Сделай Сам Свою Работу на 5

Система водяного отопления.





По устройству похожа на систему парового отопления, но по трубам идет не пар, а горячая вода.

Отопление должно поддерживать постоянную комфортную температуру в помещении. Поэтому температура воды, идущей по трубам должна зависеть от температуры наружного воздуха:

Таким образом, большим преимуществом водяного отопления является возможность регулировки, то есть способность при различной температуре наружного воздуха обеспечивать оптимальную температуру в помещении. Отопление должно работать в строгом соответствии с температурой окру­жающей среды.

Водяное отопление наиболее распространено в настоящее время.

Лучистое (панельное) отопление.

Принцип заключается - в нагреве внутренних поверхностей наружных-стен (панельная часть здания). В стенах прокладываются трубы водяного или парового отопления. В том случае, если стены холоднее тела человека (так обычно и бывает), то человек теряет тепло путем излучения к этим холодным поверхностям из-за разницы температуры. При панельном отоплении стены нагреваются до 35-45 градусов, поэтому потери тепла путем излучения резко уменьшаются, более того стены сами излучают тепло, которое поглощается телом человека. В связи с этим человек ощущает такой же тепловой ком­форт при температуре воздуха в.помещении 17-18 градусов, как при 19-20 градусах в обычных условиях.



Наконец, еще одним преимуществом лучистого отопления является воз­можность использования его для охлаждения воздуха при пропускании, на­пример, воды из артезианской скважины (10-15 градусов).

8. Системы больничного строительства и их гигиеническая характеристика. Принципы размещения в населенном пункте лечебных учреждений

Больни́ца — вид гражданского стационарного медицинского учреждения, направленного на лечение больных и/или специализированную углубленную дифференциальную диагностику заболеваний в стационарных условиях.

Типы организации больниц

Децентрализованные — тип устройства, при котором каждое отделение занимает отдельный корпус больницы. Недостаток такой системы — большая занимаемая площадь. В чистом виде практически не встречается, относительный пример



Централизованные — абсолютное большинство отделений совмещено в одном корпусе, располагаясь, как правило, на разных этажах или частях здания. Как правило при таком виде организации за пределы одного здания вынесены технические помещения, пищеблок, поликлиническое и танатологическое (патологоанатомическое) отделения.

Смешанный — совмещение особенностей обоих видов: имеется один-два крупных корпуса со множеством отделений и несколько более мелких корпусов для некоторых отделений. Большинство крупных больниц организованно по такому принципу.

Требования к земельному участку для строительства больницы.

1) Обычные больницы располагаются в черте города, а некоторые спе­циализированные (онкологические, туберкулезные, психиатрические и др.) - вне города.

2) Требования непосредственно к участку:

 

1. Возвышенное положение, сухое, проветриваемое и инсолируемое место, подходящий для капитального строительства фунт и т.д.

2. Предпочтительна прямоугольная форма участка с расположе­нием длинной оси в направлении с востока на запад (обеспечивает наиболее благоприятную южную ориентацию большего числа палат)

3. Удаленность от источников загрязнения, расположение отно­сительно них с учетом розы ветров.

4. Удаленность от источников шума и др.

Требования к генеральному плану.

1) При планировке необходимо зонирование больничного участка:

1. Зона лечебных корпусов

а) Неинфекционных

б) Инфекционных

2. Зона поликлиники

3. Садово-парковая зона (Площадь зеленых насаждений должна быть не менее 60% общей площади земельного участка больницы.)



4. Зона хозяйственных корпусов (кухня, прачечная, котельная и тд.)

5. Зона патологоанатомического корпуса

6. Зона радиологического корпуса

Между зонами должны быть предусмотрены полосы зеленых насаждений шириной не менее 15 м.

2) Правильное размещение различных зон в пределах участка. Админи­стративно-хозяйственные здания можно размещать на границе участка, при­чем административные (а также поликлинику) - ближе к наружной границе и
главному въезду, а хозяйственные - на противоположной стороне участка. В глубине участка следует также располагать патологоанатомическии корпус с моргом.

3) Соблюдение достаточных разрывов между различными строениями.

1. Между лечебными корпусами, службой приготовления пищи и патологоанатомическим корпусом - не менее 30 м

2. Между радиологическим корпусом и другими зданиями - не менее 25 м.

