Сделай Сам Свою Работу на 5

Темы практических занятий





ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА И

ГРАММАТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Учебно-методический комплекс курса

Специальность 050301 – «Русский язык и литература»

 

Пермь

пгпу

УДК 811.161.1(075.8)

ББК Ш 141.12-0-923

И 907

 

 

Р е ц е н з е н т :

кандидат филологических наук доцент Пермского государственного

педагогического университета И.И. Бакланова

 

Автор-составитель: канд. филол. наук доц. каф. русского языка О.В. Гордеева

 

 

  И 907 Историческая фонетика и грамматика русского языка :учеб.-метод. комплекс курса. Специальность 050301 – «Русский язык и литература» / авт.-сост. О.В. Гордеева ; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 33 с.  

Издание соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по курсу «Историческая фонетика и грамматика русского языка» и программе по специальности «Русский язык и литература». Дисциплина входит в федеральный компонент дисциплин предметной подготовки и является обязательной для изучения.

Адресовано студентам, обучающимся по специальности «Русский язык и литература» и изучающим курс «Историческая фонетика и грамматика русского языка».



УДК 811.161.1(075.8)

ББК Ш 141.12-0-923

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

 

 

© Гордеева О.В., составление, 2008

© ГОУ ВПО «Пермский государственный

Педагогический университет», 2008

Методическое издание

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА И ГРАММАТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Учебно-методический комплекс курса

Специальность 050301 – «Русский язык и литература»

 

 

Автор-составитель:

 

ГордееваОльга Владимировна

 

Технический редактор О.В. Вязова

 

 

Свидетельство о государственной аккредитации вуза

№ 1426 от 23.04.2004 г.

Изд. лиц. ИД № 03857 от 30.01.2001.

Подписано в печать . Формат 60х90 1/16

Бумага ксероксная. Печать на ризографе

Усл. печ. л. 2,0. Уч.-изд. л. 1,8

Тираж 100 экз.

 

 

Редакционно-издательский отдел

Пермского государственного педагогического университета

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,

тел. (342) 238-63-12



 

Отпечатано на ризографе в

Пермском государственном педагогическом университете

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. Рабочая программа дисциплины ……………………………………… 4

1. Цели и задачи изучения дисциплины…………………………….. 4

2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины ………. 4

3. Объем дисциплины ……………………………………………….. 5

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы………………… 5

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы …... 8

4. Содержание курса ………………………………………………… 12

5. Темы практических занятий ……………………………………… 18

6. Лабораторные работы (лабораторный практикум) ……………… 23

7. Тематика контрольных работ …………….……………………….. 23

8. Учебно-методическое обеспечение ……………………………… 24

8.1. Список литературы ……………………………………………. 24

8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение

дисциплины ……………………………………………………………. 25

8.3. Методические указания студентам ………………………………… 25

8.4. Методические указания преподавателю …………………………… 29

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций …....…………………….. 30

 

I.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

1.Цели и задачи изучения дисциплины

 

Цель курса «Историческая фонетика и грамматика русского языка» - изучение студентами истории фонетической системы и грамматического строя русского языка с периода его формирования до настоящего времени для глубокого научного понимания устройства и отдельных компонентов современного русского языка.



Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

- выработать представление о необходимости изучения истории языка;

- выработать четкое представление о том, что язык претерпевает постоянные изменения;

- выявить причинно-следственные отношения в различных языковых преобразованиях;

- установить определенные закономерности в истории фонетического и грамматического строя языка.

2.Требования к уровню усвоения дисциплины

Курс «Историческая фонетика и грамматика русского языка» входит в цикл историко-лингвистических дисциплин, традиционных для филологических факультетов университетов.

В результате изучения дисциплины специалист должен

иметь представление: о необходимости изучения истории языка; о том, что язык претерпевает постоянные изменения;

знать: историю фонетической системы русского языка; процессы формирования морфологического строя и отдельных частей речи; основные особенности синтаксиса и пути развития синтаксического строя;

уметь: объяснять факты современной фонетической системы и современной орфографии; читать тексты древнерусских памятников и давать им исторический комментарий;

приобрести навыки, иметь опыт: чтения текстов древнерусских памятников, исторического комментирования отдельных компонентов современного русского языка.

