Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРИНЯТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ





 

Принятие решения — это выбор оптимального варианта при заданной цели с учетом побочных условий. При принятии реше­ний следует исходить из принципа рациональности — «принимай решение всегда с таким расчетом, чтобы с помощью имеющихся ограниченных средств и ресурсов предприятия обеспечить опти­мальный результат при достижении поставленных целей».

Процесс принятия решений:

1. Определение проблемы в об­ласти логистики и факторов, влияющих на нее. Логисти­ческая проблема устанавли­вается четко и осознанно.

2. Установка критерия решения и целей. Эксперты по логис­тике разрабатывают специ­фические и измеряемые цели.

3. Формулировка моделей и связей между целями и пере­менными. Разрабатывается модель, являющаяся формализованным представлением логистической ситуации. Мо­дели могут содержать несколько переменных. Переменная — это измеряемое количество, которое может меняться или явля­ется предметом изменения.

4. Определение и оценка вариантов. Этот шаг означает генерацию наибольшего количества решений логистической проблемы.

5. Выбор наилучшего варианта. Это решение, которое наилучшим образом удовлетворяет и наиболее соответствует установленным целям.



6. Внедрение решения. Выполнение действий в соответствии с вы­бранным вариантом.

Задача принятия логистического решения возникает в том случае, когда при определенном состоянии внешней среды из нескольких вариантов выбирается тот, который лучше всего способствует осу­ществлению цели логистической системы предприятия. В соот­ветствии с этим задача принятия логистических решений состоит из следующих трех компонентов:

· состояние внешней среды;

· логистические цели;

· варианты.

Рассмотрим эти компоненты более подробно. Состояние внешней среды (также называемое внешними исход­ными данными) представляет собой реальное положение дел, ко­торое не может подвергаться воздействиям и контролироваться со стороны специалиста по логистике, принимающего решение в рамках горизонта планирования.

Состояния внешней среды логистической системы предприятия могут классифицироваться по различным критериям. Анализируя эти состояния по отношению к логистической системе предприятия, выделяют следующие исходные данные:



· эндогенные — внутренне заданные, предопределенные предшест­вующими действиями специалиста по логистике;

· экзогенные — появившиеся независимо от предшествующих действий специалиста по логистике.

Турбулентность внешней среды определяется изменчивостью спроса. Уровень турбулентности зависит от следующих факторов:

· непостоянство факторов внешней среды;

· скорость изменений этих факторов;

· интенсивность конкуренции;

· технологические возможности предприятий;

· покупательские предпочтения:

· давление со стороны правительства и отдельных влиятель­ных групп.

Логистические цели представляют собой выражение желаемых конечных результатов или состояний логистической системы, ко­торые должны быть достигнуты или возникнут как результат при­нятия решений специалистом по логистике. Логистическая цель характеризуется:

· содержанием;

· временным периодом;

· областью действия;

· масштабом.

Содержание цели характеризуется величиной, на которую должен влиять выбранный вариант. Эта величина может определяться:

· характеристикой (например, прибыль, оборот, общие затраты);

· изменением характеристики (например, увеличение оборота);

· отношением двух характеристик (например, рентабельность и прибыль/капитал).

Временной период устанавливает, за какое время должна быть осуществлена цель, и определяет, таким образом, временную область действия содержания цели. Так, например, различают кратко- и долгосрочные цели.



Область действия конкретизирует содержание цели в отноше­нии поля логистической деятельности, для которого реализуется данная цель. Так, например, можно различать цели логистической системы всего предприятия и цели его структурных функциональ­ных подразделений.

Масштаб цели (критерий цели, или целевое предписание) ко­личественно определяет содержание цели. Возможны следующие варианты:

· оптимизация (например, максимизация прибыли, миними­зация общих затрат);

· фиксирование (например, увеличение оборота на 10%);

· установление ограничений (например, затраты не превышают определенную величину).

Задачи, решаемые при формулировании целей:

· поиск целей — мероприятия, при которых устанавливаются ис­ходные цели высшего порядка;

· уточнение целей — наиболее точное определение содержания цели, формы, терминов, носителей и ограничений отдельных целей;

· структурирование целей — иерархическое упорядочение всех найденных целей;

· проверка реализуемости целей —- направлена на то, чтобы опреде­лить, достижимы (осуществимы) ли отдельные цели с позиции структуры системы целей, наличия персонала, технико-эконо­мических условий;

· выбор целей (принятие решений по целям) — действия, ведущие к принятию решения по той системе целей, которые фактичес­ки преследуются.

