Сделай Сам Свою Работу на 5

Конспекты индивидуальных занятий





Звук С

Подготовительный этап

ЦЕЛИ

• Продолжать учить выполнять артикуляционные упражне­ния для звука [с] в полном объеме.

• Формировать длительную направленную воздушную струю.

• Упражнять в различении слов, близких по звучанию.

• Учить определять наличие звука [с] в ряду звуков.

• Закрепить названия овощей, фруктов и соответствующие
обобщающие понятия.

• Продолжать учить образовывать относительные прилагатель­ные.

• Развивать мимическую выразительность, память, внимание,
целостное восприятие, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Книга со сказкой «Теремок» с иллюстрациями; карточки с вкладышами для упражнения «Обед»: кастрюля (суп) — го­рох; салатник (салат) — морковь; тарелка (пюре) — карто­фель; чашка (компот) — груша; пироги — яблоко; предмет­ные картинки (кость, кастрюля, сосиска); разрезная картин­ка с изображением овощей.

* * *

1. Организационный момент.

Логопед. Садись перед зеркалом поудобнее, сегодня на занятии будем рассказывать сказку. (Вносит книгу со сказ­кой «Теремок».) Ты узнал эту сказку? Как она называется?

Ребенок отвечает.

Стоит в поле теремок (открывает 1-ю страницу книги), сто­ит он за забором (упражнение «Забор» ). Бежит мимо мышка-норушка. Постучалась, а ей никто не отвечает. Тогда мышка попробовала дверь открыть (упражнение «Ворота»). Дверь




открылась. Мышка сначала испугалась, потом удивилась, а потом обрадовалась.

Ребенок вслед за логопедом выполняет соответствующие мимические движения.

Вошла в теремок и стала там жить.

Навела в теремке порядок (упражнения «Покусаем язы­чок, «Пошлепаем по язычку» ) и села отдохнуть (упражнение «Лопата» ).

2. Прыгала мимо лягушка-квакушка. Увидела теремок, ос­тановилась на крылечке (упражнение «Лопата»), спрашива­ет: «Кто в теремочке живет?» (Ребенок помогает произно­сить фразу.) Мышка впустила лягушку, стали они вместе
жить. Растопили печку (ребенок дует на кончик широкого
языка),
стали обед готовить.

Давай посмотрим, что у них сегодня на обед. Суп из гороха, какой он?.. (Гороховый.) Пюре из картофеля, какое?.. (Картофельное.) Салат из моркови, какой?.. (Морковный.) Компот из груш, какой?.. (Грушевый.) Пироги из яблок, какие?.. (Яблочные.)



3. Скакал мимо заяц (открывается следующая страни­ца). Остановился и говорит: «Пустите меня в теремок». А у
него с собой полная корзинка фруктов.

Пальчиковая игра «Фрукты»

Вот у зайца

Димочки Фрукты в корзиночке:

Яблоки и груши.

Угощайтесь, кушайте!

Персики и сливы,

Спелые, красивые!

Посмотри-ка на ранет!

Вкуснее этих фруктов нет!

(Ребенок повторяет за логопедом движения пальчиками.) Корзинка тяжелая, нелегко зайцу было ее нести (ребенок

дует на кончик широкого языка). Пустили зайца в теремок и

стали жить все вместе.

4. Бежит мимо лисичка-сестричка (открывается следующая
страница).
Бежит, хвостиком следы заметает (упражнение
«Почистим нижние зубки» ).
Мечтает она о вкусном обеде.


Покажи, о чем мечтает лисичка, тогда, когда услышишь правильное слово.

Кофть — тость — кошть — кость.

Чупчик — тупчик — суптик — супчик.

Шошишка — соситка — фосифка — сосиска.

Увидела лисичка теремок, постучалась (ребенок прогова­ривает нужную фразу) и попросилась в теремочке жить. Ста­ли они жить вместе.

5. Бежит мимо волчок — серый бочок, несет с собой какой-
то мешок. Не удержал, уронил мешок, все из него рассыпал.

Помоги волчку все собрать (ребенок собирает разрезную картинку «Овощи» ).

Что же уронил волчок? Как это назвать одним словом? (На­зывает.)

Постучался волчок (проговаривает нужную фразу). Пусти­ли его в теремок.

6. Идет мимо большой... (открывается следующая стра­ница) медведь. Остановился около теремка (упражнение «Ло­пата») и громко постучался. (Проговаривает нужную фразу
громким, сердитым голосом.)
Спрятались все звери в терем­ке, боятся медведя (удерживает кончик языка за нижними
зубами).
Не пустили медведя в теремок. Тогда он полез на
теремок. Заскрипел теремок: с-с-с.



Как только услышишь, что теремок скрипит, крикни гром­ко зверям: «Убегайте!» Слушай внимательно: ф, с, ш, т, з, с...