3.Объем дисциплины

3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы

 

 

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
  очная (русское отделение) заочная заочная интенсив  
№ семестров 4,5,6 3,4,5
Аудиторные занятия
Лекции
Практические и семинарские занятия
Лабораторный практикум Не предусмотрено программой
Самостоятельная работа
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
Текущий контроль (количество и вид текущего контроля, № семестров) Проверочные работы -3 семестр 1) по исторической фонетике; 2) по морфологии    
Курсовая работа (№ семестра) Не предусмотрено программой
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) - № семестров Экзамен – 3 семестр. Контрольная работа, Экзамен – 6 семестр. Контрольная работа, экзамен – 5 семестр.

Форма обучения - дневная

 

Вид учебной работы Количество часов
    Всего уч.плану В т.ч. по семестрам
       
Аудиторные занятия:
лекции
практические и семинарские занятия
лабораторные работы (лабораторный практикум) Не предусмотрены -
Самостоятельная работа
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
Текущий контроль(количество и вид текущего контроля) Пров.раб№1,2
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) экзамен

Форма обучения - заочная

 

Вид учебной работы Количество часов
    Всего уч.плану В т.ч. по семестрам
       
Аудиторные занятия: -
лекции - -
практические и семинарские занятия - -  
лабораторные работы (лабораторный практикум) Не предусмотрены - - -
Самостоятельная работа
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
Текущий контроль(количество и вид текущего контроля)      
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет)         Контр. работа, экзамен в 6 семестре  

Форма обучения -заочная (интенсив)

 

Вид учебной работы Количество часов
    Всего уч.плану В т.ч. по семестрам
       
Аудиторные занятия: -
лекции - -
практические и семинарские занятия - -
лабораторные работы (лабораторный практикум) Не предусмотрены - - -
Самостоятельная работа
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
Текущий контроль(количество и вид текущего контроля)      
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет)         Контр. работа, экзамен в 5 семестре  

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

 

Форма обучения - дневная

 

Названия разделов и тем Всего Виды учебных занятий
  ауд. аудиторные занятия, в том числе самосто-ятельная работа
    лекции практ. лабор.
1. ВВЕДЕНИЕ      
1) Историческая фонетика и грамматика русского языка как раздел науки о русском языке и как учебный курс.   0,5      
2) Основные этапы функционирования и развития русского языка.   0,5      
3) Основные источники изучения истории русского языка.   0,5      
4)Памятники русской письменности.        
5)Основные методы исторического изучения языка.   0,5    
6)Происхождение и история русской письменности.        
2. ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ДРЕВНЕРУССКИХ СЛОВ ОТ СТАРОСЛАВЯНСКИХ        
7) Основные отличия русизмов и старославянизмов.      
3. ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА        
8) Формирование фонети-ческой системы русского языка (от протославянского периода до VI-X вв.).      
9) Фонетическая система русского языка X-XI вв.      
10) Древнейшие диалектные особенности звуковой системы в русском языке.      
11) Вторичное смягчение согласных и его следствия.        
12) Процесс падения редуцированных и его следствия.    
13) Фонетические процессы после падения редуцированных.      
14) Фонетическая система русского языка конца XVI-начала XVIIвв. Общий путь развития системы.      
4. ИСТОРИЧЕСКАЯ МОРФОЛОГИЯ        
15) Морфологическая система древнерусского языка.   0,5      
16) История имени существительного.   1,5  
17) История местоимений.    
18) История имени прилагательного.    
19) История слов, обозначающих число.        
20) История глагола.    
21) Наречия.        
22) Служебные слова в русском языке.        
5. ЛЕКСИКА.        
23) Историческое формирование лексики русского языка.      
6. СИНТАКСИС        
24) Общая характеристика синтаксического строя русского языка.        
ИТОГО:  

