Сделай Сам Свою Работу на 5

Техники и приёмы работы с текстом





Зимняя развивающая сессия 2013-2014 учебный год

Синтетический комплексный экзамен

(на предметах гуманитарного цикла: метапредмет, обществознание, история, литература, русский язык)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема «Построение категории «кризис» на материале оригинальных текстов

и перевод в практику учебных дисциплин и социального опыта»

Программа синтетического комплексного экзамена III уровня

Цели:Формирование универсальной способности, обеспечивающей такие важные компетенции как понимание разного типа текстов (различение «интерпретации и понимания»), построения коммуникации как целесообразного смыслового взаимодействия.

Задачи:

Учебные:

· сложить представление о философском понятии «вера» на уровне понятие-средство, понятие-определение;

· использовать и/или осваивать техники и приёмы работы с учебными текстами;

· различить два вида работы: освоение техник работы с текстом и освоение способов понимания текста;

· перенести и применить освоенные приёмы и техники работы на тексты разного типа речи (повествование, описание, рассуждение) и



предметных областей (литературно-художественные, философские, исторические) по теме экзамена;

· зафиксировать области затруднения для постановки практических и учебных задач на КЭ и выездной семинар.

Развивающие:

· осваивать действия «соотнесение» и «различение» при работе с понятиями «тема-рема», «основное — второстепенное», «тип речи – стиль

речи», «значение - смысл» как средства работы с текстом;

· осваивать действие «упорядочивание» через формы представления изученного материала: тезирование, составление план текста или

заполнение таблицы (критерий\признак), схематизация как средства визуализации изучаемых объектов и как форму выражения результатов

понимания.

Педагогические:

· организовать условия необходимости: а) обращения к поиску информации в разных источниках, б) обращения к другим участникам группы;

в) потребности в консультациях учителя;

· подготовиться к выездному семинару: получить опыт: построения понимания философского понятия в образовательной ситуации;



на основании ревизии зафиксировать области затруднения для постановки учебных задач на выездной семинар.

Условия работы по программе Комплексного экзамена III уровня

«Практическое освоение техник работы с учебными текстами»

· тексты для работы в рамках комплексного экзамена учащемуся выдаются учителем в соответствии со школьной программой и его уровнем

сформированности техник и способов работы с текстами;

· самостоятельное или в парах и группах выполнение полученного задания на всех этапах работы;

· посещение консультаций по результатам работы в этапе;

· своевременное предоставление рабочих материалов - письменных работ;

· письменное (рукописное или электронное, в зависимости от задач) оформление результатов работы (планы текстов, изложение, изложение с

элементами сочинения, словарь текста и т.д.).

Этапы движения ученика в пространстве комплексного экзамена

(содержание и результаты работы по этапам)

Предварительный этап
Задачи Формы работы, ресурс Продукт Контрольная дата и результат
1. Ознакомиться с программами синтетического комплексного экзамена 2. Определение области задач на период зимней развивающей сессии, в том числе на экзаменационный этап. Коллективная, в группе, индивидуальная. Общий сбор, классные сборы, СПиПДШ, обсуждение с родителями, учителями-предметниками, кл. руководителем. Программа ЗРС. Знание или представление об устройстве сессии и СКЭ. Представление о том, что будет для меня приоритетным (что, где и как я буду делать, в чём участвовать?) на (З РС).   Формат «Рефлексивный анализ школьника» (аналитическая часть) - 3-5 февраля 2014.
Выбор и самоопределение
1. Выбрать уровень программы СКЭ и тексты, на которых будет выполнена программа. 2. Спланировать работу по подготовке к экзамену. 3. Определить объект и предмет исследования. Программы СКЭ Самостоятельная работа. Индивидуальные консультации с кл. руководителем и учителями-предметниками.   Целеполагание. Задачи на ЗРС и индивидуальный план подготовки к КЭ.   Заявление ученика на участие в СКЭ по определённой программе —6 февраля "Рефлексивный анализ деятельности школьника" -до 7 февраля. Решение педагогического совета о составе групп по каждому уровню программы СКЭ– 7 февраля.
Практическая работа
1. Составить перечень текстов (предметный материал) для работы. 2. Выполнить задания по этапам программы: работа с текстом или исследование текста. 3. Подготовить проработанный материал для оформления в электронном виде. Схема движения по этапам СКЭ. Самостоятельная работа, консультация с учителями-предметниками, практикум. Памятки по работе с текстами   1. Перечень текстов для работы. 2. Необходимые по программе работы (тезисы, заполненная таблица, конспекты, планы)   График оформления работ и презентации;   График консультаций - 7 февраля.
Оформление работы
Задачи Формы работы, ресурс Продукт Контрольная дата и результат
1. Перевести письменные рукописные тексты в электронный вид согласно нормам.     Консультации, практикумы. Нормы и правила оформления печатных текстов.   Презентация, тексты изложений, мини-сочинений – на сайт, ТВ   Решение экзаменационной комиссии: - форма и время проведения зачётной работы по II, III уровням программы; - список участников семинаров I уровня программы - 12 февраля 2014 года
Итоговая работа
1. Перенести и применить освоенные приёмы и техники работы на тексты разного типа речи по теме экзамена. Памятки по работе с текстами. Новый материал (учебные тексты) Задания для самостоятельной работы. 1. Демонстрация освоенных техник, приёмов работы с текстом; 2. Фиксация приращений: знаний по теме экзамена и новым способам работы (что нового узнал и как работал, чтобы это узнать) Протокол экзамена с оценками — 14 февраля.



