Сделай Сам Свою Работу на 5

И.П. Павлов «через патологию мы обращаемся к норме , поскольку патологическое открывает нам, расчленяя и упрощая, то, что было скрыто от нас, цельное и нераздельное, в физиологической норме».





Сегодня мы с вами начинаем изучение новой темы: « Структурно- физиологические характеристики речевого аппарата».

План нашей работы выглядит следующим образом:

1. Проблема языка, речи в психологии и психофизиологии.

2.Структура речевого аппарата: ротовая полость, глотка, гортань, язык, легкие и т.д.

3.Роль коры и зон головного мозга в формировании речевого акта.

4.Участие слухового и зрительного анализаторов в процессе речевой деятельности.

5.Значение межполушарной ассиметрии мозга на

 

Прежде чем перейти к раскрытию вопросов, сделаем акцент на самом понятии речи.

1.РЕЧЬ, один из видов коммуникативной деятельности человека — использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом). Кроме того, речь — это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. У каждого участника речевого общения механизм речи обязательно включает три основных звена: восприятие речи, ее продуцирование и центральное звено, именуемое "внутренней речью". Таким образом, речь является разноэлементным и многозвенным психофизиологическим процессом. Этот процесс основан на работе различных анализаторов (слухового, зрительного, тактильного и двигательного), с помощью которых происходит опознание и порождение речевых сигналов.



Речь - это, прежде всего, результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Различают речь сенсорную - понимание того, что говорят другие, и моторную - произнесение звуков речи самим человеком. Сенсорная и моторная речь осуществляются разными по преимуществу отделами мозга.

По мнению А.А. Леонтьева речь по традиции считается предметом психологии речи, которая лишь постольку интересуется языком, поскольку его онтология как-то проявляется в процессах говорения. Так, известный советский психолог С. Л. Рубинштейн писал: "... психологический аспект имеется только у речи. Психологический подход к языку как таковому неприменим: это в корне ошибочный психологизм, т. е. неправомерная психологизация языковедческих явлений" [69, 165].



К настоящему времени одна и та же проблема именуется психологами "мышление и речь", а лингвистами именуется - "язык и мышление". При этом лингвисты склонны считать - в соответствии с распространенной в лингвистической науке трактовкой речи только как реализации языка, - что только язык может и должен рассматриваться как носитель общественного, социального, а речь есть явление чисто индивидуальное. Например, А. С. Чикобава Арнольд Степанович ((1898-1985), грузинский языковед, академик АН Грузии (1941). Работы в области картвельских языков и общего языкознания)

предварительно оговорив, что он собирается противопоставлять общее и индивидуальное, на деле противопоставляет лишь "речевые процессы", в которых "проявляется язык", и собственно язык как социальное явление

При подобном понимании довольно значительный круг проблем остается вообще вне рассмотрения. Остановимся на одной, едва ли не важнейшей: это проблема структуры и функционирования языковой способности. Существуют психологические концепции, отрицающие вообще существование у человека специфического психофизиологического механизма, формирующегося у каждого носителя языка на основе определенных неврофизиологических предпосылок и под влиянием речевого общения. Согласно взгляду, отстаиваемому в современной науке, в частности, Б. Ф. Скиннером СКИННЕР (Skinner) Беррес Фредерик ([139], специфика речевой деятельности (или, вернее, речевого поведения, verbal behavior) человека обусловливается исключительно организацией внешних проявлений речевого поведения, условно-рефлекторным объединением реакций организма на речевые стимулы.



Однако в последние десятилетия неизмеримо возросло число и значимость проблем, для решения которых столь решительное противопоставление языка и речи, лингвистики и психологии оказалось тормозом. Укажем только на некоторые из них. Это, например, проблемы, связанные с оптимизацией методики обучения родному языку и особенно - иностранному. Оказалось, что методика, опирающаяся на "абстрактно-объективистское" понимание языка (с ним соотносится "переводно-грамматический" метод), мало себя оправдывает; столь же мало действенна методика, игнорирующая структуру изучаемого предмета (языка) и ограничивающаяся ориентацией на общепсихологические закономерности усвоения ("прямой" метод) [3]. Потребовалась разработка новой методики, опирающейся на знание закономерностей организации и функционирования языковой способности

, стремящихся обеспечить комплексный подход к исследованию речевой деятельности (речевого поведения) и, прежде всего, вскрыть, опираясь как на лингвистические, так и на психофизиологические данные, пути формирования, особенности организации и закономерности функционирования языковой способности.

