Тема 1.3. Феноменология манипуляции.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет психологии
Рассмотрено и
рекомендовано
на заседании кафедры
социальной психологии
Протокол № ________
«___»__________ 200_ г.
Зав. кафедрой _________
| УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
(зам. декана по учебной работе)
___________________
___________________
«___»_________ 200_ г.
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
учебной дисциплины «Психология манипуляции»
По специальности (030300) ПСИХОЛОГИЯ
(специалитет)
Составитель: доктор психол.наук, профессор
Кафедры социальной психологии Рюмшина Л.И.
Ростов-на-Дону
Пояснительная записка
Спецкурс “Психология манипуляции” представляет собой самостоятельный курс, рекомендуемый для студентов ДО отделения психологии, специализирующихся в области социальной психологии. Основная цель: дать представление о психологии манипуляции, ее междисциплинарном характере, предмете, основных понятиях и теориях, истории и современном состоянии (в т.ч. числе и в отечественной психологии), прикладном и практическом приложении.
2. Задачи спецкурса:
1.Познакомить с манипуляцией как междисциплинарным феноменом.
2.Показать специфику манипуляций, отличие от близких понятий (лжи, полуправды, сплетен и т.д.).
3.Рассмотреть внешние и внутренние причины, провоцирующие манипуляции.
3.Познакомить с современным состоянием психологии манипуляций.
4.Ознакомить с классификацией манипулятивных приемов, особенностями их организации.
5. Обучить основным приемам противодействия манипулятивным воздействиям.
Место курса в образовательной программе специальности
Учитывая междисциплинарность изучения манипуляций, спецкурс “Психология манипуляции" строится с опорой на следующие курсы: философия, психология личности, социальная психология, психология общения. В связи с междисциплинарностью он может быть рекомендован для студентов обучающихся в магистратуре и специализирующихся в других психологических отраслях (психологии личности, юридической психологии), а также для студентов смежных наук (политологии, журналистики, философии, культурологи и др.).
Список контрольных вопросов по всему курсу, прилагающийся к программе, позволяет студентам выделить наиболее важные моменты изучаемого материала и оценить степень своей подготовленности к сдаче зачета.
Требования к уровню освоения содержания курса
Критериями освоения студентами курса “Психология манипуляции" являются понимание специфики манипуляции как междисциплинарного феноменом, усвоение основных феноменов и понятий психологии манипуляции; освоение способов и приемов противодействия манипулятивным воздействиям. В процессе изучения спецкурса студенты выполняют проектные задания, отвечают на вопросы рубежных тестов; осваивают приемы самокоррекции и коррекции межличностных отношений.
Компетенции, развиваемые в рамках дисциплины
Спецкурс формирует способность и готовность к:
1. пониманию специфики манипуляций, как особого вида психологических воздействий,
2.осознанию роли манипуляций в культуре, жизни общества и конкретного человека,
3.осмыслению внешних и внутренних причин применения манипуляций,
4.пониманию современного состояния психологии манипуляции, как новой области психологического знания, 5.осмыслению классификаций манипулятивных приемов, областей жизнедеятельности человека, где они могут встречаться,
6.осознанию морального и психологического вреда, наносимого манипуляциями,
7.использованию основных приемов противодействия манипулятивным воздействиям в жизни.
П. Учебно-тематический план учебной дисциплины «Психология манипуляции».
№ п/п
| Наименование модулей и тем
| ВСЕГО (часов)
| Аудиторные занятия (час.)
| Самостоятельная работа
| В том числе
| Лекции
| Семинары/ Практич. занятия
|
| Модуль 1. Манипуляция как междисциплинарный феномен
|
|
|
|
|
| Развитие представлений о манипуляции.
|
|
|
|
|
| Манипуляция как психологический
феномен
|
|
|
|
|
| Феноменология манипуляции.
|
|
|
|
|
| Модуль П. Манипуляция как коммуникативное явление.
|
|
|
|
|
| Манипуляции массовым сознанием
|
|
|
|
|
| Субъекты манипулятивного взаимодействия
|
|
|
|
|
| Манипуляции в межличностной сфере.
|
|
|
|
|
| Личность и общение
|
|
|
|
|
| Раздел Ш. Противодействие манипуляциям
|
|
|
|
|
| Способы и средства противодействия манипуляциям
|
|
|
|
|
| Приемы и методы саморазвития.
|
|
|
|
|
| Способы противодействия манипуляциям в межличностном общении.
|
|
|
|
|
| Методы исследования манипуляций.
|
|
|
|
|
| Анализ манипуляций в произведениях художественной литературе.
|
|
|
|
|
| Онтологический подход к манипуляциям.
|
|
|
|
|
| Диалог, игра, манипуляция.
|
|
|
|
|
| Манипулятивные приемы в политической пропаганде и
рекламе
|
|
|
|
|
| Манипуляции в средствах массовой коммуникации
|
|
|
|
|
| Методы и приемы самопознания
|
|
|
|
|
ИТОГО: 9716 32 49
Ш. Учебные модули.
