Сделай Сам Свою Работу на 5

ПОЭЗИЯ, СОЗВУЧНАЯ ЖИВОЙ ЭТИКЕ





О РЕРИХОВСКОЙ ПОЭЗИИ

О РЕРИХОВСКОЙ ПОЭЗИИ

О, как малы они, творенья наши!

Какую пользу может принести

Ряд малых капель на большом пути,

Огнём рождённых из кипящей чаши?

Но океан из капель состоит,

И берег тверди их волной омыт.

Н.Д.Спирина. Капли

4 мая — день поэзии, посвящённой темам Живой Этики и творчеству Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов. В этот день мы будем знакомить друзей со стихами поэтов Сибирского Рериховского Общества, пишущих на эти темы. Подобная форма выражения помогает приблизить Учение к читателям, особенно потому, что стихи, благодаря их рифмам, ритмам и метафорам, сильнее воздействуют на людей, чем проза.

Поэзия — это музыкальное звучание слов, любовь к прекрасному и стремление к воспеванию его; это лучшее выражение смысла речи. Стихи — результат многих трудов, поисков, стремлений и озарений. Поэтому мы особенно радуемся достойным стихам на наши духовные темы. Пишущие на эти темы должны особо строго подойти к своей работе, потому что от степени совершенства стиха будет во многом зависеть и восприятие заключённых в нём мыслей.



Живая Этика («мировая этическая система», по выражению академика А.Л.Яншина) требует своего выявления не только в прозе, но и в поэзии, так как последняя часто больше затрагивает сердца', чем первая, а сердце для постижения Живой Этики играет решающую роль.

Стихи прекрасны на всех языках, иначе это будут не стихи. К сожалению, многие стихи, переведённые с другого языка, во многом теряют эти, присущие им, высокие качества; поэтому счастливы те, кто может, благодаря знанию иностранных языков, читать шедевры мировой поэзии в подлинниках.

В книге «Надземное» (122) сказано: «Нужно помнить, что отвергнутое, лишённое внимания произведение не может излучать свою благотворную энергию. Не будет живой связи между холодным зрителем или слушателем и замкнутым творением». Поэтому так важно читать и запоминать хорошие стихи. Как это вдохновляет и стимулирует к творчеству! Есть прекрасные поэты, такие как Пушкин, Лермонтов, Гумилёв, Цветаева; вспоминая их стихи, мы вдохновляемся красотой их выражения. Очень благотворно действует на наше духовное состояние — постоянно вспоминать о предметах красоты, представляя их в своём воображении. В поэзии это легко сделать: достаточно взять книгу со стихами подлинных поэтов — и вы уже попадаете в мир прекрасного.



В своих Записях Б.Н.Абрамов (03.05.1951) говорил: «Всё, что существует — сотворено. Всё, что мы видим, слышим, обоняем, осязаем и пробуем на вкус — всё сотворено. Всё, что мы воспринимаем нашим шестым чувством — тоже сотворено. Вся Вселенная есть продукт творчества. И назначение человека — готовиться стать творцом и сотворцом. Нет границ для творчества, нет пределов. Беспредельность — перспектива творчества. К нему начинаем готовиться. От создателя песни до Создателя планеты неимоверный путь, но для того чтобы дойти до идеала, надо начать с того, чтобы вообще вступить на путь. В чём бы творчество ни заключалось, нельзя смущаться его размерами. Всё начинается с зерна. Уход за зерном может дать урожай гигантский. Все начинали так. И Создатели солнечных систем тоже начинали свой великолепный путь не с солнечных систем, а с того малого, с чего начинает каждый. Мы радуемся началу, ибо конца нет. Для нас всё всегда начало, и завершение одного есть начало другого. И нет конца началам. В этом радость Беспредельности. Мы закладываем зёрна на прекрасное будущее. Мы радуемся, будут радоваться и другие, когда процветут зёрна. Не только гулять будем в саду красоты, но и сами будем насаждать его. И устремим наше творчество к Тому, Кто дал нам голос и щит и способность творить; и всё устремлённое к Нему процветёт, как сад лучший.



Так Он сказал».

Да будет словом каждого стиха

Руководить незримая Рука;

Да будет в каждом маленьком творенье

Крупица Твоего Благословенья;

Да будет трепетать Твоим Огнём

Всё то, что мы для Жизни создаём.