Задания для работы на этапе «Практическая работа»

Содержание работы:

Построить диалог, определив себе в качестве собеседников авторов или героев исследуемых текстов и различив свои представления о явлении

кризис с представлениями собеседников.

1. Письменно обозначьте Ваше представление о категории «кризис» в форме тезиса.

2. Обратившись к текстам - культурным образцам, обозначьте, как определяется в текстах категория «кризис»:

а) в историческом событии (представления автора исторического источника) – учебная дисциплина «История»;

б) в художественном тексте (представления автора) - учебная дисциплина «Литература»;

в) в философском тексте (представления мыслителя) - учебная дисциплина «Обществознание».

Оформите результаты этого шага /выбора в таблицах:

Учебная дисциплина Исследуемый текст Тема текста (о чём текст?) Собеседник
Автор Заголовок/ название Время создания Имя Общая характеристика-обоснование выбора Роль в тексте
               

 

 

Ф.И.О. автора, название произведения Сведения об авторе (краткие характеристика времени, деятельность, значение, основные достижения) Особенности произведения (жанр, направление, тема, идея, основные герои и историческое время произведения) примечания Источник/ выходные данные книги.
         

 

- Проработайте выбранные тексты, используя известные Вам приемы, техники работы с текстом и способы понимания:

 

· выделите часть текста, которую можно рассмотреть как ситуацию, где автор или герои говорят о категории «кризис»», назовите эту ситуацию и её участников;

· сформулируйте, что говорят авторы текстов или герои (их точка зрения) о категории «кризис»;

· выделите и сформулируйте разные представления авторов или героев текстов о категории «кризис»в тезисах;

· соотнесите эти представления между собой и сформулируйте различия;

· выделите те существенные моменты в текстах (фраза, ключевое слово или словосочетание, деталь), в которых проявляется позиция героя или автора;

Результаты работы оформите в таблице:

 

Текст, автор текста Название ситуации/ участники Что говорят о кризисе Существенные моменты (фраза, ключевое слово или словосочетание, деталь) Выражение в тезисе смысла ситуации (как представляется любовь)
         

 

· Проанализируйте, совпадает ли Ваша точка зрения с точкой зрения авторов или героев текста. Как Вы считаете, в чем их сходство и различие.

· Напишите в своём тексте, как вы работали с текстами, чему новому научились и что нового вы узнали по теме экзамена. При рассуждении используйте табличный материал, том числе и словарь.

· Жанры и формы текста – сочинение, заметка в газету, на сайт, письмо товарищу.

Критерии оценивания работы ученика в КЭ:

1. Участие во всех этапах работы;

2. Наличие письменных работы на этапах (заполнение таблиц);

3. Наличие итоговой письменной работы;

4. Выполнение контрольного задания по итогам работы.

 

Техники и приёмы работы с текстом

1. При первом прочтении текста, выделение незнакомых и непонятных слов, определение их значения через словарь или через контекст.

2. Составление плана текста.

Человек, читая текст

· делит его на части по смыслу (каждая часть — группа тесно связанных мыслей, имеющих общую микротему);

· выделяет в каждой части смысловой опорный пункт (самое существенное, характерное в ней);

· выявляет среди частей главные и второстепенные, устанавливая их соподчиненность, их связь, соотношение;

· даёт краткое название каждой части в зависимости от общего названия текста, смысл в целом или порядка (например, хронологии) изложения информации в тексте.

 

3. Соотнесение содержания текста с теми знаниями, которыми уже владеет читатель, включение содержания текста в систему знаний, сложившуюся у читателя.

4. Соотнесение разных частей текста: той, что читается, с теми, что уже прочитаны, но не по структуре, как при составлении плана, а по содержанию.

 

5. Тезирование — выражение основной мысли, основного положения части текста.

 

6. Использование наглядных представлений, образов описываемого в тексте.

 

7. Антиципация — предвосхищение, угадывание последующего изложения.

 

8. Постановка читателем предваряющих изложение вопросов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.