|
Слезное моление в субботу вечером 2-е 8 глава
Вот дверь Его отверста еще пред вами, грешники, спешите входить и спасайтесь. Благий радуется о кающихся. Пока для нас дверь гроба еще затворена, а дверь щедрот отверста, подумаем, как уврачевать язвы свои.
Всеблагий не упрекает грешника в прежних сквернах и грехах, потому что не упрекал Он и возвратившегося блудного сына. Не осудил его за непотребную греховную жизнь, но вышел навстречу ему, с радостью принял и наставил его в образец кающимся.
Хвала Тому, Кто предусмотрел наши беззакония и дал нам средство приобрести у Него жизнь, Он дал нам покаяние, которое врачует наши язвы!
Благодарение Тому, Кто, по написанному, вместе с Ангелами Своими радуется нашему обращению, ибо не хочет, чтобы погиб созданный по образу Его. Любит Он человека, которого создали руки Его, и подает руку кающимся. Итак, приидите братия, поспешим в это убежище.
Кто к нам так милостив, Господи, как Ты? Кто перенес бы наше ожесточение, подобно Тебе, так милостиво прикрывающему недостатки наши? Весьма велико долготерпение Твое, Господи, неправды всех людей - перед лицом Твоим, и любовь Твоя терпит мир и неправды его.
Не в силах мы должным образом возблагодарить Твою благость, потому что душу Свою отдал Ты за нас на смерть. Чтобы даровать жизнь мне, умер Ты, Господи, и искупил меня. У Родителя Твоего нет другого, кто был бы больше Тебя и кого предал бы Он за нас. Благословен Отец, даровавший Тебя человекам!
Спешите, кающиеся, идите ко Всеблагому, Который вкусил за нас смерть, чтобы нам даровать жизнь. Смотрите, с каким желанием ожидает Он нашего обращения. Он радуется, когда погибшие возвращаются, Он приемлет кающихся. Введи нас, Господи, в овчий Твой двор.
Блажен, кто, от всего отрешившись, внимает себе и дни свои проводит в слезах! От всего отрешившийся непрестанно воздыхает. Кто однажды узнал путь креста, тот - в непрестанных борениях в мире сем, чтобы напоследок найти радость и блаженство.
Сердце мудрых - в доме плача, а сердце глупых - в доме веселья (Еккл.7:4). Кто любит мир, тот в нем находит свое удовольствие. А для мудрых, которые внимательны к себе самим, нет радости в мире сем, потому что он обманчив и сердце их наполняет скорбью.
И поелику не предаются они смеху и радостям мира сего, то за страдания свои награждены будут райскими радостями и блаженством.
Горе тому, кто пойдет туда плакать, потому что с плачем соединен будет и скрежет зубов, когда начнет он вопиять в месте мучения. Вот, братия мои, яснее всего, что человеку невозможно радоваться и в этом и в другом мире. Кто радовался здесь, будет плакать там.
Несправедливо было человеку за здешние страдания, труды и скорби сетовать там. Поэтому-то Спаситель наш изрек: Горе вам смеющымся ныне: яко,.. восплачете! Горе вам, насыщеннии ныне: яко взалчете! (Лк.6:25).
Но блажен, кто сколько-нибудь времени плакал здесь, потому что слезы его прекратились, и их уже нет, и наслаждается он непреходящим блаженством.
Долго ли не покаешься ты, бедная душа моя? Суд уже близко, огонь готов для членов моих. В море зол погрязал я все годы жизни моей, не оплакивая грехов своих; и внезапно налагает на меня оковы смерть.
Сатана обольстил меня и, связав своими похотьми, увлек в плен, без жалости поверг на землю. Увы, что теперь делать мне? Ты, Праведный Судия, посрами лукавого, который воюет против меня и, когда желаю покаяться, скрытно ставит мне хитрые сети свои.
Будь помощником моим, Многомилостивый Господи, и я восстану, посмеюсь над ним, разорву все сети его. Горе мне в день тот, когда будешь Ты, Господи, судить грешников! О, да не постыжусь там пред сонмами Ангелов!