3. Участок больницы, расположенной на территории жилой застройки города (поселка), должен быть защищен полосой зеленых насаждений шириной не менее 10 метров, исходя из двухрядной посадки высокоствольных деревьев. В случае расположения палатного корпуса вдоль транспортной магистрали, ширина полосы зеленых насаждений удваивается.

Между соседними зданиями (между стенами с окнами палат) - не менее 2 х высот противостоящего здания (но не менее 25 м).

9. Гигиенические требования к больничному участку.

 

1.1. Лечебные учреждения должны размещаться в строгом соответствии с утвержденными генеральными планами застройки населенных пунктов и проектами детальной планировки.

1.2. Размеры земельных участков лечебных учреждений следует принимать в соответствии с главой СНиП по планировке и застройке городов, поселков и населенных мест.

1.3. Палатные корпуса необходимо размещать не ближе 30 метров от красной линии застройки. Разрывы между корпусами должны быть не менее 25 метров.

1.4. Участок больницы, расположенной на территории жилой застройки города (поселка), должен быть защищен полосой зеленых насаждений шириной не менее 10 метров, исходя из двухрядной посадки высокоствольных деревьев. В случае расположения палатного корпуса вдоль транспортной магистрали, ширина полосы зеленых насаждений удваивается.

1.5. Земельный участок должен быть благоустроен, озеленен. Площадь зеленых насаждений должна быть не менее 60% общей площади земельного участка больницы.

1.6. На земельном участке должны быть выделены зоны: лечебных и административных корпусов, садово-парковая зона с площадками для отдыха больных, для посетителей, для занятий физкультурой и т.д., хозяйственная зона (сараи, гаражи, вспомогательные здания и др.) с инженерными сооружениями. Последняя должна быть обособлена, располагаться на периферии участка и иметь отдельный въезд.

Отдельно необходимо выделять зону ритуальной части с патологоанатомическими лабораториями, которая должна быть защищена декоративными зелеными насаждениями, исключающими просмотр траурных церемоний.

Размеры садово-парковой зоны больницы следует принимать из расчета 25 кв. м на 1 койку.

10. Сравнительная гигиеническая оценка больничных зданий с разным типом внутренней планировки. Понятие о палатной секции.

Палатные отделения являются основным функциональным структурным элементом стационарных лечебных учреждений. В них осуществляется диагностика заболеваний, лечение, наблюдение и уход за больными. Палатные отделения, как правило, состоят из двух палатных секций и общих помещений, расположенных между секциями. К общим помещениям отделения относятся лечебные и диагностические кабинеты, столовая с буфетной, служебные помещения.

Палатная секция представляет собой изолированный комплекс палат и лечебно-вспомогательных помещений, предназначенных для больных с однородными заболеваниями. Она включает в себя:

1) Помещения для пребывания больных: больничные палаты, комната дневного пребывания и др.

2) Лечебно-вспомогательные помещения: пост дежурной медицинской сестры, кабинет врача, процедурная, перевязочная (хирургические от­деления)

3) Хозяйственные помещения: буфетная, столовая, бельевая, комната се­стры-хозяйки и тд.

4) Санитарный узел

5) Палатный коридор

Количество коек с палатной секции должно быть, как правило, не менее 20 и не более 30(кроме психиатрических) и определяется заданием на проектирование в соответствии с профилем отделения.

В инфекционном стационаре основной структурной единицей палатного отделения может быть не палата, а бокс, полубокс или боксированная палата.

При использовании боксов предусматривается возможность полной изоляции больных (боксы предусматриваются на 1-2 койки). Больной не выходит из бокса до выписки, покидая его через наружный выход с тамбуром. Через наружный выход бокса больного перевозят также на исследования и лечение в специализированные кабинеты или боксы, также имеющие наружные входы. Вход персонала в боксы предусматривается из неинфекционного “условно чистого” коридора через шлюзы, где производится смена спецодежды, мытье и дезинфекция рук. Боксированные отделения обладают наибольшей маневренностью и пропускной способностью, что особенно важно для отделений с малой вместимостью. Полубоксы отличаются от боксов тем, что не имеют наружного выхода. Полубоксы также предусматриваются на 1 и 2 койки. Режим полубоксированного отделения отличается от боксированного тем, что больные поступают в полубоксы из общего коридора отделения, через санитарный пропускник. Боксированные палаты отличаются от полубоксов отсутствием ванной и входом в уборную из шлюза.