Наиболее разработан к настоящему времени вопрос о порождении и восприятии фонетической стороны речи. В этой области советская наука располагает такими фундаментальными работами, как книга Н. И. Жинкина "Механизмы речи" и коллективная монография под редакцией Л. А. Чистович и В. А. Кожевникова "Речь. Артикуляция и восприятие". Значительно меньше нам известно о механизмах грамматической и особенно семантической стороны речи. Соображения на этот счет, как правило, основываются не на экспериментальных данных, а на тех или иных априорных предпосылках.

Но, каковы бы ни были теоретические исследования речи, речевая деятельность по данным А.Р. Лурии, Т.Н. Ушаковой, Л.В. Черенковой имеет свой определенный артикуляционный аппарат и физиологические механизмы.

К периферическим органам речи относятся:

энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука (легкие и главная дыхательная мышца — диафрагма);

генераторная система — звуковые вибраторы, при колебании которых образуются звуковые волны (голосовые связки гортани — тоновый вибратор; щели и затворы, получающиеся во рту при артикуляции);

резонаторная система (носоглотка, череп, гортань и грудная клетка).

Речь образуется в результате изменения формы и объема надставной трубки, состоящей из полости рта, носа и глотки. В резонаторной системе, отвечающей за тембр голоса, образуются определенные форманты, специфические для данного языка. Резонанс возникает в результате изменения формы и объема надставной трубки.

Процесс речи можно рассматривать как результат работы периферических органов, основанный на генерации дифференцированных акустических последовательностей (звуков) и являющийся высоко-координированной произвольной моторной активностью фонационного и артикуляционного аппаратов. Все характеристики речи, такие, как скорость, сила звука, тембр, окончательно складываются у мужчины после так называемой "ломки голоса", а у женщины по достижении старшего подросткового возраста и представляют собой устойчивую функциональную систему, которая остается практически неизменной вплоть до глубокой старости. Именно поэтому мы легко узнаем знакомого по голосу и по особенностям речи.

В человеческом организме нет специальных органов для произношения. Все органы выполняют те или иные специфические физиологические функции. Произносительными органами, по утверждению Зиндера, они стали в результате многовековой эволюции человека. С точки зрения участия в звукообразовательнии речевой аппарат делят условно на две части:

1) Энергетическая часть, которая обеспечивает доставку воздушной струи к месту фонации, представленная трахеей, бронхами, легкими и мышечной системой.

2) Вторая часть – это отделы речевого тракта непосредственно обеспечивающие общую звуковую геерацию: гортань, резонансная часть – это глотка, полость носа, гайморовы пазухи, и аппарат артикулирования речевых звуков: ротовая полость, зубы, губы, твердое и мягкое небо.

Теперь кратко ознакомимся с общей характеристикой этих органов.

 

_ Трахея – орган дыхания, который состоит из системы ветвящихся воздухоносных трубочек. Трахея начинается на уровне верхнего края 7-го шейного и заканчивается на уровне верхнего края 5-го грудного позвонка (соответственно называют шейная и грудная часть трахеи) где и разделяется на два главных бронха. Длина трахеи 10-15 см. Бронхи затем направляются к правому и левому легкому. Правый бронх более короткий, но шире чем левый, и отходит от трахеи под тупым углом. Трахея и главные бронхи состоят из 16-20 гиалиновых хрящевых полуколец, соединяющиеся между собой кольцевидными связками.

 

 

Бронхи - трубчатые воздухоносные ветви трахеи. Стенка бронхов включает хрящевые кольца или пластинки. Все бронхи, разветвляясь до бронхиол, составляют единое бронхиальное дерево, проводящее воздух при вдохе и выдохе.

 

Легкие– органы дыхания в которых кислород воздуха переходит в кровь, а диоксид углерода — из крови в воздух. Это парные органы, занимающие почти всю полость грудной клетки и постоянно изменяющие свою форму и размеры в зависимости от фазы дыхания. Правое легкое шире и короче чем левое. Левое в области нижнепереднего края имеет углубление, которым оно прилегает к сердцу. Глубокими бороздами левое легкое делится на две, а правое на три доли. Легкие снаружи покрыты плеврой. Защищен весь аппарат ребрами.