Трепещи и смущайся, душа моя, и, умоляя, говори Господу своему: "Помилуй меня, Спаситель мой, и извлеки меня, погрязшую в пороках. Я, грешница, стыжусь умолять Тебя. Благодатью Твоей, Господи, спаси меня от геенны". Вот, день Господень внезапно возблистает для твари, и праведники во сретение Господу выйдут с горящими светильниками, а я - тьма, нет елея в моем светильнике, чтобы встретить Жениха, когда придет.
Он - праведный Судия и нелицеприятен к грешникам, потому что воздает всякому по делам его. Что же буду делать я, имея у себя такое множество грехов? Кто оправдает меня на этом праведном Суде?
Трепещет дух мой, слыша, что день Суда близок, в смущение приходят мысли мои от представления, что нечестивых ожидает огонь. По благости Твоей, Милосердствующий о грешниках, помилуй меня, погибшего, и буду славословить Тебя, когда явится Царство Твое.
Крест Твой да сопровождает меня при этом страшном переходе, да отженет от меня темные силы, да послужит мне ключом и отверзет райские двери, чтобы войти в веселье, возрадоваться и славословить мне щедроты Твои, Милостивый.
Многомилостивый Господи, не оставь меня во аде, потому что даровал Ты мне в снедь Тело Твое и в питие - Животворящую Кровь Твою. Да очищусь Телом Твоим, и Кровью Твоей да получу оставление грехов моих; тогда воскресну и буду песнословить Тебя в сонмах святых Твоих.
Увы, дни юности моей проходили в суете! Когда блуждал я, предаваясь похотям мира сего, тогда дух мой окован был обманчивой любовью юности, и не помышлял я, как страшен день, в который воскресну.
Кто подкрепит мою немощь в той стране ужаса, где не уважается ни род, ни знатное происхождение, ни богатство; где брат не избавит брата от Суда и где человек не даст Богу измены за ся, по написанному? (Пс.48:8).
С юности не приготовил я себе крыл милостынями, не приобрел себе легких перьев. Что же мне делать? Ибо должен переправиться через огненное море, как же перелететь через него, не имея у себя крыльев?
Даже Ангелы содрогаются, когда вещает Судия, и воинства огнезрачных духов предстоят с трепетом. Какой же дам ответ, когда вопросят меня о тайных делах, которые там для всех будут обнаружены?
Ты, Которому благоугодны кающиеся, благоволи и ко мне, грешнику. Насыть меня крупицами с великой трапезы Твоей, не попусти, чтобы жизнь моя погибла во тьме, ошуюю; и правда Твоя да не воззрит на гнусные нечистоты моего убожества в то великое утро Твое, в которое изречен будет вечный приговор.
Радость мира сего есть сетование; горе тому, кто обольщается ею! Как корабль волнами, обуревается жизнь моя бедствиями; суетная радость пленяет ее зрелищем удовольствий. Ты будь кормчим нашим и веди корабль наш в пристань Свою в то великое утро Твое, в которое изречен будет вечный приговор.
Как любит Бог грешника, когда приступает он к покаянию и, с полными слез очами, воздыхая и рыдая, взывает Ему: "Господи наш, избавь меня от огня! Молю Тебя, прими слезы моего убожества. Добровольно грешил я пред Тобою, но добровольно и каюсь".
Смело приступи, грешник, дверь уже отверста, готова принять тебя, принеси Ему в жертву слезы и приходи к Нему, не требует Он даров и не лицеприятен, но милосерд к человекам и охотно оставляет долги грешникам.
Оплачьте наготу мою, возлюбленные братия мои, прогневал я Христа порочной своей жизнью. Как Благий, сотворил Он меня и дал мне свободу, а я, как достойный ненависти, воздал Ему злом, нечестивыми делами своими.
Служителем святилища поставил меня Благий, чтобы предстоял я перед Ним, как Ангел, а я, вероломный, оставил славное ангельское служение, служил демонам, поэтому и оплакиваю юность свою.