Палатные отделения для неинфекционных больных подразделяются на отделения терапевтических профилей, хирургических профилей и специальные. К последним относятся офтальмологические, психиатрические, наркологические, дерматовенерологические и др.

Палатное отделение может быть линейным с одним или двумя коридорами, или центричным с расположением палат по периметру здания, при этом коридоры должны иметь торцовое освещение.

11. Особенности внутренней планировки и санитарного режима терапевтического отделения. Нормативы площади и кубатуры на 1 больного в палате.

Если вместимость палатного отделения более 30 коек, то его целесообразно устраивать из палатных секций в расположенных между ними, в так называемой центральной зоне, помещений, общих для всего отделения. Палатная секция включает: а) палаты на 25-30 коек; холл для дневного пребывания больных (15 м2); б) лечебно-вспомогательные помещения: кабинет врача (10 м2); процедурная (13-18 м2); пост дежурной сестры (4 м2); клизменная (8 м2); в) хозяйственные помещения: буфетная (14 м2); столовая (18 м2); г) санитарный узел; д) палатный коридор, связывающий все названные помещения. Палатная секция не должна быть проходной. Она имеет свой обслуживающий персонал. Эти условия облегчают создание в ней гигиенического комфорта.

Важное значение в создании необходимых для больных гигиенических условий имеет устройство и оборудование палат. Кроме обычных, в настоящее время применяют такие разновидности палат: интенсивной терапии, боксированные, полубоксы, боксы и другие.

Палатную секцию комплектуют из четырехкоечных (60 %), двухкоечных (20 %) и однокоечных палат (20%).

Для обеспечения больных свежим и чистым воздухом необходима достаточная площадь и кубатура палаты, а также хорошая вентиляция.

Минимальный объем вентиляции одного больного должен быть не менее 40-50 м3 воздуха, а оптимальный в 1,5-2 раза больше, поэтому при кондиционировании воздуха в больнице рекомендуется до 100 м3 на больного в час. Если исходить из минимума, то при двукратном обмене воздуха в течение часа необходимая кубатура помещения на одного больного должна составить 20-25 м3. При высоте палаты 3-3,2 м подобная кубатура достигается при площади пола 7-7,5 м2, поэтому нормами проектирования на одного больного в многокоечной палате отводится 7 м2.

Двукратный воздухообмен в палате может быть достигнут при наличии механической вентиляции или путем многоразового в течение дня проветривания помещения с помощью средств усиления естественной вентиляции (форточки, фрамуги).

Состояние воздушной среды должно быть объектом систематического контроля. Санитарные показатели воздуха в палате должны соответствовать следующим нормам: а) отсутствие запаха; б) содержание двуокиси углерода не более 0,07-0,1 %; в) общая обсемененность воздуха не боле 3000-4000 микробов в 1 м3; наличие гемолитических и зеленящих стрептококков не более 15-20 в 1 м3; д) окисляемость воздуха не более 5-6 мг О2 в 1 м3. Немалое значение имеет микроклимат палат. В зимнее и прохладное время комфортная температура составляет 19-22 °С, а летом верхний предел зоны комфорта возрастает до 24 °С. В помещениях, где больной находится обнаженным (ванная) температура воздуха должна быть не ниже 24-25 °С.

В связи с физиологическим, тепловым и бактериологическим действием солнечной радиации необходимым условием здоровой обстановки в палате является хорошее естественное освещение. Наилучшая ориентация окон палат в южных широтах - южная; в северных - южная, юго-восточная, юго-западная; в средних - южная и юго-восточная.

Часть палат, лечебно-вспомогательные и хозяйственные помещения ориентируют окнами на северные и другие неблагоприятные румбы.

Световой коэффициент в палате желателен 1:5-1:6; КЕО - не менее 1. Источники общего освещения должны обеспечить в палате при лампах накаливания освещенность не менее 30 лк, при люминесцентных (лампы белого света) - не менее 100 лк. Применяют светильники отраженного или полуотраженного света. Лучше применять настенные светильники, располагаемые над изголовьем каждой кровати на высоте 1,6-1,8 м от пола. Светильник должны давать свет в верхнюю и нижнюю полусферы. Нижний поток должен создавать освещенность, необходимую для чтения и выполнения несложных медицинских процедур (150-300 лк).