 

НОСОВАЯ ПОЛОСТЬ - полость, в которой расположены органы обоняния. Состоит из наружного носа и системы носовых ходов. Входным отверстием в носовую полость являются ноздри. Передневерхнюю стенку носа образуют кости черепа и хрящи носа, от полости рта ее отделяет нижняя стенка, состоящая мз твердого и мягкого неба. Слизистая носовой полости покрыта многорядными призматическим реснитчатым эпителием, здесь же располагаются особые нервные обонятельные клетки, что и образует обонятельную область.

ГАЙМОРОВА ПОЛОСТЬ (по имени Н. Гаймора) (верхнечелюстная пазуха), придаточная парная полость носа в верхней челюсти.

 

ЯЗЫК –подвижный мышечный орган, способствующий своими движениями жеванию, глотанию, сосанию, а также речеобразовании. Собственные мышцы языка укорачивают его, уплощают или делают его выпуклым, скелетные – обеспечивают движение языка к верху, вниз, вперед, назад. (В кабинете будет атлас нормальной анатомии человека с конца октября можете детально там все изучить)

 

НЕБО, верхняя стенка ротовой полости. Оно состоит из костного неба (твердого), переходящего кзади в мышечное небо (мягкое). Мышцы мягкого неба участвуют в глотании.

 

РОТОВАЯ ПОЛОСТЬ –ограничена сверху твердым и мягким небом, снизу – языком и мышцами дна полости рта, спереди и по бокам – губами и щеками. Впереди она открывается ротовой щелью, которая ограничена губами.Посредством зева полость рта сообщается с глоткой.

 

ГЛОТКА, участок пищеварительного канала соединяет ротовую полость с пищеводом. Полость глотки делится на три части: верхнюю – носовую (или носоглотку), среднюю – ротовую, нижнюю – гортанную, сообщающиеся с полостями носа, рта, гортани, а также среднего уха ( с помощью слуховых труб). Выполняет глотание и участвует в процессе дыхания.

 

ГОРТАНЬ, начальный хрящевой отдел дыхательной системы. Расположена между глоткой и трахеей; проводит воздух в трахею и выводит из нее. Участвует в образовании звуков, составляющих голос. Основу органа составляет перстневидный хрящ, который соединяется с другими хрящами. Сверху и спереди вход в гортань прикрывается надгортанником, который в момент глотания прикрывает вход в гортань, чтобы туда не попадало инородное тело. Функции голосового аппарата выполняют мышцы трех видов: сужающие голосовую щель, расширяющие голосовую щель, расслабляющие их. В средней части гортани имеются складки слизистой, образующие голосовые складки и складки преддверия. Прстранство между двумя голосовыми складками называют голосовой щелью. Благодаря сокращению мышц гортани происходит изменение величины щели, что влияет на высоту звука, производимого воздухом, проходящим через гортань. Самост. Зад. Изучить данный аппарат со всеми мышцами и их соединениями, кроме того и органы слуха.

УХО, орган слуха и равновесия у позвоночных животных и человека. У млекопитающих и человека состоит из наружного и среднего уха, проводящих звук, и внутреннего уха, воспринимающего его. Звуковые волны, улавливаемые ушной раковиной, вызывают вибрацию барабанной перепонки и затем через систему слуховых косточек, жидкостей и других образований передаются воспринимающим рецепторным клеткам. Прием речевого сообщения начинается в наружном ухе, структуры которого обеспечивают направленный прием звуковых колебаний из верхней внешней среды. Наружный слуховой проход выполняет функцию резонатора, усиливающего звуковые черты в диапазоне. В среднем ухе, представляющим костную полость, содержащую три слуховые косточки – молоточек, наковальню и стремечко, ограниченную с одной стороны барабанной перепонкой, а с другой – костной полостью улитки, происходит увеличение уровня передаваемого давления приблизительно на 30 дБ. Необходимы баланс давления (давление воздуха во внутреннем ухе должно быть равнео внешнему атмосферному) поддерживается посредством евстахиевой трубы, соединяющей полость среднего уха с носоглоткой.