Господь всяческих сотворил меня совершенным и соделал оружием славы Своей, чтобы я служил Ему и святил имя Его; а я, несчастный, соделал члены свои орудиями греха и творил ими неправду. Увы мне, потому что будет Он судить меня.
Срамные дела мои предварят меня на Суде и будут обвинять бедную мою душу. Неотступно умоляю Тебя, Спаситель мой, осени меня крылами Своими и не обнаруживай скверн моих на великом Суде Твоем, чтобы прославлял я благость Твою.
Злые дела, какие сделал я пред Господом всяческих, отлучают меня от сообщества святых. И поелику жизнью своей не служил я Богу, как они, то и не имею никакой части в добрых делах их. Увы, я погиб!
Теперь постигает меня горе, чего и достоин я. А если бы подвизался вместе с ними, то подобно им был бы и прославлен. Но поелику был я расслаблен и служил похотям, то и не принадлежу к сонму победителей, а стал наследником геенны.
Тебя, пронзенный гвоздями на Кресте Победитель, взывающий грешникам: "Приидите, получайте очищение даром", Тебя неотступно молю, Спаситель мой: "Отврати очи Твои от нечестия моего, страданиями же Твоими уврачуй язвы мои, чтобы прославлял я благость Твою".
Как скоро взор Твой, Господи всяческих, обращается на мглу грехов моих, она исчезает передо мной, и беспрепятственно, со всей ревностью начинаю ходить путем заповедей Твоих, укрепляясь надеждой на Тебя и освобождаясь от мрака заблуждений. О Всеблагий, Чья благость безмерно выше неправд мира, упованием на благодать Твою укрепи бедную душу мою, которая обессилена и вконец истощена тяжкими недугами неправды и греха и держится только упованием на Тебя, в Тебе надеясь найти себе утешение!
Огненное море приводит меня в смущение и ужас, и трепещу по причине злых дел, какие совершены мною. Да послужит для меня мостом чрез оное Крест Твой, Сын Бога живаго; да отступит со стыдом геенна пред Телом Твоим и Кровью Твоей, и да буду спасен щедротами Твоими.
Скорби и болезни, какие терпел я здесь, суть предвкушение тамошних нескончаемых страданий и мучений, ибо известно мне, что как здесь страдал я от болезней, так и там грехи мои ввергнут меня в муки.
Ты, Господь всяческих, по милосердию Твоему будь для меня пристанью спасения и прибежищем помощи, и спаси меня. Умоляю благость Твою, Спаситель мой, отныне излей на меня щедроты Твои и там поставь меня вдали от части мучимых.
Христе, благоволивший стать жертвой за нас, умертви, Господи, грех, которым поражены все члены мои, снизойди и обитай в членах моих; как скоро узнает об этом лукавый, сокрушатся зубы его, и огонь геенский будет утушен Твоим блистанием.
А если осмелится и дерзнет он коснуться членов моих, как оскверненных неправдой, то мановением Твоим воспрети ему и окропи меня росой, чтобы выйти мне из этого огня подобно трем отрокам, которые взывали к Тебе в пещи.
Лукавый сатана изблевал на меня яд свой, растлил и низложил меня грехом. Но поелику иду я Твоим путем, а Ты всемогущ, то питает надежду немощь моя, что Ты, презря его, окажешь мне помощь оставлением грехов, и посрамится растлитель мой.
Князья злобы ослепили меня страстями своими и хитростью своей похитили у меня красоту юности моей. Что же мне делать, потому что утратил я чистоту свою? Возопию ко Христу, чтобы возвратил Он мне красоту мою, и тогда посрамятся лукавые.
Прекрасна и достолюбезна юность, братия мои, когда на главе ее сияет славный венец девства. Но если похищена дорогая эта жемчужина, то погибла и надежда, которой хвалится юность.
Спаситель мой взывает мне, ученику Своему: "Не отчаивайся в своем спасении, потому что Я восставляю тебя и отпускаю тебе грехи твои. Мое ты приобретение и Я не презираю тебя, потому что искупил тебя собственной Своей Кровью".
