III. Содержательный компонент урока:
Лист наблюдения урока истории
ФИО эксперта ___________________
ФИО учителя ____________________
Тема учебного занятия ______________________
Форма учебного занятия _____________________
Шкала оценивания:
0 баллов – не реализовано
1 балл – частично реализовано
2 балла – реализовано полностью
Примечание: каждый показатель в таблице оценивается отдельно.
Таблица. Лист наблюдения урока
Критерии эффективности учебного занятия
| Показатели
(в баллах)
| I. Целеполагание:
| 1.
| четкость поставленных целей и задач
|
| 2.
| доведение целей занятия до учащихся
|
| 3.
| соответствие содержания урока задачам учебного занятия
|
| 4.
| учет особенностей класса
|
| 5.
| уровень достижения целей урока:
| |
| |
| |
| ВСЕГО (максимум - 14 баллов):
|
| II.Содержание урока:
| 1.
| научность материала
|
| 2.
| доступность материала для учащихся
|
| 3.
| структурированность, логичность изложения материала
|
| 4.
| рациональность объема изучаемого материала
|
| 5.
| рациональность распределения времени на каждый этап урока
|
| 6.
| реализация межпредметных связей
|
| 7.
| альтернативность оценок исторического прошлого
|
| 8.
| проблемность
|
| 9.
| направленность урока на формирование теоретических знаний у учащихся:
|
| - раскрытие на конкретно исторических примерах изученных теоретических положений и понятий
|
| - связь с жизнью, практической деятельностью школьников
|
| - рациональность сочетания теоретического и практического материала
|
| 10.
| ориентация занятия на формирование исторических представлений у школьников:
|
| - о фактах прошлого (материальная, социально0политическая, историко-культурная жизнь людей)
|
| |
| - об историческом пространстве
|
| ВСЕГО (максимум - 28 баллов):
|
| III.Организация познавательной деятельности школьников:
| 1.
| актуализация опорных знаний
|
| 2.
| выбор структуры урока, ориентированной на развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся
|
| 3.
| привлечение исторических источников:
|
| |
| |
| |
| - комплексное использование исторических источников
|
| 4.
| использование методов критического анализа источников информации
|
| 5.
| самостоятельность работы учащихся с источниками информации
|
| 6.
| использование активных методов обучения:
|
| - включение каждого учащегося в деятельность
|
| - организация учебной дискуссии
|
| - организация учебного сотрудничества школьников (тренинг коммуникативных навыков и преодоления учебных конфликтов)
|
| - соблюдение принципа ролевого участия (распределение компонентов учебной деятельности между учащимися)
|
| 7.
| дифференцированный характер заданий
|
| 8.
| направленность заданий на развитие умений школьников:
|
|
| |
| |
| |
| - речевых (устная и письменная речь)
|
| 9.
| направленность заданий для учащихся на оценку событий прошлого:
|
| - определение собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности
|
|
| - соотнесение своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения
|
| 10.
| использование мультимедийных технологий
|
| ВСЕГО (максимум - 42 балла):
|
| IV.
| Организация контроля и оценки:
|
| 1.
| методы и формы проверки знаний учащихся:
|
| |
|
| |
|
| - направленность на активизацию знаний школьников
|
|
| - развивающий характер форм и методов проверки
|
|
| - использование возможностей словесной и балльной оценок, их мотивированность
|
| 2.
| охват проверкой многосторонних результатов обучения истории:
|
| - усвоение системы исторических знаний
|
|
| - развитие исторического мышления
|
|
| - овладение способами действий с историческим материалом
|
| 3.
| организация домашнего задания:
|
| |
|
| - эффективность метода доведения его до учащихся
|
| ВСЕГО (максимум -20 баллов):
|
| V.
| Роль учителя:
|
| 1.
| соблюдение требований к учебному занятию:
|
| - благоприятный валеологический климат
|
|
| - благоприятная психологическая обстановка
|
|
| - соблюдение норм педагогической этики
|
| 2.
| наличие постоянной обратной связи с учениками
|
| 3.
| речь учителя:
|
| |
|
| - эмоциональность, образность, богатство
|
| ВСЕГО (максимум – 12 баллов)
|
| ИТОГО (максимум -116 баллов)
|
| Формула подсчета:
Эффективность урока = Х х 116 / 100,
где Х – общее количество набранных баллов; 116 – постоянная величина, максимально возможное количество баллов.
