Сделай Сам Свою Работу на 5

Древнескандинавский героический эпос





ДРЕВНЕСКАНДИНАВСКАЯ ЭПИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ.

Мифологический цикл "Старшей Эдды"

Второй (наряду с христианством) полюс раннесредневековой культуры - язычество, носителем которого были древнегерманские племена. Мы знаем этот мир благодаря дошедшему до нас уникальному памятнику древнегерманской эпической поэзии, который называется "Старшая Эдда". Песни "Старшей Эдды" записаны монахами в Исландии в XIII веке, а изданы в Швеции в XVII веке. "Старшая Эдда" тематически универсальна: в ее составе все основные циклы, традиционные для древнего эпоса - мифологический, дидактический и героический.

В мифологических песнях "Эдды" отразились представления древних скандинавов о происхождении, устройстве и судьбах их мира. Основной памятник цикла - "Прорицание вёльвы".

Устройство мира. Древние скандинавы представляли мир в виде дерева - ясеня, имеющего крону, ствол и корни. Крона мирового древа ограничивала скандинавскую вселенную в пространстве; ствол, соединяя разделенные части мира, создавал мировую связь; совместно ствол и корни придавали мировому древу устойчивость.



Кроме того, сто структурой ясеня Иггдрасиль соотносились три мировые зоны: ветви - Асгард, ствол - Мидгард, корни - Утгард.

Асгард - жилище богов (асов и ванов) располагался на небе; Мидгард - мир людей - на земле. Утгард - пространство, противопоставленное Земле и Небу, населено великанами, карликами и мертвецами.

Боги, жители Асгарда, всего лишь одно из населяющих мир племен. Их предводитель - Один, верховный бог скандинавов, отец богов и людей, обитает в золотом чертоге (Вальхалле), стоящем в центре Асгарда. Один покровительствует войне, магии и поэзии. В скандинавском Пантеоне важное место принадлежит одному из сыновей Одина - Тору: он - бог-громовержец и покровитель земледелия; кроме того, он - главный защитник богов и людей от великанов. Жена Одина, прекраснейшая из богинь, Фрейя (или Фригг) - покровительница домашнего очага. Самый загадочный из обитателей Асгарда - Локки, бог без четких функций, враг асов и при этом - их помощник и советник.

Жители Мидгарда - люди; они - союзники богов в их вечной вражде с великанами. Скандинавы представляли Мидгард плоским островом, лежащим в океане. У Мидгарда тоже есть стена, но его отделяет от Утгарда прежде всего вода.



Великаны - враги богов и людей, жестокие и дикие гиганты, обитающие в Ётунхейме (стране великанов). Карлики живут в недрах гор, богатствами которых владеют.

Мертвецы, не павшие доблестно на поле боя, после смерти попадают в страну мертвых, в Хель. Кроме уже упомянутых существ в скандинавском мире есть еще тролли - чудовища, порожденные Локи: мировой волк (Фенрир), мировой змей (Ермунганд) и хозяйка царства мертвых (Хель). Каждый из них связан с одной мировой зоной: волк Фенрир связан путами в Асгарде, у порога Вальхаллы; змей Ермунганд плавает вокруг Мидгарда; Хель правит Нирльхеймом. Вместе с ними угроза сил зла и хаоса распространяется на все мироустройство.

Происхождение мира в скандинавской мифологии. Известные нам варианты древнескандинавской космогонии никак не сочетаются с только что описанной схемой мироустройства. Исследователи в связи с этим говорят о "двух проекциях" одной и той же картины мира - "вертикальной" и "горизонтальной". Скандинавская космогония (подобно греческой) начинается с хаоса, но это не смешение природ, а их предельная поляризация: до всего существовали две бездны - льда и огня. Из инея возникает первосущество - великан Имир, прародитель племени великанов. Создание упорядоченного мира обусловлено убийством первосущества и расчленением его гигантского тела, из частей которого возникают все необходимые элементы космоса - небо, земля, реки, горы, леса, облака и т.д. Убийцы Имира - Один и его братья становятся первыми асами. Женитьба Одина на Фрейе порождает племя богов.



Происхождение людей - три варианта:

1) люди - создания бога света Хеймдаля;

2) люди созданы карликами себе на забаву;

3) люди - потомки Аска и Эмблы (ясеня и ольхи) - двух кусков дерева, оживленных богами, нашедшими их на берегу моря и ставших первыми мужчиной и женщиной.

 

Судьбы мира в скандинавской мифологии.

Скандинавским миром правит судьба, а не боги, которые не обладают ни всеведением, ни всемогуществом, ни бессмертием (главным атрибутом греческих богов). Гибель богов предопределена: они сами навлекли ее на себя, нарушив клятву, данную великану, построившему стену Асгарда. Но гибель богов станет и гибелью мира. В этот день (Рагнарек) волк Фенрир вырвется из пут и убьет Одина, мировой змей обрушится на Мидгард, но будет убит Тором, который тоже погибнет в этом бою. Воины Одина (Эйнхерии) сразятся с мертвецами, собранными Хёль, боги - с великанами, но мир погубит не битва Асгарда и Мидгарда с Утгардом, а подземный огонь, который вырвется на свободу и сожжет все три мировых зоны. Его погасит потоп, после которого начнется новый мировой цикл.

 

Дидактический эпос "Речи Высокого"

 

В "Старшей Эдде" дидактический цикл представлен единственным, но очень важным текстом - "Речами Высокого". "Высокий" - одно из многочисленных имен Одина, который учит людей двум видам мудрости - житейской и магической.