Отопление - центральное водяное и лучистое.

В крупных больницах приточно-вытяжная механическая вентиляция.

Водоснабжение с помощью водопровода (250-400 л на одну койку).

Для борьбы с шумом осуществляют отделку палат звукопоглощающими материалами.

1 раз в 7-10 дней проводится гигиеническая ванна со сменой постельного и нательного белья.

Питание четырехразовое, в соответствии с характером заболевания назначается стол лечебного питания (0-15).

Для удобства обслуживания больных и лучшего использования дневного освещения койки в палатах располагаются параллельно стене с окнами. В целях ограничения передачи воздушно-капельной инфекции расстояние между койками должно быть не менее 0,9-1 м. Койки ставят на расстоянии 0,8-1 м от наружной стены и окон. Минимальная ширина одиночных палат - 2,9 м.

Минимальная ширина коридоров в палатных отделениях - 2,4 м, коридоров, используемых для ожидания, при двустороннем расположении кабинетов - 3,2 м.

Кроме коек, в палате нужны прикроватные столики с полочками для индивидуальных вещей больного; стулья; стол; шкаф или вешалка для халатов. Желательно использовать прикроватные столики удобные для приема пищи и чтения.

Мебель должна быть гладкой, без выступов, окрашенной в светлые тона, легко очищаемой. Поверхность стен и перегородок должна быть гладкой и допускающей мокрую (влажную) уборку и дезинфекцию. Полы должны быть покрыты водонепроницаемыми материалами, пригодными для легкой очистки и обработки дезинфицирующими средствами. Для отделки стен и потолка запрещается применение нитрокрасок (можно водоэмульсионные).

Пост дежурной сестры размещается вблизи процедурной и однокоечных палат, предназначенных для тяжелобольных, нуждающихся в интенсивном уходе. С поста должны просматриваться коридор, входы в палаты и вспомогательные помещения. Расстояние от поста до обслуживаемых палат не более 15 метров.

Пост должен иметь:

1) стол;

2) шкаф;

3) стерилизатор;

4) холодильник;

5) умывальник;

6) телефон;

7) сигнализационный блок (состоит из аппаратуры для сигнала из палаты о вызове медперсонала и двусторонней переговорной связи сестры и больного).

В санитарный узел входят:

1) умывальные;

2) ванная;

3) уборные;

4) подсобное помещение.

Чтобы запахи не проникали в коридор, санитарный узел обеспечивают вытяжной вентиляцией. Нужны три уборные: мужская; женская с биде; для персонала.

Подсобные помещения оборудуют приспособлением и специальным сливом для мойки суден, паровым стерилизатором для их дезинфекции, шкафом с вытяжкой для хранения выделений больных, ларем для грязного белья, шкафом для предметов уборки, столом для мытья клеенок и умывальником.

12. Особенности внутренней планировки и санитарного режима хирургического отделения. Нормативы площади и кубатуры на 1 больного в палате

 

При планировке хирургического отделения предусматривают операционный блок; удобные связи с операционным блоком и диагностическим отделением; наличие соответствующего числа перевязочных и процедурных; организацию условий для послеоперационного пребывания больных в специально оборудованных палатах; исключение возможности контакта послеоперационных «чистых» больных и так называемых «гнойных» больных, у которых появились послеоперационные осложнения.

Операционный блок — структурное подразделение хирургического отделения больницы, состоящее из операционных и комплекса вспомогательных (и обеспечивающих) помещений для проведения хирургических операций.

Операционные блоки размещаются в изолированном блоке, секции или отдельном здании, которые соединены со стационаром переходами и максимально удалены от вертикальных коммуникаций (технических шахт, лифтов, мусоропроводов).

Более рациональным является размещение операционного блока в составе обособленного лечебно-диагностического корпуса, непосредственно примыкающего к палатному корпусу или соединенному с ним утепленными переходами. Допускается его размещение на верхнем этаже палатного корпуса. Отделения в операционных блоках не должны быть проходными. Входы в них для персонала должны быть организованы через санпропускники, а для больных — через шлюзы.

