ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Министерство образования и науки Российской Федерации
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Утверждаю
Проректор по учебной работе
_____________________ И.Э.Вильданов
“ ____ ” ___________________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Б1.ДВ.2.1 “ Логические и методологические основы научно-технической деятельности “.
Направление подготовки
270800 “Строительство”
Профиль
270815.62 Автомобильные дороги
Квалификация (степень) выпускника
БАКАЛАВР
Форма обучения
очная
Кафедра философии
г. Казань - 2011 г.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 270800 “Строительство”, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от “18” января 2010 г. и рабочим учебным планом по профилю подготовки “Автомобильные дороги” направления 270800 “Строительство”, утвержденным Учёным Советом университета “31” января 2011 г.
Разработали:
Зав. кафедрой
_____дфн_________ Киносьян В.А.
__________________ (подпись)
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры философии
“4___” ________мая_________ 2011 г.
Протокол № 8
Заведующий кафедрой
________________________ / Киносьян В.А. /
Рассмотрена и утверждена на заседании методической комиссии по профилю подготовки “Автомобильные дороги» направления
270800 “Строительство”
“___” __________________ 201__ г.
Протокол № ___
Председатель комиссии
______________________ / Туктамышов Н.К. /
Отдел управления качеством образовательного процесса и
тестирования знаний УМУ:
_______________ Бикчентаева Р.Р.
“___” __________________ 201__ г.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины (модуля) – «Логические и методологические основы научно-технической деятельности» является: освоение основных понятий и законов логики, общих представлений о логико-методологическом функционировании научно-технической деятельности.
Задачи дисциплины:
- Дать знание основных представлений о логике и методологии научно-технической деятельности;
- дать знание о месте логики в духовной культуре, о формах и законах логически правильного мышления.
- раскрыть общую систему аргументации и доказательства;
- сформировать умение логически-последовательно отстаивать свои точки зрения, вести дискуссию и спор.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Логические и методологические основы научно-технической деятельности» относится к циклу «Гуманитарные, социальные и экономические дисциплины» в раздел «Дисциплины по выбору студентов» и формирует базовые знания, умения и навыки по логике, логическим и методологическим основам научно-технической деятельности, обеспечивает определенную логико-методологическую преемственность со школьными программами обучения (в частности - по математике, русскому языку), с вузовскими дисциплинами Б1.б.1 «История», Б1.дв1.1 «Культурология», Б1.б.2«Философия».
Дисциплина «Логические и методологические основы научно-технической деятельности» является предшествующей для изучения дисциплин профиля «Автомобильные дороги» - Б.3.б1 «Безопасность жизнедеятельности», Б3.б.6 «Основы организации и управления в строительстве», Б.3в.3.3 «Экономика дорожного хозяйства».
Дисциплина «Логические и методологические основы научно-технической деятельности» является предшествующей для философских курсов в магистратуре, а так же для дисциплины «История и философия науки» в аспирантуре.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНФ (МОДУЛЯ)
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели выбору путей ее достижения (ОК-1);
- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);
- готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе нравственных и правовых норм, проявление уважения к людям, толерантностью к другой культуре, готовностью нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений. (ОК-11).
Требования к исходным знаниям, умениям и компетенциям студентов.
Студент должен знать:
- актуальность, содержательную и концептуальную специфику логических и методологических основ научно-технической деятельности;
- формы и законы логически правильного мышления;
- основы теории аргументации, доказательства, спора.
Уметь:
- проводить логико-методологический анализ современной научно-технической деятельности;
- логически правильно строить свои рассуждения, проводить аргументацию и доказательство, вести спор;
- применять знания, полученные при изучении дисциплины к анализу своей профессиональной подготовки.
