Сделай Сам Свою Работу на 5

Признаки плодов и семян Способ распространения





А. Плоды имеют сочную мякоть 1. ветром

Б. Плоды имеют перистые волоски 2. водой

В. Плоды и семена мелкие, легкие 3. животными

Г. Плоды имеют крючочки

Д. Плоды имеют плавательные (воздушные) мешочки

А Б В Г Д
         

III. Дай определения или перечисли, где возможно приведи примеры:

Сложный плод –

Простые листья -

Строение тычинки:

 

Ключ.

Проверочная работа 2 к ур.15 Ф6П (2 четверть, декабрь)

по теме ««Строение и многообразие покрытосеменных растений»

Вариант 1.

Часть 1. Выберите один правильный ответ.

1. в

2. б

3. а

4. в

5. б

6. б

7. г

8. г

9. а

10. в

Часть 2.

I Допиши предложения:

1.Укороченный стебель у луковицы называется … (донце)

2. Клубни развиваются на концах подземных побегов … (столонов)

3. Между корой и древесиной находится … (камбий)

II Соответствие

III.Дай определения или перечисли:

Виды жилкования: сетчатое, дуговое, параллельное, вильчатое

Строение пестика: рыльце, столбик( не у всех), завязь

Простой плод – когда в цветке один пестик



 

Вариант 2.

Часть 1. Выберите один правильный ответ.

1. а

2. в

3. в

4. б

5. а

6. б

7. в

8. г

9. г

10. б

Часть 2.

I Допиши предложения:

1.Ползучие стебли земляники называются… (усы)

2. Дыхание стебля с развитым пробковым слоем происходит при помощи … (чечевичек)

3.Расположение листьев на стебле по 2: один против другого называется … (супротивным)

II Соответствие

III. Дай определения или перечисли, где возможно приведи примеры:

Сложный плод – формируется из нескольких пестиков( малина)

Простые листья – одна листовая пластина от черешка

Строение тычинки: тычиночная нить и пыльник

 

Дополнение.

Разработка урока по теме: Строение и разнообразие покрытосеменных растений

Опубликовано 06.03.2015 - 8:23 - Попова Марина Борисовна, много доп. Материала со ссылками на интернет

- Самое большое в мире соцветие?(У индийской талипотовой пальмы-14 метров в длину).

- Какое цветковое растение самое маленькое в мире?(Вольфия бескорневая-1 мм.)

- Какой цветок самый большой? (Раффлезия)



 

Приложение.

Терминологический диктант по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

Фамилия Имя_________________________________ Дата________________

1. Зародыш –

2. Виды жилкования:

3. Стебель –

4. Виды изменения побегов:

5. Двойной околоцветник –

6. Строение пестика:

7. Простой плод –

Терминологический диктант по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

Фамилия Имя_________________________________ Дата________________

1. Семядоли –

2. Функции листа:

3. Чечевички –

4. Столоны –

5. Простой околоцветник –

6. Соцветия –

7. Сложный плод –

Терминологический диктант по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

Фамилия Имя_________________________________ Дата________________

1. Стержневая корневая система –

2. Лист –

3. Виды стеблей:

4. Цветок –

5. Правильный цветок –

6. Виды соцветия:

7. Типы плодов:

Терминологический диктант по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

Фамилия Имя_________________________________ Дата________________

1. Корневой волосок –

2. Простые листья –

3. Главные части цветка:

4. Неправильные цветки –

5. Строение тычинки:

6. Функции плода:

7. Названия плодов:

Терминологический диктант по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

Фамилия Имя_________________________________ Дата________________

1. Побег –

2. Сложные листья –

3. Хлоропласты –

4. Строение цветка:

5. Древесина –

6. Строение плода:

7. Способы распространения плодов:

 

Конкурс «Выбери правильный ответ»:

Каждый из вас получит индивидуальное задание на карточках, на выполнение которого дается 4 минуты. По окончании времени я соберу карточки на проверку, а результаты вы узнаете на следующий урок.
(учитель раздает карточки с заданиями, и дети работают с ними).



