Сделай Сам Свою Работу на 5

Обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания

Учебно-методический комплекс ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Социализация личности ребенка

Преподаватель: Яковлева Е.В.

 

Направление подготовки (специальность) 050708.65 – педагогика и методика начального образования
 
   
Формы обучения Заочная сокращённая

 

 

Череповец, 2010-2011


Модуль 1. Рабочая программа учебной дисциплины.

 

Рабочая программа учебной дисциплины находится в 715 каб., электронная версия программы в 715 и 720 каб.

 

Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 050708 – педагогика и методика начального образования, утвержденного Министерством образования РФ, 2005 г.

Социализация личности ребенка в системе начального образования

Общее понятие о социализации личности младшего школьника. Показатели сформированности социальной активности ребенка. Содержание, виды, формы социально-педагогической работы с младшими школьниками. Социальная направленность познавательной, нравственной, коммуникативной, художественно-эстетической, трудовой, физкультурно-спортивной деятельности детей младшего школьного возраста.

 

Выписка из рабочей программы учебной дисциплины «Социализация личности ребенка в системе начального образования»

 

Содержание разделов дисциплины

 

Сущность и факторы социализации. Социализация личности как педагогическая проблема. Понятие о социализации, субъект-субъектный и субъект-объектный подходы к социализации. Факторы, агенты, средства социализации. Психологические, социально-психологические и социально-педагогические механизмы социализации. Составляющие процесса социализации. Основные критерии социализированности. Адаптация и обособление, их взаимосвязь.

Особенности социализации младших школьников. Педагогический аспект социализации, особенности социализации младшего школьника. Социальный опыт как результат социализации младших школьников: структура и содержание социального опыта, механизмы становления. Современные сценарии социализации детей в образовательных учреждениях. Семья как важнейший фактор социализации и институт воспитания младших школьников. Проблемы и трудности социализации младших школьников.



Социально-педагогическая деятельность учителя начальных классов.Сущность и основные направления социально-педагогической деятельности учителя начальных классов. Виды и формы социально-педагогической работы с младшими школьниками. Социальная направленность познавательной, нравственной, коммуникативной, художественно-эстетической, трудовой, физкультурно-спортивной деятельности детей младшего школьного возраста. Способы взаимодействия педагогов, родителей и самого ребенка в успешной социализации младшего школьника.

 

ЦЕЛЬ учебной дисциплины - сформировать у будущих педагогов начальной школы представление о социализации ребенка как педагогической проблеме.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА

Появление данного курса в стандарте ВПО последнего поколения обусловлено необходимостью подготовки учителя начальных классов к реализации социально-педагогической функции в педагогической деятельности.

Дисциплина включена в раздел «Педагогика начального образования», связана с курсами «Введение в педагогическую деятельность учителя начальных классов. Педагогические технологии начального образования», «Теория и методика воспитания младших школьников» и др.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

После изучения данного курса студенты должны

Знать:

· сущность социализации;

· особенности социализации младших школьников;

· условия, факторы, средства, механизмы социализации младших школьников;

· критерии, показатели социальной активности младшего школьника;

· направления, виды социально-педагогической работы с детьми.

Уметь:

· моделировать воспитательную работу социально-педагогической направленности;

· подбирать диагностические методики для выявления уровня сформированности социального опыта младшего школьника.

Овладеть навыками:

· решения социально-педагогические задач в воспитательной работе;

· осуществления взаимодействия школы и семьи в целях успешной социализации младшего школьника.

 

Дидактические единицы дисциплины:

социализация,

адаптация (социальная),

социальный опыт,

социальное воспитание,

социальная среда,

социально-педагогическая деятельность,

факторы социализации,

средства социализации

механизмы социализации,

агенты социализации

Модуль 2. Основная учебная литература

 

Учебники, учебные пособия

1. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь, 2004 *

2. Мудрик А.В. Основы социальной педагогики. - М.: Академия, 2006

3. Никитина Л.Е. Социальная педагогика. – М.: Академический проект, 2003

4. Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. – М.: Высшее образование, 2008

5. Липский И.А. Социальная педагогика: Методологический анализ. – М.: ТЦ Сфера, 2004

 

 

Модуль 3. Методические рекомендации по дисциплине

 

Тематическая карта дисциплины

 

Семестр   Количество часов Зачет
Лекции Практические. занятия Всего ауд. занятий
3 курс, 6 сем. Социализация личности ребенка в системе начального образования  
4 курс, 7 сем.       +

 

Тематика лекций (общий объем 4 часа)

 

Тематика лекции Кол - во часов
1.Сущность, факторы и механизмы социализации личности
2. Социализация как педагогическое явление. Особенности социализации младшего школьника.

 

Тематика практических занятий (общий объем 2 часа)

 

Тематика практических занятий Количество часов
1. Социализация личности младшего школьника как педагогическая проблема  
2. Социальная направленность воспитательной работы учителя начальной школы.

 

Практическое занятие 1

Социализация личности младшего школьника как педагогическая проблема

 

План

1. Общее понятие о социализации человека. Особенности социализации младшего школьника.

2. Задачи, основные этапы социализации младшего школьника.

3. Основные факторы, агенты, средства социализации младших школьников.

4. Социальный опыт как интегрированный показатель социализации младшего школьника: понятие, механизм становления.

5. Педагогическая характеристика структуры социального опыта ребенка.

6. Диагностика социального опыта младших школьников.