Владеть:
- общей логико-методологической культурой рационально-дисциплинированного мышления.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы
(в соответствии с учебным планом)
Вид учебной работы
| Всего часов, зачётных единиц
| Семестры
|
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего) в том числе
|
|
| | | | - лекции ( Л )
|
|
|
|
|
| - лабораторные занятия ( ЛЗ )
|
|
|
|
|
| - практические занятия ( ПЗ )
|
|
|
|
|
| - семинары ( С )
| -
| -
|
|
|
| - курсовой проект (работа)
| -
| -
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего) в том числе
|
|
| | | | - по разделу “К”
| -
| -
| | | | К
| - курсовой проект (КП)
| -
| -
|
|
|
| - курсовой работа (КР)
| -
| -
|
|
|
| - по разделу “Р”
|
|
| | | | Р
(колич./
/часы)
| - расчётно-графические работы (РГР, РР, ГР)
| -
| -
|
|
|
| - реферат (Рф.)
|
|
|
|
|
| - коллоквиумы (Кл.)
|
|
|
|
|
| - сочинение (Сч.)
|
|
|
|
|
| - контрольная работа (Кр.)
|
|
|
|
|
| - другие виды заданий (Дз.)
|
|
|
|
|
| - по разделу “Т”
|
|
| | | | Вид промежуточной аттестации
|
| зач
| | | | Общая трудоёмкость
| часы
|
|
| | | | зачётные единицы
|
|
| | | | | | | | | | | |
Л е к ц и и
№ темы
| №№ лекций
| Наименование тем, лекций и программные вопросы
| № практичес-кого занятия
| № лаборатор-ного занятия
|
|
|
|
|
| 4 семестр
|
| . Научно-техническая деятельность как феномен культуры. Специфика логико-методологического анализа.
|
| Масштабы конструктивные и деструктивные аспекты научно-технической деятельности.
|
|
|
| Актуальность, специфика философского и логико-методологического анализа научно-технической деятельности.
|
|
|
| Логика в системе вузовских дисциплин.
|
|
|
| Понятие методологии.
|
|
|
| Логика, психология, методология.
|
|
|
| Логические формы мышления: понятие.
| 1.
| Ступени познания, их взаимосвязь.
|
|
|
| Понятие как форма мышления.
|
|
|
| Виды понятий, отношения между понятиями.
|
|
|
|
|
|
|
| Суждение как форма мышления. Классификация суждений.
|
|
|
| Деление суждений по модальности.
|
|
|
|
|
Суждение как форма мышления
|
|
|
| 1.
| Суждение как форма мышления
|
|
|
| 2.
| . Классификация суждений.
|
|
|
| 3.
| Деление суждений по модальности.
|
|
|
| Умозаключение как форма мышления, основные логические законы мышления
|
| Умозаключение, индуктивные и дедуктивные умозаключения.
|
|
|
| Роль индукции в установлении причинных связей.
|
|
|
| Гипотетико-дедуктивный метод.
|
|
|
| Законы логики
|
|
| 1.
| Общая характеристика законов логики.
|
|
| 2.
| Закон тождества.
|
|
| 3.
| Закон непротиворечия.
|
|
| 4.
| Закон исключения третьего.
|
|
| 5.
| Закон достаточного основания.
|
|
|
| Логические и методологические аспекты аргументации и доказательства
|
| Аргументация
|
|
|
| Доказательство, критика, опровержение.
|
|
|
| Проблема, гипотез, теория.
|
|
|
| Дискуссия, спор.
|
|
|
Практические занятия
№ темы
| №№
занятия
| Наименование занятий и рассматриваемые вопросы
|
|
|
| 4 семестр
|
|
| Актуальность и специфика логико-методологического анализа научно-технической деятельности
|
|
| Конструктивные и деструктивные аспекты научно-технической деятельности: история и современность.
|
|
| Формальная и диалектическая логика.
|
|
| Понятие методологии.
|
|
| Специфика логико-методологического анализа научно-технической деятельности.
|
|
| Логические формы мышления: понятие, суждение.
|
|
| Ступени познания, их взаимосвязь.
|
|
| Содержание и виды понятия. Понятие и язык.
|
|
| Определение понятий.