Перевод полученных результатов осуществляется по следующей таблице.
Таблица. Оценка уровня эффективности учебного занятия
Показатель
(в %)
| Качественная оценка уровня эффективности
| | | 100 – 85
| высокий
| | 84 – 65
| средний
| | 64 – 45
| удовлетворительный
| | 44 и ниже
| низкий
| |
Примерная схема анализа и самоанализа урока истории
Школа, класс, ФИО учителя, проводящего урок.
I. Готовность к уроку:
· Подготовленность кабинета: санитарное состояние класса; подготовка оборудования, дидактических материалов; использование возможностей кабинета.
· Готовность преподавателя и учащихся к уроку (обеспеченность учащихся учебниками, сборниками, хрестоматиями, картами – схемами, наличие у школьников тетрадей по истории).
· Переключение внимания учащихся на предстоящий урок: способ; количество времени.
II. Организационный компонент урока (планирование):
- Модели планирования учебного процесса (тематическое планирование, планирование по блочно-модульной технологии).
- Формулировка образовательных, развивающих и воспитательных задач занятия (соответствие месту занятия в тематическом блоке, его содержанию, и возрастным и познавательным возможностям школьников).
- Постановка учебной проблемы, виды проблемной ситуации: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация версионного характера; ситуация прогнозирования альтернативных путей развития исторических событий.
- Структура урока:
· звенья урока, последовательность;
· наличие взаимосвязи с предыдущим и последующими уроками, преемственность этапов урока;
· оптимальность распределения времени.
- Форма учебного занятия, тип урока:
· сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;
· насколько данное сочетание оправдываются местом занятия в тематическом блоке, целевой установкой, содержанием учебно-исторического материала и характером познавательной деятельности учащихся.
- Характеристика учебных возможностей классного коллектива по результатам педагогического анализа (учет особенностей учащихся при планировании урока).
III. Содержательный компонент урока:
1. Соответствие материала требованиям Госстандарта и рабочей программе по истории.
2. Научность материала, его соответствие возрастным особенностям школьников.
3. Отражение в содержании занятия данных современной исторической науки:
· новые подходы к анализу и оценке прошлого,
· ценности современного российского общества;
· наличие альтернативных версий и суждений по поводу изучаемых фактов;
· создание перспективности при изучении истории, т.е. применение знаний о закономерностях развития.
4. Установление межпредметных и внутрипредметных связей (ретроспективных; синхронных; преемственных).
5. Установление связи с современной исторической действительностью и жизненным опытом учащихся с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.
6. Принцип отбора объектов прочного усвоения:
· количество неглавных и главных исторических фактов: простых (окружающая среда, материальные предметы, люди – участники событий и явлений), сложных (локализованные в пространстве и во времени динамичные факты-события и относительно статичные исторические факты-явления);
· конкретность исторических фактов;
· образность исторических фактов.
7. Организация работы с учебником:
· соотношение изложения учителя и учебника;
· преобладающий вид работы (комментированное, аналитическое чтение).
8. Привлечение дополнительного исторического материала:
· вид дополнительного источника (визуальный, тестовый);
· объем дополнительного материала;
· функциональное назначение дополнительного материала (иллюстрация рассказа учителя или учебника, самостоятельный источник знаний по изучаемой теме);
· целесообразность привлечения на данном конкретном уроке.
IV. Методический компонент урока:
1. Способы воспроизводства ранее усвоенных учащимися теоретических сведений:
· устная или письменная проверка знаний учащихся (индивидуальный, фронтальный, уплотненный опрос, проверка знания теории в процессе выполнения практических упражнений);
· способы проверки дифференцированных письменных домашних заданий (выборочная проверка, взаимопроверка, самоконтроль, участие в проверке работ учеников-консультантов и т. д.);
· характеристика вопросов и задач, предлагаемых учащимся в процессе проверки домашнего задания (проблемные вопросы и задачи, способствующие созданию поисковых ситуаций на уроках; вопросы, требующие сопоставления, сравнения учебного материала и обобщения его на понятийном уровне);
· правильность постановки вопросов по содержанию, их доступность, составление заданий с учетом особенностей каждого учащегося и класса в целом;
· выбор методов и приемов опроса, способствующих активизации познавательной деятельности школьников;
· уровень ответов школьников (глубина, осмысленность, точность, полнота, умение выделить главное, делать выводы и обобщения);
· мотивация оценок, их объективность;
· время, затраченное на проверку домашнего задания.
