Сделай Сам Свою Работу на 5

Активизирующие и эвристические методы.





К методам психологической активизации относятся: конференции идей, методы мозговой атаки, вопросов и ответов. Данные методы основаны на стимулировании и активизации сознания и подсознания человека. Подсознание — область неясных, не совсем осознанных мыслей, чувств и представлений. Сознание — это мышление, отражение действительности; психическая деятельность, как отражение действительности. Подсознательное не является центром смысловой деятельности, но оказывает влияние на течение смысловых процессов. Философская основа такого подхода была дана 3. Фрейдом.

*Метод конференции идей основан на стимулировании процесса мышления на уровне сознания. Базовые правила использования данного метода состоят в следующем: •запрещается любая критика, в том числе позитивная и насмешки; •число участников — 4—12; •формулируются 1—2 зависимые друг от друга задачи; •время обсуждения ограничивается 30—50 минутами; •ведется запись всех предложений, в том числе и абсурдных. *В Европе и в США распространен метод мозговой атаки, в основе которого лежит стимулирование мышления на уровне подсознания. Для этой цели приглашаются психологи, психотерапевты, гипнотизеры. Работая в одной команде с разработчиками решения, они пытаются активизировать их подсознание, то есть обеспечить доступ человека к информации, заложенной в других директориях. Считается, что подсознание является неиссякаемым источником человеческого духа, базой для интуиции и блестящих идей. *Метод вопросов и ответов основан на предварительном составлении набора вопросов, ответы на которые могут сформировать новый подход к решению заданных проблем, в частности: •Можно ли получить тот же результат, не используя данный продукт? •Можно ли сделать что-либо для ускорения процесса? И т.д. *Теоретико-игровой метод опирается на большой интеллектуальный потенциал в виде программного и информационного обеспечения поддержки решений. Метод предусматривает проведение совещания в форме игры, которая продолжается несколько сеансов, обычно 10—12. На первом сеансе все участники (директор, маркетолог, главный инженер и др.) вводят в компьютер свои максимальные требования. После обработки этих данных компьютер выдаст вариант решения каждому участнику совещания. Если данный вариант с точки зрения заложенной модели является некорректным или невыполнимым, то каждому участнику даются рекомендации о желательных изменениях первоначальных требований. После обсуждения участники вводят коррективы и процесс продолжается либо до достижения консенсуса, либо до принятия общего решения о неэффективности нового изделия и нецелесообразности его производства (отрицательное решение). Профессионализм выполнения задания определяется как квалификацией участников такого совещания, так и интеллектуальной мощностью имитационной модели компании. Теоретико-игровой метод гарантирует высокую эффективность УР и достижение цели. Методы подключения новых интеллектуальных источников основаны на приобщении человека к коллективному мышлению под надзором высококвалифицированного специалиста. К ним отн-ся: метод наставничества и работа с внешними консультантами. Наставником признается специалист, который на практике может передавать ученику свой опыт, знания и методику, а также имеет склонности к самообразованию и повышению своего профессионализма. **Метод наставничества реализует сильный эффект сочетания высокого профессионализма и свежего взгляда на проблему с позиций стороннего наблюдателя. Это стимулирует мышление всех участников процесса ПРУР. Методика реализации данного метода состоит в том, что для решения конкретной проблемы формируется группа, состоящая из 6—10 человек, она включает: 1—2 признанных специалистов в данном направлении; 2—3 — со средним уровнем профессионализма («середнячки»); 4—5 начинающих работников в данном направлении («аутсайдеров»). **Работа с внешними консультантами в последние 5—10 лет получила широкое развитие. Консультант — это знаток передового опыта и методологии, специалист, накопивший навыки решения на практике разнообразных управленческих задач. Важной особенностью консультанта является то, что он имеет большую практику работы с разнообразными компаниями, различными руководителями и специалистами. Метод работы с внешними консультантами раскрепощает специалистов компании, дает им возможность высказать давно назревшие решения и получить независимые от руководства компании оценки. Часто наиболее эффективные решения предлагаются именно специалистами своей компании. Консультант обеспечивает их лишь авторитетной поддержкой. Метод подключения новых интеллектуальных источников гарантирует высокую эффективность УР и достижение цели. *Эвристический метод основан на логике, здравом смысле и опыте, при которых выявляется новая существенная информация. Метод используется при текущей недоступности или отсутствии условий для использования формализованных методов ПРУР. Он практически целиком относится к искусству в управленческой деятельности. Эвристический метод гарантирует высокую эффективность УР и достижение цели.







 

Экспертные методы.

Эксперт-это специалист или искусственная интеллектуальная система, дающие количественную или порядковую оценку процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению. Классификация экспертов: Независимые эксперты никаким образом не связаны с бизнесом компании и не имеют личных связей с ее руководителями. Зависимые эксперты ощущают на себе явное или неявное влияние от результата экспертной оценки. Лично заинтересованные эксперты связаны с предметом экспертизы прямо или косвенно. Эксперты-диссиденты — это специалисты, оценки которых резко отличаются от основной массы экспертов. Эксперты-антагонисты — это специалисты, которые в рамках одной комиссии по одному и тому же вопросу имеют противоположные мнения. Методы проведения экспертизы весьма разнообразны. Остановимся только на трех из них: 1)метод большинства - основывается на мнении простого или подавляющего большинства экспертов, участвующих в составе комиссии; 2)метод средней оценки - заключается в усреднении оценок всех экспертов по какому-либо правилу(средневзвешенному,среднеарифметическому, среднеквадратичному и др.); 3)метод Дельфи, который реализуется следующим образом: •приглашают 5—12 экспертов, которые не знакомы друг с другом; •каждому эксперту дается предмет оценки (процесс или явление); •письменные мнения экспертов разделяют на две части по близости результата оценки; •оценки и аргументация меньшинства экспертной комиссии передаются большинству для анализа; •если большинство экспертов соглашается с аргументацией и оценками меньшинства, то процесс экспертизы заканчивается. В случае когда большинство не согласно с оценками и аргументацией меньшинства, процесс экспертизы продолжается; •оценки и аргументация большинства экспертов передаются меньшинству для анализа; •этот процесс согласований продолжается либо до полного согласия, либо до категорического противостояния; •в случае согласия процесс экспертизы заканчивается, а в случае противостояния организатор экспертизы доводит до сведения руководителя разные результаты экспертизы. Руководитель может на свою ответственность принять тот или иной результат экспертизы. Экспертные методы относятся к субъективным методам. Основное условие применения экспертных методов — отсутствие приемлемых для применения и точных в оценке методов при ПРУР. Экспертные методы используются преимущественно в социальной и биологической системах, например, при консилиумах, на конкурсах, дегустациях и т.п. Существуют три основных направления экспертных методов: метод простой ранжировки (метод предпочтения), метод оценочных сравнений и метод задания весовых коэффициентов. Экспертный метод не гарантирует высокой эффективности УР и достижения цели.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.