Сделай Сам Свою Работу на 5

Темы практических и/или семинарских занятий

Раздел 4. Определение и характеристика

различных форм речевых нарушений (дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, нарушения письменной речи, нарушения речи у детей с сенсорной и умственной недостаточностью)

Тема 4. Определение и характеристика различных форм

речевых нарушений (причины, механизм, классификация,

история изучения, логопедическая работа)

 

Практическое занятие 1. Дислалия

Цель занятия: научиться выделять характерные черты такого речевого нарушения как «дислалия».

Вопросы к теме:

1. Определение дислалии. Понятие о причинах возникновения.

2. Классификация дислалии.

3. Фонологогические (фонематические), антропофонические (фонетические) дефекты звуков.

 

Практическое занятие 2.Дизартрия

Цель занятия: научиться выделять характерные черты такого речевого нарушения как «дизартрия».

Вопросы к теме:

1. Определение понятия «дизартрия». Причины дизартрии.

2. Классификация дизартрий.

3. Характеристика двигательных функций, общего психического и речевого развития детей с дизартрией.

Практическое занятие 3. Алалия и афазия.

Цель занятия: научиться выделять характерные черты таких речевых нарушений как «алалия» и «афазия».

Вопросы к теме:

1. Алалия: определение понятия, причины, механизм нарушения, симптоматика.

2. Афазия: определение, причины, механизм нарушения. Симптоматика нарушения речи при афазии.

 

Практическое занятие 4. Нарушения письменной речи.

Цель занятия: научиться выделять характерные черты таких речевых нарушений как «дисграфия» и «дислексия».

Вопросы к теме:

1. Психофизиологический аспект процессов чтения и письма.

2. Дислексия: определение, этиология, симптоматика.

3. Дисграфия: определение, этиология, симптоматика.

Литература (дополнительная):

1. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет [Текст] : пособие для логопеда : в 2 ч. Ч. 1 : Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации / Иншакова Ольга Борисовна. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 184 с. : ил. ; 29 см. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 5-691-00995-8 :



2. Логопедия в школе: практический опыт [Текст] : учеб.-практ. пособие / ред. Кукушкина В. С. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.;Ростов н/Д : МарТ, 2005. - 368 с. : ил. ; 22 см. - (Педагогическое образование). - ISBN 5-241-00313-4 :

 

Лабораторные работы (лабораторный практикум)

не предусмотрены

 

Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов

Написание реферата способствует углубленному изучению и систематизации знаний, полученных в ходе лекционных занятий, изучению учебных и методических пособий по курсу дисциплины. Проработка литературы (основной и дополнительной) с целью написания реферата позволяет студенту подготовиться к семинарским занятиям по соответствующим темам, текущему и итоговому контролю.

Темы рефератов к курсу «Введение в логопедию»

Раздел дисциплины Темы рефератов
Раздел 1. Научно-теоретические основы логопедии   Теоретические и практические основы логопедии  
История логопедии в РФ
Методологические принципы логопедии
Внутрисистемные связи логопедии
Внутрисистемные связи логопедии
Значение учения И.П. Павлова и И.М. Сеченова для логопедии
Раздел 2. Причины речевых нарушений Концепция развития психики Л.С. Выготского как методологическая основа изучения причин речевых нарушений
Классификация и характеристика основных причин речевых нарушений
Критические периоды в развитии речевой функции
Значение наследственности в возникновении речевой патологии
Понятие о структуре речевых нарушений
Условия правильного развития речи детей
Раздел 3.Классификации речевых нарушений.   Подходы к классификации речевых нарушений
Сравнительная характеристика клинико-педагогической и психолого-педагогической классификации речевых нарушений
Подход С.С. Ляпидевского к классификации речевых нарушений
Классификация речевых нарушений в МКБ-10
Раздел 4.Определение и характеристика различных форм речевых нарушений(дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия,нарушения письменной речи, нарушения речи у детей с сенсорной и умственнойнедостаточностью) Особенности речевых расстройств у детей с нарушением слуха
Специфика проявления речевых расстройств у детей с глубокими нарушениями зрения
Речевые нарушения у детей с дефектами опорно-двигательного аппарата
Особенности развития речи и речевых нарушений у детей с нарушением интеллекта
Характеристика нарушений речи у детей с проблемами развития эмоционально-волевой сферы.
Характеристика нарушений речи у детей с ЗПР.
Раздел 5. Организация логопедической помощи в Российской Федерации Логопедическая помощь детям, подросткам и взрослым в системе здравоохранения
Оказание логопедической помощи лицам с речевыми нарушениями в системе социального обеспечения
Оказание логопедической помощи лицам с речевыми нарушениями в системе образования

 

Реферат оформляется в письменном виде (печатный вариант) и включает в себя:

· титульный лист с указанием темы, автора;

· содержание;

· текст реферата,

· библиографию;

· приложение (при необходимости).

Объем реферата составляет до 6-8 страниц машинописного текста. Оформление реферата: шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал полуторный, поля – 2 см со всех сторон.

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

Литература

Основная:

1. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб.заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 703 с. : ил. (Коррекционная педагогика)

2. Русский язык: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, Л.П. Крысин и др.; Под ред. Л.Л. Касаткина. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 768 с. С. 55-58. раздел «Факторы речевого развития человека».

3.Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с. С.349-355 раздел «нарушения речи».

Дополнительная:

1. Новоторцева Н. В. Коррекционная педагогика и специальная психология [Текст] : Словарь / Новоторцева Надежда Вячеславовна. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ярославль : Академия развития : Академия, 1999. - 144 с. ; 20 см. - ISBN 5-8133-0113-5 :

 

8.2. Материально-техническое и/или информационное

обеспечение дисциплин

- компьютерное и мультимедийное оборудование;

- видео-аудиовизуальные средства обучения;

- электронные дидактические материалы (представлены в методическом кабинете, на кафедре);

- рукопись электронного пособия «Введение в логопедическую специальность» (авторы Тверская о.Н., Канаков ан.Н.)

- базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

 

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы)

Название Ссылка (адрес)
Педагогическая библиотека (логопедия) pedlib.hut.ru › index_logopedija.html
Логопедическая библиотека logopediya.narod.ru › library.html
Дефектолог.ru http://defectolog.ru/
Дефектология для Вас http://defectus.ru/
Журнал "Логопед" http://www.logoped-sfera.ru/
Логобург   http://logoburg.com/
Логопед   http://logopediya.com/
Логопед.ру http://www.logoped.ru/index.htm/
Логопедический сайт "Болтунишка" http://www.boltun-spb.ru/
Логопункт.ru   http://www.logopunkt.ru/
Наши детки   http://www.ourkids.ru/
Речевой центр "Логопед плюс"   http://www.logopedplus.org/
Учебный центр "Логопед-мастер" http://www.logopedmaster.ru/

 

8.3. Методические указания студентам

Изучение курса «Введение в логопедическую специальность» требует систематической самостоятельной работы студентов и своевременного выполнения заданий. Задания для самостоятельной работы студентов рекомендуется выполнять непосредственно после прослушивания лекционного материала по соответствующей теме.

Задания для самостоятельной работы

Раздел 1. Научно-теоретические основы логопедии



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.