В целом мы можем сказать, что речевые сигналы обрабатываются с помощью общих слуховых механизмов. При обработке речевых сигналов нейронные структуры слуха с высокой надежность определяют те акустические признаки, которые необходимы и полезны для следующей фонологической интерпритации.

 

Итак, основным энергетическим материалом, обеспечивающим звукообразование является воздух. Возникновение воздушного потока обусловлено разницей атмосферного и внутрилегочного давления. Воздух, доставляемый легкими (у взрослых во время фазы выдоха), восходящей струей поднимается через бронхи и трахею в гортань, здесь воздух озвучивается. Результатом вибрации голосовых связок является периодически комплексный звук, состоящий из основной частоты, средние значения у мужчин около 150 Гц, у женщин 250 Гц и нескольких десятков ( до 40 ) гармоник основной частоты.

Процесс речеобразования выглядит следующим образом: речевой сигнал возникает в результате воздействия одного или нескольких источников звука на систему резонаторов, образуемых воздушными полостями речевого тракта (который мы с вами уже изучили). Свойства источника звука и резонаторной системы не являются неизменными. Классическая теория речеобразования (работы Г. Фанта,1964; К. Стивенса, 1964; Дж. Фланагана, 1968) предполагает независимость работы источника и фильтра, формирующего формантную структуру. Произнесение звуков и звуковых последовательностей представляет собой сложный динамический процесс, изменяющийся во времени.

Управление деятельностью речевого аппарата осуществляется высшими отделами головного мозга человека – корой больших полушарий, часть моторных и сенсорных областей. Кора больших полушарий головного мозга содержит три первичных сенсорных поля: зрительное, слуховое и соматосенсорное.

Согласно наиболее распространенной точке зрения, ведущую роль в реализации речи играет левое полушарие головного мозга при активном участии правого (Вартанян, 1988).

Первоначально речевая информация подвергается обработке в периферических отделах слуховой системы. Затем поступает в слуховую кору.

Между тем на самом деле речевая деятельность может обеспечиваться разными, принципиально различными механизмами; это зависит от конкретного содержания и целенаправленности того или иного речевого акта.

Порождение или восприятие речи может протекать по законам простейшей рефлекторной деятельности, а речевые стимулы могут быть первосигнальными раздражителями.

Гораздо более часты случаи, когда при порождении и восприятии речи мы оперируем словами, как "сигналами сигналов" (И. П. Павлов), т. е. производим бессознательный (или сознательный) выбор и отождествление этих слов на основе их значения.

Однако физиологическая основа речевой деятельности не исчерпывается и этим. Независимо от того, говорим ли мы о "первосигнальных" или "второсигнальных" раздражителях, в обоих случаях мы остаемся на уровне условнорефлекторных процессов. При таком понимании любая константная последовательность звуков или слов представляет собой с физиологической точки зрения "динамический стереотип", а речевая деятельность в целом - сложную систему таких стереотипов. С другой стороны, для каждого речевого раздражителя постулируется физиологический коррелят, локализующийся в определенной точке коры больших полушарий головного мозга человека: объединение таких раздражителей осуществляется путем установления более или менее постоянных связей между их мозговыми локализациями. Точно так же определенным психическим функциям, связанным с речевой деятельностью (таким, как понимание слов, понимание фраз, спонтанное называние предметов, речь фразами), приводится в соответствие определенный четко локализованный участок коры больших полушарий головного мозга.

Местом, где формируются связи между звуками речи, является зона Вернике (открытая в 1874 г. немецким психиатром Вернике). Здесь, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные ребенком слова (точнее, их звуковые образы), и всю жизнь мы пользуемся этой "картотекой". В целом, первоначально речевая информация подвергается обработке в периферических отделах слуховой системы. Затем поступает в слуховую кору. Именно зона Вернике обеспечивает распознавание смысла слуховой системы (зона распложена в непосредственной близости к первичной слуховой коре). Если произошло кровоизлияние или другое поражение в области верхней височной извилины, то хранящиеся там звуковые образы слов распадаются, и человек перестает понимать слова.