Параметры Больничные палаты. Операционный блок.
Площадь 7 м2 36 м1 - операционная обще­хирургического профиля
Высота Не менее 3.3-м 3.5 м, лучше - до 4-4.5 м
Ориентация Окна - желательно на юг. Окна - на север.
Стены Гладкие и матовые, окра­шенные масляной краской светлых тонов Облицовка кафелем светло­серого цвета, цвета морской волны.
Полы Паркетные или покрытые линолеумом. Кафель, линолеум.
Оборудование Кровати (расстояние между ними - не менее 0.8 м), при­кроватные тумбочки, стул у каждой кровати, общий стол. Необходимое требование ко всему оборудованию - сте­рильность.

 

Операционные блоки делятся на общепрофильные и специализированные (травматологические, кардиохирургические, ожоговые, нейрохирургические и др.).

Количество операционных в центральных районных и межрайонных больницах в сельской местности и городских районных больницах следует принимать 1 операционная на каждые 30 коек хирургического профиля и на 25 коек в больницах скорой медицинской помощи. В специализированные отделения хирургического профиля при расчете числа операционные необходимо учитывать профиль отделений. Количество операционных в областных и клинических больницах определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.

В состав помещений как общепрофильных, так и специализированных операционных блоков входят септические и асептические отделения (операционные со вспомогательными служебными помещениями). Обеспечивают строгое зонирование внутренних помещений: стерильная зона, зона строгого режима, зона «грязных» помещений. Вспомогательные помещения операционного блока предусматриваются отдельно для асептической операционной и септической операционной. При размещении операционных друг над другом септические операционные размещают выше асептических или на верхних этажах корпусов терапевтического профиля.

Помещения операционных относятся к стерильной зоне хирургического отделения.

К зоне строгого режима относят:

• помещения подготовки персонала к операции (предоперационные и гардеробные персонала для специальной и рабочей одежды);

• помещения подготовки больного к операции, включая наркозную;

• помещения для аппаратуры и оборудования, предназначенного для обеспечения жизнедеятельности больных (аппарат искусственного кровообращения, аппарат для гипотермии и др.);

• послеоперационные палаты и помещение (пост) дежурной медицинской сестры;

• вспомогательные помещения, включая шлюз при входе в операционную.

В зону ограниченного режима входят:

• помещения для диагностических исследований;

• помещения для подготовки к операции инструментов и оборудования, включая стерилизационную или центральную достерилизационную операционного блока, инструментально-материальную, помещение разборки и мытья инструментов, дезинфекции наркозно-дыхательной аппаратуры;

• помещения персонала, включая кабинеты хирургов, врача-анестезиолога, протокольную, комнату медицинских сестер-анестезисток и комнату младшего персонала;

• вспомогательные помещения, включая шлюзы при входе в септическое и асептическое отделения, комнату центрального пункта мониторной системы для слежения за состоянием больного, гипсовую, помещения для обслуживания послеоперационных палат (мытья, дезинфекции суден, мытья и сушки клеенок и пр.);

• складские помещения, включая помещение для хранения крови, помещение для хранения передвижного рентгеновского аппарата и фотолабораторию, кладовую наркозно-дыхательной аппаратуры, помещение приготовления и хранения дезсредств, помещение временного хранения каталок.

В операционных блоках мужской и женский санпропускники для персонала проектируют каждый в составе трех смежных помещений. Первое помещение оборудовано душем, санузлом и дозатором с раствором антисептика. Здесь приходящий персонал снимает спецодежду, в которой работал в отделении, принимает душ и осуществляет гигиеническую обработку рук. Во втором помещении персонал надевает чистые хирургические костюмы, разложенные в ячейках по размерам, специальную обувь, бахилы и выходит из санпропускника. После проведения операций персонал возвращается в санпропускник через третье помещение, в котором устанавливают контейнеры для сбора использованного белья (халатов, масок, хирургических костюмов, шапочек, бахил). Далее персонал проходит в первое помещение, где при необходимости принимает душ, надевает спецодежду для работы в отделении и выходит из оперблока.

