Темы практических и/или семинарских занятий
Раздел 4. Определение и характеристика
различных форм речевых нарушений (дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, нарушения письменной речи, нарушения речи у детей с сенсорной и умственной недостаточностью)
Тема 4. Определение и характеристика различных форм
речевых нарушений (причины, механизм, классификация,
история изучения, логопедическая работа)
Практическое занятие 1. Дислалия
Цель занятия: научиться выделять характерные черты такого речевого нарушения как «дислалия».
Вопросы к теме:
1. Определение дислалии. Понятие о причинах возникновения.
2. Классификация дислалии.
3. Фонологогические (фонематические), антропофонические (фонетические) дефекты звуков.
Практическое занятие 2.Дизартрия
Цель занятия: научиться выделять характерные черты такого речевого нарушения как «дизартрия».
Вопросы к теме:
1. Определение понятия «дизартрия». Причины дизартрии.
2. Классификация дизартрий.
3. Характеристика двигательных функций, общего психического и речевого развития детей с дизартрией.
Практическое занятие 3. Алалия и афазия.
Цель занятия: научиться выделять характерные черты таких речевых нарушений как «алалия» и «афазия».
Вопросы к теме:
1. Алалия: определение понятия, причины, механизм нарушения, симптоматика.
2. Афазия: определение, причины, механизм нарушения. Симптоматика нарушения речи при афазии.
Практическое занятие 4. Нарушения письменной речи.
Цель занятия: научиться выделять характерные черты таких речевых нарушений как «дисграфия» и «дислексия».
Вопросы к теме:
1. Психофизиологический аспект процессов чтения и письма.
2. Дислексия: определение, этиология, симптоматика.
3. Дисграфия: определение, этиология, симптоматика.
Литература (дополнительная):
1. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет [Текст] : пособие для логопеда : в 2 ч. Ч. 1 : Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации / Иншакова Ольга Борисовна. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 184 с. : ил. ; 29 см. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 5-691-00995-8 :
2. Логопедия в школе: практический опыт [Текст] : учеб.-практ. пособие / ред. Кукушкина В. С. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.;Ростов н/Д : МарТ, 2005. - 368 с. : ил. ; 22 см. - (Педагогическое образование). - ISBN 5-241-00313-4 :
Лабораторные работы (лабораторный практикум)
не предусмотрены
Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов
Написание реферата способствует углубленному изучению и систематизации знаний, полученных в ходе лекционных занятий, изучению учебных и методических пособий по курсу дисциплины. Проработка литературы (основной и дополнительной) с целью написания реферата позволяет студенту подготовиться к семинарским занятиям по соответствующим темам, текущему и итоговому контролю.
Темы рефератов к курсу «Введение в логопедию»
Раздел дисциплины
| Темы рефератов
| Раздел 1. Научно-теоретические основы логопедии
| Теоретические и практические основы логопедии
| История логопедии в РФ
| Методологические принципы логопедии
| Внутрисистемные связи логопедии
| Внутрисистемные связи логопедии
| Значение учения И.П. Павлова и И.М. Сеченова для логопедии
| Раздел 2. Причины речевых нарушений
| Концепция развития психики Л.С. Выготского как методологическая основа изучения причин речевых нарушений
| Классификация и характеристика основных причин речевых нарушений
| Критические периоды в развитии речевой функции
| Значение наследственности в возникновении речевой патологии
| Понятие о структуре речевых нарушений
| Условия правильного развития речи детей
| Раздел 3.Классификации речевых нарушений.
| Подходы к классификации речевых нарушений
| Сравнительная характеристика клинико-педагогической и психолого-педагогической классификации речевых нарушений
| Подход С.С. Ляпидевского к классификации речевых нарушений
| Классификация речевых нарушений в МКБ-10
| Раздел 4.Определение и характеристика различных форм речевых нарушений(дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия,нарушения письменной речи, нарушения речи у детей с сенсорной и умственнойнедостаточностью)
| Особенности речевых расстройств у детей с нарушением слуха
| Специфика проявления речевых расстройств у детей с глубокими нарушениями зрения
| Речевые нарушения у детей с дефектами опорно-двигательного аппарата
| Особенности развития речи и речевых нарушений у детей с нарушением интеллекта
| Характеристика нарушений речи у детей с проблемами развития эмоционально-волевой сферы.
| Характеристика нарушений речи у детей с ЗПР.
| Раздел 5. Организация логопедической помощи в Российской Федерации
| Логопедическая помощь детям, подросткам и взрослым в системе здравоохранения
| Оказание логопедической помощи лицам с речевыми нарушениями в системе социального обеспечения
| Оказание логопедической помощи лицам с речевыми нарушениями в системе образования
|
Реферат оформляется в письменном виде (печатный вариант) и включает в себя:
· титульный лист с указанием темы, автора;
· содержание;
· текст реферата,
· библиографию;
· приложение (при необходимости).
Объем реферата составляет до 6-8 страниц машинописного текста. Оформление реферата: шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал полуторный, поля – 2 см со всех сторон.
8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Литература
Основная:
1. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб.заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 703 с. : ил. (Коррекционная педагогика)
2. Русский язык: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, Л.П. Крысин и др.; Под ред. Л.Л. Касаткина. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 768 с. С. 55-58. раздел «Факторы речевого развития человека».
3.Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с. С.349-355 раздел «нарушения речи».
Дополнительная:
1. Новоторцева Н. В. Коррекционная педагогика и специальная психология [Текст] : Словарь / Новоторцева Надежда Вячеславовна. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ярославль : Академия развития : Академия, 1999. - 144 с. ; 20 см. - ISBN 5-8133-0113-5 :
8.2. Материально-техническое и/или информационное
обеспечение дисциплин
- компьютерное и мультимедийное оборудование;
- видео-аудиовизуальные средства обучения;
- электронные дидактические материалы (представлены в методическом кабинете, на кафедре);
- рукопись электронного пособия «Введение в логопедическую специальность» (авторы Тверская о.Н., Канаков ан.Н.)
- базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы)
Название
| Ссылка (адрес)
| Педагогическая библиотека (логопедия)
| pedlib.hut.ru
› index_logopedija.html
| Логопедическая библиотека
| logopediya.narod.ru
› library.html
| Дефектолог.ru
| http://defectolog.ru/
| Дефектология для Вас
| http://defectus.ru/
| Журнал "Логопед"
| http://www.logoped-sfera.ru/
| Логобург
| http://logoburg.com/
| Логопед
| http://logopediya.com/
| Логопед.ру
| http://www.logoped.ru/index.htm/
| Логопедический сайт "Болтунишка"
| http://www.boltun-spb.ru/
| Логопункт.ru
| http://www.logopunkt.ru/
| Наши детки
| http://www.ourkids.ru/
| Речевой центр "Логопед плюс"
| http://www.logopedplus.org/
| Учебный центр "Логопед-мастер"
| http://www.logopedmaster.ru/
|
8.3. Методические указания студентам
Изучение курса «Введение в логопедическую специальность» требует систематической самостоятельной работы студентов и своевременного выполнения заданий. Задания для самостоятельной работы студентов рекомендуется выполнять непосредственно после прослушивания лекционного материала по соответствующей теме.
Задания для самостоятельной работы
Раздел 1. Научно-теоретические основы логопедии
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|