Карточка №1:

Из перечня выберите правильное утверждение и цифру верного ответа обведите кружком.

1. У большинства растений стебли прямостоящие.

2. Стебли винограда цепляются за опору усиками.

3. Клетки пробки живые.

4. У черешни листья сложные.

5. У подорожника соцветие простой колос.

Карточка №2:

1. Кожица стебля и пробка – покровные ткани.

2. Ситовидные трубки входят в состав древесины.

3. Камбий – образовательная ткань.

4. У кукурузы сетчатое жилкование листьев.

5. У двудольных растений стержневая корневая система.

Карточка №3:

1. Годичное кольцо образуется за весну, лето и осень.

2. Вода и минеральные соли передвигаются в стебле по сердцевине.

3. Клубни развиваются на концах подземных побегов – столонов.

4. Лист дышит через чечевички.

5. Лепестки образуют венчик.

Карточка №4:

1. По годичным кольцам можно узнать, в каких условиях дерево росло в тот или иной год жизни.

2. Корневище – видоизмененный боковой корень.

3. Завязь – расширенная часть пестика.

4. Важные функции плода – защита и распространение семян.

5. Яблоня и тыквина относятся к сухим плодам.

Выберите один правильный ответ из предложенных. Напротив цифры укажите букву правильного ответа.

Карточка №5:

1. Побег развивается из:
А) листьев, б) почки, в) цветков

2. Стебель растет в толщину за счет:
А) верхушки, б) коры, в) камбия

3. Фотосинтез происходит в:
А) корне, б) листьях, в) стебле

4. При дыхании растение выделяет:
А) углекислый газ, б) кислород, в) азот

5. Видоизмененные листья это:
А) кочан капусты, б) сложные листья, в) усики гороха

Карточка №6:

1. Какие растения имеют семена?:
А) папоротники, б) мхи, в) цветковые

2. Для семян класса однодольных в отличие от двудольных характерно наличие:
А) семенной кожуры, б) зародыша с двумя семядолями, в) зародыша с одной семядолей

3. Конус нарастания в почке образован тканью:
А) проводящей, б) образовательной, в) механической

4. В стебле органические вещества запасаются в:
А) коре, б) древесине, в) сердцевине

5. Главные части цветка:
А) чашелистики, б) лепестки венчика, в) пестик и тычинки

Карточка №7:

1. Эндосперм образован тканью:
А) покровной, б) образовательной, в) запасающей

2. К двудольным растениям относится:
А) пшеница, б) яблоня, в) кукуруза

3. Мочковатая система образована:
А) главным и придаточными корнями,
Б) главным и боковыми корнями,
В) придаточными и боковыми корнями

4. Из генеративной почки развивается:
А) цветок, б) лист, в) побег

5. У сидячих листьев нет:
А) устьиц, б) жилок, в) черешка

Карточка №8:

1. Из зародышевого корешка семени развивается:
А) главный корень, б) придаточный, в) боковой

2. У какого растения стержневая корневая система:
А) пшеница, б) лук, в) одуванчик

3. Из вегетативной почки развивается:
А) лист, б) цветок, в) побег

4. Какую функцию не выполняет лист?:
А) фотосинтез, б) испарение воды, в) запасание питательных веществ

5. Семена развивается из:
А) рыльца пестика, б) стенок завязи, в) семязачатка.

1. Семена однодольных, как и двудольных растений, имеют:

а) запас питательных веществ б) зародыш в) кожуру г) одну семядолю

2. Эндосперм:

а) входит в состав зародыша б) не входит в состав зародыша

в) входит в состав семени г) не входит в состав семени

3. При прорастании семени зародышевый корешок превращается
в корень:

а) боковой б) главный в) придаточный

4. Образовательная ткань корня располагается в зоне:

а) всасывания б) проведения в) деления г) роста

5. Корневые волоски характерны для зоны:

а) деления б) всасывания в) роста г) проведения

6. Участки стебля, на которых развиваются листья, называются:

