Сделай Сам Свою Работу на 5

Переопределение (Redefine)





Словесная эквилибристика

Паттерны "словесной эквилибристики" или "раскрутки" (английский термин Sleight of Mouth, буквально "ловкость рта") предназначены для быстрого рефрейминга убеждений, содержащих одно из следующих нарушений мета-модели: а)причинно-следственное моделирование; б)комплексную эквивалентность. Четырнадцать паттернов модели "словесной эквилибристики" были впервые разработаны Робертом Дилтсом и Тоддом Эпштейном как модель речевых паттернов Ричарда Бэндлера. Впоследствии модель неоднократно расширяли, структурировали, изучая речевые паттерны эффективных ораторов, полемистов, от античных философов до современных политиков. Владение паттернами Sleight of Mouth -- часть сертификационных требований уровня "НЛП-мастер".

Я благодарю Майкла Холла за помощь в подготовке статьи.

(C) 2000 И.В.Гоз
(C) 2000 Психология - Вся Россия www.psycho.all.ru

  1. Начало
  2. Деревья и ветер
  3. Реформация смысла
  4. Что дальше?
  5. Ссылки

Начало

- Я, - сказал Агафон, - не в силах спорить с тобой, Сократ.
Пусть будет по-твоему. -- Нет, милый мой Агафон, ты не в силах
спорить с истиной, а спорить с Сократом дело нехитрое.
--
Платон, "Пир"



"Я покажу вам по-настоящему новую штуку". Так говорил Ричард Бэндлер, приглашая участников семинара в Вашингтоне в 1980 г, в свою мастерскую. Это были отлично подготовленные специалисты, настоящие профессионалы в области нейро-лингвистического программирования. Годы успешной работы с НЛП лежали у них за плечами. Среди них был и Роберт Дилтс. Они расселись по местам и стали ждать, что сделает Бэндлер.

Бэндлер собирался подняться на сцену, но неожиданно споткнулся на плохо закрепленной ступеньке и передумал. Вместо этого он произнес:

"У меня тут проблема. Вы мне ее решите."

После этого он прошел в середину зала и уселся на стул.

Так прошло два дня. Бэндлер сидел на стуле, изображая неподатливого клиента психотерапевта, а добрый десяток квалифицированных специалистов по НЛП пытались помочь ему решить свои проблемы, измениться... но потерпели полный провал. Они испробовали все, что знали. Непостижимым образом Бэндлеру удалось свести на нет любые методы, которые в ином случае позволили бы человеку, которого он изображал, получить желаемый результат. Он разгромил все подходы, которые применяли участники семинара и едва не заставил их самих поверить в, мягко говоря, странную систему убеждений человека, которого изображал. И это несмотря на то, что он постоянно повторял, что "хочет измениться", "хочет избавиться от своих проблем", "готов делать то, что ему посоветуют"...



На третий день Бэндлер и участники семинара поменялись ролями...

...и Бэндлер снова выиграл.

С этого семинара теперь ведется отсчет истории модели, известной под названием "словесная эквилибристика" или "раскрутки".

Продолжайте читать. Вы все узнаете.

Деревья и ветер

Мама, ветер дует, потому что деревья качаются?
-- Детский вопрос

Сейчас вы прочитаете несколько фраз. Возможно, вы уже слышали, читали или даже сами говорили что-то подобное. Конкретный смысл сейчас неважен, обращайте внимание на структуру фразы, на то, как она построена. Постарайтесь заметить общие особенности. (Читателям, знакомым с мета-моделью, посоветуем применить ее. Читателям, не знакомым с ней, посоветуем не расстраиваться, а продолжать читать).

  • "Вы часто заглядываете в книгу, значит, плохо знаете предмет."
  • "Второе место - это все равно, что последнее."
  • "Ты нахмурилась, а значит, сердишься на меня."
  • "У этого человека много денег, значит, он вор."
  • "Забыть дату нашей свадьбы - то же самое, что забыть нашу любовь."

Прочитали? Теперь еще несколько фраз. Они построены немного иначе. Заметьте, как.

  • "Меня огорчает то, что он себя так ведет."
  • "У меня нет времени на личную жизнь, потому что я много работаю."
  • "Рак приводит к смерти."
  • "Я не могу свободно заговаривать с незнакомыми людьми, потому что меня так воспитали."

Удалось ли вам заметить что-то общее? Превосходно! Все фразы в первой группе говорят о том, что какая-то вещь, действие, состояние означают какое-то другое действие, состояние. Одно явление выступает в качестве признака, критерия, по которому можно судить о другом явлении. Вот, например: "вы часто заглядываете в книгу" (критерий, назовем его А), "значит" (связка) "плохо знаете предмет" (а это уже другое состояние, назовем его Б). Лингвисты называют такие фразы "комплексными эквивалентностями".



А,значит, Б. А - этоБ. А ничем не отличается отБ.
_________________________ (ваш пример?)

Фразы из второй группы немного отличаются. Они говорят, что одна какая-то вещь является причиной, а другая - следствием. Иногда бывает трудно сразу узнать такую форму. Вернитесь к нашему примеру: "Меня огорчает то, что ты себя так ведешь." Что здесь говорится? "То, что ты себя так ведешь" (одно действие, А) является причинойтого, что "я огорчаюсь" (другое состояние, Б). Такие фразы называются "утверждениями о причине и следствии"

.

А ведет кБ. Б возникает из-заА. Б, потому чтоА. А, следовательно, Б. ЕслиА, тоБ.
_________________________ (ваш пример?)