Но не только понимание смысла слов осуществляется мозгом. Моторная речь - это тоже прежде всего результат деятельности мозга, который является законодательным органом. Там происходит отбор движений, нужных для произнесения тех или иных звукосочетаний, устанавливается их последовательность, т.е. составляется программа, по которой должны действовать мышцы артикулярного аппарата.

Произнесение звуков речи (артикуляция) требует координации движений губ, языка, гортани, участия полостей рта и носоглотки.

Вся работа по формированию двигательных речевых программ происходит в области Брока (в 1861г. французским анатомом). Она расположена у правшей в нижних отделах левого полушариия головного мозга. Связь зоны Вернике с зоной Брока осуществляется группой волокон, называемых дугообразным пучком. Поэтому при поражениях этой зоны коры человек может издавать только нечленораздельные звуки, а связать их в слова не в состоянии.

Очень большую работу по составлению "карты" речевых зон мозга вел канадский нейрохирург У.Пенфилд. В результате своих наблюдений Пенфилд уточнил вопрос о речевых областях коры больших полушарий. Кроме зоны Брока (которую он назвал передней речевой областью) и зоны Вернике (задняя речевая область), Пенфилд обнаружил дополнительную, или верхнюю, речевую область, которая не имеет таких определенных функций, как передняя и задняя речевые области, а играет вспомогательную роль. Ему удалось также показать тесную взаимосвязь всех трех речевых областей, которые действуют как единый речевой механизм.

Для правильного протекания речевого акта необходимо очень точное согласование работы речевых областей. Допустим, ребенок хочет позвать мать. Из зоны Вернике, где хранится звуковой образ слова "мама", программа того, что нужно сказать, передается в зону Брока. Здесь формируется двигательная программа произнесения слова, которая поступает в область двигательных проекций артикуляторных органов.

В дальнейшем, давая характеристику современному состоянию наших знаний о психофизиологических механизмах речевой деятельности, мы будем опираться прежде всего на то направление в психологии и физиологии высшей нервной деятельности, которое восходит к идеям Л. С. Выготского и Н. А. Бернштейна. Не излагая всех экспериментальных работ, связанных с тем или иным вопросом, мы будем останавливаться лишь на наиболее значительных из них.

Составные элементы речевой деятельности весьма различны. Это и типично умственные действия (например, планирование речевого высказывания), и действия внешние (например, активность органов речи), причем их взаимная связь и взаимообусловленность весьма трудно поддаются точному определению. Во-вторых, речевая деятельность принадлежит к типу наиболее сложных и по характеру представленных в ней мотивов и целей.

 

 

Таким образом, для того, чтобы человек понял слово, необходимо образование связей в его мозге между звуками, из которых слагается это слово. Отбор движений артикулярного аппарата и их последовательность также обеспечиваются выработанными в мозге связями.

 

Если посмотреть на карту головного мозга (рис.1.) и карты речевых зон (рис.2), то хотелось бы обратить особое внимание на тот факт, что двигательная речевая область расположена совсем рядом с двигательной областью, она является, собственно, ее частью. Исходя из этого, можно предположить, что развитие моторной речи зависит от развития общей моторики ребенка.

Вторая сигнальная система. Согласно И.П. Павлову, у людей существует две системы сигнальных раздражителей: первая сигнальная система — это непосредственные воздействия внутренней и внешней среды на различные рецепторы (эта система есть и у животных) и вторая сигнальная система, состоящая только из слов. Причем лишь незначительная часть этих слов обозначает различные сенсорные воздействия на человека.

Таким образом, с помощью понятия второй сигнальной системы И.П. Павлов обозначил специальные особенности ВНД человека, существенно отличающие его от животных. Этим понятием охватывается совокупность условнорефлекторных процессов, связанных со словом. Слово при этом понимается как "сигнал сигналов" и является такими же реальным условным раздражителем, как и все другие. Работа второй сигнальной системы заключается, прежде всего, в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.

Артикуляция это совместная работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи. Артикуляция регулируется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями. Для правильной артикуляции необходима определенная система движений органов речи, формирующаяся под влиянием слухового и кинестизического анализаторов.

