Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1.3. Феноменология манипуляции.





ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет психологии

Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры социальной психологии Протокол № ________ «___»__________ 200_ г. Зав. кафедрой _________ УТВЕРЖДАЮ Декан факультета (зам. декана по учебной работе) ___________________ ___________________ «___»_________ 200_ г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «Психология манипуляции»

По специальности (030300) ПСИХОЛОГИЯ

(специалитет)

Составитель: доктор психол.наук, профессор

Кафедры социальной психологии Рюмшина Л.И.

Ростов-на-Дону

Пояснительная записка

Спецкурс “Психология манипуляции” представляет собой самостоятельный курс, рекомендуемый для студентов ДО отделения психологии, специализирующихся в области социальной психологии. Основная цель: дать представление о психологии манипуляции, ее междисциплинарном характере, предмете, основных понятиях и теориях, истории и современном состоянии (в т.ч. числе и в отечественной психологии), прикладном и практическом приложении.



 

2. Задачи спецкурса:

1.Познакомить с манипуляцией как междисциплинарным феноменом.

2.Показать специфику манипуляций, отличие от близких понятий (лжи, полуправды, сплетен и т.д.).

3.Рассмотреть внешние и внутренние причины, провоцирующие манипуляции.

3.Познакомить с современным состоянием психологии манипуляций.

4.Ознакомить с классификацией манипулятивных приемов, особенностями их организации.

5. Обучить основным приемам противодействия манипулятивным воздействиям.

 

Место курса в образовательной программе специальности

Учитывая междисциплинарность изучения манипуляций, спецкурс “Психология манипуляции" строится с опорой на следующие курсы: философия, психология личности, социальная психология, психология общения. В связи с междисциплинарностью он может быть рекомендован для студентов обучающихся в магистратуре и специализирующихся в других психологических отраслях (психологии личности, юридической психологии), а также для студентов смежных наук (политологии, журналистики, философии, культурологи и др.).



Список контрольных вопросов по всему курсу, прилагающийся к программе, позволяет студентам выделить наиболее важные моменты изучаемого материала и оценить степень своей подготовленности к сдаче зачета.

 

Требования к уровню освоения содержания курса

Критериями освоения студентами курса “Психология манипуляции" являются понимание специфики манипуляции как междисциплинарного феноменом, усвоение основных феноменов и понятий психологии манипуляции; освоение способов и приемов противодействия манипулятивным воздействиям. В процессе изучения спецкурса студенты выполняют проектные задания, отвечают на вопросы рубежных тестов; осваивают приемы самокоррекции и коррекции межличностных отношений.

 

Компетенции, развиваемые в рамках дисциплины

Спецкурс формирует способность и готовность к:

1. пониманию специфики манипуляций, как особого вида психологических воздействий,

2.осознанию роли манипуляций в культуре, жизни общества и конкретного человека,

3.осмыслению внешних и внутренних причин применения манипуляций,

4.пониманию современного состояния психологии манипуляции, как новой области психологического знания,
5.осмыслению классификаций манипулятивных приемов, областей жизнедеятельности человека, где они могут встречаться,

6.осознанию морального и психологического вреда, наносимого манипуляциями,

7.использованию основных приемов противодействия манипулятивным воздействиям в жизни.

 



 

П. Учебно-тематический план учебной дисциплины «Психология манипуляции».

 

№ п/п Наименование модулей и тем ВСЕГО (часов) Аудиторные занятия (час.) Самостоятельная работа
В том числе
Лекции Семинары/ Практич. занятия
  Модуль 1. Манипуляция как междисциплинарный феномен        
Развитие представлений о манипуляции.                
Манипуляция как психологический феномен          
Феноменология манипуляции.        
  Модуль П. Манипуляция как коммуникативное явление.        
Манипуляции массовым сознанием            
Субъекты манипулятивного взаимодействия        
Манипуляции в межличностной сфере.        
  Личность и общение        
  Раздел Ш. Противодействие манипуляциям      
  Способы и средства противодействия манипуляциям        
Приемы и методы саморазвития.          
  Способы противодействия манипуляциям в межличностном общении.      
  Методы исследования манипуляций.        
  Анализ манипуляций в произведениях художественной литературе.      
  Онтологический подход к манипуляциям.        
  Диалог, игра, манипуляция.        
  Манипулятивные приемы в политической пропаганде и рекламе      
  Манипуляции в средствах массовой коммуникации      
  Методы и приемы самопознания        

 

ИТОГО: 9716 32 49

Ш. Учебные модули.

