Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема № 6. Социология образования.





Литература.

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

2. Бачинин В.А., Сандулов Ю.А. История западной социологии. М., 2002.

3. Гидденс Э.Социология. М. 1999. С. 487-506.

4. Голосенко И.А. Питирим Сорокин: Судьба и труды. Сыктывкар, 1991. История социологии (19-перв.пол. 20 века). М., 2003.

5. Биекенов К.У., Садырова М.С., Нагайбаева З.А. Институционализация социологии в Казахстане. КазНУ им. Аль-Фараби, Алматы. 2007.

6. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов. М., 1995.

7. История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 1. М.: Канон, 1997.

8. Классики теоретической социологии XX века: Рабочая тетрадь по истории социологии. М.: ГУ ВШЭ, 2001.

 

Контрольные вопросы (обратная связь).

· Из каких идей родилась социология?

· Раскройте позитивистские концепции О.Конта и Г.Спенсера.

· Назовите крупнейших социологов Х1Х - первой половины ХХ века.

· Что означает материалистическое понимание истории?

· Кто ввел в социологию понятие идеального типа и что оно означает?

· Какие концепции получили наибольшее распространение в зарубежной социологии второй половины ХХ века? Назовите основные идеи и проблемы политических учений США, Англии и Франции ХХ в.



Тема № 3: Общество как социальная система.

Цель:усвоение студентами информации:

· Теоретические основы системного подхода.

· Основные категории системного подхода.

· Типы социальных систем

 

План лекции:

  1. Понятие «общество».
  2. Общество с позиций социального детерминизма и функционализма.
  3. Социальная система как структура.
  4. Типы социальных систем.

 

Тезисы лекции:

 

Понятие общества – центральная категория социологии.

Системный подход к изучению общества. Системный анализ Т.Парсонса.

Основные функции систем действий: адаптация, целедостижение, интеграция и латентность. Социальная личностная, культурная система и поведенческий организм. Структура социальной системы: ценности, нормы, коллективы и роли. Институционализация как процесс образования устойчивых моделей взаимодействия социальных деятелей.. Подсистемы социальной системы. Методология анализа социальных систем Р.Мертона. Новая стратегия исследования систем: от функций к структурам.



Характеристика социальных структур: культурные цели и средства их достижения. Системы взаимодействия, cоциетальные системы и организации как типы социальных систем.

Иллюстративный материал:наглядные таблицы, схемы, слайды.

Литература.

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. М.,

2007.

2. Комозин А.Н., Кравченко А.Н. Популярная социология. М., 2002.

3. Кравченко А.И. Социология. М., 2007

4. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

 

Контрольные вопросы (обратная связь).

  • Как определяется понятие «общество» представителями различных социологических школ?
  • Почему важна категория «взаимодействие в социологии?
  • Какие черты и качества характеризуют понятие социальной системы?
  • Как различаются понятия «социальная система» и «социетальная система»?

Тема № 4. Социальная структура и социальная стратификация.

Цель:усвоение студентами информации:

· Понятие социальной структуры общества.

· Теории социальной структуры.

· Теории социальной стратификации.

План лекции:

 

  1. Понятие социальной структуры общества.
  2. Теории социальной структуры П.Сорокина и М.Вебера.
  3. Понятие социальной стратификации общества.
  4. Типология теории социальной стратификации.

 

Тезисы лекции:

 

Социальная структура как элемент общества. Социальные группы и процесс их формирования. Теория социальной структуры и социальной мобильности П.Сорокина. Теория социальной структуры М.Вебера.

Понятие социальной стратификации общества.. Теории происхождения неравенства. Типология теории социальной стратификации. Способы анализа социальной стратификации. Основные критерии стратификации в концепциях современных западных социологов (Т.Парсонс, Э.Гидденс и др.). Стратификационная структура современных развитых стран. Разновидности социальной мобильности. Маргинальность и маргинализация. Теория среднего класса.



Иллюстративный материал:наглядные таблицы, схемы, слайды.

Литература. Литература:

1. Аитов Н.А. Равенство неравных людей. Алматы. Санат. 1998.

2. Аженов М.С., Бейсенбаев Д.Э. Социальная стратификация в РК. Алматы, 1997.

3. Гидденс Э. Социология / пер. с англ. – М., 1999. – C. 196 – 232, 266 – 287.

4. 2. Кравченко А.И. Социология: учебник. – М., 2004. – С. 121 – 182.

5. 3. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.,

6. 2005. – С. 270 – 305, 378 – 395.

7. 4. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / пер. с англ. – СПб.,

8. 2000. – 1054 с.

9. Общая социология. Под ред. Эфендиева Л.Г. М., 2000. С. 537-566.

10. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. М., 2001. Гл.7-11

11. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

 

Контрольные вопросы (обратная связь)

  • Раскройте содержание понятий «социальная структура» и «социальная стратификация». В чем состоит сходство и различия?
  • Раскройте содержание понятий «социальный класс», «социальный слой», «социальная группа». Каковы различия между ними и границы применимости?
  • Раскройте роль и значение среднего класса в модернизации общества.
  • Перечислите основные критерии социальной стратификации.

