Сделай Сам Свою Работу на 5

ГОСУДАРСТВО КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА.





ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

Идеи марксизма сыграли исключительно важную роль в европейской и мировой истории XIX - XX вв.

Марксизм считается продолжением и развитием: классической немецкой философии (Гегеля и Фейербаха), классической политэкономии (Смита и Рикардо) и социально-утопических проектов (от Мора и Кампанеллы до Сен-Симона, Фурье и Оуэна), а также философским осмыслением естественнонаучных достижений середины XIX века (теории эволюции, закона сохранения энергии, органической клетки).

Марксизм богат теоретическими обобщениями и выводами. Среди них авторы выделяют:

- материалистическую диалектику (учение о всеобщем развитии и взаимосвязи в природе, обществе и мышлении);

- материалистическое понимание истории (примат экономики в истории);

- объяснение истории как смены общественно-экономических формаций;

- понимание сущности человека как совокупности общественных отношений;

- анализ отчуждения человека от результатов своего труда, собственной творческой природы и других людей;

- введение понятия общественная практика.

Особого внимания удостаиваются: материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории. Согласно последнему материальные потребности людей первичны. Поэтому общественное бытие (базис) определяет общественное сознание (надстройку). Главное в общественном бытии производительные силы (орудия труда, средства труда, способ производства материальных благ). Эти силы обуславливают производственные отношения, а потом и все остальные общественные отношения.



Характер общественных отношений в классовом обществе тоже классовый, от него зависят взгляды людей, как личные, так и общественные (мировоззрение, философия, политика, правосознание, религия, искусство и т.п.).

Производство и воспроизводство материальной жизни по Марксу составляет основу жизни людей независимо от их воли и желания. Основной закон – соответствие общественных отношений уровню развития производительных сил. Производительные силы динамичны, производственные отношения консервативны, но время от времени производительные силы «взрывают» (коренным образом преобразовывают) надстройку и «общественно-экономические формации» сменяют друг друга: (первобытнообщинный строй становится азиатской деспотией и рабовладением; рабовладельческий строй переходит в феодализм; тот в свою очередь, в капитализм, из которого революционным путем должен родиться социализм, перерастающий в коммунизм).



После Маркса и Энгельса марксизм развивалась в следующих направлениях:

- отказ от догматизма (Бернштейн, Каутский);

- адаптация теории к практике (Плеханов, Ленин, Бухарин);

- развитие идей гуманизма (Грамши, Лукач, Маркузе, Сартр, Фромм);

- придание строгой научной формы (Альтюссер, Коэн).

ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА.

Важное место среди философских течений современности занимает эзистенциализм (от латинского existentia — существование, впервые этот термин в указанном значении был употреблен Кьеркегором).

Экзистенциализм или философия существования (от позднелатинского «exsistentia» - существование) – очень популярное литературно-философское направление ХХ века. Считается возникшим в начале ХХ в. в России (обнаруживается в трудах Бердяева, Шестова и других). После Первой мировой войны расцветает в Германии (Ясперс и Хайдеггер). А после Второй – во Франции (Сартр и Камю). Идейные истоки - учение Кьеркегора (Смотри ответ на вопрос 12), придумавшего название течения.

Экзистенциалисты (сплошь популярные писатели и публицисты) в своих произведениях запечатлевают сильные человеческие эмоции – считая их наилучшими (ярчайшими) проявлениями индивидуальной экзистенции (человеческого существования). Важнейшие из таких эмоций на грани жизни и смерти - влечение, озарение, забота, тревога, страх, решимость, муки совести. Постигая себя в таких проявлениях, человек способен полнее и свободнее самореализоваться. При этом смысл жизни считается непостижимым (это Бог), и даже предполагается, что его и нет вовсе (это – Ничто). Однако людям свойственно его искать и выдумывать, заглушая разум, чтоб не мешал спонтанным всплескам естества.