 

Форма обучения - заочная

- заочная (интенсив)

 

Названия разделов и тем Всего Виды учебных занятий
  ауд. аудиторные занятия, в том числе самосто-ятельная работа
    лекции практ. лабор.
1. ВВЕДЕНИЕ      
1) Историческая фонетика и грамматика русского языка как раздел науки о русском языке и как учебный курс.   0,5      
2) Основные этапы функционирования и развития русского языка.   0,5      
3) Основные источники изучения истории русского языка.   0,5      
4)Памятники русской письменности.        
5)Основные методы исторического изучения языка.   0,5    
6)Происхождение и история русской письменности.        
2. ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ДРЕВНЕРУССКИХ СЛОВ ОТ СТАРОСЛАВЯНСКИХ        
7) Основные отличия русизмов и старославянизмов.    
3. ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА        
8) Формирование фонетической системы русского языка (от протославянского периода до VI-X вв.).   0,5 0,5  
9) Фонетическая система русского языка X-XI вв.   0,5 0,5  
10) Древнейшие диалектные особенности звуковой системы в русском языке.   0,5      
11) Вторичное смягчение согласных и его следствия.   0,5      
12) Процесс падения редуцированных и его следствия.    
13) Фонетические процессы после падения редуцированных.   1,5    
14) Фонетическая система русского языка конца XVI-начала XVIIвв. Общий путь развития системы.   0,5    
4. ИСТОРИЧЕСКАЯ МОРФОЛОГИЯ        
15) Морфологическая система древнерусского языка.   0,5      
16) История имени существительного.   0,5  
17) История местоимений.   0,5 0,5  
18) История имени прилагательного.   0,5 0,5  
19) История слов, обозначающих число.        
20) История глагола.    
21) Наречия.        
22) Служебные слова в русском языке.          
5. ЛЕКСИКА. 0,5        
23) Историческое формирование лексики русского языка.   0,5    
6. СИНТАКСИС 1,5        
24) Общая характеристика синтаксического строя русского языка.   0,5    
ИТОГО:  

 

Содержание курса

1. ВВЕДЕНИЕ

 

1) Историческая фонетика и грамматика русского языка как раздел науки о русском языке и как учебный курс.

Разные названия курса, отразившиеся в названиях учебников (древнерусский язык, история русского языка, историческая грамматика русского языка). Предмет изучения – история русского языка на всех его уровнях.

Место исторической фонетики и грамматики в ряду других дисциплин исторического цикла. Связь истории русского языка с другими науками. Необходимость знания истории русского языка учителем-словесником.

 

2) Основные этапы функционирования и развития русского языка.

О понятии «русский язык». Происхождение русского языка. Выделение славян из общеиндоевропейского единства. Восточнославянские племена. Образование древнерусской народности и древнерусского языка. Распад древнерусского языка и возникновение языка великорусской народности. Образование русской нации и русского национального языка. Проблема периодизации.

 

3) Основные источники изучения истории русского языка.

Письменные памятники, современные русские диалекты, данные топонимии, заимствования из русского языка в другие языки и заимствования из других языков в русский язык, записи иностранцами русских слов, родственные славянские языки, языки неродственных народов, живших по соседству со славянами и др.

 

4)Памятники русской письменности.

Летописи, сказания, «хождения», «слова», «поучения», духовные, договорные, челобитные, закладные и другие грамоты, тексты берестяных грамот, надписи на предметах быта и т.д.

 

5)Основные методы исторического изучения языка.

Сопоставление фактов русского языка одной эпохи с фактами русского языка другой эпохи, сопоставление фактов русского языка с фактами других языков (родственных и неродственных).

Сравнительно-исторический метод.

Метод реконструкции форм.

 

 

6)Происхождение и история русской письменности.

Появление письменности на Руси вместе с распространением христианства. История кириллицы. Типы письма (устав, полуустав, скоропись, гражданский шрифт). Реформы графики.