Поэтому из всех сил взывай, ученик, и не щади гортани своей, ибо Господь твой милостив и любит кающихся. Как скоро возвращаешься ты, Отец твой предваряет тебя сретением Своим, закалает тельца упитанного, облекает тебя в светлую ризу и веселится о тебе.
Что было у меня в девстве моем самого высокого и радостного, то уничижил сатана необузданностью нравов моих, и драгоценный камень, блиставший паче солнца, хитростью взял, обманчивыми своими обольщениями похитил у меня проклятый. Увы, что погублено мною!
Первое украшение добродетели - степень девства. А если нога твоя поколебалась на этой степени и не устояла на ней, то есть еще другое украшение - степень святости. И если ты истинно свят, то вместе с девственниками сподобишься блаженства.
Да славословит Тебя, Господи наш, грешная душа моя, потому что диавол подавил ее грехом, а Ты исцелил. Да прославляют Тебя все чувства, все мысли мои, потому что Ты, Господи, по милости Своей очистил и по щедротам благости Своей омыл их.
Да помолятся о мне, бедном, сонмы сынов света, потому что прогневал я Бога. Они пусть умилостивят Его, чтобы Господь наш любви их даровал единую душу; они пусть умолят, чтобы не был я исключен из сообщества их, но вместе с ними мог славословить Его.
Ты, Господи наш, взыщи и обрети меня, погибшего. Ибо Ты на раменах Своих понес утраченную овцу. Призови и меня, Господи, чтобы я пришел и был сопричтен к стаду Твоему и сопричислен к овцам Твоим и воспел Тебе хвалу со всеми кающимися.
Ученик, отрекшись, вышел вон. Там нашло его покаяние и сказало; "Куда ты бежишь, Симон (Петр), от Учителя своего? Где найдешь себе прибежище? В какой стране можешь укрыться?"
Когда же Симон сказал в ответ, что отречением своим от Господа своего удалил себя от Него и утратил любовь Его, тогда покаяние приблизилось к нему и тихо вещало ему: "Смотри, не закосневай во грехах своих, иначе утратишь друга - Христа. Уверяю тебя, что если возвратишься, снова примет тебя и обрадуется пришествию твоему. Пойдем же к Нему и с сокрушением скажем: ''Пастырь, взыскующий погибших, взыщи заблудшую и снова обретенную овцу Твою". У тебя открылась греховная язва, если замедлишь, она погубит тебя. Но у Тебя есть мудрый Врач, покажи Ему язву свою, плачь и воздыхай при дверях Его, подвигни щедроты Его, чтобы уврачевал Он".
Такими прекрасными мыслями уловляло. воспламеняло и возбуждало его покаяние. Тогда пролил он потоки слез, как дождь во время грома и, горько рыдая, сказал: "Увы, ненавистником стал я Христовым! Христос поставил меня первым между соучениками, дал мне ключи от неба, чтобы отверзать его, вязать и решить; и после всего этого отрекся я Его. Содрогнись земля! Сколько неправды в злом деле моем. Увы, оставил я Того, Кому нет другого подобного! Куда пойду, кто примет меня? Ты отверзи мне дверь Свою, о Прекраснейший, и войду, увижу Тебя и через Тебя получу снова жизнь. Сколько нужно времени, чтобы достаточно оплакать мне самого себя? Что сделалось со мной? Вчера был я апостолом, а сегодня стал вероломным; вчера поставлен домоправителем, а сегодня стал отступником, чужим в доме! Кто уврачует меня, немощного, когда оставил я Врача Христа? У кого есть столь же действенное врачевство, как у Него? О Ты, исцеливший кровоточивую, уврачуй и мою душу, которую погубил грех! Пусть буду Лазарем, которого воззвал Ты к жизни, воскреси и меня, Господи, как его. Он умер телом, а я мертв внутренне, душой. О Ты, воздвигший его словом Своим, и мне ныне даруй иное воскресение! У Лазаря предалось гниению только тело, а у меня вместе с телом растлилась и душа. Согнившее тело мое и растленную душу мою оживотвори, Господи, Твоими щедротами и оставлением грехов. Ты легко можешь соделать это одним словом Твоим. Утопая некогда в море, взывал я к Тебе и умолял Тебя из волн; и рука Твоя, Господи, простерлась в бездну и извлекла меня. Спаси меня и теперь; мое отречение поглощает меня и утопаю на суше. Куда уйду, где скроюсь, если затворится для меня дверь Твоя? Нет у меня другого Господа, подобного Тебе. Не отвергни меня от Себя, в Тебе все упование мое. Пощади меня".