а) пазухи б) междоузлия в) узлы г) рубцы

7. Почка—это:

а) часть стебля б) зачаточный лист в) часть побега г) зачаточный побег

8. Генеративная почка, в отличие от вегетативной:

а) представляет собой зачаточные бутоны б) имеет защитные почечные чешуи

в) крупнее и округлой формы г) развивается за счет деления клеток образовательной ткани

9. Основными функциями листа являются:
а) опора б) газообмен в) испарение воды г) фотосинтез

10. Для двудольных растений характерно жилкование листа:
а) параллельное б) сетчатое в) дуговое

11. Устьице — это:

а) клетки кожицы листа б) клетки - замыкатели и щель между ними

в) щель между клетками покровной ткани г) клетки, содержащие хлорофилл

12. Органические вещества в листе передвигаются по:

а) механическим волокнам б) ситовидным трубкам в) сосудам г) проводящим пучкам

13. Листья теневыносливых растений, в отличие от листьев све­толюбивых растений:

а) более темные б) более светлые в) не имеют столбчатого слоя клеток г) имеют столбчатый слой клеток

14. Стебель — это:

а) побег б) осевая часть побега в) опора для других частей побега г) орган, соединяющийся с корнем

15. Стебель растет в толщину за счет:

а) коры б) древесины в) сердцевины г) камбия

16. В состав луба входят:

а) сосуды б) пробка в) лубяные волокна г) ситовидные трубки

17. Видоизмененными подземными побегами являются:

а) клубень б) корень в) корневище г) луковица

18. Как корень является частью растения, так и лист являетсячастью:

а) стебля б) корня в) побега г) растения

19. Определите правильную последовательность расположения участков на спиле ствола дерева, начиная от поверхности:

а) сердцевина б) камбий в) кора г) древесина д) кожица е) пробка ж) луб

1. Семена двудольных растений, в отличие от однодольных,
имеют:

а) зародыш б) две семядоли в) кожуру г) запас питательных веществ в семядолях

2. В состав зародыша входят:

а) зародышевый корешок и стебелек с листочками б) эндосперм в) кожура г) семядоля (семядоли)

3. В мочковатой корневой системе наиболее выражены корни:

а) придаточные б) главный в) боковые

4. Корневой чехлик образован клетками ткани:

а) образовательной б) проводящей в) покровной г)основной

 

5. Зона проведения образована:

а) корневыми волосками б) делящимися клетками образовательной ткани в) сосудами г) растущими клетками

6. Листорасположение, при котором листья располагаются по два в узле напротив друг друга, называется:

а) очередное б) мутовчатое в)супротивное г) спиральное

7. Вегетативные почки, как и генеративные:

а) покрыты почечными чешуйками б) имеют зачаточный стебель с зачаточными листочками

в) развитие начинают с распускания г) развиваются за счет деления клеток образовательной ткани

8. Лист — это часть:

а) растения б) побега в) стебля г) почки

9. Для однодольных растений характерно жилкование:
а) сетчатое б) параллельное в) дуговое

10. Листья березы характеризуются наличием:

а) одной листовой пластинки б) прилистников в) черешка г) нескольких листовых пластинок

11. Вода и минеральные вещества передвигаются в листьях по:

а) жилкам б) ситовидным трубкам в) механическим волокнам г) сосудам

12. Наибольшее количество хлоропластов в ткани листа:

а) покровной б) основной столбчатой в) основной губчатой г) проводящей

13. Листья светолюбивых растений, в отличие от листьев тенелюбивых растений:

а) более светлые б) более темные в) не имеют столбчатого слоя г) имеют столбчатый слой

14. Запас питательных веществ откладывается:

а) в коре б) древесине в) сердцевине г) камбие

15.Камбий выполняет функцию:

а) фотосинтеза б) защиты в) роста стебля в толщину г) опоры

16. Проводящая система стебля образована:

а) пробкой б) ситовидными трубками в) сосудами г) механическими волокнами

17. Чешуи луковицы — это видоизмененные:

а) стебли б) почки в) листья г) корни

18. Как образовательная ткань обеспечивает рост растения, так ипокровная ткань обеспечивает:

а) защиту б)опору в) проведение питательных веществ г) газообмен

19. Определите правильную последовательность:

а) организм (растение) б) органы в) клетки г) системы органов д) ткани

 

1. Где находится запас питательных веществ в семени ржи?

