Раздел: Типовые патологические процессы.
Тема: НАРУШЕНИЯ МИКРОЦИРКУЛЯЦИИ И РАССТРОЙСТВА ПЕРИФИРИЧЕСКОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ (АРТЕРИАЛЬНАЯ И ВЕНОЗНАЯ ГИПЕРИМИЯ. СТАЗ. ИШЕМИЯ).
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:Изучить основные формы расстройств микроциркуляции, и их проявления, причины и механизмы развития и изменения кровообращения, характерные для артериальной и венозной гиперемии, ишемии, стаза.
По окончании изучения темы студенты должны:
ЗНАТЬ: 1.Классификация и характеристика основных форм нарушения микроциркуляции.
2. Причины и механизмы нарушений адгезивных свойств сосудистой стенки и их роль в расстройствах микроциркуляции.
3. Причины и стадии образования «сладжа».
4.Причины и механизмы нарушения проницаемости и транскапилярного обмена.
5. Причины и механизмы нарушения тонуса и реактивности сосудов зоны микроциркуляции.
6. Причины и механизмы развития капиллярно-трофической недостаточности.
7. Причины и механизмы нарушений лимфодинамики в зоне микроциркуляции.
8. Роль нарушений микроциркуляции в возникновении и развитии пародонтоза (для стоматологического факультета).
9. Этиологические факторы и патогенетические механизмы развития артериальной и венозной гиперемии, ишемии, стаза.
10. Последствия артериальной и венозной гиперемии, ишемии, стаза.
УМЕТЬ:
1. Анализировать последствия расстройств микроциркуляции.
2. Выявить признаки артериальной и венозной гиперемии, ишемии при микроскопировании препаратов языка, брыжейки и плавательной перепонки лягушки, и проанализировать механизмы их развития.
БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕННЫМИ: с принципами коррекции нарушений микроциркуляции и с общими принципами патогенетической терапии расстройств периферического кровообращения.
Вопросы к занятию:
1.Общие представления о системе микроциркуляции. Основные отделы и функции микроциркуляторного русла.
2.Нервная и гуморальная регуляция микроциркуляторного русла.
3.Причины и механизмы развития феномена внутрисосудистой агрегации форменных элементов крови.
4.Феномен «сладжа». Клинические и патофизиологические проявления. Причины и механизмы возникновения и развития.
5.Агрегация тромбоцитов. ДВС-синдром, причины и механизмы развития.
6.Причины и механизмы развития синдрома повышенной вязкости крови.
7.Причины и механизмы нарушения сосудистой проницаемости и транскапиллярного обмена.
8. Причины и механизмы тонуса и реактивности сосудов зоны микроциркуляции.
9.Причины и механизмы развития, проявление, последствия капилляро-токсической недостаточности.
10.. Определение понятия «недостаточность лимфообращения», классификация, причины, механизмы развития.
11.Что такое гиперемия? . Причины и механизмы развития артериальной гиперемии.
12. Признаки артериальной гиперемии и особенности микроциркуляции.
13.Механизм расширения сосудов в работающем органе.
14.Лимфообращение при артериальной гиперемии.
15.Обмен веществ в ткани при артериальной гиперемии.
16.Причины и механизмы развития венозной гиперемии.
17.Признаки артериальной гиперемии и особенности микроциркуляции.
18.Венозное давление и характер кровотока при венозной гиперемии
19. Лимфообращение при венозной гиперемии
РАЗДЕЛ: ТИПОВЫЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
ТЕМА: ТРОМБОЗ, ЭМБОЛИЯ
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить в эксперименте механизмы тромбообразования, эмболии и сопровождающие их расстройства кровообращения в органах и тканях.
По окончании изучения темы студенты должны
Знать:
1. Определение понятий «тромбоз» и «эмболия».
2.Причины и условия возникновения тромбоза.
3. Стадии и механизмы процесса тромбообразования. Особенности образования тромбов в артериях и венах.
4. Виды тромбов
5. Исходы и осложнения тромбоза.
6. Клинические проявления артериального и венозного тромбоза (тромбоцитопеническая пурпура, гемолитикоуремический синдром, синдром диссеминированного внутрисосудимстого свертывания, дефицит протеинов S и C).
7. Основные виды эмболий, механизмы их развития.
8. Патогенез тромбоэмболической болезни. Тромбоэмболия легочной артерии, эмболия околоплодными водами (для пед. факультета).
9. Исходы и осложнения эмболий.
Уметь:
1. В эксперименте получить образование тромбов при механическом повреждении сосудистой стенки и внутривенном введении тромбина.
2. Получить жировую эмболию в сосудах языка лягушки.
3. Анализировать основные механизмы патогенеза тромбозов и эмболий.
Быть ознакомленными: с общими принципами профилактики и терапии тромбозов и эмболий.
