Сделай Сам Свою Работу на 5

В результате изучения предложенного материала к занятию необходимо





Стоматологический факультет, 1 курс

Раздел «Физиология возбудимых тканей»

Учебно-методическое пособие к занятию 1.

Тема занятия: Потенциал покоя, потенциал действия. Законы раздражения. Значение электрофизиологических методов исследования в стоматологии.

Цель занятия:Изучить основные понятия раздела, механизмы формирования потенциала покоя, потенциала действия; особенности возбуждения клеток при действии постоянного тока, раздражителей различной силы, частоты, длительности, имеющих градиент нарастания силы. Познакомиться с методами оценки возбудимости нервной и мышечной тканей, научиться анализировать изменения возбудимости во время возбуждения.

Для достижения поставленной цели необходимо:

Повторить:

1. Из курса биологии и физики раздел "Биология и биофизика мембраны клетки".

Изучить литературу:

Основную:

1. Яковлев В.Н., Есауленко И.Э., Сергиенко А.В. Нормальная физиология: учебник / в 3 томах/ / Под ред. В.Н. Яковлева. – М.: Изд. Центр Академия, 2006.

2. Орлов М.С. Нормальная физиология: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005.

3. Физиология человека. Задачи и упражнения: учебное пособие: / под ред. Ю.И. Савченкова. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2007.



Дополнительную:

1. Основы физиологии человека: Учебник для высших учебных заведений / в 2-х томах / Под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб, 1994. – Т. 1. – С. 43-53.

2. Физиология человека: Учебник / в 2-х томах /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина. –1998. – Т. 1. – С. 27-51.

3. Физиология человека: Учебник / Под ред. Г.И. Косицкого. - М.: Медицина, 1985. – С. 19-32, 34-44.

4. Нормальная физиология: Учебн. пособие /Под ред. В. А. Полянцева. - М.: Медицина, 1989. – С. 50-52, 55, 60-64.

5. Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева. – М.: Медицина, 1988. – С. 72-75, 77-83.

6. Физиология человека: Руководство / в 3-х томах / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. – М.: Мир, 1996. – Т. 1. – С. 26-40, 40-43

В результате изучения предложенного материала к занятию необходимо

Знать:

1. Определение понятий: раздражимость, возбудимость, раздражение, возбуждение, раздражители и их виды, поляризация, потенциал покоя.

2. Электрофизиологическую и электрохимическую характеристику потенциала покоя:



· Распределение зарядов на мембране клетки;

· Распределение натрия, калия и хлора во внутриклеточной и межклеточной средах. Роль Na+-K+- насоса и АТФ в создании ионных градиентов.

· Особенности проницаемости мембраны для калия, натрия, хлора, анионов белка. Характеристику сил, обеспечивающих пассивное движение ионов через мембрану.

  • Динамику формирования равновесного калиевого потенциала и потенциала покоя. Факторы, определяющие величину потенциала покоя. Количественную характеристику потенциалов нервных и мышечных клеток.

3. Определение понятий: потенциал действия, деполяризация, реполяризация, гиперполяризация, реверсия заряда мембраны (овершут) Электрофизиологическую и электрографическую характеристику возбуждения (на примере нервного волокна): фазы потенциала действия, изменение разности потенциалов на мембране во время возбуждения.

4. Электрохимическую характеристику возбуждения (на примере нервного волокна): ионные механизмы формирования потенциала действия:

· Строение потенциалзависимых каналов для натрия, характеристику понятий «активация», «инактивация» каналов. Динамику изменений проницаемости натриевых каналов во время возбуждения, Состояние h- и m-ворот натриевых каналов в разные фазы потенциала действия.

· Особенности калиевых потенциалзависимых каналов и динамику изменения их проницаемости во время возбуждения.

· Количественную характеристику потенциала действия (амплитуда, длительность). Факторы, определяющие амплитуду потенциала действия. Определение понятий пороговый потенциал, локальный ответ.



5. Характеристику изменений возбудимости мембраны нервного волокна во время возбуждения: Фазы возбудимости. Динамику изменений возбудимости нервного волокна во время потенциала действия. Понятие лабильности. Механизмы повышения и снижения возбудимости в возбужденном волокне.

6. Методы регистрации потенциала покоя и потенциала действия (микроэлектродная внутриклеточная и внеклеточная регистрация).

7. Определение понятий гомогенные и гетерогенные возбудимые системы, пороговый, подпороговый (субпороговый), сверхпороговый (суперпороговый) раздражители.

8. Законы силы для гомогенных и гетерогенных возбудимых систем:

· Формулировку закона «все или ничего». Особенности реакции гомогенной возбудимой системы на раздражители различной силы. Определение понятия локальный ответ. Сравнительную характеристику локального ответа и потенциала действия.