Сломал медведь теремок (дует на кончик широкого язы­ка), но ты помог зверям, предупредил их. Никто не постра­дал!

Вот и сказке конец (книга закрывается), а кто слушал — молодец! А кто рассказывать ее помогал, тот — умница!

Постановка звука [с]

ЦЕЛИ

• Закрепить правильное выполнение артикуляционных уп­ражнений.

• Продолжать формирование длительной направленной воз­
душной струи.

• Учить правильно произносить звук [с] с механической по­
мощью и по подражанию.

• Продолжать учить выделять звук [с] из ряда звуков.


• Продолжать учить образовывать относительные прилагатель­ные.

• Упражнять в правильном употреблении форм винительно­го и родительного падежа единственного числа имен суще­ствительных.

• Развивать внимание, пространственную ориентировку, мел­
кую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушка-дразнилка «Малыш»; длинная тонкая палочка для постановки звука [с]; предметные картинки с изображе­нием предметов посуды (чайник, чашка, ложка, вилка, та­релка); пирожки (муляжи или плоскостные изображения); набор рыбок.

* * *

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня я хочу познакомить тебя с Малышом. Он еще маленький и совсем ничего не умеет. Вот он и хочет у тебя поучиться.

2. Малыш тебе улыбается, и ты ему улыбнись (упражне­ние «Улыбка»). У Малыша нет зубов, покажи ему, какой у
тебя заборчик из зубов (упражнение «Забор»). Давай научим
Малыша показывать язычком лопатку, но сначала похлопаем
по язычку: пя-пя-пя (упражнение «Накажем непослушный
язычок» ).
А теперь положи на нижнюю губку плоский язы­чок. Вот и получилась лопатка! (Упражнение «Лопата», со­провождается работой с игрушкой-дразнилкой.)

Устал Малыш, решил отдохнуть. И язычок устал. Положи его на нижнюю губу и подуй на него, чтобы язычок отдохнул (упражнение «Ветерок» ). От ветерка язычку стало холодно. Спрячь его за нижние зубки (упражнение «Язычок спит»). Молодец!

3. Малыш проголодался. Давай угостим его чаем. Нальем
воду в чайник: с-с-с. Научи Малыша свистеть так, как свис­тит водичка из-под крана (постановка звука [с] с механи­ческой помощью).

4. Чайник уже закипает. Он должен засвистеть: с-с-с. Как
только ты услышишь, что чайник закипел, скажи Малышу
«Кипит!». Слушай внимательно: т, с, в, з, с, ш, с, п, ф, с.


Давай покажем, как свистел чайник: с-с-с (постановка зву­ка [с] с механической помощью, затем по подражанию).

5. Малыш будет пить чай с пирожками. Посмотри, сколько
здесь пирожков. Этот пирожок с малиной, он малиновый. А этот
пирожок с яблоками, какой он?

Этот пирожок с вишней, какой он?.. (Вишневый.) Этот пирожок с клубникой, какой он?.. (Клубничный.) Этот пирожок с разными ягодами, какой он?.. (Ягодный.) Этот пирожок с разными фруктами, какой он?.. (Фрукто­вый. )

6. Наелся Малыш, пошел посуду мыть. Вода из-под крана
свистит: с-с-с (постановка звука с механической помощью,
затем по подражанию).

А какую посуду вымыл Малыш? Что он вымыл? (Показы­вает картинку «Чашка».) Теперь чего нет на столе? (Анало­гичная работа с остальными картинками.)

Убрал Малыш посуду в шкафчик, скрипнул дверцей: с-с-с (постановка звука по подражанию, при затруднении с меха­нической помощью).

7. Отправился Малыш на речку, и мы пойдем вместе с
ним. Посмотрел он в воду, а там плавают рыбки. Покажи ему
рыбок, которые плывут вправо. А теперь тех, что плывут вле­
во. Малыш хочет покормить рыбок, сыплет в воду крошки: с-
с-с (постановка звука по подражанию, при затруднении с
механической помощью).

8. Прежде чем уйти с речки, Малыш хочет поиграть с
рыбками.

Пальчиковая игра

В нашей речке там и тут Рыбки плавают, мой друг.

1, 2, 3, 4, 5 —

Можем рыбок сосчитать.

Ребенок повторяет за логопедом только движения.

9. Итог занятия.

Логопед. Сегодня на занятии ты не только познакомил­ся с Малышом, но еще раз поучился сам и поучил Малыша произносить звук [с]. У тебя уже хорошо получается, а на следующем занятии получиться еще лучше!


 


Автоматизация звука [с] в слогах

ЦЕЛИ

• Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение
звука [с].

• Продолжать формировать длительную, направленную воз­
душную струю.

• Продолжать учить произносить звук [с] в прямых слогах.

• Упражнять в определении наличия звука в слогах.

• Закрепить названия основных и оттеночных цветов.

• Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Большой конверт с вложенными в него разноцветными конвертами с заданиями; картинки-символы к артикуля­ционным упражнениям; схема артикуляции звука [с]; кар­точки для упражнения «Доскажи словечко»; картинка «Соня»; трафарет «Пузыри» (разные по размеру круги); картинки-половинки: лиса, бусы, коса, весы, оса, часы, колесо.

1. Организационный момент.

Логопед. Мне сегодня передали конверт и сказали от­крыть на занятии. Давай узнаем, что же в этом конверте? Может, это письмо от кого-нибудь?

2. Открываем конверт. Но что это?! В нем еще конверт,
синего цвета! А в этом конверте... какие-то картинки. Что же
они означают? Посмотри-ка, язычок твой обрадовался: «Я знаю!
Это для меня упражнения!» Давай сделаем гимнастику для
язычка и посмотрим, что будет дальше (ребенок выполняет
упражнения, символы к которым показывает логопед: «За­
бор», «Лопата», «Подуем на лопату», «Желобок», «Чистим
нижние зубки», «Горка», «Ветерок летит с горки», «Язычок
отдыхает» ).

3. Тут еще один конверт. Какого он цвета? (Желтого.)
Откроем его. В нем схема. Нужно попытаться эту схему про­
читать (рис. 1).

Поставь зубки заборчиком, язык спрячь в кроватку за ниж­ние зубки, приподними язычок горкой и спусти с горки вете-


рок. Что же получилось? (Ребенок выполняет действия и про­износит звук [с].) Правильно, получилась песенка насоса — с-с-с. Повтори ее еще раз.

4. Вынимай следующий конверт. Какого он цвета? (Оран­жевого.) Открой его аккуратно: с-с-с. Из конверта высыпа­лись карточки. Давай попробуем с ними разобраться.

Под картинкой написано «глобу». Не понятно! Наверное, нужно слово закончить, а поможет тебе звук [с]. Итак, я чи­таю слово, а ты в конце произносишь звук [с]. (Логопед, про­говаривая слово без последнего звука, выкладывает перед ре­бенком карточки с картинками: глобус, автобус, насос, ана­нас, абрикос, пылесос.)

Чтобы звук больше не терялся, поймай его и крепко со­жми в кулачке. Слушай внимательно. Как только услышишь звук [с], сожми крепко кулачок: фа, са, та, ши, хы, сы, фу, зу, су, фо, со, шо. Какой звук ты сейчас ловил?

Ребенок. С-с-с.

5. Логопед. Достань из большого конверта красный кон­верт. Что в нем лежит? (Фотография.) На фотографии Соня пус­кает пузыри. Я хочу тебя научить пускать пузыри. Нужно обве­сти трафарет и произнести: с-са. Вот и получился первый пу­зырь (аналогично отрабатываются слоги с-сы, с-сэ, с-со, с-су).

6. А это какой конверт? (Голубой.) Посмотри, здесь какие-
то половинки. Давай попробуем из них составить целые кар­
тинки. Я начну, а ты мне поможешь. Вот первая половинка:
бу. Клади вторую половинку и договаривай слово: сы. Теперь
соберем следующую картинку:

о — са.

ли — са

ве — сы коле — со ко — са ча — сы

Логопед выкладывает половинку картинки (рис. 2) и про­говаривает начало слова, а ребенок, собрав целую картинку, договаривает слово слогом.


 


7. Вынимай следующий конверт. Какого он цвета? (Фиоле­тового.) Ой, сколько картинок из него высыпалось! Давай их
рассмотрим (картинки: комод, стакан, ягода, иголка, яблоко,
ножницы, конфета, замок, хлеб, ведро, матрешка, лампочка).

Найди среди этих предметов только железные (красные, острые, тяжелые, деревянные, съедобные, хрупкие).

Ребенок показывает картинки по словесной инструкции логопеда.

8. У нас остался последний конверт розового цвета, а в нем
шнурок с узелками. Чтобы каждый шнурок развязать, нуж­но произнести волшебные слова:

са — са со — со сы — сы сэ — сэ сэ — сэ су — су са — са со — со сы — сы су — су

Ребенок, развязывая узелки, повторяет за логопедом пары слогов с ударением то на первом, то на втором слоге.

9. Большой конверт пустой. Осталось узнать, кто же при­
слал нам все эти задания?

Узнать не сложно.

Вот вопрос:

У кого длинный нос?

Дружит он с Пьеро, с Мальвиной. Кто же это?.. (Буратино).

Логопед разворачивает конверт, на внутренней стороне которого изоб­ражен Буратино.

10. Итог занятия.

Логопед. Оказывается, Буратино решил проверить, спра­вишься ли ты с его заданиями. Но у тебя был замечательный помощник — звук, который ты так красиво сегодня произно­сил. Какой это звук?

Ребенок. С-с-с.


Автоматизация звука [с] в слогах и словах

ЦЕЛИ

• Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение зву­ка [с].