 

Потоки в операционном блоке должны быть разделены на «стерильный» (проход хирургов, операционных сестер); «чистый» (для доставки больного, прохода анестезиологов, младшего и технического персонала, чистого белья, медикаментов); «грязный» (для удаления отходов, использованного белья, перевязочного материала и т.д.). Потоки обеспечиваются раздельными лифтами, они не должны пересекаться.

 

13. Особенности внутренней планировки и санитарного режима акушерских отделений. Нормативы площади и кубатуры на 1 больного в палате

 

Стационарную акушерскую помощь населению оказывают в самостоятельных родильных домах или в родильных отделениях, входящих в состав больниц, по территориальному принципу. В состав родильного дома входят акушерские и гинекологические отделения, женская консультация, а также клинико-диагностическая лаборатория, рентгеновское отделение, отделение функциональной диагностики, центральное стерилизационное отделение, аптека, вспомогательные службы (пищеблок, прачечная, дезинфекционное отделение), служебно-бытовые помещения. Гинекологическое отделение должно размещаться изолированно в отдельном блоке или отсеке здания.

Архитектурно-планировочные особенности проектирования акушерских отделений и роддомов должны обеспечивать цикличность поступления женщин и санитарной обработки отделений, упорядочение внутрибольничных потоков, оптимальные условия работы персонала, четкое разделение помещений на зоны: помещение приема; родовое физиологическое отделение; послеродовое физиологическое отделение; обсервационное отделение; отделение патологии беременности; помещение выписки.

В приемном отделении для санитарной обработки поступающих организуются два потока: «чистый» — в физиологическое отделение и отделение патологии беременности; «грязный» — в обсервационное отделение.

В состав помещений приемных отделений следует включать фильтр с выходом на два изолированных потока: в обсервационное отделение и отдельно в акушерское физиологическое отделение, патологии беременности. На каждом потоке должны быть смотровая с гинекологическим креслом и помещение для санитарной обработки поступающих в стационар.

Родильницы с новорожденными из послеродового физиологического отделения и беременные из отделения патологии беременности составляют один поток выписывающихся, другой поток — родильницы с новорожденными из обсервационного отделения. Пути движения беременных, рожениц и родильниц физиологического отделения и патологии беременности должны быть строго изолированы от путей движения рожениц и родильниц обсервационного отделения.

Для цикличности работы родового отделения предродовые, родовые, подготовительные для персонала и малые операционные должны быть разделены на две секции. Родовые палаты и подготовительную для персонала следует изолировать от прочих помещений отделения; подготовительную персонала следует размещать перед родовыми палатами или между ними.

Послеродовое физиологическое отделение может состоять из палат раздельного или совместного пребывания родильниц и новорожденных. Допускается размещать палаты новорожденных между палатами родильниц. Перед входом в палатную секцию должен быть шлюз с организованным самостоятельным воздушным режимом. Все палаты для женщин должны иметь шлюз, уборную и душ с гибким шлангом, шлюзы устраивают и на входе в отсек палат новорожденных. Палаты новорожденных должны быть отделены друг от друга и от коридоров остекленными перегородками, что обеспечивает изоляцию и дает возможность дежурной медсестре наблюдать за новорожденными. Вакцинация новорожденных производится непосредственно в палате новорожденных. Вакцина хранится в холодильнике под замком в помещении для хранения и разведения вакцин БЦЖ.

Обсервационные отделения размещают на первом этаже или на верхнем этаже над отделением патологии беременных. Родовой бокс обсервационного отделения предусматривается для женщин с сифилисом, туберкулезом и прочими инфекционными заболеваниями; он должен иметь наружный вход через тамбур и вход из обсервационного отделения через шлюз с умывальником.

Планировка отделения патологии беременности должна обеспечивать транспортировку беременных в родовое физиологическое или обсервационное отделение через их приемные отделения, а также выход для беременных этого отделения на прогулки в изолированный двор. В отделении патологии беременности должен быть кабинет пренатальной диагностики.

Интерьер помещения ожидания выписывающихся родильниц с новорожденными должен соответствовать торжественности момента встречи. Помещения выписки и ожидания располагают смежно с вестибюлем для посетителей.

Приемно-смотровые помещения, предродовые палаты, родовые, операционные, все палаты, санитарные помещения, шлюзы при выходе в отделения оборудуют бактерицидными облучателями.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.