· Формулировку закона силы для гетерогенных возбудимых систем. Определение понятий: минимальный, субмаксимальный и максимальный пороги. Особенности реакции гетерогенных возбудимых систем на раздражители различной силы.

9. Реакции возбудимых структур на раздражители постоянной силы различной длительности. Понятие о минимальной (пороговой), субмаксимальной и максимальной длительности постоянного раздражителя.

10. Закон силы-длительности. Характеристику понятий: реобаза, полезное время, хронаксия. Формулировку закона силы-длительности. Принципы построения кривой силы-длительности.

11. Закон градиента. Формулировку закона градиента. Определение понятий: градиент силы раздражителя, крутизна нарастания, критическая скорость нарастания, аккомодация. Зависимость пороговой силы раздражения от скорости ее нарастания. Механизм аккомодации.

12. Законы действия постоянного тока (законы полюсного действия):

· Особенности возбуждения клеток при замыкании цепи постоянного тока. Понятие о катэлектротоне, механизм катэлектротона. Изменение возбудимости под катодом при длительном его действии. Механизм развития катодической депрессии.

· Особенности возбуждения клеток при размыкании цепи постоянного тока. Понятие об анэлектротоне. Механизм анэлектротона. Механизмы изменений возбудимости под анодом при длительном его действии.

13. Закон частоты раздражения. Характеристику понятий: оптимальная и пессимальная частоты раздражения, трансформация ритма возбуждения, лабильность. Формулировку закона частоты для гомогенных и гетерогенных возбудимых систем. Факторы, определяющие лабильность тканей.

14. Применение электрофизиологических методов исследования в стоматологической практике:

· Способы оценки возбудимости тканей: по пороговой силе раздражения, по хронаксии, по лабильности.

· Гальванические явления в ротовой полости.

Физиологическое обоснование применения постоянного и переменного электрического тока (высокочастотного, диодинамические токи, флюктуирующего) в стоматологии с лечебными целями.

Уметь:

1. Формулировать определения всех изучаемых на занятии понятий.

2. Характеризовать состояния покоя и возбуждения, используя знания о закономерностях биоэлектрических процессов в клетке.

3. Рисовать синхронно во времени графики потенциала действия нервной клетки, ионных токов и фаз возбудимости, локальный ответ. Обозначать фазы потенциала действия и возбудимости, локального ответа.

4. Формулировать законы раздражения. Объяснять физиологический смысл законов раздражения, используя знания о закономерностях биоэлектрических процессов в клетке.

5. Использовать знания о закономерностях биоэлектрических процессов при ответах на тестовые задания, решении ситуационных задач, обсуждении результатов опытов.

При подготовке к занятию выполните письменно задания раздела «Самостоятельная работа»:

1. Сформулируйте определения понятий возбудимости и раздражимости. Нарисуйте схематично часть аксона нервной клетки. Укажите на схеме распределение натрия, калия, хлора и белков внутри волокна и в межклеточной жидкости. Обозначьте покоящиеся и возбужденные участки волокна. Опишите распределение положительных и отрицательных зарядов в покое и во время возбуждения.

 

 

Рис. 1. Схема распределения зарядов в покоящемся и возбужденном участках нервного волокна.

 

2. Изобразите на схеме три состояния потенциалзависимого канала возбудимой клетки: покой, активацию, инактивацию, указав положение m и h ворот. Обозначьте внутриклеточную и внеклеточную часть мембраны. Объясните, каким фазам потенциала действия соответствуют эти состояния.

 

Рис. 3. Состояния потенциалзависимого канала.

 

3. Нарисуйте синхронизированные во времени графики потенциала действия, изменений возбудимости в процессе возбуждения для клетки со следующими показателями: потенциал покоя Е0 = -80 мв; Екрит.= -50 мв; величина реверсии +40 мв; длительность быстрой деполяризации составляет 2 мс. Дополните график изображением токов К+ и Na+ через мембрану. Нарисуйте рядом с ПД график локального ответа. Дайте сравнительную характеристику ПД и локального ответа. На графике по оси ординат отмечайте изменение разности потенциалов в мв, по оси абсцисс – время в мс.

 

 

Рис. 2. Схема потенциала действия нервного волокна и изменений возбудимости во время возбуждения.

 

4. Дайте определение понятиям: пороговый, подпороговый, сверхпороговый раздражители, пороговый потенциал. При действии каких по силе раздражителей могут возникать гальванические явления в ротовой полости? Назовите основные признаки гальванизма.

5. Какие состояния возбудимой клетки называют «катэлектротон», «анэлектротон», «катодическая депрессия», «аккомодация»? Когда они могут возникнуть?

Для контроля усвоения теоретического материала ответьте на тестовые задания: см. приложение 1.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.