Тогда покаяние принесло в дар Судие искренние слезы и сказало: "Слезы сии приносит Тебе грешник - Симон, соделай Его образом для кающихся, чтобы по примеру его плакали и обращались".
Симоновы слезы да будут для кающихся зеркалом, в которое могли бы смотреться они, и пусть каждый грешник научится плакать, как плакал Симон, и потом, подобно Симону, обновится в образец для кающихся грешников.
"Увы, увы! - взывал Симон всю ту ночь. - Путь жизни, пройденный мною от юности до старости, оканчивается бесплодно. Умилосердись надо мною, Господи, Господи наш!"
Плакал Симон Петр, со слезами умолял Бога и говорил: "О если бы не отрекаться мне от Тебя, Ведающий все сокровенное! Увы, отрекся я от Тебя, Учитель мой, и поступил, как изменник Иуда. Вслед за Собою, в Свой овчий двор влек Ты меня, заблудшую овцу в мире. Иду вслед за Тобой. Я изгибл (погибший), буду же обретен и восполню собой сторичественное (стократное) число. Гавриил со всеми сонмами Ангелов да возрадуется и возвеселится о Тебе, добрый Пастырь, потому что на раменах Своих принес Ты заблудшую овцу для восполнения сторичественного числа. Любовь Твоя паче вина (Песн.1:1), благорасположение Твое лучше, нежели приязнь тысячи праведных. В вине Твоем изливается на нас благословение, потому что Чашею Крови Твоей приобрели мы новую жизнь. И праведники да восхвалят любовь Твою. Вот, обезображен я был грехами своими, но как скоро покаялся и обратился, опять стал прекрасен. Еще в Крещении совлек Ты с меня нечистую ризу, и из бани этой вышел я прекрасным и чистым. Покаяние увеличивает красоту одеяния моего. Облечен я был в сетование, и опять украшает меня светлая риза".
Как горек ты, мир, как непрочны твои блага! И увы, день Суда близок! От твоих выгод потерпел я вред, приобрел себе только несчастье. Увы, день Суда близок.
Прельстили меня радости твои, и иду теперь в муку. Увы, день Суда близок! Не заботился я о себе и потому подвергаюсь наказанию вместе с нечестивыми. Увы, день Суда близок!
Вот, все дни мои прошли в суете и исчезли. Увы, день Суда близок!
Горе ленивым, которые предстанут там без добрых дел. Увы, день Суда близок!
Ужас обымет там нечестивых, которые в мире прилагали беззаконие к беззаконию. Увы, день Суда близок!
Обременен я долгами, как знаю это; что же буду делать в то время? Увы, день Суда близок!
Велико блаженство праведных, велико бедствие нечестивых. Увы, день Суда близок! Дни мои утрачены, приходит же и приближается Суд. Увы, день Суда близок!
Поставлен уже престол Судии; праведники вводятся Им в Царство. Увы, день Суда близок!
Не знаю, каким бы образом оказаться мне невинным на Суде, Увы, день Суда близок!
Дни мои прекращаются, помилуй меня, грешника, по милосердию Твоему. Увы, день Суда близок!
Огонь геенский пылает уже для нечестивых. Увы, день Суда близок!
Спешно идет Судия и воздаст каждому по делам его. Увы, день Суда близок!
Ангелы Хранители уже посланы и не внимают ничьим просьбам. Увы, день Суда близок!
Презрел я заповеди Твои, посему при конце ожидает меня огонь. Увы, день Суда близок! Запустение и тьма ожидают там нечестивых. Увы, день Суда близок!
