Сделай Сам Свою Работу на 5

Нормы, ценности и идеалы человечества.





 

1.Понятие и природа ценностей.

2. Виды ценностей.

 

1. В современной философии есть раздел, отведенный исследованию ценностей,- аксиология (от греч. axios - ценный и logos - слово, понятие, учение). Для философского мировоззрения аксиологическая проблематика имеет фундаментальное значение. Оно обусловлено тем, что задачей философии является установление предельных оснований бытия и построение, исходя из их понимания, целостного мировидения, которое помогло бы выбрать общее направление жизни, указать ее главные цели. В решении этой задачи первостепенную важность имеет определение ценностных оснований человеческого бытия. Отсюда проистекает проясняющая сила ценностного подхода в философии. Для раскрытия первого вопроса следует дать определения понятий «ценность», «ценностная ориентация», «оценка», «идеал», «установка», «норма», «смысл жизни». Выявите природу ценностей, их роль в жизни человека и общества. В этом вам поможет рекомендуемая литература.

2. Во втором вопросе следует обратить внимание на то, как классифицируются ценности, назвать типы ценностных ориентаций, осветить вопрос об иерархии ценностей. Важно понять, какой мировоззренческий смысл имеют высшие ценности. Нужно при этом иметь в виду, что к высшим ценностям относятся социальные, нравственные, эстетические, религиозные идеалы и принципы, действующие в качестве духовных ориентиров человеческой - общественной и личной - жизни и деятельности. В следовании им, в их реализации люди ищут смысл своей жизни. Они поднимают человека над уровнем его повседневных материальных потребностей и интересов и тем самым возвышают его как социального субъекта, как субъекта культуры. Анализ ценностей в рамках философии культуры неизбежно наталкивается на проблему добра и зла, справедливости, совести и других моральных ценностей. Исследованию морали в философии посвящен специальный раздел – этика. Большую роль в жизни человека и общества играет религия, в которой приобщение к высшим ценностям достигается через отношение к Абсолюту-святыне. Попытайтесь кратко охарактеризовать роль религии, моральных, эстетических ценностей и искусства в жизни людей.



Список литературы



Аксиология, или Философское исследование природы ценностей: Антология. –М., 1996.

1. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей.- М.,1981.

2. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.

3. Гусейнов А.А. Этика/А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян.- М.,1998.

4. Дробницкий О.Г. Понятие морали.- М.,1974.

5. Каган М.С. Философская теоия ценностей.- СПб, 1997.

6. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учеб. для студентов вузов/ В.А. Канке. -- 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2000.

7. Лосский Н.О. Ценность и бытие//Лосский Н.О. Бог и мировое зло.- М.,1994.

8. Наука и ценности.- Л., 1990.

9. Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение.- М.,1990.

10. Риккерт Г. О системе ценностей//Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре.- М., 1998.

11. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности.- М.,1972.

12. Человек и его ценности.-М.,1988.

13. Философия и ценностные формы сознания.- М., 1978.

14. Ясперс К. Человек и его ценности. Ч.1. М.,1988.

15. Философия: Учебник для студентов вузов/ Лавриненко, Владимир Николаевич.- 2-е издание, исправленное и дополненное. - М, 2002.

 

Философия науки и техники.

 

Для раскрытия этой темы проследите историю становления техники. Покажите, что различают три этапа становления техники: господство орудий труда, господство машин, господство автоматов. Далее рассмотрите различные концепции происхождения техники (например: концепции О.Шпенглера, Л. Мамфорда, Б. Поршнева). Дайте определение техники и выделите ее характерные черты.

Перейдите к анализу современной техники, покажите, что она является практическим продолжением науки. Подчеркните, что в ХХ веке заговорили о новом культурном явлении, основанном на неразрывном единстве науки и техники, - научно-техническом прогрессе.



Делая вывод, остановитесь на том, что влияние техники на культуру и цивилизацию чрезвычайно разнообразно, а в перспективе – даже трудно предсказуемо. Развитие техники способствует все более полному и адекватному удовлетворению потребностей человека, облегчению его труда и сокращению каждодневных физических усилий. Но, с другой стороны, оно порождает целый ряд гуманитарных проблем: хищническое использование природного сырья, одностороннюю специализацию труда, уменьшение ценности отдельной личности, появление невиданного прежде оружия массового уничтожения, загрязнение окружающей среды и т.п. Именно поэтому отношение к технике у современного человека двойственное.

Список литературы

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.

2. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного зна- ния / Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. – М., 1990.

3. Канке В.А. Философия: Систематический и исторический курс: Учебник. – М., 1996.

4. Степин В.С. Философия науки и техники / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. – М., 1995.

5. Философия техники // Вопросы философии. – 1993. - № 10.

 

Тема 13. Будущее человечества и его сценарии.

 

1. Понятие и проблемы современной цивилизации.

2. Пути перехода к ноосферной цивилизации.