• Упражнять в правильном произнесении звука [с] в слогах
и словах.

• Продолжать учить определению наличия и место звука в
слове.

• Упражнять в правильном употреблении форм родительного
падежа имен существительных.

• Продолжать учить подбирать однокоренные слова к слову
«снег».

• Развивать целостное восприятие, внимание, память, мими­ческую и мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушка-дразнилка «Снеговик»; разрезная картинка «Сне­говик»; набор снежинок; набор парных предметных карти­нок со звуком [с] в названии (с изображением тучки или сне­жинки с обратной стороны); предметные картинки для опре­деления места звука в слове; силуэтные изображения слона, куста и снеговика для упражнения «На что похож сугроб?»; лист бархатной бумаги; пиктограммы «Грусть», «Удивление» и «Радость»; белые шерстяные нити для лучиков.

1. Организационный момент.

Логопед. Посмотри, кто-то нам прислал письмо. Давай его прочитаем.

Меня не растили, Из снега слепили. Вместо носа ловко Вставили морковку.

Ты догадался, от кого письмо? Ребенок. От снеговика.

Логопед. А вот и он сам, в окошко заглядывает и при­глашает тебя на прогулку.

2. Давай подразним снеговика. Улыбнись ему и покажи,
какие у тебя ровные зубки (упражнение «Забор»).


А теперь покажи ему язычок, плос­кий как лопата (упражнение «Лопа­та» ). Подуй на язычок, покажи сне­говику, что с ветерком ты очень дру­жишь (упражнение «Ветерок» ). Убери язычок за зубки и покажи, ка­кие они у тебя чистые (упражнение «Почистим нижние зубки».)

3. А теперь оставь язычок за ниж­ними зубами, сомкни зубы, улыбнись и пусти ветерок (ребенок произно­сит: с-с-с). У тебя получился люби­мый звук снеговика. Давай его по­слушаем.

Аудиозапись «Снег скрипит».

Пройдись по снегу и послушай, как

он скрипит. Делай шажок и произноси звук [с] в конце каж­дого моего слова: ле.., но.., пу.., ква.., пылесо.., абрико.., авто-бу.., анана.. .

Ребенок договаривает каждое слово звуком [с] и при этом делает шаг.

4. Посмотри, как много снега! Давай поиграем в снежки.
Слепи из снега снежок и брось его подальше: ас

Ребенок делает комок из ваты, бросает его и повторяет за логопедом слог.

Делай следующий снежок: ыс (Аналогично обыгрываются слоги ос, ус, эс, ис.)

Похрусти снежком и послушай, о чем он нам расскажет.

Иско-иско-иско — зимой солнце низко.

Аска-аска-аска — вокруг из снега сказка.

Исто-исто-исто — снег все спрятал, чисто.

Ребенок повторяет за логопедом слоговые ряды, после чего логопед договаривает чистоговорку.

5. Посмотри, снег пошел, с неба снежинки падают. Попро­буй их поймать, но лови снежинку только тогда, когда услы­шишь в слове звук [с].

Санки, шуба, вьюга, снег, коньки, зима...

6. Посмотри, снега стало намного больше! Из него можно
еще одного снеговика слепить.


Ребенок собирает разрезную картинку «Снеговик» (рис. 3). По ходу работу логопед задает вопросы: Кого ты слепил? (снеговика); из чего ты слепил снеговика? (из снега); если снеговик из снега, значит, он какой? (Снежный.)

Снеговик решил с тобой поиграть. Он знает, что снег падает из тучки. Тебе нужно к каждой тучке подобрать снежинку так, чтобы картинки на обратной стороне подошли друг к другу, были парой.

Перед ребенком в два ряда лежат картинки: первый ряд — «тучки» — картинки одного комплекта, второй ряд — «снежинки» — картинки вто­рого комплекта. Если пара не получится, картинки нужно положить на место и место это запомнить.

Пары: лиса — слон, кастрюля — сковорода, сыр — колба­са, свитер — сарафан, самосвал — пупс, автобус — самолет.

Пары составлены. Лиса около кого? Самосвал около .., сыр около ... и т.п.

Ребенок называет соответствующую картинку.

7. А снег все идет и идет. И знакомые нам предметы пре­вратились в большие сугробы. Посмотри внимательно, на что
похожи эти сугробы?

Ребенок. На куст, на слона, на снеговика.

Логопед. А под каким из трех сугробов спрячутся эти предметы? Произнеси название картинки и определи, где на­ходится звук: в начале, конце или середине слова?

(Картинки: санки, самолет, весы, миска, глобус, автобус).

Спрячь картинку под нужный сугроб.

Ребенок выполняет.

8. Какая странная снежинка к тебе прилетела. Какая она?
Ребенок. Грустная.

Логопед. Покажи, какая она грустная.

Ребенок. Она грустная, потому что лучиков у нее мало, а ведь снежинка должна быть лучистая, узорная.