НАЧИНАЮЩИМ ПОЭТАМ И ПРОЗАИКАМ

НАЧИНАЮЩИМ ПОЭТАМ И ПРОЗАИКАМ

Как я уже писала («Слово о стихах», журнал «Перед Восходом», 1996, № 7), хочу ещё раз повторить свой отклик на получаемые в огромном количестве стихи и прозу от начинающих авторов.

Каждый вид искусства имеет свои законы и каноны, и прежде чем успешно творить, надо изучить их основы. Большинство из начинающих пишут «по вдохновению», будучи уверены, что это приходит «свыше». Но по черновикам великих поэтов и по их высказываниям мы знаем, каких трудов им стоило каждое стихотворение. Очень чётко выразил это Маяковский:

Поэзия — та же добыча радия.В грамм добыча, в год труды.Изводишь единого слова радиТысячи тонн словесной руды.Но как испепеляюще слов этих жжениеРядом с тлением слова-сырца.Эти слова приводят в движениеТысячи лет миллионов сердца.

Будем надеяться, что начинающие писатели будут более взыскательны к своим творениям.

СРЕБРОТКАННАЯ НИТЬ

СРЕБРОТКАННАЯ НИТЬ

От редакции

2 августа — день рождения Бориса Николаевича Абрамова, ближайшего ученика Николая Константиновича Рериха. С 1917 по 1959 год Б.Н.Абрамов жил в Харбине (Китай), городе русских эмигрантов. В 1934 году, во время научной экспедиции по Маньчжурии, Западному Китаю, Внутренней Монголии и Японии, в Харбин приезжает Н.К.Рерих вместе со старшим сыном Юрием. Рерихи останавливаются жить у брата Николая Константиновича — Владимира Константиновича Рериха, жившего на Садовой улице, напротив дома Абрамовых.

Встреча Абрамова с Рерихом решает всю его дальнейшую судьбу. В это время Борису Николаевичу было 37 лет. Человек высокой культуры и обширных знаний, он не только любил и хорошо знал литературу, музыку, живопись, но и сам писал стихи и рассказы, рисовал, сочинял музыку. Глубоко изучал философские учения Востока.

После этой встречи Б.Н.Абрамов стал признанным учеником Н.К.Рериха и в дальнейшем переписывался с ним и его женой Еленой Ивановной Рерих.

К юбилею Б.Н.Абрамова в издательстве СибРО выходит в свет книга «Устремлённое сердце», в которой представлено творчество Б.Н.Абрамова.

Предлагаем вашему вниманию выступление Наталии Дмитриевны Спириной, ученицы Бориса Николаевича Абрамова.

Н.Д.Спирина

СРЕБРОТКАННАЯ НИТЬ

2 августа мы отмечаем день рождения Бориса Николаевича Абрамова.

Своё выступление мы назвали «Сребротканная нить». Это удивительное слово было найдено в оставшейся после ухода Бориса Николаевича Абрамова небольшой подборке его стихов, наряду с его акварелями и Записями бесед с Учителем об Учении Живой Этики, которые получили название «Грани Агни Йоги» и частично были опубликованы.

А теперь мы готовим к изданию полный сборник стихов Б.Н.Абрамова, который назвали «Сребротканная нить». О чём же его стихи?

Ярко вырисовываются три основные темы: земная жизнь, Надземное существование и путь к Высшему Миру. Земную жизнь Борис Николаевич называет «суетливой и призрачной». Душе человека здесь тесно — «на земле душа в тоске томится».

Мрачны и тесны пределы земные. Дух задыхается в них...

Погружение в обыденность тушит Свет:

Дух угашаетсяОтравой мутноюТеней изменчивых земных.

Б.Н.Абрамов в своих стихах проповедует мудрое философское отношение к жизни земной и ко всей её «привлекательности», к её скоропреходящим радостям.

Так и в Евангелии от Матфея (16: 26) говорится: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?»

Тягостен мир земной. Ничто земное не привлекает поэта. В своих стихах он устремляется к Высшему Миру, к Свету.

Грезится даль беспредельная, ясная, Звёздного света страна, Красок сверкающих сфера прекрасная, Родина духа моя.

Всё прекрасное в природе и возвышенное состояние человека устремляет к Надземному. И мы понимаем, что наша Родина не здесь, а в красоте Звёздного Мира. Душа осознаёт,

Что на земле она в гостях пока И здесь не может долго оставаться, Что далеко вверху, в прозрачных облаках, Там дом её, и с ним нельзя расстаться.

