Сделай Сам Свою Работу на 5

Ограниченное открытое внушение





 
 


По Эрнесту Л. Росси, этот тип внушения предлагает целый ряд возможных ответов, подтверждаемых гипнотической реакцией. Выбор ответов может носить неограниченный характер (без конкретного уточнения).

 

Например:

“Вы можете учиться разными способами”.

“Некоторые позы могут оказаться весьма комфортными”.

“Существует много способов работать”.

Упражнение 42

Подумайте о различиях между трюизмом и ограниченным открытым внушением. В чем заключаются особенности их воздействия?

 

 

Внушение, охватывающее все возможности класса

 


В этом случае должны быть рассмотрены все категории, принадлежащие к одному классу. Это позволяет бессознательному пациента осуществить реальный выбор. И, что бы ни было выбрано, ответ непременно будет хорошим — именно тем ответом, который наиболее подходит пациенту.

 

Например:

“Я не знаю, станет ли легче одна из ваших рук или обе руки, или одна за другой; или одна или обе руки нальются тяжестью; или вы почувствуете покалывание или какое-то другое ощущение, или что-то другое, или же вы вообще ничего не почувствуете”.



“Я не знаю, что именно использует ваше бессознательное для поиска решения: не знаю, оперирует ли оно слуховыми образами, зрительными, ольфакторными или какими-либо другими; или же оно использует некоторые слова, которые я произношу; или ощущения, которые вы обретаете сейчас; или ничего из этого, или что-то иное”.

Упражнение 43

Пациенту, желающему сбросить лишний вес, для решения этой проблемы перечислите все возможности в рамках одного класса.

МЕТАФОРА

 


“Корабль вспахивает море”

Эта известная фраза, принадлежащая Аристотелю, является одновременно и примером, и этимологическим объяснением слова “метафора”:

 

Через (мета) моря корабль переносит (форейн) путника.

 

Специалисты, практикующие Новый Гипноз, часто используют способ, позволяющий переносить пациентов от опасных берегов сознания к глубоким и спокойным водам бессознательного, в поисках ресурсов, необходимых для изменения.

 

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА

 


Терапевтическая метафора — это послание на нескольких уровнях. История, сказка, идея, фраза, жест могут иметь два значения. Первое, явное, обращается к сознанию пациента. Второе, скрытое, является предложением, адресованным его бессознательному.



Пациенту предоставляется реальный выбор, так как второй смысл может быть и принят, и не принят.

Если послание не проходит на этом бессознательном уровне — ничего не сделано, но и ничего не потеряно.

Метафора имеет более или менее точную цель, очень “активизирующую”, если она проходит на уровне бессознательного.

Самая лучшая метафора — та, которую нам подсказывает сам пациент и которую терапевт конструирует в ходе гипнотического сеанса.

Упражнение 44

Конструирование и использование метафор подразумевает использование разнообразных техник, которым не место в учебнике начального уровня.

Тем не менее, вы можете потренироваться в нахождении метафор и использовать их в терапевтической фазе в случаях:

l функционального колита,

l страха провала перед концертом у пианиста,

l импотенции у мужчины.

 

 

Основное в вербальных терапевтических внушениях

 

Теперь вы умеете обращаться с мобилизующими вербальными внушениями с терапевтической направленностью.

Другие открытые внушения, охватывающие все возможности класса, дают вам многочисленные возможности сориентировать пациента на работу, которую он осуществит в атмосфере дозволенности.

 

Метафора — вербальное внушение, относящееся к косвенным внушениям, наиболее приятное как для клиента, так и для терапевта. Метафора действует на нескольких уровнях, и ее скрытое воздействие оказывает активизирующее влияние на бессознательные процессы.



Милтон Г. Эриксон учил своих учеников доверять своему бессознательному при конструировании метафор. Следуйте его совету.

 

В терапевтической фазе используются также и другие средства:

l невербальные внушения;

l паузы и молчание.

 

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ВНУШЕНИЯ

 


Сеанс гипноза — это взаимодействие, и действующие лица в нем не нейтральны.

Жесты, поведение, установки, интонации голоса — все это активные средства общения. Жест терапевта по отношению к его пациенту может иметь очень большое значение.

