I. Поиск потенциальных поставщиков.
ГЛАВА 3. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА
Сущность, задачи и функции закупочной логистики
Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.
В соответствии с указанной целью закупочная логистика решает задачи:
1) определить необходимые объем, ассортимент и рациональный режим поступления материальных ресурсов на предприятие, а также предельно допустимые цены и другие расходы по закупке и доставке продукции;
2) выбрать исходя из этого наиболее приемлемых поставщиков, согласовать с ними все условия поставки и заключить договор, фиксирующий достигнутое согласие;
3) выдерживать обоснованные сроки закупки сырья и комплектующих изделий;
4) обеспечивать точное соответствие между количеством поставок и потребностями в них;
5) соблюдать требования производства по качеству сырья и комплектующих изделий;
6) организовать эффективное снабжение ресурсами рабочих мест;
7) контролировать экономические параметры процесса снабжения и изыскивать новые возможности по снижению затрат, связанных с движением входных материальных потоков и использованием материальных ресурсов.
В отношениях с поставщиками рекомендуется придерживаться следующих принципов партнерства:
1. Обращаться с поставщиками также, как и с клиентами фирмы.
2. Не забывать демонстрировать на деле общность интересов.
3. Знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций.
4. Проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика.
5. Соблюдать принятые на себя обязательства.
6. Учитывать в деловой практике интересы поставщика.
7. Поддерживать по возможности стабильные контакты в деловой сфере.
8. Четко контролировать поставщика по выполнению им своих обязательств.
9. Своевременно информировать поставщика о возникающих отклонениях и их экономических последствиях.
3.2. Служба снабжения на предприятии в условиях применения логистики
Любое предприятие, (производственное и торговое) в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (служба снабжения): сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления.
Деятельность этой службы может быть рассмотрена на 3-х уровнях, так как служба снабжения одновременно является:
а) элементом, обеспечивающим связи и реализацию цели макрологистической системы, в которую входит предприятие;
б) элементом микрологистической системы, т.е. одним из подразделений предприятия обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;
в) самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.
Рассмотрим цели функционирования службы снабжения на каждом из выделенных уровней:
1. Как элемент макрологистической системы служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая технико-технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой товаров. Идея логистики – получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников, требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей логистической макросистемы. Это означает, что служба снабжения, работая на собственное предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всей макрологистической системы. Собственное предприятие при таком подходе рассматривается как элемент всей макрологистической системы: улучшается положение всей системы, улучшается положение предприятия как ее элемента.
2. Служба снабжения является элементом организовавшего его предприятия, должна органически вписываться в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи снабжение – производство – сбыт. Обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей логистической организации предприятия в целом. Современные системы организации производства и материально-технического обеспечения обеспечивают возможность согласования и оперативной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев в масштабе предприятия с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени. Цепь снабжение – производство – сбыт должна строится на основе современной концепции маркетинга, т.е. в начале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее стратегия развития производства, и уже затем стратегия снабжения производства. Маркетинг лишь намечает данную задачу, так как не содержит методов позволяющих решать задачи технико-технологической согласованности с поставщиками в зависимости от соответствующих требований, выявленных при изучении рынка сбыта.
Маркетинг не предлагает также и методов системной организации всех участников процесса продвижения материалов от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. В этом плане логистика развивает маркетинговый подход к предпринимательской деятельности, нарабатывает методы, позволяющие реализовать концепцию маркетинга, существенно расширяет и дополняет саму концепцию.
3. Эффективность функционирования службы снабжения, возможность реализации перечисленных целей как на уровне предприятия, так и на уровне макрологистики в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения.
Таким образом, в соответствии с концепцией логистики в процессе обеспечения материальными ресурсами должно иметь место планирование мероприятий по реализации системного подхода к управлению материальными потоками в пределах самой службы снабжения.
Планирование закупок
Закупочная логистика, являясь первой логистической подсистемой, представляет собой процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия. Для ее эффективного функционирования, необходимо знать, какие именно материалы необходимы для производства продуктов, составить план закупок, обеспечивающий согласованность действий всех отделов и должностных лиц предприятия по решению следующих задач снабжения:
* анализ и определение потребностей, расчет количества заказываемых материалов;
* определение метода закупок;
* согласованность цены и заключение договора;
* установление наблюдения за количеством, качеством и сроками поставок;
* организация размещения товаров на складе.
Качественное планирование и информационное обслуживание логистики снабжения решает также задачу уравновешивания противоречия между необходимостью бесперебойного снабжения производства и минимизации складских запасов.