К Тебе взываю в нужде моей, услыши меня, виновного, и спаси. Увы, день Суда близок! Да воссияют щедроты Твои и да умолят Тебя, потому что я нечист и не могу умолять Тебя. Увы, день Суда близок!
Да возгорится снова светильник мой в непроницаемой тьме. Увы, день Суда близок!
Да помилует меня благость Твоя, когда откроется Царство Твое. Увы, день Суда близок!
Оставляются долги тем, кто просит о помиловании. Но смотри, не питай ненависти к братьям своим, когда просишь оставления долгов.
За дверьми остаются те молитвы, которые, возносясь к Богу, не имеют при себе любви, потому что одна любовь отверзает двери молитве.
Что соль для жертв твоих, то любовь для молитв твоих. Если пренебрежешь этим и не принесешь сих дополнений, то и жертва не будет принята, и молитва не будет услышана.
Если брат твой гневается на тебя, то гневается на тебя Господь. А если примирился ты с братом своим долу, то примирился и с Господом твоим горе. Если восприемлешь брата своего, то восприемлешь и Господа твоего.
Итак, примирись с Ним в лице оскорбленных, возвесели Его в лице опечаленных, посети Его в лице больных, напитай Его в лице алчущих.
В лице утомленного путника уготовь Ему мягкое ложе, омой ноги Его, посади на первом месте за трапезой своей, преломи хлеб свой и удели Ему, подай Ему и чашу свою.
Он оказал уже тебе гораздо большую любовь, почерпнул воды, освятил ее и омыл ею неправду твою; раздробил для тебя Тело Свое и Кровь Свою дал тебе в питие.
Сколь блаженны мы, грешники, потому что сама благодать восстает на помощь нам! Если принесем одну каплю слез, она изгладит и уничтожит все рукописание наших долгов. Вот, с состраданием вопиет, с любовью взывает она: "Приносите ваши рукописания, а с ними и ваши слезы, и этого достаточно, чтобы долг ваш не предварил вас там".
Хвала Тебе, Боже мой! Благость и правда - это две руки у Тебя, простертые над каждым. Одна наказывает, чтобы другой доставить случай помиловать.
Тысячи лет проводил бы ты безрассудно, если бы продлилась жизнь твоя, а между тем сколь бы ты ни плакал, не мог бы удовлетворить за грехи одного года, потому что слишком велика твоя неправда, и ты лжец. Поэтому воздай хвалу Тому, Кто дал тебе преизбыточествующее обетование: если Он найдет тебя бдящим в пришествие Свое, посадит тебя выше рабов Своих, и Сам будет служить тебе. Несмысленный видит щедроты и дерзновеннее грешит. Поелику знает, что есть у него врачевство, которое исцеляет его даром, то не щадит своего тела и покрывает его ранами. Но хвала мудрому, который не поступает безрассудно! Хотя знает, что щедроты могут ходатайствовать за его безрассудство, однако же, при всей великой надежде, как будто не имеет надежды.
Хвала Тому, Кто упорным предложил и то и другое, - и кроткие щедроты и строгие наказания; и кто упорно противится щедротам, того вразумляет страшными казнями!
Какой ужас! Как болезненно это сердцу! При каждом из нас всегда невидимо стоит незримый писец и записывает слова и дела его на судный день.
Кто может устоять перед строгим правосудием, которое требует отчета даже и в мановении очей, не оставляет без исследования ни одного взгляда?
Но приступите, выслушайте и ободритесь! Как ни строго истязание правосудия, но если человек покается, одна капля слез изглаждает рукописание долгов его.
Приступите, выслушайте и содрогнитесь! Как ни преисполнено щедротами море благодати, непокаявшемуся, в день Суда, никто не источит даже и малой милости!
Благодарение благоволению Твоему, которое срастворило два прекрасных источника помощи! И правосудие Твое милостиво, и милость Твоя правосудна.