2. Где находится запас питательных веществ в семени подсолнечника?

3. Как называются корни, отрастающие от стебля?

4. Название корневой системы, не имеющей главного корня.

5. Зона корня, где происходит увеличение клеток в размерах.

6. Часть корня, защищающая его кончик.

7. Видоизмененный корень репы.

8. Почка, расположенная внутри угла, образованного стеблем и черешком листа.

9. Название почки, из которой появляются листья и цветы.

10. Название почки, из которой появляются только листья.

11. Стебель, с расположенными на нем почками и листьями.

12. Расстояние между узлами побега.

13. Тип листорасположения, когда листья следуют друг за другом.

14. Тип листорасположения, когда листья расположены по два напротив друг друга.

15. Жилкование у листа бегонии.

16. Жилкование у листа пшеницы.

17. Отверстия в кожице листа, через которые происходит газообмен.

18. По ним текут соли и вода.

19. По ним текут растворенные в воде органические вещества.

20. Очень тонкий слой стебля, в котором образуются новые клетки.

21. Слой стебля, в котором накапливается запас питательных веществ.

22. Слой стебля, образованный преимущественно мертвыми клетками, заполненными воздухом.

23. Название видоизмененного побега картофеля.

24. У цветка с простым околоцветником, лепестки иначе называются …. .

25. Из каких частей состоит пестик?

26. Из каких частей состоят тычинки?

27. Главная часть женского цветка.

28. Собранные в месте чашелистики образуют ….. .

29. Собранные вместе лепестки образуют …. .

30. Растения, у которого мужские и женские цветки растут на разных экземплярах.

31. Совокупность рядом расположенных цветко

 

 

1. Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдешь,

На себе их все найдешь.

(Лопух, репей – семянка)

2. В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья.

(Зерно – зерновка)

3. В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке,

Только жаркие лучи

У него не горячи.

(Подсолнух – семянка)

4. Кафтан на мне зеленый,

А сердце – как кумач.

На вкус, как сахар, сладок,

А сам похож на мяч.

(Арбуз – тыквина, ягода)

5. На сучках висят шары –

Потемнели от жары.

(Слива – костянка)

6. Круглое, румяное, я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко – яблоко)

7. Голова - на ножке,

В голове – горошки.

(Мак – коробочка)

8.Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой,

На солнце потемнела я,

И вот теперь я спелая.

(Вишня – костянка)

9. Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

(Черемуха – костянка)

10. Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи,-

Меня ищи.

(Капуста – стручок)

11. Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком

Ну-ка, кто со мной знаком?

(Клюква - ягода)

12. Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина – сложный плод (соплодие). Тип плода – костянка.)

13. В золотой клубочек

Спрятался дубочек.

(Желудь – орех)

14. Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?

(Картофель, подземный побег, плод – ягода)

Кешью – вечнозеленое плодовое дерево, достигающее до 13 м в высоту

То, что называют плодом кешью, представляет собой крупную, разросшуюся грушевидную или овальную плодоножку красного или желтого цвета, длиной 6-12 см. Под ней скрыта желтая, сочная, волокнистая, немного вяжущая, кисловатая мякоть. Такое образование называют «псевдофруктом». За свое сходство с яблоком «псевдофрукт» прозвали «яблоком кешью». За год в странах, выращиваемых это растение, собирают до 25 000 тонн таких «яблок». Их используют для приготовления желе, джемов, компотов, соков, алкогольных напитков.

 

Настоящий плод ореховидный, развивается на конце плодоножки. Покрыт двойной оболочкой. Внешняя - гладкая, зеленоватая, внутренняя - плотная, шероховатая. Под скорлупой содержится съедобное ядро. Средняя масса одного ореха 1.5 г.