7. Образовательное пространство как фактор социализации младших школьников.

8. Современные сценарии социализации детей в школах России.

9. Проблемы и трудности социализации младшего школьника.

 

Литература

1. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь, 2004 *

2. Мудрик А.В. Основы социальной педагогики. - М.: Академия, 2006

3. Никитина Л.Е. Социальная педагогика. – М.: Академический проект, 2003

4. Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. – М.: Высшее образование, 2008

5. Липский И.А. Социальная педагогика: Методологический анализ. – М.: ТЦ Сфера, 2004

6. Васильева Т.П. Практические занятия по дисциплине «Социализация личности ребенка в системе начального образования. – Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2006 *

7. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. - СПб, 1997

8. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2005

9. Социальная педагогика: курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000

10. Социальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений /Под ред. В.А. Никитина – М., 2000*

 

Практическое занятие 2

Социальная направленность воспитательной работы учителя

начальных классов

 

1. Личностно-ориентированное воспитание и становление индивидуальности школьника.

2. Воспитание и самовоспитание как факторы социализации школьников.

3. Социальная направленность познавательной деятельности младших школьников.

4. Социальная направленность организации нравственного воспитания и коммуникативной деятельности в начальном звене школы.

5. Социальная направленность художественно-эстетической деятельности младших школьников.

6. Организация социально-направленной трудовой деятельности младших школьников.

7. Социальная направленность физкультурно-спортивной деятельности младших школьников.

8. Качества личности учителя начальных классов, необходимые для решения социально-педагогических задач.

9. Партнерство педагога, родителей и ребенка как условие успешной социализации младшего школьника.

 

Литература

1. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь, 2004 *

2. Мудрик А.В. Основы социальной педагогики. - М.: Академия, 2006

3. Никитина Л.Е. Социальная педагогика. – М.: Академический проект, 2003

4. Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. – М.: Высшее образование, 2008

5. Липский И.А. Социальная педагогика: Методологический анализ. – М.: ТЦ Сфера, 2004

6. Васильева Т.П. Практические занятия по дисциплине «Социализация личности ребенка в системе начального образования. – Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2006 *

7. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. - СПб, 1997

8. Дик Н.Ф. Воспитываем личность. Воспитательная работа в начальной школе / Н.Ф. Дик. - Ростов н./Д., 2005*

9. Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов. - Ростов н./Д: Феникс, 2004*

10. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: Практическое пособие для учителей нач. школы. - Ростов н./Д., 2000

11. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2005

12. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Академия, 2004

13. Мониторинг управления качеством образования на основе личностно-ориентированного подхода. Часть 2. /Под ред. Буровой Л. И., Яковлевой Е.В. - Череповец, 2001*

14. Социальная педагогика: курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000

15. Социальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений /Под ред. В.А. Никитина – М., 2000*

Модуль 4. Средства контроля качества обучения

 

1. Контроль за самостоятельной работой студента

Текущий контроль -Контрольные работы

 

 

№ п/п Примерные вопросы контрольных работ  
контрольная работа - составление матрицы обобщенного показателя социального благополучия семьи
контрольная работа - составление карты социума конкретного ребенка

 

Матрица

обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания

 

п./п. Социальные характеристики семьи Балл
1. Состав мать: мать, отец, дедушка, бабушка; только мать и Отец; мать и отчим; отец и мачеха; одна мать; один отец; родителей нет: бабушка, дедушка; только другие родственники
2. Санитарно-жилищные условия семьи: благоустроенная отдельная квартира; отдельная квартира с родителями супругов; более одной комнаты в коммунальной квартире; одна комната в коммунальной квартире с удобствами; комната в общежитии, бараке без удобств
Доход семьи: могут практически ни в чем себе не отказывать; денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут в кредит или в долг; на повседневные расходы хватает, но покупка одежды вызывает трудности; живут от зарплаты до зарплаты; денег до зарплаты не хватает.
4. Педагогический стиль семьи: постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия; слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость; первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям; равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети, как дополнительное бремя, дополнительные проблемы; напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям.
5. Уровень социального здоровья семьи: атмосфера взаимной поддержки, доброжелательности, любви; здоровый образ жизни семьи без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут по «привычке»; в семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке; судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей; родители стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение.  
6. Ценность детей в семье: дети - главная ценность в семье; дети - равнозначная ценность наряду с супружеством; дети дополняют супружеские отношения; дети - элемент социального статуса «как у всех»; дети - обуза, доставляют много дополнительных забот, беспокойства.
7. Отношения семьи со школой: высокая включенность в жизнь школы, посильная помощь в школе, высокая информированность о школьных делах ребенка; обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях; интерес к школьной жизни ребенка односторонний: только у матери; критика педагогических методов школы, уклонение от посещения родительских собраний; отсутствие интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком школы (в целях эксплуатации его труда, по другим причинам).

 

Инструкция по определению обобщенного показателя уровня социального благополучия семьи как института воспитания:

Общая сумма баллов: 105.

При анализе конкретной семьи сумма баллов:

- ниже 21 характеризует семью группы повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);

- от 22 до 30 характеризует семью в пределах допустимой нормы, но семье требуется социально-педагогическая помощь;

- более 31 балла характеризует благополучные семьи (чем больше баллов, тем устойчивее благополучие).

На основе полученных данных сделайте выводы и рекомендации.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.