Да тронется же благость Твоя зрелищем сокровенной всякого рода проказы! На мне да исполнится, Господи, слово сие: "Прокаженный да очистится по закону" (Мф.8:4). На мне же да исполнится и сие: Идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать (Рим.5:20). Поелику грехи превозмогли во мне, Господи, то да возобладают надо мною щедроты.
Стал бы воспевать я Господа, если бы и непреподобные уста могли славословить и величать Его. Стал бы учить, если бы дозволено было стать истолкователем и недостойному говорить. Благословен Отверзающий уста грешным!
Уста наши - это путь и мост, по которым проходят часто непристойные речи; должны же они быть внешней дверью во святилище, внутри которого Святое-святых. Благословен Преклоняющийся с высоты величия Своего и Обитающий с нами!
Весьма великая милость человеку, что познает он Бога, и Бог приближается ко всякому, по мере сил человеческих. А между тем известно, что немощь наша не в состоянии приблизиться ведением своим к святилищу Божества. Благословен Он и за то, что грешники смеют приближаться к Нему и восхвалять Его!
Когда человек почтенный впадает в проступок, тогда не хочет он, чтобы видели его знакомые и те, кто знал его прежнюю безукоризненность, и ему желательно, чтобы все забыли прошедшее, и можно было ему не стыдиться своего проступка. С усердием, братия, просите милости у Судии и научитесь, что в мире все скоротечно, что богатство, красота и власть преходят (временны), как ничто.
Благословен Тот, Чье владычество никогда не преходит!
Ничего нет постоянного в мире этом. Для чего же мучим себя служением миру? Все блага его - сонная мечта, все богатство его для нас - одна тень.
Итак, трудимся мы для временной забавы, для сонной мечты, для тени: красота, обладание которой ненадежно, обольщает нас скорогибнущей своей прелестью.
Хотя знаем, что богатство не приносит истинной пользы его обладателям, которые непрестанно стараются о его приобретении, однако же, и сегодня так же хлопочем, как хлопотали вчера; и все дни проходят у нас без пользы. Отчего же никогда не можем насытиться? Мир приближается к концу и нас увлекает потоком своим. Да приидет в пособие нам помощь Твоя, Всеблагий, никогда не оставляющая нашего рода! Удели нам Твоей испытующей премудрости, чтобы познали мы скоротечность всего. Уврачуй язвы наши покаянием.
Посети нас, чтобы не закосневали мы долее во грехах своих. Ты, Многомилостивый к душам нашим, вложи в нас памятование доброго, потому что очень возлюбили мы зло. Отврати от нас, о Благий, все вредное!
Приими доброе изволение, сколько было его в нас, и пошли нам безмерную силу. Душа наша не в состоянии принести Тебе столь же великий дар, сколь велик Ты. Да умилостивит Тебя, Господи, чудная смерть Твоя!
Неправда наша гораздо сильнее нашей молитвы. Моление наше незначительно, а вина наша велика. Какую жертву могли бы принести мы для примирения своего с Тобой? Нечего нам дать Тебе. Поэтому Кровью Твоей примири нас, Всемилостивый.
Может ли кто радоваться в тебе, мир? Если терпим в тебе притеснения, - это мучительно. Если наслаждаемся в тебе спокойствием, - это вредно. Горек тот единственный узел (то есть временная жизнь), который связывает нас с тобой. Благословен силой Отрешающий нас от тебя! Когда смерть приближается к невоздержному, тогда болезнью замыкает ему уста, и каплями с конца перста начинают вливать воду в гортань винопийце. Как счастлив тогда ты, заранее отвыкший от вина!
Собранные нами сокровища остаются тогда другим, а грехи наши бременят (тяготят) выю. Вся кожа наша уподобляется тогда свитку, и здесь и там исписанному нашими долгами. Но блаженны тогда вы, монахи!
Предавались мы любви, и желание обладать, как бы хотелось, оставалось неутоленным. Грешили мы, и надежда избыть наказания не исполнилась. Богатство, которое любили мы, остается позади нас, а неправда предваряет нас у гроба. Блаженны вы, победители, мужественно воспротивившиеся ей!