Внешне плод кешью напоминает уменьшенную в размерах боксерскую перчатку. Сам орех формой похож на запятую.

Эти интересные особенности кешью запечатлены на следующих фото:

 

Как и где растет дерево кешью: фото и факты

Родиной этого растения является Бразилия, где дерево кешью культивировалось с давних времен. На сегодняшний день данная культура выращивается в 32 странах с тропическим климатом. К ним относятся Индия, Западная Африка, Индонезия, Южная Америка, Иран, Азербайджан и прочие страны. Это основные факты и родине дерева кешью.

 

Плоды орехи кешью

индийский орех поступает в продажу без скорлупы. Это связано с тем, что между его верхней оболочкой и ядром содержится ядовитое масло (фенольная смола), вызывающее ожоги при попадании на кожу человека. Поэтому, после сбора ядра орехов вынимают из скорлупы и оболочки. Затем они проходят термическую обработку до полного испарения фенольной смолы.

Сбор плодов осуществляется при их полном созревании. Спелые плоды снимают с дерева, орехи отделяют от псевдофрукта, высушивают на солнце, затем прожаривают на металлических листах и очищают от скорлупы.

Употребляют кешью и в лечебных целях. С его помощью лечат анемию, дистрофию, псориаз, укрепляют иммунитет.

В состав орехов входят белки, жиры, углеводы, пищевые волокна, крахмал, натуральные сахара, витамины, минералы, жирные Омега – 3 кислоты. Поэтому ежедневно употребляя данный продукт в небольших количествах можно наполнять организм необходимыми веществами.

Калорийность 100 г орехов составляет 630 ккал.

Данный продукт не рекомендуется употреблять в больших количествах, поскольку кешью является сильным аллергеном. При передозировке возможно появление таких симптомов пищевого отравления, как тошнота, рвота, кожный зуд, отек.

Типы плодов

Плод – это орган цветковых растений, содержащий в себе семена.

Плоды развиваются из частей оплодотворенных цветков, прежде всего из завязи, а также цветоложа, цветочной трубки и пр.

Некоторые ботаники называют плоды, которые развиваются не из завязи, ненастоящими, ложными плодами.

Основные части плода – это наружная оболочка, называемая околоплодником (перикарпием) и расположенные внутри нее семена.

Околоплодник обеспечивает сохранность семян во время созревания, и после – их распространение.

Способы развития, строение плодов настолько разнообразны, что среди ученых до сих пор нет единого мнения по их классификации.

В наиболее старом способе классификации исходят из консистенции околоплодника: он может быть сочным или сухим, и плоды делят на: 1. сочные: а) многосемянные (яблоко, гранатина, ягода и др.) б) односемянные (костянка)

2. сухие: а) вскрывающиеся (коробочка, стручок, боб и др.) б) невскрывающиеся (орешек, орех, зерновка, семянка и др.)

Более современный способ классификации плодов строится на принципе эволюции и характеризует плоды по способу развития так называемых плодиков, из которых состоит плод.

Таким образом, плоды делят на свободноплодиковые (апокарпные) плоды, состоящие из несросшихся между собой плодиков, и сростноплодиковые (ценокарпные) плоды, у которых плодики, соответственно, срастаются.

Свободноплодиковые (апокарпные) плоды

Костянка – плод, состоящий из мясистого и обычно сочного среднего слоя околоплодника, внутреннего деревянистого слоя, окружающего семя (косточки), и тонкого кожистого наружного слоя.

Наружный слой также может быть сухим (миндаль) или волокнистым (кокос).

Обычно костянка состоит из одного семени и околоплодника – однокостянка (слива, вишня, абрикос, персики др. розоцветные, ежеголовник).

Исключение составляют некоторые культурные сорта (например, персика), содержащие несколько косточек.

Сросшиеся вместе костянки образуют сложную костянку, или многокостянку (малина, ежевика, костяника, лабазник).

Плод грецкого ореха называют ложная костянка.