|
|
| Суждение, классификация суждений, логический квадрат.
|
|
| Модальность суждений.
|
|
| Умозаключение как форма мышления, законы логики
|
|
| Индукция, индуктивное умозаключение.
|
|
| Роль индукции в установлении причинных связей.
|
|
| Дедукция, дедуктивное умозаключение.
|
|
| Гипотетико-дедуктивый метод научного познания.
| 4.4. Самостоятельная работа студентов
Всего часов – 20
Вид работы
| Тематика работы
| Трудо-ёмкость (час.)
|
|
|
| 4 семестр
| Всего по текущей работе (Т)
|
| Самостоятельная работа по видам индивидуальных заданий и контролирующих мероприятий (Р) –1
| Крпо теме: Понятия. Суждение
|
| Самостоятельная работа по всем видам индивидуальных заданий и контролирующих мероприятий–
|
|
| И Т О Г О за 4-ый семестр
|
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В реализации компетентностного подхода предусматривается проведение занятий активной и интерактивной форм обучения. Активная форма в целом регламентируется тематикой лекций и практических занятий, акцентируя внимание на усвоение, изучение содержания дисциплины, основных проблем, понятий, методов, места в процессе профессиональной подготовки.
Интерактивный («взаимодеятельностный» подход направлен не на управление личностью студента, а ее развитие, творческое становление, во взаимодействии преподавателя и студента. Интерактивная форма проведения занятий предполагает:
- пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
- совместное «погружение» в проблему;
- поощрение активного участия каждого в образовательном процессе;
- интеллектуально-эмоциональный настрой;
- творческие задания;
- работа малыми группами;
- обучающие игры;
- использование общественных ресурсов (приглашение специалистов, экскурсии);
По теме: Аргументация и доказательство, спор.
Обсуждение вопроса: «Доказательство и оправдание»
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Контрольная работа:
По теме практического занятия: Логические формы мышления: понятие, суждение.
Итоговая аттестация: Зачет в конце семестра
Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля, промежуточной аттестации, самостоятельной работы студентов
Семестр
| Вид работы
| Тематика работы
| Трудоемкость
(час.)
|
|
|
|
| 4-й
| Контрольные вопросы
| 1. Конструктивные и деструктивные аспекты научно-технической деятельности в современном обществе.
2. Необходимость философско-методологического аспекта научно-технической деятельности.
3. Научная рациональность и этика.
4. Ступени познания, их взаимосвязь.
5. Формальная логика как наука о мышлении.
6. Естественный и искусственный языки, их взаимосвязь.
7. Логика и методология.
8. Основные принципы диалектической логики.
9. Понятие как форма логического мышления. Способы образования понятий.
10. Содержание и объем понятия. (Привести два примера).
11. Виды понятий.
12. Привести 2 примера явного определения через род и видовое отличие.
13. Привести приме тавтологии на примере архитектуры.
14. Суждение как форма логического мышления. Суждение и предложение. Структуры суждения.
15. Деление суждений: по качеству связки, по количеству, по количеству и качеству.
16. Модальность суждения.
17. Сложные суждения.
18. Закон тождества.
19. Закон противоречия.
20. Закон исключенного третьего.
21. Умозаключение как форма логического мышления.
22. Дедуктивные умозаключения.
23. Индуктивные умозаключения.
|
|
| 24. Логическое доказательство, его структуры.
25. Способы опровержения.
26. Софизм и парадокс.
27. Определение, его роль в познавательной и практической деятельности.
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
7.1. Основная литература
1. Гетманова А.Д. Логика: Учебник для студентов. М.: Омега, 2008.- 415с.
2. Доронин. Логика. Учебное пособие. М. ЭКСИО, 2008 – 352 с.
3. Маслов Н.А. Логика. Ученик. 2-е издание. Ростов-на-Дону:Феникс, 2008.-413с.
7.2. Дополнительная литература
1. Гетманова А.Д. Учебник логики со сборником задач. М.КНОРУС, 2008. – 368с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|