Сделай Сам Свою Работу на 5

Солнечная мифология Бальмонта





При всей внешней экстравагантности своей поэзии, Бальмонт отличается выдающимся трудолюбием; чрезвычайно деятельный, как поэт оригинальный, он еще несравненно более деятелен как переводчик. Переводил Эдгара По, Гофмана, Гете, Гейне и других.

Основная черта поэзии Б. — ее желание отрешиться от условий времени и пространства и всецело уйти в царство мечты. Символ красоты: красота - это все, к этому надо стремиться. Это душа. В период расцвета его таланта, среди многих сотен его стихотворений, почти нельзя было найти ни одного на русскую тему. В последние годы он очень заинтересовался русскими сказочными темами; но это для него чистейшая экзотика, в обработку которой он вносит обычную свою отрешенность от условий места и времени. Реальные люди и действительность мало его занимают. Он поет по преимуществу про небо, звезды, море, солнце, «безбрежности», «мимолетности», «тишину», «прозрачность», «мрак», «хаос», «вечность», «высоту», «сферы», лежащие «за пределами предельного». Эти отвлеченные понятия он для вящей персонификации даже пишет с большой буквы и обращается с ними как с живыми реальностями. Но собственно живую, реальную природу — дерево, траву, синеву неба, плеск волны — он совсем не чувствует и описывать почти и не пытается. Его интересует только отвлеченная субстанция природы, как целого. Он весь в эпитетах, в отвлеченных определениях, в перенесении своих собственных ощущений на неодушевленную природу. Перед нами, таким образом, типичная символическая поэзия, поэзия смутных настроений и туманных очертаний, поэзия рефлексии по преимуществу.



Позже поэт весьма ярко захватывает тот замечательный подъем, который со средины 90-х годов сказался в задоре марксизма и в смелом вызове Максима Горького. Поэзия Б. становится яркой и красочной. Его поэтический мир — это мир тончайших мимолетных наблюдений, хрупких чувствований. Он хочет «разрушать здания, хочет быть как солнце», он воспевает только бурные, жгучие страсти, бросает вызов традициям, условности, старым формам жизни. В дальнейших сборниках — «Горящие Здания», «Будем как Солнце», «Только Любовь», «Литургия красоты» — все кричит, начиная с внешнего вида, с обложек, то ярко-цветных, с голыми безобразными телами и другими загадочно-декадентскими рисунками, то, напротив, мрачно-траурных. Перед ошарашенным читателем дефилирует целая коллекция ведьм, дьяволов-инкубов и дьяволов-суккубов, вампиров, вылезших из гробов мертвецов, чудовищных жаб, химер и т. д. Эти «страсти и ужасти» получают общую формулировку в восклицаниях «уставшего от нежных слов» поэта: «Я хочу горящих зданий, я хочу кричащих бурь»; «я хочу кинжальных слов, и предсмертных восклицаний». В сфере обуревающих его «тигровых страстей» поэт не только стихийно не знает удержу, но и сознательно знать не хочет: «Хочу быть дерзким, хочу быть смелым». И он имеет право быть дерзким, потому что в значительной степени воплотил в себе идеал «сверхчеловека» или, вернее, «сверхпоэта». Обыкновенные поэты, даже самые впечатлительные и пламенные, всегда рассказывают, как они влюблялись в разных дам. У Бальмонта же, совершенно наоборот, всегда сообщается, как все женщины в него влюбляются. В этом своем мнении о себе Бальмонт не одинок: почти такое же мнение (например, в отношении совершенства стиха Б.) печатно высказывает вся московская группа поэтов-символистов — Брюсов, Андрей Белый, Иннокентий Анненский и другие. Но, несомненно, из поэтов, выступивших за последние 30 — 40 лет на смену плеяды поэтов 40х годов, никто не может сравниться с Б. по стихийной поэтической силе.



Сборники, вышедшие после 1904 года, в том числе революционные «Песни мстителя», ничем, кроме скучной приподнятости, не отмечены и потому очень утомительны.



Стихотворения собраны в отдельных изданиях: «Сборник стихотворений» «Тишина. Лирические поэмы» (СПб., 1898), «Горящие здания. Лирика современной души» (М., 1900), «Будем как солнце. Книга символов» (М., 1903), «Только любовь. Семицветник» (М., 1903), «Литургия красоты. Стихийные гимны», Статьи и публичные лекции Б. собраны в книгах «Горные вершины» (М., 1904; книга первая) и «Змеиные цветы» («Путевые письма из Мексики», М., 1910).

К. Д. Бальмонт (1867-1942) в юности тоже пережил народнические увлечения. Более того, был исключен из гимназии за хранение нелегальной литературы, в связи с участием в студенческих беспорядках посажен в Бутырскую тюрьму (впоследствии он живо откликался на политические события). Московский университет (юридический факультет) Бальмонт так и не кончил. Всего достиг самообразованием. Поначалу жизнь вообще не баловала. Неудачная женитьба привела к потрясению и попытке самоубийства.

От всех невзгод спасла любовь к искусству, пробуждение художественного дара. На первых порах его становлению помог В. Г. Короленко. А с середины 1890-х гг. Бальмонт подружился с В. Брюсовым: их отношения во многом обогащали обоих. С этого времени начинается стремительное восхождение Бальмонта. Один за другим появляются сборники стихов: «Под северным небом» (1894), «В безбрежности» (1895), «Тишина» (1898), «Горящие здания» (1900), «Будем как солнце» (1903), «Только любовь» (1903). В 1904-1905 гг. издается двухтомник, а за семилетие (1907-1914) — собрание сочинений в 10 книгах. Их автор пользуется небывалым успехом и пристальным, хотя неоднородным, вниманием не только критики — крупнейших художников времени.