В процессе планирования закупок необходимо определить:
1) какие материалы требуется;
2) количество материалов, которые понадобятся для производства;
3) время, когда они понадобятся;
4) возможности поставщиков, у которых могут быть куплены товары;
5) требуемые площади складских помещений;
6) издержки на закупки;
7) возможности организации производства некоторых деталей на своем предприятии.
Существует несколько методик определения того, сколько необходимо закупать материалов для производства продукции и с какой периодичностью они должны поступать от поставщиков, но все они требуют информации о том, как использовались аналогичные материалы в прошлом. При прогнозировании потребности в продукции производственно технического назначения используются нормы расхода материальных ресурсов.
Нормы расхода материальных ресурсов – это максимально допустимое количество сырья, материалов, топлива, расходуемое на изготовление единицы продукции или единицы работы установленного качества с учетом действующих организационно технических условий производства.
При прогнозировании потребности в предметах потребления используются нормы потребления населения. Нормы потребления продуктов питания разрабатываются с учетом оптимального рациона питания, необходимого количества белков, жиров, углеводов, солей, витаминов при необходимом сочетании отдельных продуктов питания.
Научно-исследовательскими учреждениями рассчитаны примерные нормы потребления также по важнейшим непродовольственным товарам.
Таким образом, для того чтобы определить потребность в любом продукте материально-технического назначения необходимо:
Нi··Р = Пi,
где Нi – нормы расхода i-го продукта, в натуральном выражении,
Р – объемы производства, в натуральном или стоимостном выражении,
Пi – потребность в i-ом продукте, в натуральном выражении.
Потребности в предметах потребления определяются следующим образом:
,
где - норма потребления i-го товара, натуральных единиц,
Ч – численность населения, человек;
- потребность в i–ом товаре, в натуральном выражении.
Чтобы реализовать любую потребность она должна быть представлена деньгами на рынке, т.е. покупательским спросом. Объем и состав товаров, которое население желает и имеет возможность купить, формируется под влиянием экономических и социальных факторов. Например:
1) объем и структура производства;
2) уровень денежных доходов и их дифференциация по группам населения;
3) уровень розничных цен;
4) жилищные и бытовые условия;
5) национальные особенности и уровни образования;
6) реклама, психологическое воздействие на покупателя и т.д.
В свою очередь спрос на средства производства формируется под воздействием спроса на предметы потребления. Следовательно, потребность в материалах можно рассчитывать и как определенную программу производства конечного продукта. В этом случае речь идет о зависимом спросе, который рассчитывается при помощи методики "Планирование потребности в материалах". Принцип: исходная точка – это предсказуемый или известный спрос на конечную продукцию. Сборка конечной продукции из закупаемых и производимых самостоятельно материалов закрепляется в списках. При этом должно быть известно время поставок материалов и время производства их на собственном предприятии. Далее, исходя из времени поставок конечного продукта потребителю, определяют брутто – потребность в поставляемых и производимых самостоятельно материалов.
Брутто-потребность переводится затем в нетто-потребность, при этом учитывают:
а) наличный запас,
б) плюс уже заказанные материалы и уже запланированные собственное производство,
в) минус уже предназначенные для предыдущей серии продукции заказ.
На основании данных расчета определяют время выполнения заказа. Это время с момента подачи заказа до момента поставки продукта. Преимущества применения методики "Планирование потребности в материалов" заключаются в том, что закупки и производство планируются, исходя из потребности в конечном продукте. В логистике могут использоваться и другие методы определения потребности в материалах.
Например:
1) детерминированный – используется, когда известны определенный период выполнения заказа и потребность в материалах по количеству и срокам;
2) стахостический – когда основой для расчета является математико-статистические методы, дающие ожидаемую потребность;
3) эвристический – с его помощью потребность определяется на основе опыта работников.
Все рассмотренные методы определения количества, времени и периодичности закупок имеют достоинства и недостатки с точки зрения точности, затрат времени, стоимости услуг, или определения потребности в материалах.
Выбор зависит от профиля фирмы, возможностей заказчика, типа изделий, наличия и вида складов, системы контроля за состоянием запасов.
Выбор метода закупок зависит от сложности конечного продукта, от состава комплектующих изделий и материалов.