Логопед. Но чтобы появился лучик, нужно вспомнить снежное слово — слово, в котором снег прячется. Первый лучик у нас есть — это слово «снежинка». Давай продолжим.

Комок из снега ... (снежок).

Девочка из снега ... (снегурочка).

Человечек из снега ... (снеговик).

Баба из снега ... (снежная баба).


Цветок, первым появляющийся из-под снега ... (подснежник).

На каждое слово ребенок выкладывает ниточки-лучики вокруг сне­жинки.

Увидела снежинка, как много у нее лучиков, и удивилась. Покажи, как она удивилась. А потом весело улыбнулась. По­кажи как.

Ребенок выполняет.

9. Итог занятия.

Логопед. Наша прогулка подошла к концу, пора возвра­щаться. А снежинку можно взять с собой? А почему нельзя?

Ребенок. Растает.

Логопед. Пусть она останется на улице, вместе со снего­виком. А развлекать их будет звук, который тебе сегодня по­могал на занятии. Что это за звук?

Ребенок. С-с-с.

Автоматизация звука [с] в слогах, словах и предложениях

ЦЕЛИ

• Упражнять в правильном произнесении звука [с] в слогах,
словах и предложениях.

• Закрепить умение определять наличие и место звука [с] в
словах.

• Упражнять в правильном употреблении обобщающих тер­минов.

• Продолжать учить отвечать на вопросы развернутыми пред­ложениями.

• Развивать мышление, память, внимание, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Картинка или кукла Света; картинки с изображением детей; игрушка-дразнилка «Снеговик»; комплект предметных карти­нок (со звуком [с] в названии и без него); набор парных карти­нок; пунктирное изображение кастрюли; картинки «Снеговики».

* * *

1. Организационный момент

Логопед. Сегодня мы познакомимся с девочкой Светой. Ей приснился сон, как будто она подружилась со снеговиком, и они вместе играют.


 

2. Света и снеговик весело улыбаются друг другу (упраж­нение «Улыбка» ), показывают зубки. У кого белее? (упраж­нение «Забор».) Бегают по снегу (упражнение «Лопата»),
прокладывают дорожки (упражнение «Желобок» ), катаются
с ледяной горки (упражнение «Горка» ). Весело Свете играть
со снеговиком (артикуляционная гимнастика с игрушкой-
дразнилкой «Снеговик» ).

3. Утром Света проснулась и вспомнила про свой сон. По­
звала друзей на улицу гулять. Решили они слепить снегови­ка. Идут дети, а снег под ногами скрипит: с-с-с.

Ребенок, поочередно прижимая ладошки к столу, произносит звук [с].

4. Стали дети лепить из снега комки.
са-са-са сы-сы-сы сэ-сэ-сэ
ос-ос-ос ус-ус-ус ыс-ыс-ыс
аста-аста-аста аска-аска-аска асма-асма-асма
этсэ-этсэ-этсэ уксу-уксу-уксу апса-апса-апса

Ребенок сжимает ладони и повторяет за логопедом слоговые ряды.

5. Большой получился ком, но он не катится. Решили дети
убрать с него все лишнее, чтобы ком получился круглый.
(На столе разложены картинки в виде большого кома.) По­
моги Свете и ее друзьям, убери те картинки, в названии кото­рых нет звука [с].

Ребенок выполняет.

Что-то слишком большой получился ком! Света предложила разделить его на три кома поменьше. Слова со звуком [с] в начале пригодятся для одного кома, слова со звуком в середи­не — для второго, а со звуком в конце — для третьего. Помо­ги детям выполнить эту сложную работу.

Ребенок раскладывает картинки по месту звука в слове. Получилось три кома!

Картинки заменяются кругами разной величины.

6. Теперь эти комки очень крепко соедини. А для этого
нужно все картинки собрать парами так, чтобы слова в парах
подходили друг другу:

лиса — собака; сова — сорока;

стакан — кастрюля; автобус — самолет;
стол — стул; слива — абрикос.


 

Ребенок составляет пары, проговаривая каждое слово и называя каж­дую пару соответствующим обобщающим термином.

Проверим, крепко ли соединены между собой комки? Закрой глаза, я переверну часть картинок, а тебе нужно будет их вспомнить и назвать. (Переворачивает в каждой паре по од­ной картинке.)

Ребенок восстанавливает пары: около лисы была ... (собака), самолет был около ... (автобуса) и т.д.

Снеговик получается очень крепким!

7. Что же можно надеть снеговику на голову? Обведи изображение по точкам и предложи детям этот предмет. Так что
же дети наденут на голову снеговику?

Ребенок. Кастрюлю.

Логопед. Снеговик получился очень высокий. Кто же наденет кастрюлю ему на голову?

Первым пробует Саня, тянется. Помоги ему дотянуться: запомни и повтори слова «снег» и санки».

Ребенок запоминает на слух слова, проговаривает.