Клинические данные позволяют выстроить следующую последовательность событий. Заключенная в слове акустическая информация обрабатывается в "классической" слуховой системе и в других "неслуховых" образованиях мозга (подкорковых областях). Поступая в первичную слуховую кору (зону Вернике), обеспечивающую понимание смысла слова, информация преобразовывается там для формирования программы речевого ответа. Для произношения слова необходимо, чтобы "образ", или семантический код, этого слова поступил в зону Брока. Обе зоны — Брока и Вернике связаны между собой дугообразным пучком нервных волокон. В зоне Брока возникает детальная программа артикуляции, которая реализуется благодаря активации лицевой зоны области моторной коры, управляющей лицевой мускулатурой.

Однако, если слово поступает через зрительную систему, то вначале включается первичная зрительная кора. После этого информация о прочитанном слове направляется в угловую извилину, которая связывает зрительную форму данного слова с его акустическим сигналом в зоне Вернике. Дальнейший путь, приводящий к возникновению речевой реакции, такой же, как и при чисто акустическом восприятии.

Данные, полученные с помощью позитронной эмиссионной томографии (ПЭТ) показывают, что у праворуких здоровых грамотных взрослых отдельные операции при восприятии слов действительно обеспечиваются за счет включения разных зон, главным образом, левого полушария. При звуковом восприятии слов активируются две зоны: первичная слуховая зона и височно-теменная. По-видимому, левая височно-теменная зона непосредственно связана с операцией фонологического кодирования, т.е. воссоздания звукового образа слова. При чтении (восприятии письменных знаков) эта зона, как правило, не активируется. Однако усложнение словесных заданий, предъявляемых в письменном виде, может повлечь за собой и фонологические операции, которые связаны с возбуждением височно-теменной зоны.

 

Основные очаги возбуждения при восприятии написанных слов находятся в затылке: первичной проекционной и вторичных ассоциативных зонах, при этом охватывая как левое, так и правое полушарие. Судя по этим данным, зрительный "образ" слова формируется в затылочных областях. Семантический анализ слова и принятие решения в случае смысловой неоднозначности осуществляется главным образом при активном включении передних отделов левого полушария, в первую очередь, фронтальной зоны. Предполагается, что именно эта зона связана с нервными сетями, обеспечивающими словесные ассоциации, на основе которых программируется ответное поведение.

В результате многочисленных экспериментов было установлено, что в условиях конкуренции между правым и левым слуховыми каналами наблюдается преимущество уха, контралатерального полушарию, доминирующему в обработке предъявляемых сигналов. Так, если одновременно подавать слуховые сигналы в левое и правое ухо, то люди с доминирующим по речи правым полушарием будут лучше воспринимать сигналы, подаваемые в левое ухо, а люди с доминирующим по речи левым полушарием — в правое. Поскольку подавляющее большинство людей праворуки, центр речи у них, как правило, сосредоточен в левом полушарии, для них свойственно преобладание правого слухового канала. Это явление носит специальное название — эффект правого уха. Величина эффекта у разных людей может колебаться. Степень индивидуальной выраженности эффекта может быть оценена с помощью специального коэффициента, который вычисляется на основе различий в точности воспроизведения сигналов, подаваемых в левое и правое ухо.

Итак, в основе этого эффекта лежит раздельное функционирование слуховых каналов. При этом предполагается, что при дихотическом прослушивании передача по прямому пути тормозится. Это значит, что у праворуких людей информация от левого уха сначала поступает по перекрестному пути в правое полушарие, а потом через особые связующие пути (комиссуры) в левое, причем часть ее теряется.

А теперь нам стоит обратить особое внимание на роль правого полушария в организации речи. В большей степени оно отвечает за эмоциональную окраску речи: интонацию, громкость, выразительность. Правое полушарие использует целостный способ, основанный на сопоставлении сигналов с хранящимися в памяти эталонами акустического искусства. Каждое полушарие способно самостоятельно осуществлять распознавание речевого сигнала, но для правого полушария имеются некоторые ограничения, связанные с объемом словаря целостных звуковых эталонов. Галуноав идр.

 

Рис.2 Карта речевых зон У. Пенфилда. Штриховкой в клетку показаны речевые зоны: слева - передняя (Брока), справа - задняя (Вернике) и сверху - добавочная. Цифрой 1 обозначена передняя центральная извилина (область двигательных проекций), цифрой 2 - задняя центральная извилина (область чувствительных проекций).

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.