Моделирование в логистике
Принципы функционирования логистической системы
Понятие логической системы является одним из базовых понятий логистики. Существуют разнообразные системы, обеспечивающие функционирование экономического механизма. В этом многим необходимо выделять логические системы с целью их синтеза, анализа и совершенствования.
Рассмотрим вариант логистической системы (рис. 2.1). На микроуровне логическая система может быть представлена в виде подсистем: закупка, планирование и управление производством, распределение. Каждая из перечисленных подсистем сама разворачивается в сложную систему.
Американские ученые считают, что логистика - это скорее структура планирования, чем функция предпринимательства. Отсюда следует, что задача управления в области коммерческой логистики имеет дело не столько с управлением материальными потоками, сколько с обеспечением механизма разработки задач и стратегий, в рамках которых может осуществляться повседневная деятельность по управлению распределением.
Существует четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой:
Первое свойство - целостность, т.е. свойство системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемую только логистической системой в целом, а не отдельными ее звеньями или подсистемами.
Деление логических систем на элементы можно осуществлять по разному на макроуровне при прохождении одного материального потока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт.
Второе свойство - связи: между элементами логической системы имеются существующие связи, которые с закономерной необходимостью определяют совокупные качества системы. В макрологистических системах основу связи между элементами составляют договоры. В микрологистических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.
Третье свойство - организация: связи между элементами логистической системы упорядочены определенным образом, т.е. логистическая система имеет организацию.
Четвертое свойство - интегративные качества: логическая система обладает интегративными качествами не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность поставить нужный товар, в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса на товар и услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т.п.).
Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Цель логической системы - оптимальная организация товародвижения.
Классификация логистических систем
Введем классификацию логистических систем (рис. 2.2). Согласно предлагаемой классификации, логистические системы делят на две большие группы: микрологистические и макрологистические системы.
Микрологистические системыотносятся к определенной организации бизнеса (например, к фирме-производителю товара), и предназначены для управления и оптимизации материальных и связанных с ними потоков
(информационных, финансовых) в процессе производства и снабжения и сбыта. Соответственно различают внутренние (внутрипроизводственные), внешние и интегрированные микрологистические системы.
Макрологистическая система -это система, создаваемая на уровне территориального или административно территориального образования для решения социально- экономических, экологических, военных и других задач подобного рода. Извлечение прибыли или достижение каких-либо других корпоративных целей организации бизнеса не является назначением макрологистической системы.
Логистика является жизненно важным компонентом экономики, например, в США затраты на логистику в национальном масштабе оцениваются в размере 15-23 % валового национального продукта.
В логистических системах принимают участие: продуценты (изготовители товаров), поставщики, транспортные структуры, потребители, государственные структуры. Потребность в логистике возникает, как в частном, так и в государственном секторе (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Ключевые проблемы логистики в частном и государственном секторах
Участники логистических систем
| Частный сектор
| Государственный сектор
| Поставщик - обслуживающее агентство
| Управление запасами, ценообразование, перевозки собственным или нанимаемым транспортом, планирование производства, размещение предприятия
| Укомплектованность штата, ценообразование, перевозки собственным или нанимаемым транспортом, предлагаемые услуги, размещение заказов
| Транспортное агентство
| Маршрутизация перевозок, уровень обслуживания, цены, тип парка
| Маршрутизация перевозок, уровень обслуживания, цены, тип парка
| Правительство
| Налогообложение, цены на продукцию и тарифы естественных монополий, стабильность финансовой системы, функционирование и развитие государственной инфраструктуры, правовой регулирование хозяйственных отношений
| Бюджетное финансирование, система формирования государственных заказов, контроль за их выполнением и регулирование
| В частном секторе потребитель предъявляет спрос на продукцию изготовителя. Изготовитель выступает в качестве поставщика. Он договаривается с транспортными агентствами о перемещении сырьевых материалов на предприятие, а готовой продукции с предприятий на рынки. Таким образом, спрос на транспортные перевозки - это производственный спрос. Правительство определяет общие правила функционирования рынка и частично обеспечивает деятельность транспортной инфраструктуры.
В государственном секторе выступает как заказчик, потребитель и поставщик части продукции (например, в области военных нужд).
Моделирование в логистике
Основными принципами логистики как и кибернетики являются: моделирование, системный анализ и обратные связи. Если в кибернетике объектом моделирования являются относительно однородные системы, подсистемы и элементы, которые объединены единой целью функционирования, то логистика рассматривает системы более общие, вбирая в себя в качестве подсистем: планирование, прогнозирование производства, материально-техническое снабжение, сбыт и распределение продукции, основанные на глубоком изучении рынка.
В качестве обратных связей в логистике рассматривается спрос потребителя. В качестве критерия - минимальные затраты материальных и трудовых ресурсов на удовлетворение этого спроса.
Понятием, позволяющим интегрировать все элементы логистической системы в единый, четко функционирующий механизм, является материальный поток.
Потоки обладают свойством моделируемости. Это означает, что достигается высокая степень отображения реальных рыночных процессов в целях исследования или управления.
Построение модели, т.е. моделирование требует определенного языка. Качество модели характеризуется ее адекватностью. Наибольшая адекватность достигается при использовании математического языка.
Под логистической моделью понимается: любой образ абстрактный или материальный логистического процесса или логистической системы используемый в качестве их заместителя.
Основная цель моделирования – прогноз поведения систем. Ключевой вопрос моделирования: "Что будет, если ... ?"
Для построения модели вся информация объединяется в информационную базу. Она различается в зависимости от предмета исследования. Так, например, сведения о наличии, движении и состоянии основных производственных средств и готовой продукции содержаться в статистической отчетности или бухгалтерском учете.
Для анализа спроса используются специальные наблюдения и обследования: тенденциальный опрос торговых работников, моментальный опрос покупателей и др.
Процесс моделирования деятельности предприятия требует многовариантных расчетов на ЭВМ. Лишь статистико-математический аппарат позволяет выявить наличие и степень связи между результативным (уровень издержек и качество обслуживания) и факторным (производственный потенциал предприятия и конъюнктура рынка) признаками.
В процессе исследования применяются модели:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|