Тема № 5. Социологическая характеристика личности. Девиация и социальный контроль.

Цель:усвоение студентами информации:

· Специфика социологического подхода к личности.

· Основные теории и концепции личности.

· особенности социального контроля и различные формы девиации.

 

План лекции:

  1. Личность как объект социологического анализа.
  2. Структура личности.
  3. Социализация личности.
  4. Понятие девиантного поведения личности.
  5. Социальный контроль.

Тезисы лекции:

Человек, индивид, личность. Личность как субъект и объект общественных отношений. Социологический аспект исследования личности. Теория «зеркального «Я» Ч.Кули и Д. Мида. Психодинамическая теория личности З.Фрейда. Индивидуальная теория личности А.Адлера.

Структура личности. Теория социальных ролей. Свобода личности. Социальные проблемы развития личности. Социальные качества, интересы и поведение личности. Социологические методы исследования личности.

Понятие социализации личности. Содержание процесса социализации, его главные механизмы. Первичная и вторичная социализация личности. Ресоциализация личности. Роль формальных и неформальных институтов в социализации личности. Объективные и субъективные факторы социализации личности.

Проблемы определения девиантного поведения личности. Биологическое, психологическое, социологическое объяснение девиации. Социальный контроль и деликвентное поведение личности. Социальный контроль и его методы. Особенности девиантного поведения в современном казахстанском обществе.

Иллюстративный материал: наглядные таблицы, схемы, слайды.

Литература.

Общая социология. Под ред. Эфендиева Л.Г. М., 2000. С. 455-503.

1. Гидденс Э. Социология. С. 54-118

2. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.

3. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.

4. Волков Ю., Добреньков В., Нечипуренко В., Попов А. Социология Издание 2-е. М. 2003 http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/volkov/index.php

5. Гофман И. Представление себе другим в повседневной жизни // Социология. Хрестоматия для вузов. - М.: Академический Проект, 2002. - С. 607 -617.

6. Кравченко А.И. Учебник. М.: Инфра-М, 2007, Гл.15

7. Мухаев Р.Т.- Социология: конспект лекций. Учебное пособие для ВУЗов.- М.: Проспект, 2009. – 174 с.

8. Социология. Учебник для вузов. Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - Гл. 14. - С. 254 - 266.

9. Фролов С.С. – Общая социология. – М.: Проспект, 2010. - 384 с.

Контрольные вопросы (обратная связь).

  • Как соотносятся между собой понятия «человек», «индивид», «личность»?
  • В чем заключается специфика социологического подхода к определению личности?
  • Что такое социальная структура личности?
  • В чем состоит основное содержание концепции социальных статусов и ролей?
  • В каких терминах описывается в социологии социализация личности?
  • Раскройте понятие девиантного поведения и его форм.
  • Что такое «социальный контроль? Каковы его методы?

Тема № 6. Социология образования.

Цель:усвоение студентами информации:

· Социология образования как как специальная социологическая теория.

· Социальная политика в области образования.

· Концепции образования.

План лекции:

 

  1. Образование как социальный институт.
  2. Различные концепции образования.

Тезисы лекции:

Система образования как важнейший социальный институт (функции образования в обществе и взаимосвязь с другими институтами, его учреждения как социальные организации).

Требования, предъявляемые изменениями в жизни (НТР и переход к рынку) к человеку и системе образования – приобретение каждым человеком восприимчивости к инновациям.

Различные концепции образования: образование как средство социального контроля; образование как фильтрующее устройство; образование – капиталовложение в будущее; образование как борьба за статус. Этапы процесса образования: дошкольный, начальная школа, среднее, высшее. Массовое и элитарное образование. Государственные и частные учебные заведения. Централизованное и децентрализованное образование. Техническое и гуманитарное образование. Образование и успех. Образование и карьера. Образование и заработок. Изменения в системе образования в Республике Казахстан.

Иллюстративный материал:наглядные таблицы, схемы, слайды

Литература.

Основная:

1. Аитов Н.А., Биекенов К.У. Социология. – Алматы: Казак университет!, 2002.

2. Социология образования.//эл.журнал http://www.edit.muh.ru/content/mags_soc.htm

3. Осипов, В. В. Тумалев. – Ростов: ФЕНИКС, 2005.

4. Социология образования. Учебное пособие. Отв. Ред. Осипов А.М. - Вели-

кий Новгород. 2004.

5. Добреньков В. И., Нечаев В. Я. Образование и общество. М.: Изд-во МГУ,

Контрольные вопросы (обратная связь).

1. Дайте определение понятия «образование». В чем состоит специфика социологического подхода к изучению образования?

2. Перечислите основные функции образования и раскройте их содержание.

3. Как реализуется интегративная функция систем образования?

4. Перечислите основные концепции образования.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.