Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные стадии приобретения материалов





Тема 6. Механизмы закупочной логистики

 

Сущность, задачи и функции закупочной логистики

 

Закупочная логистика это процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство. Она опре­деляет, что, сколько, у кого и на каких условиях закупить и как реализовать принцип системности, т. е. синхронизировать за­купки с производством и сбытом, а также деятельность пред­приятия с поставщиками.

Цель закупочной логистики — обеспечение предприятия матери­альными ресурсами с максимальной экономической эффективно­стью. Эта цель может быть рассмотрена в трех случаях в зави­симости от того, на каком уровне детализации рассматривать отдел закупок:

• в первом случае отдел закупок обеспечивает интеграцию пред­
приятия в макрологистическую систему посредством работы с поставщиками;

• во втором — отдел закупок, являясь элементом логистической системы предприятия, должен согласованно действовать в це­пи снабжение — производство — сбыт;

• в третьем случае отдел закупок — самостоятельная система. Следовательно, для успешной деятельности он должен удовле­творять принципам логистики. Эффективная деятельность от­дела во многом зависит от соответствия его принципу систем­ности, грамотной системной организации.



Рассмотрим два подхода к организации службы снабжения на предприятии:

- традиционный (характерен для предприятий оте­чественной промышленности);

- логистический.

При традиционном подходезатруднена реализация принципа системности при обеспечении предприятия ресурсами. Задачи закупочной логистики решаются различными подразделениями предприятия. Задачи, что закупить и сколько закупить, возло­жены на управление по материальным ресурсам и решаются дирекцией по производству. Они же занимаются выполнением работ по организации складирования приобретенных ресурсов.

Задачи же, у кого закупить и на каких условиях, решаются управлением по закупкам. Это управление по закупкам зани­мается заключением договоров, контролем за их исполнением и организацией доставки закупленных ресурсов. Такое разде­ление между различными службами сильно усложняет эффек­тивную реализацию функций закупочной логистики.



Данный недостаток устранен при логистическом подходек ор­ганизации службы снабжения. Все задачи логистики закупок возложены на дирекцию по материально-техническому снаб­жению. Она управляет тремя подразделениями, которые зани­маются: управлением запасами (решение задач, что и сколько закупить), закупками (решение задач, у кого и на каких усло­виях закупить, заключение и контроль за исполнением догово­ров, организация доставки закупленных ресурсов) и складиро­ванием (организация складирования закупленных ресурсов). Такая структура позволяет использовать методы логистики для оптимизации движения материального потока в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

 

Цели закупочной логистики достигаются путем выполнения ряда задач, которые можно разделить на две части: информацион­ные задачи и задачи реализации. Эти группы задач состоят из следующих подзадач:

1) информаиионных:

определение продуктов и услуг, которые лучше приобрести на стороне, — задача "сделать или купить";

поиск, оценка и выявление лучших поставщиков, цен, спосо­бов доставки продуктов и услуг — задача выбора поставщика;

2) задач реализаиии:

• соблюдение обоснованных сроков закупки сырья и ком­плектующих;

• обеспечение точного соответствия между количеством по­ставок и потребностями в них;

• соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих.

Общей проблемойдля большинства компаний является опреде­ление порядка осуществления производственной программы: путем прочного, но не всегда экономически эффективного обеспече­ния материалами либо задержки выпуска продукции в связи с затратами дополнительного времени на закупку экономически выгодных материалов.



Закупочная логистика выполняет следующие функции:

 

• формирование стратегии приобретения материальных ресурсов и прогнозирование потребности в них;

• получение и оценка предложений от потенциальных постав­щиков;

• выбор поставщиков;

• определение потребностей в материальных ресурсах и расчет количества заказываемых материалов и изделий;

• согласование цены заказываемых ресурсов и заключение дого­воров на поставку;

• контроль за сроками поставки материалов;

• входной контроль качества материальных ресурсов и их раз­мещение на складе;

• доведение материальных ресурсов до производственных под­разделений;

• поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складах.

Приведенные функции реализуются отделом закупок, взаимо­действующим с другими отделами предприятия.

 

Основные стадии приобретения материалов

1. Заявки на приобретение материалов составляются сотрудника­ми соответствующих отделов предприятия. В них содержится информация:

- о виде;

- количестве;

- времени получения материалов;

- подразделении, выдвинувшем заявку, ее авторе.

