Сделай Сам Свою Работу на 5

Уровни вовлеченности детей в употреблении спиртных напитков





Результаты различных исследований позволили выделить семь уровней вовлеченности учащихся старших классов в употребление спиртных изделий.

Нулевой уровень характеризует школьников, не знакомых с опья­нением и эйфоризирующим действием спиртного. Алкоголь не упо­требляется ими либо в соответствии с традициями семьи, либо благодаря личной установке на полную трезвость. Отношение к спиртным изделиям активно (реже — пассивно) отрицательное. У школьников данной группы выработана личная стратегия поведе­ния, направленная на отказ от употребления алкоголя в любых ситуациях.

I уровень— начальный, характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртного. Употребление алкого­ля сопровождается комплексом неприятных ощущений как от органолептического действия спиртного (запах, вкус), так и от опь­янения, заканчивающегося явлениями астении. Эйфории от упо­требления этанола обычно не возникает. Переносимость алкоголя низкая. Школьники, относящиеся к этому уровню, к потребле­нию алкоголя не стремятся. Выпивают только в тех случаях, когда нельзя отказаться. Большинство их близких, знакомых и друзей редко употребляют алкоголь и относятся к нему отрицательно или безразлично. На I уровне вовлеченности в употребление спиртного меры воспитательного и запретительного характера могут привес­ти к прерыванию или полному прекращению алкоголизации.



II уровень — эпизодическое употребление алкоголя, характеризу­ется знакомством старшеклассников с различными изделиями, со­держащими алкоголь. Небольшие дозы спиртного хорошо перено­сятся, вызывая эйфорию, что придает привлекательность потреб­лению алкоголя. Но сами учащиеся редко становятся инициатора­ми выпивок. Мотивы употребления разнообразны: повысить ком­муникабельность, поступать «как все», выглядеть более взрослым и самостоятельным.

III уровень — уровень высокого риска развития алкоголизма, от­личается усилением эйфоризирующего, активирующего и релаксируюшего действия спиртного. Алкоголь все еще доставляет боль­ше приятных ощущений, чем неприятных. Расширяется число по­водов для выпивок, алкоголь употребляется уже более 2 раз в ме­сяц. За алкогольными эксцессами следует утренняя сомато-психическая астения. Отношение к алкоголю активно или пассивно по­ложительное. Формируются товарищеские отношения с выпиваю­щими людьми. Возникают эпизодические конфликты с различны­ми социальными институтами как результат пьянства.Мотивы употребления: улучшить настроение, повысить тонус или расслабиться, повысить уверенность в себе, весело провести время в компании, временно уйти от реальности.Учащиеся с III уровнем вовлеченности в употребление алкого­ля нуждаются в мерах социального контроля, ограничивающих развитие пьянства. Еще существует вероятность прекратить пьян­ство на основе убедительного разъяснения реальной опасности развития алкоголизма в ближайшее время. Существенно могут повлиять также медицинские и психологические меры воздействия, направленные на профилактику и лечение дисгармонии в форми­ровании характера и личности.



IV уровень уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Учащиеся сами становятся активными инициаторами вы­пивок. Отношение к алкоголю безусловно положительное. Частота его потребления — несколько раз в неделю. Влечение к спиртному отмечается не только в вечерние часы, но и в течение всего дня. Алкогольное опьянение превращается в наиболее желанное пси­хическое состояние, а эйфория от спиртного бывает особенно яр­кой. Алкоголь используется как допинг, как регулятор поведения и настроения. Теряют значение конструктивные, одобряемые обще­ством мотивы, связанные с обучением, повышением профессио­нального уровня, интересами семьи, укреплением здоровья, твор­ческими увлечениями. Прерываются контакты с прежними друзь­ями, а новые знакомства, как правило, обусловлены совместным употреблением алкоголя.



Характерно, что на IV уровне вовлеченности в употребление алкоголя учащиеся (теперь уже фактически больные) оказывают выраженное сопротивление попыткам ограничить их пьянство. Тем не менее меры запретительного и воспитательного характера еще могут подействовать. Возрастает роль медицинского вмешательства. Лечение у нарколога, постоянный контроль со стороны учебного заведения, семьи как во время активной терапии, так и в последу­ющем оставляют надежды на успешное преодоление алкогольной болезни,

V уровень — уровень физической зависимости от алкоголя. На фоне усиливающейся психической зависимости от алкоголя формиру­ется повышенная переносимость спиртного, подавляется защит­ная рвотная реакция на его передозировку. Все чаще нарушается память в периоды опьянения. Наблюдаются изменения личности алкогольной природы, происходит десоциализация.

Основным признаком этого уровня вовлеченности в употреб­ление алкоголя является похмелье, или абстинентный синдром. Он выражается ощущением разбитости, понижением настроения, взрывчатостью, тревожностью, обидчивостью. Сомато-вегетативный симптомокомплекс характеризуется головными болями, го­ловокружением, нарушением сна, потливостью, снижением ап­петита, утренней тошнотой и рвотой, ознобом, дрожанием паль­цев рук или всего тела. Если у взрослых похмелье длится обычно от 2 до 8 сут, то в подростковом возрасте оно короче — от 24 до 36 ч.Проявления абстинентного синдрома смягчаются новой дозой ал­коголя. Мотивы употребления алкоголя на V уровне алкоголизации: устранить плохое самочувствие — следствие предыдущей выпив­ки, добиться эйфории, устраниться от реальности, повысить свой тонус или расслабиться, весело провести время, забыть неприят­ности.