Рассмотрим наиболее часто используемые методы (табл. 3.1):
Таблица 3.1
Название метода
| Содержание метода
| Достоинства метода
| Недостатки метода
| 1. Закупка товаров одной партии
| Метод предполагает поставку товаров большой партии за один раз (оптовые закупки)
| Простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки
| Большая потребность в запасах и складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала
| 2. Регулярные закупки мелкими партиями
| Покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода
| Ускоряется оборачиваемость капитала, достигается экономия складских помещений, сокращаются затраты на документирование поставки
| Вероятность заказа избыточного количества, необходимость оплаты всего количества, определенного в заказе
| 3. Ежеднев-ные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям
| Широко используется там, где закупают дешевые и быстро используемые товары. Котировочные ведомости составляют ежедневно и включают сведения: полный перечень товаров, количество товаров, имеющегося на складе, требуемое количество товаров
| Ускорение оборачиваемости капитала, снижение затрат на складирование и хранение, своевременность поставок
| Ограниченность в возможностях применения
|
Продолжение табл. 3.1
Название метода
| Содержание метода
| Достоинства метода
| Недостатки метода
| 4. Получение товаров по мере необходимости
| Метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется особенностями: количество не устанавливается, а определяется приблизительно. Поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем, оплачивается только поставленное количество товара, по истечении срока контракта, заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены
| Отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества, ускорение оборота капитала, минимум работы по оформлению документов
| "Размытые" условия договора затрудняют выбор поставщиков
| 5. Закупка товаров с немедленной сдачей
| Покупка не часто используемых товаров, когда невозможно получать их по мере необходимости
| Товар заказывается тогда, когда он требуется, и вывозится со склада поставщиков
| Увеличение издержек, связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе, измельченность заказов и привлечение множества поставщиков
|
Вся документация, связанная с оформление заказа, разделена на следующие группы:
1) по подготовке товаров к отгрузке;
2) коммерческие документы;
3) документы по платежно-банковским операциям;
4) страховые документы;
5) транспортные документы;
6) транспортно-экспедиторские документы;
7) таможенные документы.
Документы по подготовке товара к отгрузке:
· заявка на фрахтование (поставщик резервирует место для отправки, указывает транспортное средство, время отправки);
· инструкция по отправке – сведения о грузе и требования поставщика;
· поручение на отгрузку – при воздушных перевозках, где указываются подробные данные о партии товара;
· ордер на перевозку – при местной перевозке, содержащей инструкции в отношении перевозки;
· извещение о готовности и отправке – уведомление покупателя о том, что заказанные товары готовы к отправке;
· извещение об отправке – продавец информирует грузополучателя об отправке товара.
Коммерческие документы дают стоимостную, качественную и количественную характеристику товара:
· коммерческий счет – требования продавца к покупателю об уплате суммы за поставленный товар. Указывается цена за единицу товара, общая сумма счета, базисные условия поставки, способ платежа и форма расчета, наименование банка, сведения об оплате стоимости перевозки, сведения о страховании;
· счет-фактура – выписывается после окончательной приемки товаров покупателем. Может быть использован в качестве накладной, направляемой вместе с товаром;
· счет–спецификация – указываются цена за единицу товара по видам и сортам, а также общая стоимость всей партии товара. Выписывается, когда партия содержит разные по ассортименту товары;
· проформа–счет – содержит сведения о цене и стоимости партии товара, но не содержит требования об уплате, может быть выписан на отгруженный, но еще не проданный товар, обычно выписывается при поставках товаров на ярмарки, аукционы, выставки;
· спецификация – содержит перечень всех видов и сортов товаров, входящих в данную партию;
· техническая документация – при поставках технически сложных товаров длительного пользования. Содержит инструкции по монтажу и эксплуатации;
· упаковочный лист – содержит перечень всех видов и сортов товара, находящихся в каждом товарном месте;
· сертификат о качестве - свидетельство, удостоверяющее качество фактически поставленного товара и его соответствие условиям контракта.
Документы по платежно-банковским операциям:
· инструкция по банковскому перевозу;
· извещение об инкассовом платеже;
· извещение о платеже по товарному аккредитиву;
· извещение о принятии товарного аккредитива;
· извещение о принятии документов к оплате по товарному аккредитиву;
· заявка на банковскую гарантию;
· банковская гарантия;
· гарантийное письмо по товарному аккредитиву;
· инкассовое поручение;
· заявка на товарный аккредитив;
· товарный аккредитив;
· переводной вексель;
· простой вексель;
· долговое обязательство.
Страховые документы отражают взаимоотношения между страховщиком и страхователем. К ним относятся:
· страховой полис;
· страховой сертификат;
· страховое объявление;
· счет страховщика.
Транспортные документы выписываются грузоперевозчиком. К ним относятся:
· коносамент, морская накладная (штурманская расписка), доковая расписка (при морских перевозках);
· железнодорожная накладная, дорожная ведомость (при железнодорожных перевозках);
· авиагрузовая накладная (при авиаперевозках);
· товарно-транспортная накладная (при автодорожных перевозках).