Невербальные внушения чрезвычайно многочисленны и отчетливо воздействуют на бессознательном уровне. Они различным образом могут использоваться действующими лицами — сознательно или бессознательно.

 

Например:

Положение терапевта относительно пациента имеет очень важное значение. Некоторые гипнотерапевты предлагают своим пациентам лечь; тем самым они способствуют возникновению чувства подчиненности. Мы не думаем, что это верно. Предпочтительнее, чтобы пациент (и терапевт!) занимал сидячее положение.

Каталепсия — невербальное внушение, в большинстве случаев хорошо принимаемое пациентом.

Установка терапевта, его забота о другом, ожидание с надеждой, тщательное наблюдение имеют большое значение и оказывают необходимое влияние на пациента.

Пациент, который, сам не зная почему, кашляет, без конца двигается в кресле или принимается беспричинно хохотать, использует невербальный язык, очень часто выражающий сопротивление.

Интонации голоса терапевта при внушении, выделение им определенных слов, играют важную роль.

Упражнение 45

Поупражняйтесь в расшифровке информации, предоставляемой на невербальном языке пациентами или людьми вашего окружения.

Каталепсия

 


Каталепсия — один из специфических гипнотических феноменов, характеризующийся сохранением положения тела, которое оператор придал клиенту. Наиболее классическая и наиболее удобная для пациента форма — каталепсия руки.

Каталепсия представляет интерес во многих отношениях:

l она действует как внушение;

l стабилизирует гипнотический транс;

l может стать для пациента ратификацией;

l благоприятна для гипнотерапевта.

 

Каталепсию не следует применять систематически.

Упражнение 46

Убедившись в эффективности вашего наведения, предупредите пациента, что приподнимете его запястье — это не будет его беспокоить.

Возьмите запястье пациента большим и указательным пальцами, приподнимите его, одновременно сгибая локоть и приближая кисть к плечу, подержите несколько мгновений в этом положении и постепенно отпускайте запястье, используя при этом вербальное отвлечение.

Левитация

 


Левитация представляет собой наиболее очевидное практическое использование идеомоторного феномена. Идеомоторный процесс, в свою очередь, это естественное явление, осуществляемое в большинстве наших действий, когда мы бодрствуем: покачивание головой, вздох, улыбка, слюноотделение и т.д.

Мысль вызывает движение. Гипнотический транс усиливает это явление.

Использование транса в форме левитации руки представляет в гипнозе интерес во многих отношениях:

l когда работает только воображение клиента, без физического воздействия оператора;

l клиент сам определяет момент начала левитации;

l клиент позволяет реализоваться этому движению;

l клиент, испытавший левитацию, легко воспроизводит ее, и это облегчает работу по самогипнозу;

l левитация сопровождается ощущением у пациента комфорта;

l левитация стабилизирует транс.

Упражнение 47

Мы советуем вам самим испытать левитацию в самогипнозе. Сядьте в удобное кресло, руки положите на колени, почувствуйте расслабление и комфорт, фиксируя свой взгляд на одной из кистей рук.

По истечении некоторого времени вы почувствуете в одной из рук мышечные микродвижения.

Ваши пальцы, возможно, захотят раздвинуться; возможно, один из них попытается слегка приподняться.

Позвольте осуществиться этому легкому раздвиганию или приподниманию.

Усильте его, представив, что приподнимаете руку на несколько миллиметров так, чтобы между вашей рукой и бедром можно было просунуть листок бумаги.

Представьте, что вокруг приподнимающегося запястья завязана шелковая нить, к другому концу которой привязаны один, два или три воздушных шарика, наполненных гелием.

Шарики потянут ваше запястье вверх, делая руку все более и более легкой, и она поднимется.

Хорошенько представьте себе этот образ, и когда у вас возникнет ощущение подъема, не подавляйте его, не тормозите.

Чтобы закончить упражнение, вам надо лишь позволить руке спокойно опуститься в исходное положение.

В этот момент вы должны сделать глубокий вдох, который позволит вашей руке обрести обычный тонус.

Паузы

 


Паузы очень легко использовать, поэтому они часто употребляются в повседневной практике.

Паузы могут изменить смысл фразы двояким образом.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.