VI уровень вовлеченности в употребление алкоголя — конечный уровень алкогольного распада личности. Для него характерно нарастание признаков предыдущего этапа алкоголизма и появление новых симптомов. Снижается переноси­мость спиртных напитков, развивается запойное пьянство, когда спиртное употребляется несколько дней подряд с утра до вечера. Психическая зависимость от алкоголя во многом перекрывается тяжелой физической зависимостью; прежней яркой эйфории от алкоголя не возникает.

Наблюдаются типичные изменения формы опьянения: со сни­женным настроением, злобностью, страхами и галлюцинациями. Характерно алкогольное поражение внутренних органов. Нараста­ют изменения личности, постепенно развивается алкогольное сла­боумие.

Мотивы употребления близки к мотивам V уровня вовлеченно­сти: доминирует стремление устранить болезненное состояние, вызванное предыдущим приемом спиртного. А мотивы отказа от его потребления продиктованы желанием поправить расстроенное здоровье, страхом перед санкциями социальных институтов и кон­фликтом с обществом.

5) Социально - педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкоголя.

Социально- педагогическая деятельность – это деятельность, направленная на конкретного учащегося, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения развития личности и окружающего его социума; поиска адекватных способов общения с ребёнком; выявления средств, помогающих ребёнку самостоятельно решить свою проблему.

Социально- педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, также путём организации различных сфер жизнедеятельности детей.

Социально- педагогическая деятельность опирается на следующие принципы:

индивидуально - личностный подход к ребёнку;

опора на положительные стороны личности ребёнка;

объективность подхода к ребёнку;

конфиденциальность.

Целью социально- педагогической деятельности со школьниками, склонными к употреблению алкоголя, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.

1. Индивидуально – психологический: искажение личностных черт, деформация мотивационной сферы, несформированность навыков общения, педагогическая запущенность, задержка психического развития.

2. Индивидуально – соматический: предполагает наличие у ребёнка, склонного к алкоголизму, наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии.

3. Социальный, внешкольный: включающий нарушение прав ребёнка со стороны взрослых, отсутствие опеки над ребёнком, либо гиперопека, вовлечение ребёнка в противоправные действия, низкий социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье.

4. Социально школьный, где в качестве составляющих включены следующие составляющие: негативно влияющий социально – психологический климат учебной группы, низкий статус группы.

Это основные факторы, влияющие на развитие и ведущие к развитию у подростка алкогольной зависимости. Поэтому социально- педагогическая деятельность должна быть направлена на минимизацию или полное устранение факторов, осложняющих социализацию ребёнка.

Цель социально- педагогической деятельности может быть реализована путём решения следующих задач:


Создание форм активной, действенной социально-педагогической помощи и защиты для конкретного ребёнка.


Формирование у подростка позитивных ценностных ориентацией в процессе социально-педагогической и коррекционной работы.


Вовлеченье школьников в социально-полезную деятельность, формирование у него разносторонних интересов и увлечений.


Воспитание активной личности, привитие ей качеств гражданина, семьянина, формирование положительной самооценки.


Укрепление физического и психического здоровья путём осуществления комплекса медицинских, психолого-педагогических и других мероприятий.


Формирование основ правовой культуры ребёнка.


Формирование навыков «выживания» в условиях кризиса современного общества.


Второй компонент структуры деятельности – это её субъекты. Основным субъектом деятельности является социальный педагог, но, кроме того, в данном случае, могут привлекаться специалисты по социальной работе, валеолог, нарколог, родители.

Третий компонент- это объект, для которого и организованна вся социально-педагогическая деятельность. Объектом деятельности являются школьники в алкоголизации.

Четвёртый компонент - функции деятельности. Они вытекают из конкретных функций работы субъектов деятельности.

У социального педагога такими основными функциями являются три:


Социально – педагогическая, заключающаяся в оказании помощи ребёнку и в процессе социального взаимодействия, в налаживании социальных связей и отношений, создании благополучной социальной среды для развития ребёнка, осуществление контроля за ребёнком.


Социально - обучающая функция направлена на овладение ребёнком знаниями о проблеме пьянства и алкоголизма, а также необходимыми специальными умениями и навыками противостояния вовлечения в процесс алкоголизации.


Правозащитная, предусматривающая соблюдение и защиту прав ребёнка, склонного к алкоголизму.


Воспитательную функцию, способствующую формированию и развитию личности ребёнка, в полной мере должны реализовать родители, как наиболее значимые субъекты деятельности. Остальные функции (социально-бытовая, социально-экономическая, социально-медицинская) реализуют такие специалисты, как: специалист по социальной работе, валеолог, психолог.

Следующим компонентом деятельности являются методы. Они зависят от специфической деятельности ее различных субъектов, возрастных особенностей ребенка, уровня вовлеченности ребенка в алкоголизацию.

Методы социально-педагогической деятельности, так или иначе, связаны с организацией, мотивацией и осмыслением деятельности, а поскольку деятельность рассматривается и как ведущее средство формирования личности, то методами социально-педагогической деятельности можно назвать способы организации и осмысления деятельности, которые восстанавливают или формируют заново социально-значимые качества личности школьника, склонного к алкоголизму, и способствуют преодолению проблемы алкоголизма.

Последний компонент структурной деятельности – формы реализации методов, которые определяются в соответствии с конкретными методами.

Таким образом, данная технология социально-педагогической деятельности может рассматриваться как комплексная, объединяющая единой концепцией деятельность разных специалистов, а в данном случае деятельность социального педагога, направленная на достижение одной цели.

Из всего многообразия функций, методов, форм применяемых в рамках этой технологии, рассмотрим собственно содержание деятельности социального педагога со школьниками склонными к алкоголизму, и ее характерные особенности

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.