Модуль 1. Манипуляция как междисциплинарный феномен

Комплексная цель:сформировать у студентов понимание специфики манипуляций, как особого вида психологических воздействий.

Тема 1.1. Развитие представлений о манипуляции.

Междисциплинарность изучения манипуляций.Развитие философских представлений о манипуляциях, их роли в жизни общества и отдельного человека (Платон, Аристотель, Гоббс и др.). Появления манипуляций в политическом словаре. Макиавеллизм и представление Н. Макиавелли о негативной природе человека, как основе манипуляций; оправдание нравственного принципа «Цель оправдывает средства».

Роль экзистенциализма в привлечении внимания к изучению манипуляции в двадцатом столетии. Экзистенциализм и идеи значимости осмысленной жизни. Атеистический и религиозный экзистенциализм. Диалог и манипуляция. Манипуляции как безнравственное общение и насильственная коммуникация.

Манипуляции в СМИ. Роль манипуляции как средства воздействия на потребителей информации.

 

 

Тема 1.2. Манипуляция как психологический феномен

Манипуляция как психологический феномен. Анализ манипуляций в общей психологии, психологии личности и социальной психологии.

Манипулятивность психологии середины 20 столетия. Отношение к манипуляциям в психоанализе (К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм и др.) и бихевиоризме (Хоманс, Бандура и др.). Продолжение идей экзистенциализма в трудах ученых гуманистической психологии (Г.Олпорт, А.Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй, В. Франкл и др.).

Причины, провоцирующие манипуляции. Внешние (риск и неопределенной общественной ситуации, рыночные отношения, социокультурные предпосылки) и внутренние (недоверие себе и другим, преобладание рациональной деятельности над эмоциями, стремление к подтверждению своей значимости, экономия усилий и времени) причины манипуляций (Р. Мэй, Дж. Бюдженталь, Э. Шостром, Ф. Перлз, Э. Фромм и др.).

Отношение к манипуляциям советской психологии. Онтология бытия человека С.Л. Рубинштейна, экзистенциальные идеи М. Бахтина. Отношение к другому как к ценности (М.И. Бобнева, А.А. Бодалев, К.А. Абульханова-Славская и др.). Представление о манипуляциях в постсоветской психологии (Е.Л. Доценко, В.В. Знаков, С.Л. Браченко, Г.В.Грачев, И.К.Мельник, Л.И. Рюмшина и др.). Манипулирование людьми как социально-психологическая проблема.

 

Тема 1.3. Феноменология манипуляции.

 

Выделение признаков и определение манипуляции (Е.Л. Доценко, В.В. Знаков, С.Л. Братченко, Л.И. Рюмшина и др.). Контроль и скрытность намерений одного из партнеров, воздействие на подсознание другого, использование других в собственных целях.

Скрытность воздействия как определяющий признак манипуляции. Стремление к контролю и подчинению воли другого, лишение его свободы выбора как цель и психологический смысл манипуляции. Игнорирование нравственной оценки манипуляции в отечественной психологии. «Полезность» манипуляций. Манипуляция как нарушение прав человека на свободное волеизъявление и самовыражение (С.Л. Братченко, Л.И. Рюмшина).

Механизмы манипулирования. Специфика внушения как механизма манипуляции. Кодирование и декодирование информации. Сложная структура манипуляции. Наличие в ней явного и скрытого смысла. Условия и приемы манипулирования. Классификация приемов и условий манипулирования. Психолингвистические и психосемантические конструкты, способствующие манипулированию. Создания внутреннего дискомфорта у человека, как главное условие манипулирования. Отличие манипуляций от близких к ней понятиям (лжи, неправды, полуправды, сплетен, слухов). Применение данных явлений с целью получения выгоды для себя за счет другого. Применение сплетен и слухов в политической пропаганде.

Манипулирование другими с позиций ценностно-смыслового подхода. Манипулирование как обесценивание себя, другого и самого общения. Получение выгоды для себя за счет другого, не осознающего этого как определяющий признак манипулирования.

Осознанное и неосознанное применение манипуляций. Манипулятивное воздействие и манипулятивная деятельность как совокупность манипулятивных воздействий (Л.И. Рюмшина). Формирование манипулятивной деятельности на основе положительного подкрепления манипулятивных воздействий. Относительная независимость коммуникативной деятельности от внешних условий (ситуации общения, партнера по общению и др.). Зависимость манипулятивной деятельности от ценностно-смыслового отношения человека к миру, себе и другим.

Представление о манипуляции как целостном явлении, включающем три составляющие: манипулирующего, собственно саму манипуляцию и объекта манипулирования. Методы исследования манипулятивных склонностей личности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.