Не дотянулся! Пусть попробует Соня. Саня: снег, санки. Соня: снег, санки, сапоги. Света: снег, санки, сапоги, автобус. Костя: снег, санки, сапоги, автобус, насос. Денис: снег, санки, сапоги, автобус, насос, снеговик.

Ребенок каждый раз повторяет все удлиняющуюся цепочку слов.

8. Кто смог надеть кастрюлю на голову снеговику? Ответь
предложением.

Ребенок. Кастрюлю снеговику смог надеть Денис. Логопед. Из чего сделаем руки снеговику? Ребенок. Руки снеговику сделаем из веток. Логопед. Что вставим снеговику вместо носа? Ребенок. Вместо носа снеговику вставим морковку. Логопед. Из чего Света с друзьями слепили снеговика? Ребенок. Света с друзьями слепили снеговика из снега. Логопед. Довольны дети своей работой, ходят вокруг сне­говика, приговаривают:


Снеговик, снеговик!

С детства к холоду привык.

Ты надел кастрюлю ловко,

Угольки — твои глаза,

Нос твой — красная морковка,

Твоя гордость и краса!

Ребенок по одной строчке повторяет стихотворение за логопедом.

9. Долго дети были во дворе, слепили еще несколько снего­виков, а одного из них Света слепила сама. Угадай, какого сне­говика слепила Света: он не грустный, на голове нет миски, а в руке нет зонтика (рис. 4). Запомни описание снеговика и повто­ри, какой он. Какой снеговик подходит к этому описанию?

10. Итог занятия.

Логопед. Дети замерзли во время прогулки, побежали домой греться. А наше занятие подошло к концу. Ты сегодня познакомился со Светой и ее друзьями и закреплял произне­сение очень важного звука. Какого?

Ребенок. С-с-с.

Звук [ш]

Постановка звука [ш]

ЦЕЛИ

• Закрепить правильное выполнение артикуляционных уп­ражнений.

• Продолжать формирование длительной направленной воз­
душной струи.


• Учить правильно произносить звук [ш] с механической по­
мощью.

• Продолжать учить выделять звук [ш] из ряда слов.

• Продолжать формировать навыки звукобуквенного анализа
и синтеза.

• Упражнять в подборе слов-антонимов.

• Закрепить названия морских обитателей.

• Развивать внимание, память, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушка «Гном»; наборное полотно; комплект букв раз­резной азбуки; картинка (или игрушка) «Змейка»; семь кар­тинок для игры «Запомни по символу»; картинка «Подвод­ный мир» (наложенные друг на друга изображения).

* * *

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня к нам на занятие собирается какой-то гость. Но кто это, ты узнаешь чуть позже.

2. Прежде чем встретить нашего гостя, нужно хорошенько
размяться, сделать гимнастику. Сначала сделаем упражнение
«Заборчик»
(повторить 3—4 раза), затем «Колечко» (повто­рить 3—4 раза). Следи, чтобы зубки были сомкнуты, а губки
округлены.

А сейчас поработает язычок. Покажи, как он умеет делать упражнение «Лопату» (повторить 3—4 раза). После этого подуй на язычок.

Следующее упражнение «Чашечка». Она должна быть боль­шая, широкая, вынесена изо рта (повторить 2—3 раза). А сей­час подуй на носик, чтобы он почувствовал ветерок (повторить 3—4 раза), спрячь язычок за верхние зубки и удержи его в этом положении (повторить 3—4 раза).

3. А теперь пора узнать, кто же к нам пришел. Я произне­су слово, а ты выдели первый звук и обозначь его буквой. Все
буквы по порядку выставляй на наборное полотно. Слушай
внимательно: ГруШа, НатаШа, ОпуШка, МаШина.

При произнесении каждого слова логопед выделяет первый звук и звук [ш], показывая его правильное звучание.

Составь из букв слово. Что у тебя получилось? Ребенок. Гном.


Логопед. Правильно, на занятие пришел гном (выстав­ляет игрушку).

4. У гнома есть змейка. Она любит шипеть. Давай пока­жем, как она это делает. Чтобы змейка зашипела, ей нужно
посвистеть: с-с-с. В это время ты лопаточкой приподними язы­чок и послушай змейку (постановка звука [ш] от звука [с]
с механической помощью).

5. Посмотри на змейку, какая она? Она короткая?
Ребенок. Нет, длинная!

Логопед. Она злая? Ребенок. Нет, добрая! Логопед. Она грустная? Ребенок. Нет, веселая! Логопед. Она колючая? Ребенок. Нет, гладкая!

6. Логопед. Змейка очень любит прятаться. Вот и сейчас она
пошипела и спряталась (постановка звука [ш] от звука [с] с
механической помощью).
Давай ее поищем. Я буду произносить
слова, а ты внимательно слушай. Как только услышишь, что
змейка шипит: ш-ш-ш, кричи громко: «Вот ты где!»

