Принципы инновационного менеджмента
Лекция №1 Инновационный менеджмент как управленческий комплекс
Инновационный менеджмент как система управления
Принципы инновационного менеджмента
Функции инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент как система управления
Инновационный менеджмент - одна из разновидностей функционального менеджмента. В широком понимании - это менеджмент, ориентированный на изменения.
Ориентация на инновационное развитие бизнеса предъявляет новые требования к содержанию, формам и методам управленческой деятельности. Она диктует появление особого типа менеджмента. Если раньше НИОКР рассматривались как затраты организации, то сегодня, как активы компании
Содержание понятия "инновационный менеджмент" рассматривают в трех аспектах:
- как специальную область научных знаний. С этих позиций инновационный менеджмент представляет собой комплекс научно-обоснованных принципов, форм, методов, приемов и средств управления инновационной деятельностью.
- как вид профессиональной деятельности (процесс принятия управленческих решений в инновационной сфере), что предполагает наличие специального института менеджеров, наделенных полномочиями принимать решения и нести ответственность за результаты инновационной деятельности
- как аппарат управления инновациями, что предполагает наличие специализированных органов управления инновационной деятельностью
ИМ можно рассматривать как систему управления:
1. управляющая подсистема (субъект управления)
2. управляемая подсистема (объект управления).
Субъекты — юридические лица независимо от форм собственности, иностранные организации и граждане, участвующие в инновационной деятельности.
Субъектом управления инновационного менеджментав организации может быть одни работник, группа работников, самостоятельное структурное подразделение (действующее на временной или постоянной основе), которые посредством различных приемов и методов осуществляют целенаправленное воздействия на объект управления.
Непосредственными объектами управления ИМ укрупнено выступают:
1. инновации в сфере их создания, освоения в производстве и продвижения на рынок (новые продукты, операции и проч.);
2. отношения организации с другими субъектами рынка, возникающие в процессе создания и движения инноваций;
3. организационные структуры, занятые инновационной деятельностью и их персонал.
Обеспечивающая подсистема инновационного менеджмента включает следующие подсистемы:
- правовую;
- методическую;
- ресурсную;
- информационную;
- природоохранную
Реализация инновационного менеджмента, как и общего, предполагает использование следующих подходов:
1. Системный подход в инновационном менеджменте
Входы Выходы
Рис. Входные и выходные параметры в системе инновационного менеджмента
2. Процессный подход в ИМ
а) в отличие от других видов менеджмента принятие решений в ИМ не является рутинным и предполагает наличие творческих способностей работников. В ИМ широко применяются эконометрические, стохастические (вероятностные) модели, метод множественной регрессии и проч.
б) все функции ИМ можно разделить на 2 группы:
- функции ИМ как субъекта управления;
- функции ИМ как объекта управления.
3. Реализация ситуационного подхода в ИМ предполагает учет ситуационных переменных внутренней и внешней среды организации, которые влияют на ее инновационную активность
Компонентами среды косвенного воздействия считаются состояние науки и техники, международное, экономическое окружение; политические, экологические факторы, а также ценностная ориентация общества и его восприимчивость к инновационным идеям.
Важнейшими элементами среды прямого воздействия являются государственные и законодательные органы, институты, научные и инновационные организации, инновационная инфраструктура, рынки факторов производства, инвесторы, конкуренты, поставщики, потребители, посредники и т.д.
К факторам внутренней среды фирмы относят ее научно-технический потенциал, уровень квалификации персонала и проч.
4. Проектный подход Организация разработки, внедрения и коммерциализации инновации осуществляется в форме инновационного проекта.
5. Жизнециклический подходпредполагает учет стадий жизненного цикла инновационных процессов, продуктов и систем (в том числе организации) при принятии решений в области инновационного менеджмента.
Принципы инновационного менеджмента
Исходные принципы инновационного менеджмента сводятся к следующим:
1) приоритет инноваций над традиционным производством, т.к. инновации - решающее условие выживания организации. Это обеспечивается:
- безоговорочной поддержкой инновационной деятельности со стороны руководства. Ценностные установки руководителей фирмы во многом способствуют созданию в организации инновационного климата, особой атмосферы, благоприятствующей свободному, творческому поиску и реализации нововведений;
- всемерным содействием экспериментаторству на всех уровнях и во всех подразделениях организации. Энтузиастам предоставляются все возможности для реализации их новаторских идей (в продуктах, процессах, организационных методах).
2) экономичность инновационного производства (достижение коммерческого успеха). Ресурсы, выделенные на НИОКР, оправданы лишь в той мере, в какой они приводят к достижению поставленной цели.
3) гибкость (под новую идею создается самостоятельная инновационная структура, которая может быть абсолютно непригодной для решения других проблем);
4) комплексность (кардинальная инновация, как правило, вызывает появление целой совокупности сопутствующих ей более мелких нововведений).
5) непрерывность инновационного процесса, в том числе непрерывность обогащения сотрудниками своих знаний.
6) высокий уровень и постоянное совершенствование коммуникаций. Когда проблема «штурмуется» с разных сторон, образуются новые информационные комбинации и связи на каждом уровне управления, возникает более широкий ряд решений. Поэтому инновационные структуры стремятся усилить циркуляцию информации между подразделениями и отдельными сотрудниками;
7) альтернативность
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|