Эти сухие лингвистические определения скрывают за собой одни из важнейших процессов, происходящих в нашем сознании, процессов, определяющих наши представления о реальности. Наши знания о мире. Наши убеждения. Мы все имеем множество убеждений о том, как устроен мир. Они жизненно важны для нас. Помните, как рассуждала Алиса в стране чудес?

А ведь, кажется, так просто запомнить, что, например, раскаленной докрасна кочергой можно обжечься, если будешь держать ее в руках слишком долго; что если ОЧЕНЬ глубоко порезать палец ножом, из этого пальца, как правило, пойдет кровь, и так далее и тому подобное.

И уж Алиса-то отлично помнила, что если выпьешь слишком много из бутылки, на которой нарисованы череп и кости и написано "Яд!", то почти наверняка тебе не поздоровится (то есть состояние твоего здоровья может ухудшиться).

Действительно, вот в такой форме наш мозг хранит информацию о законах окружающего мира. Мы учимся, конструируя убеждения о причинно-следственных связях и эквивалентностях. Это позволяет нам вырабатывать шаблоны или, как их еще называют, паттерны -- стандартные, повторяющиеся последовательности действий, мыслей, слов и т.п. Благодаря накопленным убеждениям о причинах и следствиях и эквивалентностях мы заранее знаем, как открыть дверь, как включить телевизор, как завязать шнурки...

...что значит вот такой поступок близкого человека, как реагировать именно на ту фразу...

...почему мы заболели и почему мы уверены, что предлагаемый нам метод лечения никак, ну совсем никак, не может подействовать...

...какой купить стиральный порошок, как голосовать на выборах...

Да, все эти, совершенно разные по содержанию случаи выражаются сходной языковой формой. В основе каждого из них мы можем обнаружить убеждения о причинах и следствиях и убеждения об эквивалентности. В этом и сила и слабость того способа, каким работает наш мозг. С помощью убеждений этих типов мы можем формулировать законы природы, ориентироваться в бесконечно сложном мире, учиться, узнавать новое... и мы можем ограничивать себя, загонять в рамки стереотипов, ссориться с близкими людьми, лишать себя возможности измениться...

Подумайте, что, если бы вы владели способом быстро, эффективно и незаметно изменять такие убеждения как у себя, так и у других людей?

Лингвистические паттерны модели "словесной эквилибристики", разработанной Робертом Дилтсом совместно с Тоддом Эпштейном, дают нам такой способ.

Читайте дальше.

Реформация смысла

Я часто убеждался в том, что простое слово благотворно
действует на множество людей, и не автор слова, а само оно
приводит в движение души, скрыто проявляя свою силу.
-- Ф. Петрарка

Мы рассмотрим четырнадцать паттернов "словесной эквилибристики" в их классическом виде, в том, как они были впервые сформулированы авторами модели. Каждый из них представляет собой простую и одновременно необычайно мощную схему построения высказывания, которое можно противопоставить утверждению о причине и следствии или утверждению о комплексной эквивалентности, тем самым ослабляя, трансформируя или вовсе устраняя соответствующее ему ограничивающее убеждение.

Прежде чем двигаться дальше, подберите, пожалуйста, два-три собственных убеждения о причине и следствии или эквивалентности. Таким образом, читая описание паттерна, вы сможете немедленно применить его на своем собственном убеждении. Можете еще раз посмотреть на примеры (именно их я буду использовать для пояснений, так что вам придется взять что-то свое).

Вот как они называются.

  1. Переопределение
  2. Последствия
  3. Намерение
  4. Детализация
  5. Укрупнение
  6. Контрпример
  7. Другой результат
  8. Метафора
  9. Рекурсия
  10. Иерархия ценностей
  11. Изменение контекста
  12. Мета-фрейм
  13. Модель мира
  14. Стратегия реальности

Переопределение (Redefine)

Переопределение бывает трех видов:
а) переопределение причины
б) переопределение следствия
в) переопределение критерия (признака)

-У меня нет времени на личную жизнь, потому что я много работаю.
а) В действительности у вас не остается времени на личную жизнь, потому что вы так организуете свою работу.
б) Раз вы много работаете, то ваша жизнь должна улучшаться, не так ли?

-У этого человека много денег, значит, он вор.
в) Если у него много денег, значит, он их как-то получил. Вы знаете какие-нибудь способы получения денег, кроме воровства?

Вы помните схему утверждения о причине и следствии: "Причина А ведет к явлению Б" ? Тогда общая схема переопределения причины будет выглядеть как "Это не А приводит к Б. Б вызывает другая причина, В." Мы демонстрируем собеседнику, что в действительности у каждого явления может быть множество причин, и каждое явление может вызвать множество разных последствий. Тем самым мы помогаем человеку снять ограничивающее его убеждение, расширяем доступный ему выбор действий.

Аналогично мы поступаем и с убеждением об эквивалентности, показывая, что этот критерий, этот признак может означать и нечто совершенно другое. Схема этого переопределения: "А не означает Б. А может означать В, из чего следует Г, Д..."

Теперь возьмите выбранное вами убеждение и примените к нему паттерн переопределения. Задайте себе наводящий вопрос: "Какие другие причины могли вызвать это явление? А к каким другим явлениям могла бы привести эта причина?" В случае убеждения об эквивалентности задайте вопрос: "Что еще может означать этот признак?" Отметьте, как меняется ваше отношение к выбранному убеждению.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.