Иерархия целей — в качестве целей высшего порядка рассмат­риваются те цели, которым отдается приоритет при их реализа­ции. Иерархия целей может быть сформирована на основе учета значения целей для модели принятия решения.

Иерархия организационных целей, формируемая элементами логистической системы предприятия, приводит к разделению це­лей предприятия, целей подразделений, целей отделов и должно­стных целей. Иерархия целей применяется в том случае, если со­гласовываются между собой система управления и система целей. При подготовке логистического решения выявляются возмож­ные варианты, т. е. разные пути достижения целей логистической системы, методы решения каждой логистической задачи, преиму­щества и недостатки каждого из них, с тем, чтобы можно было выбрать оптимальный, т. е. самый лучший в данных условиях. За­тем набор основных вариантов представляется руководству пред­приятия. Варианты формулируются таким образом, чтобы они исключали друг друга. Руководство предприятия, будучи свобод­ным от функциональных соображений и обладая более широким взглядом на совокупность всех существенных в данном случае факторов внешней среды, принимает окончательное решение.

Естественно, что речь идет об обоснованных вариантах, подго­товленных таким образом, чтобы были видны их преимущества и недостатки. В частности, должны быть выработаны объективные критерии для оценки различных вариантов решения, с помощью которых можно сравнить эти варианты и выбрать из них наилуч­ший.

Все варианты, которые могут быть реализованы, составляют область допустимых значений.

Область допустимых значений (пространство решений) — это множество пригодных для реализации вариантов, которыми рас­полагает в данный момент эксперт по логистике.

Поиск вариантов — выявление, формулирование и анализ спо­собов достижения целей логистической системы. Процесс поиска:

1. систематический и многосторонний поиск отдельных идей (указаний, подходов к решению логистической проблемы);

2. комбинирование отдельных идей в независимые варианты;

3. точная формулировка найденных вариантов;

4. анализ структуры вариантов и соотношений между частными вариантами;

5. ограничение вариантов в допустимой области (отсев вари­антов, которые не могут быть реализованы при существующих условиях и факторах внешней среды);

6. проверка полноты допустимой области.

 


ВЫБОР ПОСТАВЩИКА

 

 

Использование сторонних организаций для замещения внутренних организационных структур предприятия целесообразно, когда:

· данная функция может быть выполнена лучше или дешевле специалистами сторонней организации;

· данная функция не является жизненно важной для способ­ности предприятия достичь устойчивых конкурентных преимуществ и ее отсутствие не может снизить рыночные возможности пред­приятия, ухудшить его техническое и технологическое ноу-хау;

· это снижает риск предприятия в случае перехода на новые технологии или изменения предпочтений потребителей;

· это способствует организационной гибкости предприятия, уменьшает продолжительность цикла обслуживания потребителей, ускоряет принятие решений и снижает уровень затрат на межфунк­циональную координацию;

· это позволяет предприятию сосредоточить внимание на основ­ном бизнесе и заниматься тем, что у него лучше всего получается.

При подготовке к выбору поставщика продукции рассматриваются следующие вопросы:

1. Является ли данное предприятие вашим постоянным постав­щиком?

2. Заключались ли с данным поставщиком ныне действующие или уже потерявшие силу договоры о сотрудничестве?

3. Известен ли поставщик, а также поставляемая им продукция?

4. Удовлетворяет ли поставщик официальным требованиям?

5. Способен ли поставщик удовлетворить требования по уровню качества, предъявляемые к нему и к поставляемой им продукции?

6. В состоянии ли поставщик подготовить и поставить требуемую продукцию (например, в отношении технических требований к продуктам)?

7. Способен ли поставщик удовлетворить требования по срокам поставки?

8. Достаточен ли уровень квалификации персонала поставщика?

9. Положительная ли информация о кредитоспособности постав­щика?

10. Осуществляет ли поставщик хранение продукции, предлагает ли транспортные услуги, может ли он варьировать различными условиями поставок?