 

 

2. ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ДРЕВНЕРУССКИХ СЛОВ ОТ СТАРОСЛАВЯНСКИХ

 

7) Основные отличия русизмов и старославянизмов.

Фонетика – полногласие/неполногласие, разные сочетания в середине слов, разные начальные сочетания, начало слов, чередования.

Словообразование и морфология – префиксальные и суффиксальные морфемы, способ образования слов, окончания в формах слов.

Лексика – общеславянская, лексика, связанная с христианством, абстрактные понятия, бытовая лексика, эмоционально окрашенная и т.д.

 

3. ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА

 

8) Формирование фонетической системы русского языка (от протославянского периода до VI-X вв.).

Фонетические процессы дописьменного периода русского языка (история сочетаний согласных с j, 1-я, 2-я, 3-я палатализации согласных Г, К, Х, трансформация системы гласных-монофтонгов, дифтонгов и дифтонгических сочетаний, закон открытого слога, происхождение носовых гласных, судьба сочетаний типа *tort , *tъrt, *ort и др.)

Судьба носовых гласных в русском языке (утрата носовых гласных к началу письменного периода русского языка). Свидетельства отсутствия носовых гласных. Употребление букв – юсов.

 

9) Фонетическая система русского языка X-XI вв.

Структура слога. Принцип восходящей звучности, слоговой сингармонизм.

Система гласных фонем. Гласные переднего ряда и гласные непереднего ряда. Гласные полного образования и редуцированные гласные. Сильные и слабые позиции редуцированных гласных. Следствия процесса утраты носовых гласных.

Система согласных фонем. Группы согласных по месту и способу образования, по признаку твердости/мягкости.

 

10) Древнейшие диалектные особенности звуковой системы в русском языке.

Диалектные различия в языке восточных славян. Цоканье. Качество звука г. Диалектные группы кл, гл. Вопрос о фонеме в.

 

11) Вторичное смягчение согласных и его следствия.

Смягчение полумягких согласных. Появление новых пар согласных, противопоставленных по твердости/мягкости. Судьба фонемы а переднего ряда.

 

12) Процесс падения редуцированных и его следствия.

Падение редуцированных – основной фонетический процесс письменного периода и последнее общеславянское изменение. Влияние на фонетическую систему (в подсистеме гласных и подсистеме согласных), морфологию, лексику. Отражение падения редуцированных на письме. Происхождение «беглости» гласных. Судьба букв Ъ и Ь.

Судьба сочетаний плавных с редуцированными до и после процесса падения редуцированных. Второе полногласие.

Судьба редуцированных и и ы.

История губных согласных в и ф.

 

13) Фонетические процессы после падения редуцированных.

Изменение е в о в русском языке. Отсутствие перехода при наличии условий. В словах современного русского языка. Графическое отражение перехода е в о.

История звука, обозначавшегося буквой «ять». Варианты звуковой реализации «ять» в разных говорах. Вопрос о времени утраты «ять» в разных диалектных зонах и в московском койне. Судьба буквы «ять». Определение звука, к которому восходит е в словах современного русского языка.

История гласного о.

Судьба сочетаний гы, кы, хы, следствия процесса.

История аканья. Основные научные гипотезы о времени, месте и причинах появления аканья. Влияние аканья на орфографию.

История шипящих и ц. Отвердение ж и ш. Отвердение ц. Отражение древней мягкости согласных в современном написании слов.

 

14) Фонетическая система русского языка конца XVI-начала XVII вв. Общий путь развития системы.

Изменения в подсистеме гласных.

Изменения в подсистеме согласных. История категории твердости/мягкости согласных в русском языке. Господство консонантизма в фонетической системе.

Чередования как следствия фонетических изменений.

 

4. ИСТОРИЧЕСКАЯ МОРФОЛОГИЯ

 

15) Морфологическая система древнерусского языка.

Общая характеристика морфологического строя русского языка X-XI вв., его близость морфологическому строю старославянского языка. Части речи.

