматривают различные неформальные движения как вредные и негативно сказывающиеся на учебном процессе. И для такого взгляда часто есть вполне веские основания. Тем не менее, такой взгляд не позволяет увидеть самого подростка, его интересы, ценности, стремление к честному общению, признанию уникальности.

Если взрослые пытаются силой вернуть подростка в его прежнюю ситуацию, ничего в ней не изменив, маловероятно, что подросток останется в ней. Он уже нашел новые способы удовлетворения своих потребностей, которые могут быть социально неодобряемы, и связаны с потенциальными угрозами, но открывают, по крайней мере, в его восприятии, возможности для полноценной жизни и развития. Насильственное возвращение в "благополучный" социум, запрет на вхождение в альтернативные группы, борьба с ними, могут восприниматься подростками как подавление их личности, пренебрежение их интересами и потребностями, и вызывать действия по противоборству социальному давлению. Таким образом, происходит еще большее отчуждение между группами и людьми, растет ощущение враждебности. Как со стороны официальных социальных институтов, так и со стороны неформальных групп, формируются механизмы противоборства и стереотипы восприятия, сужающие широту взгляда ни ситуацию. Все это приводит к тому, что индивидуальные и социальные усилия, эмоции, интеллект и финансы направляются не на построение договоренностей и обогащение социальной среды, а на противоборство и подавление тенденций, которые кажутся опасными, делая их тем самым еще более опасными.

В большинстве случаев, у подростка бывают и периоды сожаления о существовавших некогда отношениях с родителями, о прежней спокойной детской жизни или ее отдельных моментах. Возможно, и в его нынешней ситуации возникают моменты, когда он чувствует заботу о себе, испытывает благодарность, может быть и сам проявляет уважение, идет навстречу родителям. И в те момент, когда подростку трудно, нужна помощь и поддержка, у взрослого появляется возможность снова стать значимым и полезным. Если только эти момент не будет использован им для обвинения подростка и утверждения своей «правоты».

Следствием ситуации социально-психологической дезадаптации становится отчуждение, разделение людей, вытеснение целых групп из конструктивного социального взаимодействия. Это в свою очередь способствует возникновению симптоматического поведения на индивидуальном уровне, механизмов социального контроля и противодействия на социальном, и в конечном итоге - снижение возможностей для реализации личности и обеднение, стеоретипизацию социальной среды.

Мы можем предположить, что развивающей будет альтернативная, противоположная этой, ситуация. Она предполагает открытое взаимодействие между разными людьми и группами, в котором принимаются во внимание и уважаются как индивидуальные особенности, так и ценности отдельных социальных групп. Это взаимодействие построено на основе взаимного уважения, что открывает пространство для развития, обогащения возможностями, как каждого отдельного человека - участника взаимодействия, так и социального контекста в целом. В результате открываются возможности для индивидуального и социального творчества.
Мы полагаем, что для того, чтобы быть эффективным и счастливым в современном мире и культуре, человеку важно чувствовать себя активным творцом своей собственной жизни, быть способным рефлексировать, осознавать свой собственный опыт и опыт своего взаимодействия другими, уметь взаимодействовать с другими людьми, уважая их позиции и интересы, не пренебрегая при этом собственными. Важно уметь строить близкие отношения и сохранять автономию, заключать и выполнять договоренности, конструктивно разрешать кризисные ситуации, как на индивидуальном, так и на социальном уровне.

Большинство из этих характеристик процессуальны. В современном мире, когда изменения происходят с огромной скоростью, введение содержательных характеристик несет опасность превращение их в ограничение личного развития - с одной стороны, и социальных конфликтов - с другой. Мы живем в мире, когда взрослые все реже могут сказать своим детям: "Я знаю, как это бывает, я тоже был ребенком", поскольку дети живут уже в другом мире. Нужно ли придерживаться тех или иных идей, обладать тем или иным навыком, предпочитать то или иное занятие - все это те вопросы, которые решает для себя сам человек в своих конкретных условиях.
Попробуем представить основные характеристики «идеальной» ситуации:

• Окружение подростка достаточно разнообразно. Есть люди, которые любят и ценят подростка, которые дают ему модель близких отношений. В идеале это семья. Есть взрослые, уважаемые подростком и уважающие его, оказывающие ему доверие и делегирующие ответственность.

• Есть сверстники, обладающие различными интересами, с разными характерами.

• Взрослые, окружающие подростка, конструктивно взаимодействуют между собой, разрешая возникающие у них проблемные ситуации, тем самым демонстрируя эффективные модели поведения.

• Разнообразие участников дополняется разнообразными возможностями взаимодействия, в которых у подростка есть возможность договариваться, заявлять свое мнение, проявлять уважение к чужому, определять степень близости своих отношений с разными людьми, их характер.

• Также важно, чтобы в ситуации присутствовали инструментальные возможности для экспериментирования с собственными навыками, реализации свои интересов, получения опыта участия в разных проектах и порождения собственных.

• У подростка есть право выбора, в том числе разных видов деятельности, учебных предметов, учебного заведения, и других возможностей, касающихся его жизни.

• Родители подростка осознают, что ему скоро предстоит жить самостоятельной жизнью, и помогают к ней готовиться, обсуждая вопросы планирования, денег, устройства дома, определяя совместно с ним зону его ответственности в семье.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.