11. Каков контингент основных заказчиков поставщика?

12. Не ориентирован ли бизнес поставщика на небольшой круг основных заказчиков?

13. Соответствует ли миссия и политика бизнеса поставщика целям вашего предприятия?

14. Располагает ли поставщик необходимыми для его эффективной деятельности помещениями, ресурсами, распределительными скла­дами и запасами?

15. Располагает ли поставщик необходимым производственным оборудованием?

16. Располагает ли поставщик требуемыми мощностями?

17. Эффективна ли система управления производством у постав­щика?

18. Ведутся ли на должном уровне логистические операции постав­щика?

19. Не связаны ли с выбором данного поставщика различные об­стоятельства (родственные связи и взятки)?

20. Какова репутация поставщика на рынке?

21. Кто на предприятии-поставщике входит в число руководителей?

22. Какую долю во всем объеме производства поставщика занимает продукция, закупаемая вашим предприятием?

23. Каковы планы поставщика по расширению или изменению видов деятельности?

24. Каковы размеры рынка или территории сбыта поставщика в настоящее время?

25. Сколько и каких видов продукции поставщик реализует на рынке в настоящее время?

26. Существует ли у вас с поставщиком конфликт интересов и в чем он состоит?

27. Изменит ли поставщик ассортимент своей продукции, чтобы приспособиться к требуемой номенклатуре вашей продукции?

28. Каким должен быть объем реализованной продукции, чтобы вызвать интерес у вас и у поставщика?

29. Какими складскими помещениями располагает поставщик, ка­кие методы учета запасов он использует, осуществляется ли охрана и страхование хранящейся продукции?

30. Какими информационными системами и коммуникационным оборудованием располагает поставщик и совместимы ли они с вашими?

31. Кто входит в число постоянных клиентов поставщика, каковы их возможности?

32. Может ли поставщик помочь вам в изучении рынка?

33. Какую рекламную деятельность ведет поставщик по своей про­дукции?

Основные факторы, влияющие на выбор поставщика:

· опыт работы;

· качество поставляемой продукции;

· качество обслуживания потребителей;

· надежность поставок, в том числе соблюдение графика по­ставок;

· возможности и способности удовлетворять требованиям потребителей;

· географическое расположение поставщика;

· финансовая стабильность и финансовые условия (например, возможность предоставления ценовых скидок);

· конкурентные преимущества, а также лидерство на рынке кон­кретной продукции;

· соответствие поставок логистической стратегии предприятия;

· уровень затрат на доставку и хранение поставляемой продук­ции (близость к подразделениям предприятия, исключение про­межуточного складирования);

· возможность длительного партнерства в бизнесе;

· степень заинтересованности (объем заказов подобного рода, отраслевая специализация);

· цена поставляемой продукции;

· готовность к поставке;

· гибкость поставки;

· информационная готовность;

· имидж поставщика;

· отсутствие негативных сообщений о нем от партнеров по биз­несу или в средствах массовой информации;

· упаковка продукции;

· сопутствующие услуги в виде инструкций;

· возможность возврата некондиционной продукции. Преимущества большого количества поставщиков:

· возможности для успешного проведения переговоров отно­сительно цен, условий поставки или других обязательств в рамках договора поставки;

· возможность выбора в случае, если один из поставщиков ис­пытывает трудности. Трудности могут быть связаны с условиями поставки, качеством продукции и обслуживания;

· возможность решения проблем, возникающих при увеличении объемов производства или продаж, не предусмотренном текущим планом производства (продаж).

Качество поставок определяется долей заказов, выполненных в соответствии с требованиями потребителя.

Надежность поставщика — способность предприятия-поставщика удовлетворять в течение определенного промежутка времени требо­вания потребителя. Требования могут касаться качества продукции, сроков и объемов поставок.

Готовность к поставке рассчитывается путем сопоставления по­ступивших и выполненных заказов. Данный показатель свидетель­ствует о согласованности сроков выполнения заказа, связанных с потребностями потребителя. Подтверждается сроком выполнения заказа предприятием.