 

16) История имени существительного.

Грамматические категории, унаследованные из праславянского языка, специфика категорий рода, числа и падежа. Отсутствие категории одушевленности/неодушевленности.

Древняя система именного склонения, распределение существительных по склонениям в зависимости от конечных звуков древней основы.

Фонетические изменения и морфологический процесс переразложения основы падежных форм как база для дальнейших преобразований системы склонения.

Формирование новых типов склонения. Процессы унификации внутри продуктивных типов склонения (твердая и мягкая разновидность склонений с основами на *ā, *ǒ). Унификация флексий по продуктивным парадигмам как основная тенденция в преобразовании склонения. Возникновение вариантности окончаний в результате сохранения некоторых флексий непродуктивных склонений. Разрушение парадигм непродуктивных типов склонения. Происхождение парадигм разносклоняемых существительных.

История именного склонения во множественном числе. Утрата категории рода и образование единой парадигмы склонения во множественном числе. Влияние склонения существительных с основой на *ā на формы множественного числа.

Формирование категории одушевленности /неодушевленности в русском языке.

Разрушение категории двойственного числа, следы двойственного числа в современном русском языке.

Утрата звательной формы, архаические формы, сохранившиеся в современном русском языке.

 

17) История местоимений.

Разряды местоимений. Две группы местоимений: личные и возвратное и неличные местоимения.

История личных и возвратного местоимений. Происхождение личного местоимения третьего лица. Утрата местоимений двойственного числа. История отдельных падежных форм.

История неличных местоимений. Изменения в группе указательных местоимений. Местоименное склонение твердой и мягкой разновидности. История отдельных падежных форм.

 

18) История имени прилагательного.

Разряды прилагательных по значению.

Происхождение именных и местоименных форм. Особенности склонения именных и местоименных форм.

История именных прилагательных. Утрата склонения именных прилагательных. Сохранение склоняемых именных прилагательных в языке фольклора, остатки форм именных прилагательных в наречиях, фразеологизмах.

История местоименных прилагательных. Изменение падежных окончаний под влиянием местоименного склонения. Появление окончания –ой/-ей в форме именительного падежа единственного числа мужского рода. Унификация флексий в формах множественного числа.

История форм сравнительной степени прилагательных.

 

19) История слов, обозначающих число.

Отсутствие числительного как самостоятельной части речи в исходной морфологической системе.

Разряды слов, обозначающих число.

Специфика склонения числительных (счетные существительные, счетные прилагательные).

Формирование числительного как части речи путем утраты категорий рода и числа и приобретения специфики синтаксических связей с существительным.

 

20) История глагола.

Грамматические категории глагола: категории наклонения, времени, лица и числа. Система форм русского глагола. Исходное отсутствие деепричастий.

Основы глагола, классы глагола. Тематические и нетематические глаголы.

История форм настоящего времени. Особенности изменения тематических и нетематических глаголов. История форм тематических глаголов. Вопрос об истории форм третьего лица ед. и мн.ч. Судьба форм нетематических глаголов.

История форм будущего времени. Образование современных форм будущего простого и будущего сложного, их связь с формированием категории вида.

Система прошедших времен и причины ее преобразования в русском языке. История форм прошедшего времени, их связь с формированием категории вида. Аорист, его виды, образование и спряжение. Судьба аориста в русском языке. Имперфект, образование и спряжение. Судьба имперфекта в русском языке. Перфект, образование и спряжение. Судьба перфекта в русском языке. Плюсквамперфект, образование и спряжение. Судьба плюсквамперфекта в русском языке.

История условного и повелительного наклонения.

История инфинитива и супина в русском языке.

История причастий и возникновение деепричастий в русском языке.

Становление и развитие категории вида в русском языке.

 

21) Наречия.

Первичные наречия, не связанные с другими частями речи. Новые наречия, образовавшиеся на базе других частей речи (существительных, прилагательных, числительных, местоимений).

 

22) Служебные слова в русском языке.

