Техники и приёмы работы с текстом
Зимняя развивающая сессия 2013-2014 учебный год
Синтетический комплексный экзамен
(на предметах гуманитарного цикла: метапредмет, обществознание, история, литература, русский язык)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема «Построение категории «кризис» на материале оригинальных текстов
и перевод в практику учебных дисциплин и социального опыта»
Программа синтетического комплексного экзамена III уровня
Цели:Формирование универсальной способности, обеспечивающей такие важные компетенции как понимание разного типа текстов (различение «интерпретации и понимания»), построения коммуникации как целесообразного смыслового взаимодействия.
Задачи:
Учебные:
· сложить представление о философском понятии «вера» на уровне понятие-средство, понятие-определение;
· использовать и/или осваивать техники и приёмы работы с учебными текстами;
· различить два вида работы: освоение техник работы с текстом и освоение способов понимания текста;
· перенести и применить освоенные приёмы и техники работы на тексты разного типа речи (повествование, описание, рассуждение) и
предметных областей (литературно-художественные, философские, исторические) по теме экзамена;
· зафиксировать области затруднения для постановки практических и учебных задач на КЭ и выездной семинар.
Развивающие:
· осваивать действия «соотнесение» и «различение» при работе с понятиями «тема-рема», «основное — второстепенное», «тип речи – стиль
речи», «значение - смысл» как средства работы с текстом;
· осваивать действие «упорядочивание» через формы представления изученного материала: тезирование, составление план текста или
заполнение таблицы (критерий\признак), схематизация как средства визуализации изучаемых объектов и как форму выражения результатов
понимания.
Педагогические:
· организовать условия необходимости: а) обращения к поиску информации в разных источниках, б) обращения к другим участникам группы;
в) потребности в консультациях учителя;
· подготовиться к выездному семинару: получить опыт: построения понимания философского понятия в образовательной ситуации;
на основании ревизии зафиксировать области затруднения для постановки учебных задач на выездной семинар.
Условия работы по программе Комплексного экзамена III уровня
«Практическое освоение техник работы с учебными текстами»
· тексты для работы в рамках комплексного экзамена учащемуся выдаются учителем в соответствии со школьной программой и его уровнем
сформированности техник и способов работы с текстами;
· самостоятельное или в парах и группах выполнение полученного задания на всех этапах работы;
· посещение консультаций по результатам работы в этапе;
· своевременное предоставление рабочих материалов - письменных работ;
· письменное (рукописное или электронное, в зависимости от задач) оформление результатов работы (планы текстов, изложение, изложение с
элементами сочинения, словарь текста и т.д.).
Этапы движения ученика в пространстве комплексного экзамена
(содержание и результаты работы по этапам)
Предварительный этап
| Задачи
| Формы работы, ресурс
| Продукт
| Контрольная дата и результат
| 1. Ознакомиться с программами синтетического комплексного экзамена
2. Определение области задач на период зимней развивающей сессии, в том числе на экзаменационный этап.
| Коллективная, в группе, индивидуальная. Общий сбор, классные сборы, СПиПДШ, обсуждение с родителями, учителями-предметниками, кл. руководителем. Программа ЗРС.
| Знание или представление об устройстве сессии и СКЭ.
Представление о том, что будет для меня приоритетным (что, где и как я буду делать, в чём участвовать?) на (З РС).
| Формат «Рефлексивный анализ школьника»
(аналитическая часть) -
3-5 февраля 2014.
| Выбор и самоопределение
| 1. Выбрать уровень программы СКЭ и тексты, на которых будет выполнена программа.
2. Спланировать работу по подготовке к экзамену.
3. Определить объект и предмет исследования.
| Программы СКЭ
Самостоятельная работа. Индивидуальные консультации с кл. руководителем и учителями-предметниками.
| Целеполагание.
Задачи на ЗРС и индивидуальный план подготовки к КЭ.
| Заявление ученика на участие в СКЭ по определённой программе —6 февраля
"Рефлексивный анализ деятельности школьника" -до 7 февраля.
Решение педагогического совета о составе групп по каждому уровню программы СКЭ– 7 февраля.
| Практическая работа
| 1. Составить перечень текстов (предметный материал) для работы.
2. Выполнить задания по этапам программы: работа с текстом или исследование текста. 3. Подготовить проработанный материал для оформления в электронном виде.
| Схема движения по этапам СКЭ.
Самостоятельная работа, консультация с учителями-предметниками, практикум. Памятки по работе с текстами
| 1. Перечень текстов для работы.
2. Необходимые по программе работы (тезисы, заполненная таблица, конспекты, планы)
| График оформления работ и презентации;
График консультаций -
7 февраля.
| Оформление работы
| Задачи
| Формы работы, ресурс
| Продукт
| Контрольная дата и результат
| 1. Перевести письменные рукописные тексты
в электронный вид согласно нормам.
| Консультации, практикумы.