Раздел, посвященный житейской мудрости, пронизан противопоставлением Ума и Глупости. Одна из ключевых ситуаций, иллюстрирующих эту оппозицию, - пир в незнакомом доме, где гость должен быть бдительным и осторожным, в меру молчаливым, в меру разговорчивым, в меру пить и в меру есть - в противном случае он окажется "глупцом". Тут три существенных момента: призыв к недоверию, призыв к соблюдению меры и в этой связи уже упомянутая альтернатива - быть либо мудрым, либо глупцом.

"Мудрый" слушатель поучений Одина должен был понять оба этих призыва (к недоверию и соблюдению меры) как распространение на людей того состояния безопасности, которым боги пользуются за стеной Асгарда. В суровом скандинавском мире с его частыми родовыми распрями, оно высоко ценилось. Но почему оно несовместимо с репутацией глупца? "Речи Высокого" создавались в родовом обществе, в котором статус отдельного человека определялся статусом рода. Он формировался многими поколениями его предков, но мог быть устранен в одночасье из-за недостатка житейской мудрости у одного члена рода. А в архаическом обществе человек, опозоривший свой род и не сохранивший его статус, негласно становился "persona non grata": он не мог выгодно жениться, ему практически невозможно было приобрести друзей и союзников, и, как следствие, его существование становилось гораздо менее защищенным, то есть более опасным. Так что Один, называя житейскую мудрость "драгоценной", вряд ли преувеличивает.

Магическая мудрость - это знание рун, полученных Одином дорогой ценой. Надо отличать магическую мудрость от мистического знания судеб мира, которым обладает вёльва. Магическая мудрость столь же практична, как и житейская. Но ее прикладной характер проявляется в других условиях и другим способом. Знание рун дает власть над тайными, скрытыми свойствами вещей. Правильно начертанные руны могут спасти корабль в бурю, в бою отклонить стрелу или меч врага, успокоить пожар. То, что Один делится со своими слушателями знанием, однажды стоившим ему жизни, говорит о том, насколько боги в скандинавской мифологии дорожат союзом с людьми. Этим она разительно отличается от греческой с ее "антропомахией", описанной Гесиодом в "Трудах и днях".

 

Древнескандинавский героический эпос

 

Жанр героического эпоса имеет ряд особенностей:

1) героический эпос (песни о героях) как правило основан на исторических событиях, но искажает их до неузнаваемости;

2) преобразование исторической основы однотипно: событие незначительное, периферийное превращается во всемирно-историческое, гигантское по масштабам;

3) подлинные события, лежащие в основе героических сюжетов, как правило, берутся не из истории народа, создающего данный эпос.

Лучший пример всех трех особенностей - "Илиада", но и для "Старшей Эдды" они тоже сохраняют силу.

Основной героический сюжет "Старшей Эдды" заимствован не из истории скандинавов - он восходит к эпохе Великого переселения народов и сохраняет память об уничтожении Аттилой в V веке королевства бургундов. Далее, это событие - отнюдь не из цикла всемирно-исторических, но именно оно, а не многовековая (и в итоге - успешная) борьба германцев с Римом дало начало древнегерманскому эпосу.

В "Старшей Эдде" есть целый ряд самостоятельных героических песней, но некоторые из них связаны в единый сюжет с помощью повторяющегося (сквозного) мотива "рокового золота". Целостное повествование двухчастно: оно имеет два сюжетных "ядра" - героико-мифологическое и героико-историческое.

Героико-мифологическая часть начинается с ввода мотива "рокового золота", движущего повествование; это история убийства асами Оттра и выкупа за него. Затем - эпизоды конфликта Регина и Фафнира из-за полученного сокровища, мести Регина - руками Сигурда, убийства Регина Сигурдом, который стал обладателем клада, встречи Сигурда и Брюнхильд и обмена клятвами верности, эпизоды невольной измены Сигурда Брюнхильд ради Гудрун, женитьбы Гуннара на Брюнхильд и ее мести Сигурду.

Героико-историческое ядро включает эпизоды сватовства Атли к Гудрун, приглашения им Гуннара и Хёгни на пир; поездки братьев в замок Атли, их убийства ради все того же золота и мести Гудрун мужу за гибель братьев. Эти две части отличаются не только источниками, но и принципиально различным поведением протагонистов. По сути, это оппозиция двух типов героев: паре "Сигурд - Брюнхильд" противостоит пара "Гудрун - Гуннар".

Сигурд и Брюнхильд - эталоны нормативного поведения, поскольку они послушны велениям судьбы. В этом послушании Сигурд доходит до "героической пассивности": он действует не по своей воле, а следуя течению событий, в которых он слышит голос судьбы. Сигурд подчиняется ему не раздумывая и не колеблясь: убивает Фафнира по воле Регина, в силу необходимости, клянется в верности Брюнхильд - по ее настоянию, женится на Гудрун по воле ее матери и т.д. Брюнхильд вкладывает в послушание судьбе больше личной страсти, чем Сигурд: для нее покорность судьбе означает выполнение долга, требующего мести клятвопреступнику. Но при этом она не поддается ни женской слабости, ни ревности и не превышает меру возмездия. Гуннар и Гудрун - носители противоположной этики, этики героической чрезмерности. Она проявляется в немыслимой для древних скандинавов дерзости - будь то стремление Гуннара подняться над судьбой ценой саморазрушения или способствовать Гудрун выйти за человеческие пределы жестокости и мстительности. Тем не менее, для слушателей "Эдды" обе категории героев равно заслуживают восхищения, поскольку принадлежат абсолютному прошлому: в настоящем уже невозможна ни "эталонная" покорность судьбе, ни запредельность бросаемого ей вызова.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.