Семинарское занятие. Тема «Среда обитания и экологические факторы»
Т.Г. Бондарева, С.В. Перемитина, И.А.Апенько
ЭКОЛОГИЯ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
Методические указания по организации СРСП и СРС для студентов
всех специальностей
Өскемен
Усть-Каменогорск
УДК 574(07)
Бондарева Т.Г., Перемитина С.В., Апенько И.А. Экология и устойчивое развитие. Методические указания по организации СРСП и СРС для студентов
всех специальностей /ВКГТУ.- Усть-Каменогорск, 2008.- 65 с.
В методических указаниях по СРСП представлены темы и вопросы семинарских занятий, контрольные вопросы для подготовки к семинарским занятиям, перечень рекомендуемой литературы.
В методических указаниях по СРС кратко представлено теоретическое содержание вопросов, выносимых на самостоятельную проработку по темам лекций, темы рефератов, варианты глав экологического кодекса для написания эссе, а также вопросы для самоподготовки по лекционным темам.
Все вышеуказанные виды работ будут способствовать более глубокому освоению теоретического материала дисциплины и развитию у студентов экологического мышления и сознания.
Утверждено методической комиссией горно-металлургического факультета.
Протокол ________от _________ 2012 г.
| Ó Восточно-Казахстанский
государственный технический
университет им. Д.Серикбаева,
| СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Методические рекомендации по СРСП и СРС
2 Содержание тем СРСП
2.1 Семинарское занятие по теме «Среда обитания и экологические факторы»
2.2 Семинарское занятие по теме « Популяция как структурная и функциональная единица экосистемы»
2.3 Семинарское занятие по теме «Природные экосистемы - биогеоценозы»
2.4 Семинарское занятие по теме «Учение о биосфере и ноосфере»
2.5 Семинарское занятие по теме «Круговорот веществ в природе»
2.6 Семинарское занятие по теме «Антропогенез и антропогенные экосистемы»
2.7 Семинарское занятие по теме «Современный антропогенез, качество людей и их потребности»
2.8 Семинарское занятие по теме «Экстремальные воздействия на биосферу
2.9 Семинарское занятие по теме «Экологическая обусловленность экономики»
2.10 Семинарское занятие по теме «Экологические стратегии. Концепция устойчивого развития и принципы экоразвития»
2.11 Семинарское занятие по теме «Экологическая безопасность и экологические риски»
2.12 Семинарское занятие по теме «Экологизация общественного сознания»
3 Содержание тем СРС
3.1 Тема «Введение в курс экология и устойчивое развитие»
3.2 Тема «Взаимодействие организма и среды обитания
3.3 Тема «Экологические системы»
3.4.Тема «Учение о биосфере и ноосфере»
3.5 Тема «Атмосфера и ее современные экологические проблемы
3.6 Тема «Гидросфера, использование ее ресурсов и загрязнение»
3.7 Тема «Земельные ресурсы и экологические проблемы, связанные с ними»
3.8 Тема «Основы рационального природопользования»
3.9 Темы рефератов
3.10 Эссе по главам кодекса, согласно варианту.
4 Вопросы для самоконтроля
Литература
|
| | | |
Введение
Экология (от греч. «ойкос» — дом, жилище и «логос» — учение) — наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. Она раскрывает и познает все многообразие взаимосвязей между населяющими нашу планету животными, растениями, микроорганизмами и средой их обитания.
Экология в настоящее время приобретает черты всеобъемлющего и очень актуального мировоззрения, превращается в учение о путях выживания человечества. В современном обществе глубоко укоренились технократический образ мышления, надежды на то, что с помощью правильной организации хозяйства и высокопроизводительной техники можно решить все экономические и социальные проблемы. Однако исторический опыт убеждает, что это далеко не так. Даже самая совершенная техника, если она вступает в противоречие с законами само воспроизводства природы, неизбежно наносит ущерб окружающей среде, а следовательно, и здоровью человека.
За последние полвека под эгидой ООН разработаны многообещающие международные программы, заключены важные соглашения, принят ряд ответственных документов. Появилось понятие «устойчивое развитие», которое впервые употребляется в докладе «Всемирная стратегия охраны природы» (1980), представленном Международным союзом охраны природы и природных ресурсов.
В 1992 в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию, которая собрала высших руководителей 190 государств. На конференции была принята «Повестку дня на XXI век» - развернутая программа экологической ориентации развития общества, провозгласившая принципы перехода всех стран к устойчивому развитию, т. е. к экономическому росту с учетом необходимости решения острых социальных проблем и сохранения благоприятной окружающей природной среды в интересах нынешних и будущих поколений.