Транспортно-экспедиторские документы:
· отгрузочное поручение (перечень операций, поручаемых экспедитору);
· экспедиторские инструкции, счет экспедитора; экспедиторское поручение о получении груза.
· складская расписка экспедитора, складская квитанция, ордер на выдачу, ордер на обработку грузов.
Таможенные документы:
· таможенная декларация;
· экспортные и импортные лицензии;
· декларация валютного контроля;
· заявка на выдачу валютной лицензии;
· валютная лицензия;
· налоговая декларация;
· грузовая декларация;
· ветеринарные, санитарные и карантинные свидетельства.
Для любого промышленного предприятия необходимо определиться: делать комплектующие изделия самим или покупать у другого производителя. Для принятия такого решения необходимо сопоставить затраты на закупку и на собственное производство. В целом затраты на закупку определяются ценой поставщика. Необходимо также учитывать затраты на заказ, транспортировку, страховку и упаковку, складирование, обработку (переработку, сортировку и др.), персонал, связанный с закупками.
Затраты на производство состоят из стоимости сырья, энергии, рабочей силы, хранения и накладных расходов. Сравнив затраты на собственное производство по каждому материальному (детали, изделию) затратами на закупку можно принять решение.
Решение в пользу производства на месте может быть принято и без помощи расчета, например, если есть уверенность в том, что предприятие способно использовать свои основные фонды и персонал более эффективно, организовав производство другой продукции, сократив расходы на сырье, рабочую силу, энергию и складские помещения.
При получении поставляемой продукции в первую очередь необходимо удостовериться, что товар завезен:
· нужного качества,
· в нужном количестве,
· от своего поставщика,
· в обусловленное время,
· за оговоренную цену.
В целях экономии времени, усилий и соответственно денег следует позаботиться о том, чтобы складские помещения, места разгрузки, приемки товара были расположены как можно ближе друг к другу и недалеко от производственных помещений. Во избежание скопления транспорта на территориях предприятия или у ворот склада, для экономии затрат труда на погрузочно-разгрузочных работах, следует составить график поставок, согласованный со всеми поставщиками. Необходимо при этом предусмотреть, чтобы основное сырье поставлялось в строго определенные дни, а другие виды материалов - по мере необходимости. Такие меры позволят, кроме того, не отрывать рабочих основного производства для разгрузки неожиданно прибывшего транспорта. К документам, отражающим поставку, относятся:
1) опия заказов;
2) уведомление об отгрузке;
3) сопроводительное письмо;
4) документы доставщика, в которых указывается азвание и адрес отправителя, описание продукции, количество мест, масса (вес) продукции), особенности транспортировки, название доставщика. Применяются, когда поставщик пользуется транспортом другой фирмы;
5) подтверждение получения поставки;
6) журнал регистрации товара.
Возможно закладывать всю информацию в компьютер. Для этого существует специальные информационные системы, например, "1С склад".
В отдельном документе фиксируется брак и другие недостатки поставляемого товара, так как это поможет отделу закупок принять необходимые меры.
Качество поставляемых товаров должно удовлетворять предъявляемым требованиям. Отсутствие контроля качества закупок может привести к издержкам:
· дополнительные расходы, связанные с возвратом бракованных и недоброкачественных товаров;
· остановка производства в случае, когда вся партия оказалась недоброкачественной и подлежит возврату;
· судебные иски;
· потеря доверия потребителей соей продукции из-за поставки недоброкачественной материалов.
Применяемые на практике меры по обеспечению качества принимаемых товаров могут быть классифицированы следующим образом (см. табл. 3.2):
Таблица 3.2
Методы приемки партий
| Методы приемочного контроля
| А – Сплошной контроль
Б – Выборочные методы:
1) приемочный выборочный контроль партий по качественным признакам;
2) непрерывный выборочный контроль по качественным признакам;
3) приемочный выборочный контроль по качественным признакам с пропуском партий;
4) ревизионный выборочный контроль
| А – Апробация установленной поставщиком системы методов и операций по обеспечению качества
Б – Апробация применяемой поставщиком методики контроля качества закупаемых товаров
В – Учет и определение улучшения показателей качества продукции данного поставщика
Г – Сравнительная оценка качества продукции различных поставщиков
|
Выбор поставщика
Перечислим и охарактеризуем основные этапы этой задачи:
I. Поиск потенциальных поставщиков.
При этом могут быть использованы методы:
а) объявление конкурсом;
б) изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявления в средствах массовой информации и т.п.;
в) посещение выставок и ярмарок;
г) переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|