Все стихи Бориса Николаевича уводят от земного мира к Надземному. Он утверждает, что цель земного существования — это найти путь к Красоте Высших Миров. Он пишет:

Для любви, красоты и мечты В этом мире живём мы теперь, Чтоб найти, распахнуть и войти В Сад Прекрасный ведущую дверь.

Поэт считает, что препятствия, правильно понятые, не только не мешают, но именно способствуют восхождению:

Ярче свет впереди, Когда сумрачней тень, Каждый камень в пути — Только к Свету ступень.

Все наши тягости, беды, испытания пройдут, если мы встретим их достойно и будем держаться за сребротканную нить, ведущую в глубины Мироздания.

Через скорби и страдания возгорается Свет и утончается сердце.

Б.Н.Абрамов даёт напутствие идущему вверх — символ ёлочки, зелёной зимой и летом, указывает на равновесие как на условие продвижения по этому высокому пути:

Ёлочка стройная, вечно зелёная, Скромным нарядом горда, Лето ли, осень, зима ли суровая, — Ты неизменна всегда. Ёлочку дальнюю, ёлочку дикую, Хочется просто спросить: Как равновесие, силу великую, В жизни земной сохранить?

Нужно помнить и о сердце, ведь, как утверждает поэт, «с беспредельностью нить может лишь сердце хранить».

Для жданных путников уже зажжён в Высших Мирах огонь Отчего Дома, явленный нам в виде книг Учения Живой Этики, чтобы не сбиться с пути. Именно о них пишет автор:

Горят огнями утренних зарницИ освещают путь, как луч в ненастье.

И вот — долгожданная победа:

Преодолев себя в себе, стремится победитель Навстречу огненной судьбе, где ждёт его Учитель. Одна победа за другой, и мысли о победе, Но лишь победа над собой нужней всего на свете.

Постоянное устремление к беспредельности, к вечной жизни строит «мост духа».

Чудесной аркой соткан мост. Мост между небом и землёю, Нить между миром дальних звёзд И человеческой душою. Стрелу в полёте не согнуть, Не заглушить пространства зовы, Чудесный мост — кратчайший путь Для восхожденья к жизни новой.

Если дух восстал, то в борьбе за духовную свободу он победит, оторвётся от земных оков. Об этом говорится в поэме Бориса Николаевича «Белый орёл»:

Царствие Божие силою берётся, и прилагающий усилия восхищает его.Матф. 11: 12 У хижины горной, где вереск расцвёл, Меж острых, холодных камней, Привязанный крепко громадный орёл Пленён у недобрых людей. Он смотрит на дымку синеющих гор, Зовущих, далёких, родных, И манит его бесконечный простор На гребнях утёсов седых. Он башни скалистые видит в горах, Где вечные тайны миров, Где белые крылья пылают в лучах Над ризой алмазных снегов. И вдруг, распластавшись могучим крылом, Рванулся орёл над скалой, Забывши на миг в устремленьи своём Об узах, связавших с землёй. Но в лёте мгновенном он силу обрёл: Отважное сердце горит, Всё снова и снова взлетает орёл, Черкая крылами гранит. Но ринувшись кверху, он падает вновь На острые скалы земли, Изранено тело, и капает кровь С его белоснежной груди, И перья размётаны, камни в крови, И тяжко вздымается грудь, Как будто бы тёмные узы земли Ему никогда не стряхнуть. Но царственный узник не в силах стерпеть Позорное рабство цепей, В безмерном порыве к горам улететь Он бьётся сильней и сильней. Из раны струится горячая кровь, Бесстрашен пылающий взор, И в клочья истерзан от вечных снегов Орла белоснежный убор. Нет, смелое сердце земле не сломить, В усилии страшном, немом Он вдруг обрывает заклятую нить, Взмахнувши огромным крылом. И ныне свободный, ликующий царь Пространства и вечных высот Надземной свободы трепещущий дар Далёким горам унесёт.

Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества 25 июля 1999 г.

ПОЭЗИЯ, СОЗВУЧНАЯ ЖИВОЙ ЭТИКЕ

ПОЭЗИЯ, СОЗВУЧНАЯ ЖИВОЙ ЭТИКЕ

Н.Д.Спирина

Предчувствием будущего озарены самые чуткие поэты недавнего прошлого. Оно, это грядущее суждённое будущее, приближается неотвратимо.