Боб – сухой, продолговатый, много- или односемянной плод, при созревании раскрывается сверху вниз двумя створками по брюшному шву и спинной складке. Семена в бобе прикреплены к стенкам плода. Бобы наиболее характерны для семейства бобовых и др. (горох, люпин, люцерна, чина, клевер, мимоза, акация и пр.).

Орешек – сухой, односемянной, нераскрывающийся плод с кожистым или более- менее деревянистым околоплодником. Образуется из верхней завязи. (щавель, ревень, хмель, осока, крапива, горец, шалфей и др. губоцветные, незабудка и др. бурачниковые).

Плод, состоящий из нескольких орешков, называют многоорешек. Особые типы многоорешка – земляника, или земляничина (фрага) и цинарродий. У земляники орешки располагаются на поверхности разрастающегося мясистого и сочного цветоложа (клубника, земляника). Уцинарродия орешки расположены на внутренней поверхности разросшегося цветоложа, вогнутом при созревании (роза). Цинародий и землянику часто называют ложной ягодой или ложным плодом, так как в их образовании участвует не только завязь, но и другие части цветка.

Листовка – наиболее примитивный тип плода, по внешнему виду напоминает боб или стручок, при созревании вскрывается от вершины только по одной стороне (брюшной либо спинной) (лютик, барвинок). Листовка бывает одно-, двух- и многогосемянной (чаще всего). Плод, состоящий из нескольких листовок, называют многолистовка (калужница, купальница, пион, живокость). Разновидность листовки – сочная листовка и сочная многолистовка (лимонник, актея).

Сростноплодиковые (ценокарпные) плоды

Коробочка – сухой плод с плотным, кожистым или деревянистым околоплодником, внутри которого свободно лежат семена. В отличие от многоорешка, коробочки при созревании раскрываются различными способами, разбрасывая семена. Коробочка внутри обычно разделена на секции – гнезда. Бывают 3-5- гнездные коробочки, реже 2- или многогнездные (щирица, ситник, пролесник, ожика, фиалка, пролеска и др. лилейные, колокольчик, конский каштан и пр.).

Стручок – сухой многосемянной продолговатый плод, состоит из двух сросшихся плодолистиков. Семена расположены вдоль прозрачной ложной перегородки, разделяющей плод на две продольные части. При созревании стручок открывается снизу вверх двумя створками. Наиболее характерен стручок для растений семейства капустных (крестоцветных) (вечерница, сурепка, редька, яснотка, чесночница и др.)

Стручочек – разновидность стручка, когда го длина не превышает ширину более чем в два раза (ярутка, пастушья сумка, икотник, лунник, веснянка). Перегородка (рамка) стручочков может быть узкой или широкой, что обусловлено плоской или лодочкообразной формой створок.

Семянка – сухой, односемянной плод с кожистым, невскрывающимся при созревании околоплодником. Развивается из нижней завязи. На семянках часто развиваются дополнительные выросты, способствующие распространению семян: хохолки, летучки, крючочки и пр. (ветреница, лютик, гравилат, частуха, одуванчик, полынь, цикорий, лопух, прострел, череда, репейник и др. )

Зерновка – сухой односемянной, невскрывающийся плод с пленчатым околоплодником, который очень тесно прилегает к семенной кожуре и кажется сросшимся с ней. Развивается из верхней завязи. Часто зерновка плотно окружена сухими цветковыми чешуями – пленчатые зерновки (ячмень, рис, овес, ковыль); зерновки без пленки из цветочных чешуй называют голыми (кукуруза, рожь, пшеница, пырей). Зерновка – характерный плод растений семейства злаков.

Крылатка – простой сухой, невскрывающийся плод, у которого околоплодник разрастается в виде плоского волокнистого крыла и позволяет семенам разноситься ветром на большие расстояния. Крыло может вырастать с одного конца семени (клен, ясень), или обрастать вокруг него (вяз).