Заявки составляются с опережением, т. е. учитывают время, ко­торое проходит между размещением заявки и поступлением материала на предприятие. Увеличение этого времени позволяет уменьшить отрицательный эффект от форс-мажорных обс­тоятельств, которые могут повлиять на своевременное поступление поставок. С другой стороны, увеличение этого времени приводит к росту запасов на предприятии и увеличивает расходы на хранение материальных ресурсов. Из этого следует, что заявки должны устанавливать минимальное время опере­жения, учитывающее возможности поставщиков и потребности предприятия. Таким образом достигается максимальная эко­номическая эффективность.

2. Размещенные заявки анализируютсяв отделе снабжения. В этом анализе принимают участие также сотрудники подразделений, выдвинувших эти заявки. Для анализа обычно используются ме­тоды функционально-стоимостного анализа и метод конструирования стоимости. Также для потребляемых ресурсов может ре­шаться задача "сделать или купить" (см. вопрос 12). Его целью является минимизация издержек по каждому виду закупаемых материалов.

Анализ заявок должен дать ответы на вопросы:

- оправданны ли запрашиваемые материалы;

-можно ли использовать материалы с меньшей стоимостью;
- возможно ли использование других видов материалов;

- можно ли упростить конструкцию выпускаемого изделия;

- присутствует ли вероятность снижения цены на запрашивае­мые материалы поставщиком в случае его участия в разработке изделия.

При этом отдел материально-технического снабжения не имеет права самолично изменять конструкцию изделия и заменять запрашиваемые ресурсы более дешевыми.

Задачей отдела явля­ется лишь выработка рекомендаций, которые могут уменьшить стоимость заказа. Решение об использовании этих рекоменда­ций принимается на уровне функциональных подразделений предприятия.

Совместная работа отдела снабжения, конструкторского и тех­нологического отделов позволяет вырабатывать технически и экономически выгодные решения, которые могут привести к совершенствованию конструкции изделия и технологии его из­готовления на основе применения более качественных мате­риалов с меньшей стоимостью.

3. Следующий этап в процессе приобретения материалов — выборпоставщиков.

Основные критерии при выборе поставщиков:

- его надежность;

- качество поставляемых материалов;

- сроки поставок;

- удаленность от предприятия;

- наличие у поставщика собственных производственных мощностей.

Информацию о поставщиках отдел материально-технического

снабжения получает из разных источников, таких как:

-личные контакты;

-рекламные издания;

- каталоги;

- выставки и многие другие.

На основе этих источников составляется список наиболее на­дежных поставщиков, из которого выбирается вариант с наи­более выгодными условиями, исходя из затрат и сроков поставок. При размещении заказов на крупные партии целесообразно разделить их между несколькими поставщиками, что позволяет избежать форс-мажорных обстоятельств и проверить конкурен­тоспособность основного поставщика.

Более подробно задача выбора поставщиков рассматривается далее в вопросе 14.

4. После выбора поставщиков непосредственно осуществляются закупки.На этом этапе производится выбор метода закупок (приобретение материалов одной партией, мелкими регуляр­ными партиями, ежедневными или ежемесячными партиями, по мере необходимости, единичными закупками). Выбор мето­да закупок рассмотрен в вопросе 13. Во время этого этапа про­водятся переговоры с поставщиками, разрабатываются условия поставок, оплаты и организации транспортировки материаль­ных ресурсов. На основе выработанных решений заключается договор о поставках. При этом составляются графики поста­вок, в случае необходимости осуществляются таможенные про­цедуры, организовывается приемный контроль.

5.Не менее важная функция отдела снабжения — контроль каче­ства поставки. Отделом контролируется само качество полу­чаемых материалов, отслеживается брак, проверяются сроки поставок и производится при необходимости корректировка графиков поставок при изменении экономических и производст­венных условий.

6. Сделка завершается после поступления заказанных материалов в соответствии с условиями контракта. На этом этапе отдел снабжения осуществляет приемку материальных ресурсов, под­тверждающую, что заказанная продукция необходимого каче­ства поступила в нужном количестве в оговоренное время за условленную цену. Составляется документ о купле-продаже.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.