Гибкость поставки означает готовность предприятия выполнить вносимые потребителем изменения в заказе. Гибкость рассчитыва­ется как отношение числа пожеланий потребителей об изменениях к общему числу первоначальных характеристик заказа в пределах установленного срока поставки.


ВЫБОР ПЕРЕВОЗЧИКА

 

 

Факторы, учитываемые при выборе перевозчика:

· надежность и качество обслуживания;

· перечень предоставляемых услуг;

· тип перевозимой продукции;

· объем перевозки;

· скорость доставки;

· соблюдение графика доставки;

· возможность обеспечения сохранности перевозимой продукции;

· стоимость обслуживания (транспортных услуг);

· финансовое положение перевозчика;

· место, занимаемое в рейтинге перевозчиков;

· возможность совместной перевозки различных видов про­дукции;

· возможность доставки в требуемый пункт;

· работа с претензиями.

Проводится ранжирование факторов, и подбирается соответству­ющий вид транспорта.

При выборе перевозчика учитываются так­же географическое расположение заказчика и частота отправления грузов в его направлении рассматриваемыми видами транспорта. Нередко прибегают к комбинированию транспортных средств на одном пути следования (интермодальные перевозки).

Факторы, учитываемые при оценке транспортного предприятия:

· финансовое положение и кредитная история транспортного предприятия (анализируется с помощью годовых отчетов и ком­мерческих рекомендаций);

· условия перевозки грузов;

· состояние транспортных средств;

· безопасность перевозок и наличие соответствующих письмен­ных инструкций;

· степень компетенции менеджеров и контролеров по обес­печению безопасности перевозок и дорожного движения, а также уровень их полномочий;

· сохранность данных, особенно при передаче сведений заказ­чику о предстоящей перевозке груза;

· статистические данные и показатели перевозчика по хище­ниям и повреждениям перевозимых им грузов;

· степень подготовленности менеджеров;

· уровень текучести кадров предприятия;

· процедуры набора персонала (ведется ли работа с претенден­тами на занятие вакантных должностей, запрашиваются ли харак­теристики с предыдущего места работы);

· общее состояние дисциплины, отношение к нарушениям;

· наличие у транспортного предприятия стандартов обслужи­вания потребителя, сертификата соответствия международному стандарту ИСО 9001, а также программ качества обслуживания.

Степень проработки влияния указанных и других факторов на обеспечение требуемого уровня безопасности при транспортировке зависит прежде всего от особенностей груза, который необходимо доставить получателю.

Параметры, учитываемые при выборе транспортных средств:

· характеристики груза — определяют, можно ли использовать универсальный подвижной состав или необходимо применить специализированные транспортные средства;

· плотность груза — влияет на выбор грузовместимости транс­портного средства, определяемой соотношением его грузоподъ­емности и внутреннего объема кузова;

· количество груза, предъявленное к перевозке (размер партии), — определяет грузоподъемность транспортного средства;

· срочность перевозок — влияет на выбор скоростных характерис­тик транспортных средств;

· расстояние перевозки — влияет на выбор транспортного сред­ства по запасу хода;

· условия погрузки и выгрузки — определяют требования к транс­портным средствам с точки зрения приспособленности к погрузочно-разгрузочным работам. Факторы, учитываемые при выборе параметров автомобильного транспортного средства (при составлении спецификации продавцу);

· база транспортного средства — влияет на осевую нагрузку, кон­тролируемую на весовых станциях;

· высота седельно-сцепного устройства — влияет на высоту загру­женного автопоезда. Если эта высота более 1200 мм, то общая высота загруженного автопоезда может превышать предельно до­пустимую высоту 4 м;

· наличие пневматической подвески — устройства, в котором в ка­честве амортизирующего элемента используется сжатый воздух, обеспечивающий не менее 75% амортизирующего эффекта. Пе­ревозка на транспортном средстве с рессорной подвеской опла­чивается экспедиторами, как правило, по более низкой тариф­ной ставке;

· собственная масса транспортного средства — влияет на массу перевозимого груза из-за ограничения полной массы транспор­тного средства;

· наличие автоматической коробки передач;

· наличие споилеров (обтекателей воздуха) — позволяет снизить рас­ход топлива;

· тип шин: камерные и бескамерные (в настоящее время в ЕЭК ООН обсуждаются требования к шинам).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.