«Ещё в тумане лес и долы», ещё людские массы спят, но чуткие души, которые поднимают свой взор к небу, уже встрепенулись ожиданием. Там разгорается заря небывалого доселе на планете Нового Мира. И эта заря «всё ярче, всё живее». Ещё одна историческая минута — и солнечные лучи благовестят на весь мир победу Света.

Ф.И.ТютчевМолчит сомнительно Восток,Повсюду чуткое молчанье...Что это? Сон иль ожиданье,И близок день или далёк?Чуть-чуть белеет темя гор,Ещё в тумане лес и долы,Спят города и дремлют сёлы,Но к небу подымите взор... Смотрите: полоса видна,И, словно скрытной страстью рдея,Она всё ярче, всё живее —Вся разгорается она —Ещё минута, и во всейНеизмеримости эфирнойРаздастся благовест всемирныйПобедных солнечных лучей...

СЛОВО О СТИХАХ

СЛОВО О СТИХАХ

Однажды, выходя из Лувра, Марина Цветаева сказала своему спутнику: "А всё-таки вначале было Слово". Так начинается Евангелие от Иоанна. Этим Цветаева хотела выразить, что даже самые великие шедевры изобразительного искусства не могут равняться по значению со Словом, под которым подразумеваются Поэзия и Литература в их самом высоком понимании. И сама Марина Цветаева являла образец такого служения Слову в своих литературных трудах.

А теперь поговорим собственно о стихах. Любое стихотворение состоит из двух компонентов - содержания и формы. Если форма не соответствует содержанию, то стихотворение не состоялось.

Каждое искусство имеет свои каноны, свои законы. Великие композиторы, живописцы, скульпторы, архитекторы много лет учились, прежде чем стать таковыми. И только людям, которые пишут стихи "по вдохновению свыше", не приходит в голову, что стихосложение - это тоже искусство, причём одно из труднейших, именуемое поэзией, которому тоже надо учиться.

Поэзия - самое сложное из всех видов искусств, так как она включает в себя и их элементы - музыкальность, изобразительность, гармонию и пропорции формы. Оскар Уайльд так говорит о поэзии: "Материал, употребляемый музыкантом или живописцем, беден по сравнению со словом. У слова есть не только музыка, нежная, как музыка альта или лютни, не только краски, живые и роскошные, как те, что пленяют нас на полотнах венецианцев и испанцев; не только пластичные формы, не менее ясные и чёткие, чем те, что открываются нам в мраморе или бронзе, - у них есть и мысль, и страсть, и одухо-творённость. Всё это есть у одних слов".

Прежде всего требуется овладение богатством языка, на котором пишутся стихи. Н.Гумилёв сказал: "Поэзия есть высшая форма речи", а Кольридж определяет её как "лучшие слова в лучшем порядке". И это совсем не просто - найти лучшие слова и выстроить их в лучшем порядке. Это труд, о котором В.Маяковский писал:


Поэзия -
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
Тысячи тонн
словесной руды.
Но как
испепеляюще
слов этих жжение
Рядом
с тлением
слова-сырца.
Эти слова
приводят в движение
Тысячи лет
миллионов сердца.

А в своей статье "Как делать стихи" Маяковский говорит, что "ритм - это основная сила, основная энергия стиха"; "без рифмы... стих рассыплется". Он ставит поэзию в ряд труднейших дел, каковым она и является в действительности. Шлифовка каждого стиха требует длительной и упорной работы. Для примера такой работы Маяковский приводит 12 вариантов одной строки: "Для веселия планета наша мало оборудована". Он этим показывает, "сколько надо работы класть на выделку нескольких слов".

В присылаемых в изобилии в наш журнал "Перед Восходом" стихах нет признаков работы над их формой. Возможно, что писавшие их не знали о таких понятиях, как рифма и размер, или считали, что содержание искупает всё. Но именно содержание, если оно высокое, если излагаются мысли Учения Живой Этики, обязывает к достойной форме. Если она не соблюдена, то и мысль, заложенная в стихе, не дойдёт или не воздействует должным образом.

Живая Этика призывает нас быть ответственными за всё, что мы говорим и делаем. Это относится и к стихотворчеству.

Имеется немало пособий по основам стихосложения. И, кроме того, наши великие классики, во главе с Пушкиным и Лермонтовым, являются лучшими примерами воплощения этого сложнейшего из искусств. "Взыскательным художником" должен быть поэт, по словам Пушкина.

Будем и мы взыскательны к своему творчеству.

26 апреля 1996 г., г.Новосибирск.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.