За вторую половину 20-го столетия природа планеты неузнаваемо оскудела, ее естественные ресурсы буквально на глазах истощаются. Среда обитания людей в большинстве регионов мира, особенно в городах и промышленных центрах, становится все более вредной для здоровья людей. Специалисты утверждают, что не менее 50% распространенных заболеваний людей обусловлено загрязнением окружающей природной среды, прежде всего потреблением недоброкачественной питьевой воды. А между тем продолжают хищнически истребляться леса – основные хранители вод - в том числе и на водоохранных территориях, происходит деградация почв, теряется их естественное плодородие, отравляются воздух и вода.
Для преодоления экологического кризиса и успешного практического решения возникших экологических проблем необходим переход к новой идеологии, к экологизации экономики и производства, к постиндустриальной экологически ориентированной цивилизации. Требования новой идеологии несопоставимо сложнее задач охраны окружающей среды, они не сводятся просто к сокращению потока загрязнений. Комплекс знаний по дисциплине «Экология и устойчивое развитие» должен помочь будущим специалистам организовать деятельность человека в условиях жестких экологических требований.
1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СРСП и СРС
Задания СРС выполняются вне аудитории без участия преподавателя. Основная задача СРС – подготовка к семинарским занятиям и лекциям. На семинарское занятие выносятся основные вопросы темы. Тематический план семинарского занятия, перечень основной и дополнительной литературы, методические советы к темам семинарских занятий отвечают на вопросы. В ходе подготовки каждого вопроса кратко, схематично фиксируйте основные положения и тезисы ответа, формулировки, запишите основные сведения (термины, их определение) в тетрадь для СРС. После завершения подготовки проверьте свои знания при помощи вопросов самоконтроля. Вопросы, на которые не смогли самостоятельно ответить запишите и задайте их преподавателю на лекции или в процессе СРСП.
Задания СРС должны выполняться до лекции. На лекции знания, полученные самостоятельно должны углубляться и расширяться.
Однако объем вопросов, выносимых на семинарские занятия по СРСП и обсуждаемых в лекциях, не охватывает полное содержание тем. Поэтому необходима дальнейшая работа студента по углублению и расширению своих знаний. Это осуществляется в процессе СРС.
В методических указаниях кратко представлено теоретическое содержание вопросов, выносимых на самостоятельную проработку по темам лекций. Этот материал самостоятельно прорабатывается студентом и защищается. К СРС также относится написание реферата и эссе по главам экологического кодекса, согласно варианту.
2 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ СРСП
Семинарское занятие. Тема «Среда обитания и экологические факторы»
2.1.1.Понятие о среде обитания
2.1.2 Основные экологические факторы: биотические, абиотические и антропогенные
2.1.3 Общие закономерности действия абиотических факторов
2.1.3.1 Биоинтервал и закон оптимальности.
2.1.3.2 Диаграмма выживания
2.1.3.3 Критические состояния и предельно-допустимые условия.
2.1.4 Адаптация живых организмов к экологическим факторам
2.1.4 1. Морфологическая адаптация
2.1.4.2 Физиологическая адаптация
2.1.4.3 Поведенческая адаптация
2.1.5 Лимитирующие экологические факторы
2.1.5.1 Закон минимума Либиха
2.1.5 2 Закон толерантности Шелфорда.
2.1.6 Экологическое дублирование.
2.1.7 Вопросы по СРСП к теме 2.1
1) Что такое среда обитания?
2) Что такое биотические экологические факторы? Пример.
3) Что такое абиотические экологические факторы? Пример.
4) Что такое антропогенные факторы? Пример.
5) Сформулируйте закон оптимальности.
6) Что отражает диаграмма выживания?
7) Какое значение фактора называют критическим?
8) Как разрабатываются нормативы экологической безопасности (гигиенические нормативы)?
9)Что такое адаптация?
10) В чем проявляется физиологическая адаптация? Пример.
11) В чем проявляется морфологическая адаптация? Пример.
12) В чем проявляется поведенческая адаптация? Пример.
13) Что такое лимитирующие факторы?
14) Сформулируйте закон минимума Либиха.
15) Сформулируйте закон толерантности Шелфорда.
16) Что такое экологическое дублирование?.Пример.
Литература: Основная - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 21, 22, 23.
Дополнительная 6, 7,13,21, 24, 26, 27
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|