Собака, шапка, жираф, фартук, машина, халат, мешок, снежинка, подушка и т.д.

Давай еще раз покажем, как шипит змейка (постановка звука [ш] от звука [с] с механической помощью).

7. А сейчас гном отправляется гулять. Идет по дорожке и
называет картинки, которые попадаются ему на пути. Это
замок, а много чего? Правильно, много замков.

Ребенок образует форму каждого слова, ориентируясь на вопрос лого­педа. По мере прохождения «дорожки» картинки переворачиваются изоб­ражением вниз, символом вверх.

8. Пришел гном на берег моря, надел акваланг и нырнул.
Воздух из акваланга выходит, шипит (постановка звука [ш]
от звука [с] с механической помощью).

Рядом появились разные рыбы.

Пальчиковая игра

 

Посмотри скорей, мой друг!

Рыбы плавают вокруг:

Рыба-меч, рыба-молот и рыба-пила, Рыба-удильщик и рыба-игла.


Ребенок выполняет движения пальцами.

9. Опустился гном еще глубже (постановка звука [ш] от­звука [с] с механической помощью). Помоги ему разглядеть ме­дузу, осьминога, морскую звез­ду, морского конька (рис. 5).

Ребенок находит подводных обитателей среди наложенных изоб­ражений и называет их.

10. Вернулся гном на берег
и пошел домой по дорожке.
Посмотри на символы и вспом­ни, какие картинки они обо­значают.

Ребенок вспоминает каждую кар­тинку, глядя на символы. Для про-' верки названную картинку нужно перевернуть.

11. Итог занятия.

Логопед. Сегодня на заня­тии ты учился правильно ши­петь и показал гному, как хоро­шо уже это у тебя получается!

 

Автоматизация звука [ш] в слогах

ЦЕЛИ

• Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение
звука [ш].

• Продолжать формировать длительную, направленную воз­
душную струю.

• Продолжать учить произносить звук [ш] в слогах.

• Упражнять в определении наличия звука в словах.

• Закрепить понятия «одежда» и «обувь».

• Учить навыкам падежного словоизменения.

• Развивать интонационную и мимическую выразительность,
внимание, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Картинки «Язычок», «Дети», «Котенок»; набор картинок «Одежда», «Обувь»; лабиринт «Кто хозяин?».


 

1. Организационный момент.

Логопед. Хочешь узнать, какую историю приготовил для тебя сегодня Язычок? Тогда слушай и помогай мне расска­зывать.

Все ребята по порядку

Утром делают зарядку.

Язычок наш хочет тоже

На детишек быть похожим.

2. Решил Язычок сделать зарядку вместе с детьми. Дети
тянут резиночку, и Язычок тоже (упражнение «Забор» ). Дети
занимаются с обручами, и Язычок тоже взял обруч (упражне­ние для губ «Колечко» ). Дети отдыхают на матрасиках, и Язы­чок тоже отдыхает (упражнение «Лопата»). Дети прогнули
свои спинки, и Язычок тоже (упражнение «Чашечка»). Дети
стали подбрасывать мячики вверх, и Язычок тоже (упражне­ние на воздушную струю «Фокус» ). Закончилась зарядка, дети
ровненько встали, и Язычок тоже (упражнение «Парус» ).

3. Закрываются двери спортивного зала (показывает дви­жение ладонями): ш-ш-ш. Дети побежали одеваться. А вслед
за ними ветерок летит, подгоняет: ш-ш-ш (сначала тихо,
затем громко).

4. Одеваются дети.

Ребенок вслед за логопедом выполняет круговые массирующие дви­жения по каждому пальчику): шша, шшо, шши, шше, шшу.

Что делают дети?

Ребенок. Одеваются.

Логопед. Выбери одежду, которую надевают дети.

Ребенок выбирает нужные картинки.

А что это осталось? Ребенок. Обувь.

Логопед. Что с обувью делают дети? Ребенок. Обувают. Логопед. Давай покажем, как они это делают.

Ребенок выполняет те же массирующие движения по пальчикам дру­гой руки и повторяет за логопедом: ши, ше, ша, шо, шу.

5. А здесь одевается Маша (выставляет картинку). Она
надевает только ту одежду и обувь, в названии которой есть
звук [ш]. Что наденет Маша? Платье, рубаШечку, колготки,
сарафан, Шортики, кофточку, туфельки, баШмачки, тапочки?


Ребенок выбирает ту одежду, в названии которой есть звук [ш].

6. Дождался Язычок Машу и пошел вместе с ней. Пока
они идут, мы о них поговорим. Я начну, а ты закончи:

Язычку очень нравится Ма... Он часто вспоминает о Ма... Скучает, когда рядом нет Ма... Радуется, когда видит Ма... А сейчас идет за руку с Ма...

7. Идут Язычок с Машей и увидели маленького котенка.
Он потерялся и испуганно шипит: ша, ше, шу, шо, ши.