Нормы и правила оформления печатных текстов.
| Презентация, тексты изложений, мини-сочинений – на сайт, ТВ
| Решение экзаменационной комиссии:
- форма и время проведения зачётной работы по II, III уровням программы;
- список участников семинаров I уровня программы - 12 февраля 2014 года
| Итоговая работа
| 1. Перенести и применить освоенные приёмы и техники работы на тексты разного типа речи по теме экзамена.
| Памятки по работе с текстами.
Новый материал (учебные тексты)
Задания для самостоятельной работы.
| 1. Демонстрация освоенных техник, приёмов работы с текстом;
2. Фиксация приращений: знаний по теме экзамена и новым способам работы (что нового узнал и как работал, чтобы это узнать)
| Протокол экзамена с оценками —
14 февраля.
|
Задания для работы на этапе «Практическая работа»
Содержание работы:
Построить диалог, определив себе в качестве собеседников авторов или героев исследуемых текстов и различив свои представления о явлении
кризис с представлениями собеседников.
1. Письменно обозначьте Ваше представление о категории «кризис» в форме тезиса.
2. Обратившись к текстам - культурным образцам, обозначьте, как определяется в текстах категория «кризис»:
а) в историческом событии (представления автора исторического источника) – учебная дисциплина «История»;
б) в художественном тексте (представления автора) - учебная дисциплина «Литература»;
в) в философском тексте (представления мыслителя) - учебная дисциплина «Обществознание».
Оформите результаты этого шага /выбора в таблицах:
Учебная дисциплина
| Исследуемый текст
| Тема текста (о чём текст?)
| Собеседник
| Автор
| Заголовок/
название
| Время
создания
| Имя
| Общая характеристика-обоснование выбора
| Роль в тексте
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф.И.О. автора, название произведения
| Сведения об авторе (краткие характеристика времени, деятельность, значение, основные достижения)
| Особенности произведения (жанр, направление, тема, идея, основные герои и историческое время
произведения)
| примечания
| Источник/
выходные данные книги.
|
|
|
|
|
|
- Проработайте выбранные тексты, используя известные Вам приемы, техники работы с текстом и способы понимания:
· выделите часть текста, которую можно рассмотреть как ситуацию, где автор или герои говорят о категории «кризис»», назовите эту ситуацию и её участников;
· сформулируйте, что говорят авторы текстов или герои (их точка зрения) о категории «кризис»;
· выделите и сформулируйте разные представления авторов или героев текстов о категории «кризис»в тезисах;
· соотнесите эти представления между собой и сформулируйте различия;
· выделите те существенные моменты в текстах (фраза, ключевое слово или словосочетание, деталь), в которых проявляется позиция героя или автора;
Результаты работы оформите в таблице:
Текст, автор текста
| Название ситуации/ участники
| Что говорят о кризисе
| Существенные моменты (фраза, ключевое
слово или словосочетание, деталь)
| Выражение в тезисе смысла ситуации (как представляется любовь)
|
|
|
|
|
|
· Проанализируйте, совпадает ли Ваша точка зрения с точкой зрения авторов или героев текста. Как Вы считаете, в чем их сходство и различие.
· Напишите в своём тексте, как вы работали с текстами, чему новому научились и что нового вы узнали по теме экзамена. При рассуждении используйте табличный материал, том числе и словарь.
· Жанры и формы текста – сочинение, заметка в газету, на сайт, письмо товарищу.
Критерии оценивания работы ученика в КЭ:
1. Участие во всех этапах работы;
2. Наличие письменных работы на этапах (заполнение таблиц);
3. Наличие итоговой письменной работы;
4. Выполнение контрольного задания по итогам работы.
Техники и приёмы работы с текстом
1. При первом прочтении текста, выделение незнакомых и непонятных слов, определение их значения через словарь или через контекст.
2. Составление плана текста.
Человек, читая текст
· делит его на части по смыслу (каждая часть — группа тесно связанных мыслей, имеющих общую микротему);
· выделяет в каждой части смысловой опорный пункт (самое существенное, характерное в ней);
· выявляет среди частей главные и второстепенные, устанавливая их соподчиненность, их связь, соотношение;
· даёт краткое название каждой части в зависимости от общего названия текста, смысл в целом или порядка (например, хронологии) изложения информации в тексте.
3. Соотнесение содержания текста с теми знаниями, которыми уже владеет читатель, включение содержания текста в систему знаний, сложившуюся у читателя.
4. Соотнесение разных частей текста: той, что читается, с теми, что уже прочитаны, но не по структуре, как при составлении плана, а по содержанию.
5. Тезирование — выражение основной мысли, основного положения части текста.
6. Использование наглядных представлений, образов описываемого в тексте.
7. Антиципация — предвосхищение, угадывание последующего изложения.
8. Постановка читателем предваряющих изложение вопросов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|