Еще совсем недавно было принято говорить о Бальмонте как о певце недомолвок, намеков, видимо, по ассоциации с его статьей о символизме. Но послушаем самого Бальмонта (письмо 1900 г.): «...Я люблю реальную жизнь с ее дикой разнузданностью и безумной свободой страстей. <...> Я хочу прикоснуться к противоречиям мира, чтобы понять их». Да, поэт был разным. Голубые и серебристые тона ранних, стихов сменялись резкими, насыщенными, как и его чувства. Одно оставалось неизменным — исступленность переживаний и преданность творчеству: «в писании все счастье».

Вспомним, Бальмонт считал художника выразителем «говора стихий» вселенских. И сам для себя избрал «царственные стихии»: Огонь, Воду, Землю, Воздух. Иначе, причастился «пламени, свету, теплоте»; «ласке, влюбленности»; «жизни, расцветшему саду»; «легчайшему дуновению Вечности». Союзу будто несогласных сил поклонялся Бальмонт. Но только потому, что они помогали раскрыться и развиться его чувствованиям. Бесчисленны значения этих возможностей. «Ветер пророчит о вечном пути»; а то рождает желанье: «Дай и мне забвенья, ветер». Океан «дышит в беспредельность Тысячами юножадных уст»; влага морская — «мечтанья на зыбях различных качает». Особенно изменчиво прикосновение огня. Он то «сжигает», то «горит перед взором навеки потухших глаз», то открывает «Завет бытия»:

Я спросил у высокого солнца, Как мне вспыхнуть светлее зари. Ничего не ответило солнце, Но душа услыхала: «Гори!»

Так была преодолена власть «северного неба», «тишины». Но вовсе не созерцанием природной красоты, а слиянием с нею переплавляющейся души. Волевая интонация четко слышна:

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море И пышный цвет долин. Я заключил миры в едином взоре, Я властелин.

Смело «создав свою мечту», поэт пошел и далее, призвав: «Будь воплощеньем внезапной мечты!» Преображению личности предначертана высокая цель — «дальше еще до заветной черты. <...> В вечность, где новые вспыхнут цветы». Посему в поэзии Бальмонта все эмоции, ощущения бесконечно «укрупнены», обострены, что вызывало (и сейчас случается) иронию над его якобы «эгоцентризмом», «самовосхвалением». А он творил свою сказку, легенду: «Я знаю какой-то иной мир, который <...> бросает световые волны и замыкает их в ритмические строки» (письмо 1899 г.). В этом мире «восторгом стала боль, ответом стал вопрос». Лирическое «Я» не знает преград в дерзости, любви, счастье, молодости. Грезы становятся явью:

Я время сказкой зачарую, Я в страсти звезды создаю, Я — весь весна, когда пою, Я — светлый бог, когда целую!

Немудрено, что шел поиск столь же «исступленных» средств самовыражения. В 1907 г. Бальмонт писал: «Религия звезд и цветов. Она уже многим снится. Быть может, уже совсем близка». Какое сочетание: звезды и цветы — в их взаимообогащении, слиянии по красочному и вселенскому смыслу. Краски в поэзии Бальмонта не менее многозначны и символичны: «Моя любовь — пьяна, как гроздья спелые <...>. В моем саду — сверкают розы белые. И ярко, ярко-красные»; «Голубая мечта в них, качаясь, живет. Под ветрами встает цветовая игра. Принимая налет серебра». Страстные мелодии души подчиняли и «ритмические строки». В них, разных, слышатся звучания то гимна, то медлительной речи, заклинания или романса. Для Бальмонта «звуком быть в мире» — лучшего счастья нет. А горе уподоблено порванной, некогда «звенящей струне». Две родные стихии красоты соединяются между собой в образах: «музыка цветов», «флейты звук, заревой, голубой».

Из сказанного отнюдь не следует, что в творчестве Бальмонта только и существовала ворожба смелой мечты. Больных нот немало: «В мираже обольстителен обман»; «жизнь моя однозвучна, Я застыл на последней черте». Вплоть до разрыва связей с миром:

Я ненавижу человечество, Я от него бегу спеша. Мое единое отечество — Моя пустынная душа.

«После долгих мучений» возникает опасная всеядность: «Я люблю тебя, дьявол, я люблю тебя, Бог»; «люблю я свет и мглу...».

И все-таки, как утверждает сам поэт, он «безраздельно целен». Потому ли, что видит, «как жизнь прекрасна, И что царственно величье холодеющих могил»? Нет, спасает душевная энергия, растущее желание «вновь стихом победным в царство Солнца всех вернуть»; захотеть и стать светлым, сильным, даже «утром в первый раз». «Литургия красоты» льется из уст певца.

«Бездонному сердцу поэта» не были чужды острые отклики на политические события: эпиграммы на Николая II, «Песни мстителя» в период первой русской революции и развитие этой темы после 1917 г., незадолго до эмиграции Бальмонта. Такие выступления были приняты за измену петербургской элитой во главе с Д. Мережковским. Но с нею Бальмонт всегда находился в напряженных отношениях и уязвлял ее стихами о «далеких близких». Вовсе не случайный факт.

Бальмонт чтил в себе «стихийность», был чужд мистическим упованиям. Однако его поэзия полна «аккордов мирозданья», слияний солнца, звезд, земных цветов в душе, творящей живую красоту. Художник, по собственному совету, учился «соделать чудеса» у Творца Вселенной. Идеалы и поэтическое новаторство символизма были глубоко созвучны К. Бальмонту.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.