Модуль 1. Манипуляция как междисциплинарный феномен
Комплексная цель:сформировать у студентов понимание специфики манипуляций, как особого вида психологических воздействий.
Тема 1.1. Развитие представлений о манипуляции.
Междисциплинарность изучения манипуляций.Развитие философских представлений о манипуляциях, их роли в жизни общества и отдельного человека (Платон, Аристотель, Гоббс и др.). Появления манипуляций в политическом словаре. Макиавеллизм и представление Н. Макиавелли о негативной природе человека, как основе манипуляций; оправдание нравственного принципа «Цель оправдывает средства».
Роль экзистенциализма в привлечении внимания к изучению манипуляции в двадцатом столетии. Экзистенциализм и идеи значимости осмысленной жизни. Атеистический и религиозный экзистенциализм. Диалог и манипуляция. Манипуляции как безнравственное общение и насильственная коммуникация.
Манипуляции в СМИ. Роль манипуляции как средства воздействия на потребителей информации.
Тема 1.2. Манипуляция как психологический феномен
Манипуляция как психологический феномен. Анализ манипуляций в общей психологии, психологии личности и социальной психологии.
Манипулятивность психологии середины 20 столетия. Отношение к манипуляциям в психоанализе (К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм и др.) и бихевиоризме (Хоманс, Бандура и др.). Продолжение идей экзистенциализма в трудах ученых гуманистической психологии (Г.Олпорт, А.Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй, В. Франкл и др.).
Причины, провоцирующие манипуляции. Внешние (риск и неопределенной общественной ситуации, рыночные отношения, социокультурные предпосылки) и внутренние (недоверие себе и другим, преобладание рациональной деятельности над эмоциями, стремление к подтверждению своей значимости, экономия усилий и времени) причины манипуляций (Р. Мэй, Дж. Бюдженталь, Э. Шостром, Ф. Перлз, Э. Фромм и др.).
Отношение к манипуляциям советской психологии. Онтология бытия человека С.Л. Рубинштейна, экзистенциальные идеи М. Бахтина. Отношение к другому как к ценности (М.И. Бобнева, А.А. Бодалев, К.А. Абульханова-Славская и др.). Представление о манипуляциях в постсоветской психологии (Е.Л. Доценко, В.В. Знаков, С.Л. Браченко, Г.В.Грачев, И.К.Мельник, Л.И. Рюмшина и др.). Манипулирование людьми как социально-психологическая проблема.
Тема 1.3. Феноменология манипуляции.
Выделение признаков и определение манипуляции (Е.Л. Доценко, В.В. Знаков, С.Л. Братченко, Л.И. Рюмшина и др.). Контроль и скрытность намерений одного из партнеров, воздействие на подсознание другого, использование других в собственных целях.
Скрытность воздействия как определяющий признак манипуляции. Стремление к контролю и подчинению воли другого, лишение его свободы выбора как цель и психологический смысл манипуляции. Игнорирование нравственной оценки манипуляции в отечественной психологии. «Полезность» манипуляций. Манипуляция как нарушение прав человека на свободное волеизъявление и самовыражение (С.Л. Братченко, Л.И. Рюмшина).
Механизмы манипулирования. Специфика внушения как механизма манипуляции. Кодирование и декодирование информации. Сложная структура манипуляции. Наличие в ней явного и скрытого смысла. Условия и приемы манипулирования. Классификация приемов и условий манипулирования. Психолингвистические и психосемантические конструкты, способствующие манипулированию. Создания внутреннего дискомфорта у человека, как главное условие манипулирования. Отличие манипуляций от близких к ней понятиям (лжи, неправды, полуправды, сплетен, слухов). Применение данных явлений с целью получения выгоды для себя за счет другого. Применение сплетен и слухов в политической пропаганде.
Манипулирование другими с позиций ценностно-смыслового подхода. Манипулирование как обесценивание себя, другого и самого общения. Получение выгоды для себя за счет другого, не осознающего этого как определяющий признак манипулирования.
Осознанное и неосознанное применение манипуляций. Манипулятивное воздействие и манипулятивная деятельность как совокупность манипулятивных воздействий (Л.И. Рюмшина). Формирование манипулятивной деятельности на основе положительного подкрепления манипулятивных воздействий. Относительная независимость коммуникативной деятельности от внешних условий (ситуации общения, партнера по общению и др.). Зависимость манипулятивной деятельности от ценностно-смыслового отношения человека к миру, себе и другим.
Представление о манипуляции как целостном явлении, включающем три составляющие: манипулирующего, собственно саму манипуляцию и объекта манипулирования. Методы исследования манипулятивных склонностей личности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|