Предлоги (непроизводные и производные), союзы (сочинительные и подчинительные), частицы (формообразующие, отрицательные, модальные); их функции в предложении.

 

5. ЛЕКСИКА

 

23) Историческое формирование лексики русского языка.

Исконная русская лексика: индоеворопеизмы, общеславянизмы (праславянизмы), восточнославянизмы и древнерусизмы, русизмы. Заимствованная лексика (прямое и опосредованное заимствование, время заимствования, характер адаптации. Старославянизмвы.

Этимология слов. Историко-этимологические и этимологические словари.

 

6. СИНТАКСИС

 

24) Общая характеристика синтаксического строя русского языка.

Основные особенности синтаксиса. Согласование подлежащего и сказуемого.

Конструкции с двойными падежами в русском языке.

Особенности употребления предлогов и союзов в предложениях.

Обороты «именительный дополнения при инфинитиве» и «дательный самостоятельный».

 

Темы практических занятий

 

Дневное отделение (16 ч)

Методическим сопровождением является пособие:

История русского языка (таблицы и упражнения): практикум по курсу / сост. О.В.Гордеева. Пермь, 2002.

 

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ

(практические занятия не предусмотрены)

 

Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ДРЕВНЕРУССКИХ СЛОВ ОТ

СТАРОСЛАВЯНСКИХ

 

Тема 1. Основные отличия русизмов и старославянизмов (2 ч).

Вопросы и задания:

1) Сравните результаты фонетических процессов раннего и позднего периодов праславянского языка (таблица 4 на с.16-17). Назовите процессы с одинаковыми и разными результатами в старославянском и русском языках. Приведите примеры, используя таблицу 2 (с.11-14).

2) На основании фонетических признаков определите древнерусские и старославянские формы (№14).

3) К древнерусским словам подберите соответствующие им старославянские (№15).

4) Распределите слова на две группы: слова с признаками русизмов и слова с признаками старославянизмов (№16).

5) Прочитайте тексты 1 и 2, определите, в каком году были написаны памятники (№10).

 

Раздел 3. ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА

 

Тема 2. Формирование фонетической системы русского языка от протославянского периода до VI-X вв. Фонетическая система русского языка X-XI вв. Фонетические процессы, состоявшиеся до процесса падения редуцированных гласных (2 ч).

Вопросы и задания:

1) Объясните, что такое «принцип восходящей звучности», «закон открытых слогов», «слоговой сингармонизм» (№18).

2) Объясните происхождение звуков и чередований звуков в словах (№19, 20).

3) Докажите, что группы слов исторически образованы от одного корня (№21).

4) Напишите слова по-древнерусски, затранскрибируйте их и прочитайте по-русски и по-старославянски (№22).

5) Прочитайте тексты 3,4 определите дату создания текста 3, сделайте две транскрипции 2-3 строк любого текста (1-я – до вторичного смягчения согласных, 2-я – после вторичного смягчения согласных).

 

Тема 3. Процесс падения редуцированных и его следствия (2 ч).

Вопросы и задания:

1) Назовите сильные и слабые позиции редуцированных гласных.

2) Отметье позиции редуцированных гласных в словах (№29).

3) Определите. В каких словах были Ъ или Ь, а в каких – О или Е (№30).

4) Как произносятся слова в современном русском языке? Объясните изменения в произношении слов (№31, 32, 33).

5) Прочитайте и переведите тексты 5, 6. Найдите примеры падения редуцированных, слова, отражающие диалектное произношение, русизмы и старославянизмы.

 

Тема 4. Фонетические процессы после падения редуцированных

(2 ч.)

Вопросы и задания:

1) Как произносились в древнерусском языке следующие слова (№37).

2) Почему в данных словах отсутсвует переход Е в О? (№38)

3) Напишите современные слова по-древнерусски (№40).

4) Объясните написание слов в памятниках (№42, 44, 46, 50).

5) Какие фонетические процессы происходили в словах с подчеркнутыми буквами? Найдите в текстах русизмы и старославянизмы (№54).