Враг наш торжествует, видя, что богатство наше остается позади нас и, наконец, отказывается от нас, а грехи наши поспешают на Суд, чтобы признать нас там перед Господом нашим. Блажен, кто исповедует Тебя, Спаситель наш!
Кто столь долготерпелив к нам, как Ты, благой и милосердый Творец наш? Если бываем мы побеждены, то у нас ропот. А если побеждаем сами, то у нас гордость. Благословен Ты, Чья любовь терпит и нас, нестерпимых!
Да будет возвращена душа моя в овчий Твой двор, как погибшая овца. Сам Ты понеси и введи ее вместе с обретенной овцой, да снова явится перед Господом та и другая. Благодарение Отцу Твоему, который благоволит к кающимся!
Благодарение Отцу, пославшему Тебя, Спаситель наш! Ибо Тобою оправдываемся мы, виновные. Ты отъял грехи наши Крестом Своим, отыми от нас вины наши и в пришествие Твое. Хвала пришествию Твоему, Всемилостивый!
Блаженны те, которые призваны и вошли с Женихом на брак. Ибо Жених стоит при трапезе и внимательно рассматривает возлежащих. Но горе тому, кто в нечистой одежде является на величественное пиршество! Ибо связанный по ногам будет он ввержен в нерассеивающуюся вечно тьму. О как блаженны будут целомудренные постники и девственники, победившие сатану, когда с Сыном Царевым войдут на брачный пир, не кончающийся вовек! Там уготованы Женихом радость и блаженство, там увеселяются они песнопениями и гласом благодарения. Но как жалок тот, кто не окажется там! Он не выпросит себе и капли воды на персте! Горе мне, бедному грешнику, если не допустят меня в эту славную обитель Царства! О если бы войти мне туда и увидеть, как милосердие Твое умоляет за меня правду Твою, и как правда, угрожающая грешникам гневом, приемлет ходатайство милосердия! Если щедроты Твои помилуют меня, недостойного, то блаженно могу обитать под сенью оной обители. Вот, проложены стези к горним, уготован путь в рай. Но с начала шествия и до конца теснятся вокруг все страсти и искушения, и даже при вратах Царствия всякие злострадания нападают на идущих твердо. Не скорби, невежда, что ум твой не подкреплен наукой; жизнь твоя может сделать тебя столь мудрым, что самая простота твоя в состоянии будет умудрить и разумных. Пусть своей ученостью останавливаешь ты солнце и можешь определить окружность моря, но ежели не имеешь дел, ты еще не премудр и не достиг степени разумных. Оставайся в своей гостинице, странник, и не строй себе нового непрочного жилища, не строй себе высоковерхих домов, высоты которых не достать тебе и вполовину. Построй себе дом, соразмерный росту твоему! Довольствуйся своей землей и на ней ищи себе безопасности, а не трудись на земле чужой, чтобы трудом твоим не воспользовались чужие. Блаженны мудрые пять дев, которые с Женихом вошли на брак; горя пламенной любовью ко Христу, они пребыли бодрственными и светильники свои обильно снабдили елеем. Но горе юродивым девам, которые остались вне и не вошли на брак! Они спали и почивали, а светильники их угасли. Пробудившись, стали они ударять в двери, но никто не отверз им. Величественный чертог Царствия отверст, он обширен и вместителен для возлежащих. Тесна область геенны; нет в ней простора, вся она наполнена телами нечестивых. У одних нет недостатка в блаженстве, а у других в сетовании и воздыханиях, потому что Судия правосуден, и нет места щедротам для не сделавших ничего доброго.
Восстань, строитель Церкви Павел! Ибо вот, люди презирают ныне учение твое. Ты строго запрещал лихоимание (Кол.3:5), а ныне найдешь его повсюду. Даже во святилище вкралось оно с иереями и многих до удавления и смерти довело лихвой. Священство, о котором дал Ты столько предписаний (Тит.1:5-9), ныне стало предметом купли. Своевольно оставили мы путь, которым праведники шествуют в Царство, и кружимся по распутиям, покрытым сетями, идем по стезям, ведущим в геенну.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|