Вислоплодник – сухой двусемянный плод дробный плод, развивается из двухгнездной завязи, при созревании распадается на две продольные половинки (полуплодика) и некоторое время висят на расщепленном надвое стержне – участках швов соседних плодолистиков, так называемом карпофоре. Вислоплодник характерен для для большинства растений семейства зонтичных и некоторых – семейства аралиевых (анис, укроп, амми, болиголов, кориандр и др.)

Ягода– многосемянной, чаще всего многогнездный плод с мясистым и сочным околоплодником. В отличие от костянки, не имеет косточки (виноград, томат, перец, баклажан и др. пасленовые, ландыш, вороний глаз). Развивается как из верхней, так и из нижней завязи, в последнем случае на верхушке ягоды остается высохший околоцветник (крыжовник, смородина, черника).

Разновидности ягодообразного плода: померанец (или гесперидий) – плод, характерный для растений подсемейства цитрусовых. Имеет толстый, снаружи железистый, внутри волокнистый околоплодник, гнезда разделены пленчатым слоем и выполнены мешочками с соком (лимон, апельсин, манарин, грейпфрут и пр.)

;тыквина – ягодообразный плод с мясистым внутренним слоем, сочным средним и более- менее твердой, тонкой наружной кожицей. Характерный плод для многих растений семейства тыквенных.

Яблоко, яблоковидный плод (ложный плод) – сочный плод, у которого сочная внешняя мякоть образуется сильно разросшимся цветоложем, а плодолистики образуют внутри плода 3-5 гнезд из жестких или образующих твердую «косточку» перегородок, содержащих семена (яблоко, груша, айва, рябина, боярышник, кизил и др.).

Желудь – односемянной, невскрывающийся плод с кожистым околоплодником, у основания покрыт плюской – образованием из большого числа чешуевидных прицветников – брактей. Наиболее характерный плод для дуба.

Орех – отличается от желудя более или менее деревянистым околоплодником, а плюска состоит из малочисленных листоватых брактей (лещина).

 

Отдельно стоит упомянуть части голосеменных (хвойных) растений, несущих семена: шишки и шишкоягоды. Шишки – изначально это видоизмененный побег хвойных растений, покрытый чешуйками. На чешуйках мужских шишек развиваются пыльцевые мешки, на чешуйках женских развиваются семяпочки с яйцеклетками. Оплодотворенные женские шишки одревесневают, обеспечивая сохранность созревающих семян (ель, лиственница, кипарис, кедр). У некоторых хвойных чешуйки созревших шишек расходятся в стороны или опадают, рассыпая семена (сосна, пихта). Шишкоягоды – после оплодотворения чешуйки женских шишек срастаются и образуют сочную шишкоягоду. Шишкоягоды характерны для растений рода можжевельник, эфедра.

 