Свое внимание экзистенциалисты (почти все они – авторы художественных произведений) сосредотачивают на внутреннем мире, душевных переживаниях конкретного человека. Полагая, что смысл жизни для человека непостижим, и весьма вероятно, что никакого смысла не существует вовсе. Экзистенциалисты тем не менее утверждали, что неустанный и безрезультатный поиск такого смысла – удел каждого из нас. В этом поиске разум играет весьма второстепенную роль, на первом месте различные иррациональные влечения (переживания, хотения, озарения и т.п.) Чрезмерная же разумность ведет к подавлению иррационального и существенному обеднению (опустошению) духовного мира человека. Самые интересные среди человеческих эмоций для экзистенциалистов - тревога, страх и иные формы крайнего напряжения («пограничные ситуации» по словам Ясперса), когда человек проявляет себя по максимуму.

СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ.

Структура познавательного процесса – система уровней и элементов сознания. Два основных уровня: чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание характеризуется:

- непосредственным отражением (феномены);

- индивидуальной множественностью (разнообразностью) и конкретностью;

- внешними и поверхностными характеристиками объекта в форме образа.

Его основные элементы:

- ощущение – отражение отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний познающего органами чувств, это исходный строительный материал познания;

- восприятие – целостное отражение, интегрирование отдельных ощущений в единый образ, который одновременно синтезируется и выделяется из окружающей среды;

- представление – воспроизводство в сознании чувственных образов без непосредственного контакта с ним на основе памяти и воображения, оно соединяет прошлое-настоящее-будущее и дает базу для перехода к рациональному мышлению.

Рациональное познание отличается:

- постижением сущностных свойств и законов действительности (ноуменов);

- отражением универсально-всеобщего (общественно-значимого) в виде абстрактно-идеальных концептов (идей);

- опосредованностью языком и культурной традицией.

Его элементы:

- понятие – форма мышления, фиксирующая общие существенные свойства определенного класса (вида, подвида) явлений; языковой эквивалент понятия – слово или словосочетание; понятие отражает сверхчувственное с помощью сравнения, абстрагирования, обобщения, идеализации, определения;

- суждение – форма мышления, нечто утверждающая или отрицающая о предмете (да или нет, истинно или ложно и другие аналогичные оценки). Суждение – соединение двух или нескольких понятий для получения нового знания, в языке это предложение или высказывание, в философии суждения связывают с рассудком (судом над опытом);

- умозаключение – форма мышления, связующая суждения в новый вывод, бывают индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному) суждения.

Помимо чувственного и рационального уровней важную роль в познании играет интуиция – механизм моментального и непосредственного (без логических выведений и доказательств) схватывания знаний об объекте.

В истории философии, как правило, абсолютизировали одну из сторон познания: рационализм – всеобщность разума, эмпиризм и сенсуализм – чувственный опыт, интуитивизм и мистицизм – интуицию. Современная философия ратует за системную взаимосвязь всего этого и много другого, а также за уместные приоритеты (к примеру, разум приоритетнее в философии, чувства – в искусстве, интуиция – в религии и т.п.).

ГОСУДАРСТВО КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА.

Государство – важнейший социальный и политический институт, поскольку представляет и выражает волю населения к общественному согласию. Основа государства – политические институты и организации. Символы – герб, флаг, гимн.

Основные признаки государства:

- публичная власть;

- территория с административным делением;

- народ;

- суверенитет на международной арене;

- взимание налогов и других платежей.

Функции государства: внутренние (экономика, социалка, экология и др.) и внешние (международное сотрудничество, участие в решении глобальных проблем, ведение войн и др.).

Формы государства:

- по форме правления: монархия (абсолютная и конституционная) и республика (парламентская, президентская, смешанная);

- по административно территориальному устройству: унитарное, федеративное, конфедеративное;

- по политическому режиму: тоталитарно-авторитарное и демократическо-либеральное.

Правое государство – государство, ограниченное в своих действиях правом, где царят верховенство закона, всеобщность права, разделение властей, гарантии прав и свобод, взаимная ответственность государства и личности.

Гражданское общество – внегосударственная форма общественной жизни, сфера реализации частных (индивидуальных и коллективных) инициатив, интересов и потребностей. Его наличие – главный признак демократических систем. Термин употребляли еще в античности, но современный смысл сформирован просветителями в XVIII в.

Гражданское общество самоорганизуется и саморазвивается. Оно не противостоит государству, а дополняет его. Его основа – гражданские (негосударственные) объединения и ассоциации. Его субъекты (элементы) – граждане, семьи, нации, организации и др.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.