Ребенок произносит слоги с соответствующей мимикой и интонацией, при необходимости продемонстрированными логопедом.

А вот знакомые ребятишки (выставляет картинку-лаби­ринт). Кто же из них хозяин котенка?

Ребенок проводит по линиям, одна их которых соединяет котенка с хозяином (рис. 6).

Обрадовался котенок, стал весело бегать вокруг девочки: ша, ши, ше, шу, шо.

Ребенок произносит слоги с соответствующей интонацией. 8. Итог занятия.


Логопед. Язычок с Машей продолжают свою прогулку, а нам пора заканчивать занятие. А какой лее звук ты сегодня так красиво произносил на занятии?

Ребенок. Ш-ш-ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах и словах

ЦЕЛИ

• Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение зву­ка [ш].

• Продолжать учить правильно произносить звук [ш] в сло­гах и словах.

• Учить определять наличие звука в словах.

• Упражнять в образовании множественного числа имен су­ществительных .

• Развивать внимание, память, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Карта «Путешествие маленькой мышки»; трафаретные изображения листьев с нарисованными на них картинками; картинка «Утка в камыше» (наложенные изображения); пред­метные картинки с символами на обратной стороне; предмет­ные картинки для упражнения «Покупки»; карандаш.

* * *

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня ты встретишься с маленькой мышкой и отправишься с ней в небольшое путешествие. Она даже оставила карту, которая не только покажет дорогу, но и помо­жет ничего не перепутать и не забыть. Посмотри, здесь на карте все нарисовано (рис. 7). Что ты видишь в самом начале?

Ребенок. Домик.

2. Логопед. В этом домике за высоким забором живет
мышка.

Мышка проснулась, открыла окошечко и вышла на кры­лечко (упражнение «Лопата» ). Ветерок дует на мышку. При­шлось мышке надеть теплую кофточку (упражнение «Одея­ло» ). Пошла мышка пить чай из чашечки. Выпила одну ча­шечку чая (упражнение «Чашечка» ), другую, третью. Потом мышка поиграла немного с пушинкой (упражнение «Фокус» ) и подошла к двери (упражнение «Парус» ).


 



3. Посмотри, что нарисовано возле домика? (На карте изоб­ражение листьев.) Мышка побежала по дорожке из сухих
листьев: ш-ш-ш. Давай пойдем за ней и пошуршим, как лис­
точки. Я буду начинать слово, а вы с мышкой шуршите по­
громче, чтобы его закончить:

мы... ду... камы... малы... каранда...

Логопед показывает и называет листочек с нарисованной на нем кар­тинкой, а ребенок договаривает последний звук.

4. Посмотри, куда дальше ведет дорожка? Здесь камыши.
Мышка любит слушать, как они шуршат. Послушай камы­ши и пошурши, как они:

ша-шу-ша; ши-шо-ши;

ше-ша-шу; ша-ши-шо.

Ребенок качает поднятыми над головой руками и проговаривает сло­говые цепочки.

А кто же тут прячется в камышах? Это утка. Испугалась утка, захлопала крыльями. Покажи, как она это делает: аш-аш; ош-ош; ыш-ыш; уш-уш.


Ребенок проговаривает слоги, имитируя руками хлопанье крыльев.

5. Что подсказывает нам карта? Впереди дорожка, чтобы пройти по ней, нужно выбрать только те картинки, в назва­нии которых есть звук [ш]. Выбери нужные картинки и вы­ложи их в виде дорожки (рис. 8).

Ребенок выкладывает дорожку и еще раз проговаривает слова с отра­батываемым звуком.

Идем вместе с мышкой по дорожке, а картинки за нами переворачиваются. (На обратной стороне каждой картинки изображен символ — рис. 9.)

6. По дорожке мышка привела нас в магазин. Подскажи, что она там купила. Я начну, а ты продолжи.

Мышка купила много... (Выкладывает перед ребенком картинки: шуба, машина, шкаф, подушка и др.)

А как же вернуться домой? Карта нам поможет. Вот и зна­комая дорожка. Вспомни, что изображено на картинках.

Ребенок вспоминает картинки, опираясь на символы.

А дальше пойдем по короткому пути. На карте он обозначен еле заметной линией. Тебе понадобится карандаш.

Ребенок проводит карандашом по пунктирной линии.


7. Вот и домик мышки. Вошла мышка в дом и стала сочи­нять стихи. А чтобы мышке было легче, подскажи ей после­дние словечки.

Рисуют дружно малыши,

У них в руках ... карандаши.

Носит яркий гребешок Наш веселый ... петушок.

Вот бежит малышка — Серенькая ... мышка.

Зашуршали тихо шины — Это едет к нам ... машина.

Мама просит Машу: «Свари братишке ... кашу».

Мышка моется под душем, Моет хвостик, моет ... уши.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.