Способы распространения плодов и семян После образования семян либо весь плод, либо содержащиеся в нем семена (или семя), отделяются от родительского растения. Способы расселения семян и плодов у цветковых растений очень разнообразны. Конечно, ветер и вода здесь широко используются как посредники в расселении, но к ним еще добавляется посредничество животных, а также использование механических сил, возникающих в самом растении, и, кроме того, многочисленные приспособления плода, позволяющие наиболее эффективным образом использовать перечисленных посредников. Существуют три главных внешних фактора, распространяющие семена, 1) распространение ветром (анемохория); 2) распространение животными (зоохория); 3) распространение водой (гидрохория).Распространение животными Распространение семян животными, в общем, более надежно, так как животные обычно посещают плодородные участки, подходящие для прорастания семян. Плоды, снабженные колючками или крючочками, прицепляются к коже или шерсти проходящих мимо животных и могут быть перенесены на некоторое расстояние, прежде чем будут содраны или отпадут. Прицепки развиваются из разных частей плода или окружающих структур . Рис. 1. Плоды, распространяемые животными Примерами служат плоды подмаренника цепкого, гравилата, лопуха, моркови, лютика, череды, репешка. Примерами сочных плодов служат плоды сливы, ежевики, земляники, томата, яблони. Мясистые части этих плодов служат пищей животным и птицам. При созревании они обычно приобретают яркую окраску и аромат, привлекающие животных. Животное съедает, и семена проходят через кишечник и выходят с испражнениями, часто попадая на плодородную почву. Содержащиеся в экскрементах питательные вещества могут повышать плодородие почвы вокруг семени.Распространение ветром Многие растения, распространяемые ветром, имеют специальные приспособления. К их числу относятся летучки, которыми снабжены, например, семена ивы, кипрея, хлопчатника, плоды одуванчика, и крылатки, как, например, у сосны (голосемянные), яза, ясеня, клѐна, граба. Рис. 2. Плоды и семена, распространяемые ветром У ряда растений, например у мака, чернушки, наперстянки, лихниса, плод – коробочка, сидящая на ножке, которую колышет ветер, так что многочисленные мелкие семена высыпаются через поры в верхней части плода. Семена некоторых растений, например, орхидей, настолько мелкие и лѐгкие, что разносятся ветром, не имея никаких специальных придатков, вскрывающихся плодов. Вскрытие у них происходит путѐм растрескивания по шву между плодолистиками, как, например, у бобов. Семена при этом либо выбрасываются из плодов более или менее сильным толчком, либо просто выпадают из них. Некоторые из таких семян имеют приспособления для распространения ветром (например, у кипрея). Коробочки тоже бывают вскрывающимися (например, у мака и кипрея), причѐм у некоторых растений семена выбрасываются из них с силой (например, у фиалки). Распространение водой В клетках стенки завязи накапливаются такие вещества как белки, крахмал, сахара, жирные масла, некоторые витамины и др. Лишь немногие плоды и семена специально приспособлены для распространения с помощью воды. Они содержат воздушные полости, удерживающие их на поверхности воды. Рис. 3. Плоды, распространяемые водой Кокосовый орех - костянка с волокнистым мезокарпием и многочисленными воздухоносными полостями. У кувшинки семя снабжено губчатой оболочкой, происходящей из ножки семязачатка. Случайное распространение Разделение семян и плодов на категории в зависимости от способа их распространения не является строгим. Во многих случаях большую роль играет элемент случайности, и данный плод или семя может распространяться двумя из названных трѐх способов или даже всеми тремя. Один из главных факторов случайного распространения является человек; семена могут прицепляться или прилипать к его одежде и т. д. или перевозиться с разными грузами на транспортных средствах. Засорение зерновых культур семенами сорняков обычное явление, наблюдаемое по всему земному шару. Орехи, припрятанные про запас грызунами, могут остаться, и прорасти следующей весной. Наводнения, ураганы и т. д. могут занести семена дальше, чем обычно.Иные способы распространения плодов и семян Интересный пример – разбрасывание семян бешеным огурцом. Плод этого растения, принадлежащего к семейству тыквенных, очень похож на своего родственника – обыкновенного огурца. Когда семена бешеного огурца достигают полной зрелости, окружающие их мясистые ткани превращаются в слизистую массу. При отделении огурца от плодоножки создается давление на содержимое плода по принципу реактивной тяги, которая двигает плод в противоположную полету семян сторону, что способствует разбрасыванию семян на более значительной площади. Бобы – плоды, характерные для представителей сем. бобовых, например, для гороха, конских бобов, фасоли, утѐсника, ракитника, золотого дождя из одного плодолистика содержащего много семян. Околоплодник, высыхая, скручивается, так как его наружные и внутренние волокнистые слои сокращаются в разных косых направлениях; в результате создаѐтся напряжение, и боб может внезапно раскрыться по боковым швам, с силой выталкивая наружу несколько семян. Другие семена выбрасываются менее энергично по мере дальнейшего скручивания. У эшшольции от растения активно отделяется – отскакивает - целиком весь плод с созревшими семенами. Растения, разбрасывающие семена, обычно произрастают в таких местах, где по тем или иным причинам невозможно использовать другие пути расселения (ветер, животные). Чаще всего они обитают в глухих уголках леса, где почти не бывает ветра, и где редко проходят звери. У многих ирисовых, лилейных, примул распространение семян построено по принципу метательных приспособлений

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.