Контроль теоретической подготовки студентов:
1. Программированный контроль (приложение 1).
2. Опрос по следующим вопросам:
Вопросы для повторения:
1) Физиология свертывающей системы крови
2) Функции тромбоцитов, их количество в норме
3) Роль эндотелия сосудистой стенки в поддержании гемостаза
4) Система гемостаза и ее звенья
5) Коагулянты и прокоагулянты
6) Антикоагулянты
7) Фибринолитическая система
Вопросы к занятию:
1) Тромбоз – определение понятия, виды и характеристика тромбов.
2) Причины и условия тромбообразования. Роль нарушений сосудисто-тромбоцитарного и коагуляционного гемостаза в развитии тромбоза.
3) Стадии и патогенез тромбоза.
4) Исходы и осложнения тромбоза. Тромбоз синусов твердой мозговой оболочки – этиопатогенез, основные проявления (для стоматологического факультета).
5) Эмболия – определение, понятие, виды.
6) Исход и осложнения эмболии. Тромбоэмболия легочной артерии – этиопатогенез, основные понятия. Тромбоэмболия околоплодными водами – этиопатогенез, основные проявления (для педиатрического факультета).
7) Современные методы профилактики и терапии тромбозов и эмболий.
РАЗДЕЛ: ТИПОВЫЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Тема: ВОСПАЛЕНИЕ
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить патогенез острого и хронического воспаления: альтерацию, повышение проницаемости сосудистой стенки, изменение микроциркуляции, экссудацию, эмиграцию лейкоцитов, регенерацию и пролиферацию.
ПО ОКОНЧАНИИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ:
ЗНАТЬ:
1. Характеристику воспаления (острого и хронического) как типового патологического процесса.
2. Этиологические факторы воспаления.
3. Основные группы клеточных и плазменных медиаторов воспаления.
4. Общий патогенез воспалительного процесса:
а) альтерация (первичная и вторичная).
б) сосудистая реакция (артериальная и венозная гиперемия, престаз и стаз).
в) механизм экссудации и отека при воспалении.
г) механизма эмиграции лейкоцитов в очаг повреждения: хемотаксис и основные виды хематтрактантов.
д) механизм санации очага воспаления: фагоцитоз, микробицидный потенциал фагоцитов - эффекторных клеток воспаления (активные метаболиты кислорода и лизосомальные ферменты).
е) смена клеточных популяции в очаге воспаления.
ж) пролиферация и процессы репарации в очаге воспаления.
5. Основные причины хронизации воспаления.
6. Значение воспаления для организма.
7. Развитие воспаления в онтогенезе. Особенности воспаления в период новорож-денности; особенности сосудистой реакции, эмиграции, фагоцитоза (пед. фак-т).
8. Особенности воспалительных процессов в челюстно-лицевой области. Воспаление пульпы зуба, периодонта, пародонта и слюнных желез. Особенности стадий пролиферации в тканях зубочелюстной системы. Гранулематозное воспаление (стом. фак-т).
УМЕТЬ:
1. Провести анализ взаимосвязи патогенетических и защитных механизмов при воспалении.
2. Получить в эксперименте основные компоненты воспаления и оценить их механизмы,
БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕННЫМИ:
- с общими принципами патогенетической терапии воспалительных заболеваний;
- с основными условиями, способствующими переходу острого воспаления в хроническое.
КОНТРОЛЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Контроль теоретической подготовки студентов осуществляется по двум уровням:
1. Тестовый контроль.
2. Опрос студентов:
Вопросы к занятию:
1. Воспаление, определение понятия. Основные компоненты воспаления,
2. Местные и общие проявления воспаления.
3. Этиология воспаления.
4. Первичная и вторичная альтерация.
5. Медиаторы воспаления, их виды, механизм действия.
6. Реакция сосудов микроциркуляторного русла при воспалении.
7. Изменение реологических свойств крови, её белкового состава и физико-химических свойств в очаге воспаления.
8. Экссудация, виды и биологическое значение.
9. Механизмы эмиграции лейкоцитов в очаг воспаления.
10. Фагоцитоз, его виды, стадии и механизмы.
11. Пролиферация, механизмы. Стимуляторы и ингибиторы пролиферации.
12. Виды воспаления, их классификация.
13. Хроническое воспаление, определение понятия. Основные причины.
14. Исходы воспаления.
15. Биологическое значение воспаления.
16. Развитие воспаления в онтогенезе. Особенности воспаления в период новорожденности, особенности сосудистой реакции, эмиграции, фагоцитоза (для педиатрического факультета ).
17. Особенности воспалительных процессов в челюсто-лицевой области. Воспаление пульпы зуба, периодонта, пародонта, слюнных желез. Особенности стадии пролиферации в тканях зубочелюстной системы. Гранулематозное воспаление (для стоматологического факультета ).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|