2. Соотношение понятий "культура" и "цивилизация".

3. Теория локальных цивилизаций.

 

1. В первом вопросеопределите суть и дайте общую характеристику современной цивилизации, т.е. свяжите ее с достижениями науки, техники и технологии. Современную цивилизацию в последнее время принято называть "техногенной", "информационной", что означает приоритет в обществе ценностей, связанных с техникой. Далее перейдите к раскрытию глобальных проблем современности и поиску их решений. Покажите, что комфорт сегодня становится высшей ценностью развитых цивилизаций, в то же время слаборазвитым регионам грозит вымирание от голода и истощения.

2. Во втором вопросепоработайте над понятием "ноосфера", введенным в научный оборот В.И.Вернадским, и понятием "ноосферная цивилизация". Обратите внимание на изменение системы ценностных ориентаций – утверждение безоговорочного приоритета человека над техническими системами, гуманизацию и гуманитаризацию научно-технического прогресса, коэволюционное развитие природы и человека.

3. В третьемвопросе, опираясь на учебную литературу, постарайтесь разобраться в понятиях "культура" и "цивилизация", соотнесите их друг с другом, т.е. найдите общее и различное, подтвердив это примерами из истории культуры. Обратите внимание на то, что культура трактуется предельно широко, как весь искусственный мир, созданный человеком, в противоположность естественному. Учитывая многозначность понятий, постарайтесь сформулировать свое понимание данной проблемы.

4. В четвертом вопросенеобходимо иметь в виду, что идея локальных цивилизаций возникла в противовес теории единой мировой истории, которая абсолютизировала развитие европейской цивилизации и недооценивала специфику эволюции других регионов мира. Раскрытие второго вопроса постройте на изучении концепций Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Л.Гумилева.

Список литературы

1. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.2. С. 522-549.

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.

3. Культурология. История мировой культуры. – М., 1995.

4. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1999.

5. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.

6. Тойнби А. Постижение истории: Сборник. – М., 1991.

7. Философия. Учебник для вузов/ Отв. ред. В. Кохановский. – Ростов н/Д, 1997.

8. Человек и общество: Учебная хрестоматия для средней школы /Авт.-сост. П.А. Белоусов и др. – М., 1992. С.217-265.

1. Самосознание европейской культуры Х1Х века. – М., 1991.

2. Тойнби А. Постижение истории: Сборник. – М., 1991.

3. Сумерки богов: Хрестоматия. – М., 1990.

4. Человек и общество: Учебная хрестоматия для средней школы / Авт.сост. П.А. Белоусов и др. – М., 1992. С.217-261.

5. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.

 

7.6 Методические материалы к самостоятельной работе

Контрольные вопросы

1. Чем вы объясните безличностные начала философии древнего Востока?

2. В чем проявляется космоцентризм и натурализм досократической философии античной Греции?

3. Когда и как произошел поворот к человеку в античной философии?

4. Какова сущность учения Платона об идеях?

5. Чем обогатил философию Аристотель?

6. Объясните смысл выражения: "Философия – служанка богословия".

7. Почему средневековой философии присущи теоцентризм и схоластичность?

8. Как решался вопрос о соотношении веры и разума в средневековой философии?

9. Какие принципы в философии возродила эпоха Ренессанса?

10. Что дала человечеству философия Нового времени?

11. В чем суть "коперникианского переворота" в философии И.Канта?

12. Какое место занимает разум в философии Гегеля?

13. Как рассматривается проблема человека в марксизме?

14. Какие проблемы интересуют иррационализм?

15. Как вы понимаете выражение Ф. Ницше "Бог умер"?

16. Что нового вносит психоанализ в понимание человека?

17. Какими основными категориями характеризуется экзистенциализм?

18. В чем специфика русского философствования ("Русская идея")?

19. Чем объясняется расцвет русской религиозной философии в конце ХIХ – нач. ХХ в.?

20. В чем проявляется мировоззренческая функция философии?

21. Является ли философия наукой?

22. Чем религиозно-мифологическая картина мира отличается от философской и научной?

23. В чем состоит специфика человека как родового существа?

24. Каковы способы освоения (познания) мира человеком?

25. Чем научное познание отличается от вненаучного?

26. Какую роль сыграла наука в развитии цивилизации?

27. Каковы движущие силы исторического процесса?

28. В чем Вы видите смысл человеческого бытия?

29. Почему общение является основой социального бытия?

30. Чем различаются понятия "человек", "индивид", "личность", "индивидуальность"?

31. Существуют ли различия в философских категориях "культура" и "цивилизация"?

32. Назовите наиболее характерные черты западной цивилизации.

33. Чем восточная модель цивилизации отличается от западной?

34. Закончился ли спор между западниками и славянофилами о путях развития России?

35. Какое место занимают ценности в структуре человеческой деятельности?

36. Почему свобода является высшей ценностью в западной цивилизации?

37. Какие глобальные проблемы волнуют сегодня все человечество?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.