Сделай Сам Свою Работу на 5

Дательный падеж существительных без предлога





Игра с флажком

Логопед вместе с детьми водит хоровод и читает стихотворение. В середине круга ребенок с флажком.

Встали дети в кружок, Кому дать, кому дать?

Увидали флажок. Кому флаг передать?

Логопед указывает на девочку (Лену). Ребенок передает флажок Лене, говоря при этом: «Даю флажок Лене». В середину круга выходит Лена с флажком. После слов: «Кому флаг передать?» — передает флаг другому ребенку, говоря при этом: «Даю флаг Саше». Игра продолжается.

Задание. Ответить на вопрос с опорой на картинку. Кому нужны эти вещи?

Образец ответа: Очки бабушке. Фартук повару.

Задание. Ответить на вопрос: кому что нужно? (Без опорных картинок.)

Образец ответа: Трава корове. (Кость, молоко, листья, орехи, морковь, капуста.)

Задание. Догадайся, кому приготовлено угощение. Кого ждал зайка?

Оборудование. Картинки, изображающие морковь, мед, орехи, рыбу, капусту.

Логопед. У зайки день рождения. Разное угощение приготовил зайка. (Логопед показывает картинки.) Угадайте, кому он приготовил орехи. (Орехи белке.) Кого ждет зайка? (Зайка ждет белку.) Рыба кому? (Лисе.) Кого ждет зайка? (Зайка ждет лису.) Мед кому? (Медведю.) Кого ждет зайка (Зайка ждет медведя.)



Задания.

1. «Мы дежурим». Логопед распределяет между детьми обязанности, а затем спрашивает: «Кому подметать пол? (Тане.) Кому поливать цветы? (Оле.) Кому собирать кубики? (Маше.)»

Задание еще раз уточняется. Логопед спрашивает у детей, указывая: «Что делать Оле?» (Оле полить цветы.)» Нужно добиваться, чтобы ответ был полным.

. Рассказать, что делала Саша.

5. Рассказать: а) Кому дети помогают в детском саду? б) Как дети помогают няне, воспитательнице, дворнику, друг другу?

Образцы ответов: Дети помогают няне. Они подметают пол, расставляют посуду.

Родительный падеж имен существительных без предлога

Задание. Рассмотреть картинки. Ответить на вопрос: чьи это вещи?

Халат, мама, панама, мальчик, очки, папа, шляпа, дедушка, косынка, бабушка, бант, девочка.

Образец ответа: Халат мамы.

Игры

«Чего нет?»

У логопеда на столе разные игрушки. Логопед предлагает детям три-четыре игрушки. Надо рассмотреть игрушки и запомнить их.

Дети закрывают глаза, логопед убирает сначала одну, затем две, три игрушки.



Образец ответа: Нет куклы. Нет мишки.

«Кого нет?»

I вариант. Водящий ребенок закрывает глаза. Кто-то из детей прячется. Водящий должен узнать, кого нет.

Образец ответа: Нет Лены.

II вариант. Даются картинки, изображающие членов семьи.

Дети закрывают глаза или отворачиваются. Логопед убирает одну картинку.

Образец ответа: Нет тети.

«Желание»

Оборудование. Картинки, изображающие стакан молока, стакан чая, стакан компота.

Логопед начинает фразу. Дети заканчивают ее.

— Я выпью стакан (воды).

Далее дети самостоятельно выражают свои желания аналогичной фразой, опираясь на предметные картинки.

«Угадай по листику дерево»

Оборудование. Коллекция листьев от знакомых детям деревьев.

Логопед показывает лист и спрашивает, какому дереву лист принадлежит.

Образец ответа: Это лист березы.

«Верни хозяину вещь»

У детей берутся мелкие предметы (бантик, карандаш, расческа, игрушка и т. д.). Логопед демонстрирует поочередно вещи детей и спрашивает: «Чей это карандаш?»

Образец ответа: Карандаш Вовы.

Задания.

1. Прослушать отрывок из стихотворения «Топтыгин и лиса» К. Чуковского.

Логопед. Нужен ли медведю другой хвост?

Далее логопед коротко рассказывает, как печально закончилась история глупого мишки: он привязал себе яркий павлиний хвост, и его сразу поймали охотники.

2. Рассмотреть картинки. Назвать, чьи это хвосты.

Образец ответа: Хвост собаки. Хвост лошади.

Творительный падеж имен существительных без предлога Задания.

1. Рассмотреть картинки. Ответить на вопрос.

а) По опорным предметным картинкам.



Пилят (чем?) (пила). Шьют (чем?) (игла). Расчесываются (чем?) (расческа).

б) Без картинок.

Мы слушаем (чем?). Мы смотрим (чем?).

2. Закончить предложения.

Оборудование. Предметные картинки, изображающие веник, тряпку, воду, скатерть, мальчика и девочку.

Логопед называет начало фразы. Дети заканчивают предложение.

Мамы нет дома. Маша и Саша решили убрать комнату. Саша подмел пол (чем?). Маша стерла пыль (чем?). Саша помыл посуду (чем)?. Мама была довольна (кем?).

3. Дополнить предложения, отвечая на вопросы.

Оборудование. Предметные картинки.

а) По картинкам. Повторить предложение целиком.

Мама шьет (что?, кому?). Папа рисует (что?, кому?). Бабушка вяжет (что?, кому?).

б) Без картинок.

Повар мешает (что?, чем?). Зина режет (что?, чем?). Маляр красит (что?, чем?). Мама машет (кому?, чем?).

Конспекты занятий. Тема. «Предложение».

Цель. Учить детей составлению простого распространенного предложения. Закрепление форм винительного и творительного падежей.

Оборудование. Стихотворение «У меня друзей немало» и иллюстрации к нему.

Ход занятия.

1. Чтение стихотворения логопедом.

У меня друзей немало, Света светит. Соня спит.

Я их всех нарисовала. Тоня тонет....

Маша машет. Паша пашет. Но не дам ей утонуть.

Коля колет. Поля полет. Я спасу подружку Тоню,

Валя валит. Катя катит. Нарисую что-нибудь.

2. Чтение стихотворения по строчкам. Попутно рассматриваются
соответствующие картинки. Дети дополняют предложения.

Маша машет (чем?) (платком). Паша пашет (что?) (поле).

3. Самостоятельное составление предложений по тем же картинкам. (Если дети затрудняются, логопед может назвать только имя.

Дети называют действие и заканчивают предложения.)

Занятие 2.

Тема. «Предложение».

Цель. Упражнять детей в составлении распространенного Предложения по сюжетной картинке.

Оборудование. Сюжетная картинка.

Ход занятия.

Логопед предлагает детям рассмотреть сюжетную картинку и ответить на вопросы:

Кто нарисован на картинке? (Девочка и мальчик.) Как мы их назовем? (Девочку Лена, мальчика Коля.) Составим предложение про Лену и Колю. (Лена дает Коле шары.) Как вы думаете, кто Лена Коле? (Сестра.) А Коля Лене? (Брат.)

А теперь, когда мы знаем, что Коля и Лена — брат и сестра, как можно по-другому составить предложение? (Сестра Лена дает шары брату Коле.)

Кто из детей младше: сестра или брат? (Брат младше сестры.)

Каким другим словом можно заменить слово брат, если брат маленький? (Братик.)

Как теперь можно составить наше предложение? (Сестра Лена дает шары братику Коле.)

Задание. Рассмотреть картинки. Составить предложения к каждой картинке. Исправить, что не так.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.