6) Укажите фонетические изменения, которые произошли в словах (№55).

 

Раздел 4. ИСТОРИЧЕСКАЯ МОРФОЛОГИЯ

 

Тема 5. История имени существительного (2 ч).

Вопросы и задания:

1) Определите тип склонения существительных (№57).

2) Прочитайте и переведите тексты 7, 8, 9, сделайте морфологический разбор 10 существительных, используя образец разбора на с.46 (№59).

3) Расскажите об исторических изменениях в системе форм имени существительного, используя примеры из №60.

Тема 6. История местоимений и прилагательных (2 ч).

Вопросы и задания:

1) Прочитайте и переведите тексты 10, 11, сделайте морфологический разбор местоимений, используя образец разбора на с.52.

2) Определите разряды прилагательных, укажите именные и местоименные формы (№65).

3) Прочитайте и переведите текст 12, сделайте морфологический разбор прилагательных, используя образец разбора на с.55 (№67).

 

Тема 7. История глагола (2 ч).

Вопросы и задания:

1) Напишите глаголы по-древнерусски, определите классы глаголов (№71).

2) У форм глаголов определите лицо, число, наклонение, время, сделайте перевод (№72, 88).

3) Прочитайте и переведите текст 13, найдите глаголы в формах настоящего и будущего времени (№73).

4) Прочитайте и переведите текст 14, найдите формы аориста (№74).

5) Правильно ли употреблены в тексте формы глагола? (№78)

6) В примерах из произведений русской литературы найдите остатки древних глагольных форм (№81)

7) Прочитайте и переведите текст 16, сделайте морфологический разбор глаголов, используя образец разбора на с.75-76 (№89).

 

Разделы 5,6. ЛЕКСИКА. СИНТАКСИС.

 

Тема 8. Лексика. Синтаксис. Повторение (2 ч)

Вопросы и задания:

1) Назовите признаки русизмов, старославянизмов, заимствованных слов. Найдите в тексте 18 русизмы и старославянизмы. С какой целью используются эти слова ? (№100)

2) Какие синтаксические особенности встречаются в примерах? (№97).

3) Найдите оборот «дательный самостоятельный», переведите предложения (№98).

4) Прочитайте и переведите текст 17, укажите особенности синтаксиса (№99).

 

 

Заочное отделение (8ч)

Методическим сопровождением является пособие:

История русского языка (таблицы и упражнения): практикум по курсу / сст. О.В.Гордеева. Пермь, 2002.

 

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ

(практические занятия не предусмотрены)

 

Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ДРЕВНЕРУССКИХ СЛОВ ОТ

СТАРОСЛАВЯНСКИХ

 

Тема 1. Основные отличия русизмов и старославянизмов (0,5 ч.)

Вопросы и задания:

1) На основании фонетических признаков определите древнерусские и старославянские формы (№14).

2) К древнерусским словам подберите соответствующие им старославянские (№15).

3) Распределите слова на две группы: слова с признаками русизмов и слова с признаками старославянизмов (№16).

4) Прочитайте тексты 1 и 2, определите, в каком году были написаны памятники (№10).

 

Раздел 3. ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА

 

Тема 2. Формирование фонетической системы русского языка от протославянского периода до VI-X вв. Фонетическая система русского языка X-XI вв. Фонетические процессы, состоявшиеся до процесса падения редуцированных гласных (0,5 ч)

Вопросы и задания:

1) Объясните, что такое «принцип восходящей звучности», «закон открытых слогов», «слоговой сингармонизм» (№18).

2) Объясните происхождение звуков и чередований звуков в словах (№20).

3) Докажите, что группы слов исторически образованы от одного корня (№21).

4) Прочитайте текст 3, определите дату создания текста, сделайте две транскрипции 2-3 строк (1-я – до вторичного смягчения согласных, 2-я – после вторичного смягчения согласных).

 

Тема 3. Процесс падения редуцированных и его следствия (1 ч)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.