2. Изучение нового материала:
· подготовка учащихся к восприятию новой темы; сообщение учителем целей и задач урока, ознакомление с планом;
· характер познавательной деятельности школьников на занятии (содержание учебной работы; уровень познавательной деятельности; средства обучения; использование элементов самообразования);
· формирование практических умений и навыков использования самостоятельной работы:
- основной источник информации по новой теме;
- виды исторических источников (документы государственного характера; документы международного характера; документы политического характера; документы исторического характера; документы личностного характера; документы литературного характера);
- представление данного источника как единственного, одного из достоверных, своеобразных, спорных;
- приемы критического анализа исторических источников;
· степень и пути осуществления дифференциации упражнений в ходе самостоятельной работы учащихся:
- приемы активизации мышления учащихся (система вопросов; создание проблемных ситуаций; разные уровни проблемно-эвристического решения задач; использование задач с недостающими и лишними данными; организация поисковой работы на уроке; индивидуальная, парная, групповая и коллективная формы работы);
- характер упражнений по их содержанию и степени трудности;
- способы предъявления заданий учащимся (по вариантам, по заданию учителя или на основе самостоятельного выбора того или иного варианта задания учащимися);
- удельный вес самостоятельной работы учащихся в общей системе работы на уроке;
· приемы и средства эмпирического изучения истории на уровне изложения и воспроизведения исторической информации в близкой к источнику форме (картинное описание, аналитическое описание, образная характеристика, образное повествование, сюжетный рассказ), уровне преобразования исторической информации (информативный, развернутый, картинный план), уровне творческой реконструкции образов (персонификация, драматизация, стилизация, интервью);
· приемы и средства изучения теоретических сведений: «открытая теория» (объяснение, рассуждение, аналитическая беседа, обобщающая характеристика), представление теоретических сведений в условно-графическом виде (ментальная карта; логическая схема; графики; диаграммы; сравнительно-обобщающая и конкретизирующая таблицы; смысловой, стереотипный, тезисный планы; учебные памятки);
· способы создания ситуаций для усвоения глубины исторического материала, эмоциональных переживаний;
· уровень воспитательного воздействия урока на личность;
· ритмичность урока (чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными; нагрузка в течение урока);
· время, затраченное на изучение нового материала.
3. Закрепление нового материала:
- методы и приемы;
- форма самостоятельной работы учащихся с источниками;
- время, отведенное на закрепление нового материала.
4. Организации домашнего задания:
- форма: устное или письменное (доклад, тезисы, составление таблицы и т.д.);
- соответствие задания целям урока;
- дифференцированность домашнего задания;
- объем, своевременность и разъяснение задания (анализ некоторых примеров, беседа о наиболее рациональных способах выполнения заданий дома, называние номеров соответствующих упражнений).
V. Рефлексивный компонент:
· достижение поставленных задач к концу урока;
- творческий подход к подготовке урока, применение современных технологий обучения;
- владение вниманием учеников на протяжении всего урока;
- впечатление об исторической и методической эрудиции учителя;
- четкость и эмоциональность при изложении материала;
- привлечение учащихся к морально этической оценке изученного материала;
- воспитание интереса к предмету;
- критерии эффективности урока (по мнению учителя);
- педагогический такт, корректность (оценка взаимоотношения учителя и учащихся);
- способы преодоления возможной перегрузки учащихся.
- Отношение учащихся к уроку:
- дисциплина, активность, сосредоточенность и устойчивость внимания на разных этапах урока;
- характер участия в работе на уроке отдельных учащихся и всего коллектива;
- отношение учащихся к учителю и друг к другу (боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь, подсказки и т.п.); отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины;
- ведение рабочих тетрадей, записей;
- оценка учениками результативности урока.
Анализ урока учителя должен быть дополнен самоанализом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|