Тема № 6. Социология образования.
Литература.
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
2. Бачинин В.А., Сандулов Ю.А. История западной социологии. М., 2002.
3. Гидденс Э.Социология. М. 1999. С. 487-506.
4. Голосенко И.А. Питирим Сорокин: Судьба и труды. Сыктывкар, 1991. История социологии (19-перв.пол. 20 века). М., 2003.
5. Биекенов К.У., Садырова М.С., Нагайбаева З.А. Институционализация социологии в Казахстане. КазНУ им. Аль-Фараби, Алматы. 2007.
6. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов. М., 1995.
7. История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 1. М.: Канон, 1997.
8. Классики теоретической социологии XX века: Рабочая тетрадь по истории социологии. М.: ГУ ВШЭ, 2001.
Контрольные вопросы (обратная связь).
· Из каких идей родилась социология?
· Раскройте позитивистские концепции О.Конта и Г.Спенсера.
· Назовите крупнейших социологов Х1Х - первой половины ХХ века.
· Что означает материалистическое понимание истории?
· Кто ввел в социологию понятие идеального типа и что оно означает?
· Какие концепции получили наибольшее распространение в зарубежной социологии второй половины ХХ века? Назовите основные идеи и проблемы политических учений США, Англии и Франции ХХ в.
Тема № 3: Общество как социальная система.
Цель:усвоение студентами информации:
· Теоретические основы системного подхода.
· Основные категории системного подхода.
· Типы социальных систем
План лекции:
- Понятие «общество».
- Общество с позиций социального детерминизма и функционализма.
- Социальная система как структура.
- Типы социальных систем.
Тезисы лекции:
Понятие общества – центральная категория социологии.
Системный подход к изучению общества. Системный анализ Т.Парсонса.
Основные функции систем действий: адаптация, целедостижение, интеграция и латентность. Социальная личностная, культурная система и поведенческий организм. Структура социальной системы: ценности, нормы, коллективы и роли. Институционализация как процесс образования устойчивых моделей взаимодействия социальных деятелей.. Подсистемы социальной системы. Методология анализа социальных систем Р.Мертона. Новая стратегия исследования систем: от функций к структурам.
Характеристика социальных структур: культурные цели и средства их достижения. Системы взаимодействия, cоциетальные системы и организации как типы социальных систем.
Иллюстративный материал:наглядные таблицы, схемы, слайды.
Литература.
1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. М.,
2007.
2. Комозин А.Н., Кравченко А.Н. Популярная социология. М., 2002.
3. Кравченко А.И. Социология. М., 2007
4. Гидденс Э. Социология. М., 1999.
Контрольные вопросы (обратная связь).
- Как определяется понятие «общество» представителями различных социологических школ?
- Почему важна категория «взаимодействие в социологии?
- Какие черты и качества характеризуют понятие социальной системы?
- Как различаются понятия «социальная система» и «социетальная система»?
Тема № 4. Социальная структура и социальная стратификация.
Цель:усвоение студентами информации:
· Понятие социальной структуры общества.
· Теории социальной структуры.
· Теории социальной стратификации.
План лекции:
- Понятие социальной структуры общества.
- Теории социальной структуры П.Сорокина и М.Вебера.
- Понятие социальной стратификации общества.
- Типология теории социальной стратификации.
Тезисы лекции:
Социальная структура как элемент общества. Социальные группы и процесс их формирования. Теория социальной структуры и социальной мобильности П.Сорокина. Теория социальной структуры М.Вебера.
Понятие социальной стратификации общества.. Теории происхождения неравенства. Типология теории социальной стратификации. Способы анализа социальной стратификации. Основные критерии стратификации в концепциях современных западных социологов (Т.Парсонс, Э.Гидденс и др.). Стратификационная структура современных развитых стран. Разновидности социальной мобильности. Маргинальность и маргинализация. Теория среднего класса.
Иллюстративный материал:наглядные таблицы, схемы, слайды.
Литература. Литература:
1. Аитов Н.А. Равенство неравных людей. Алматы. Санат. 1998.
2. Аженов М.С., Бейсенбаев Д.Э. Социальная стратификация в РК. Алматы, 1997.
3. Гидденс Э. Социология / пер. с англ. – М., 1999. – C. 196 – 232, 266 – 287.
4. 2. Кравченко А.И. Социология: учебник. – М., 2004. – С. 121 – 182.
5. 3. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.,
6. 2005. – С. 270 – 305, 378 – 395.
7. 4. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / пер. с англ. – СПб.,
8. 2000. – 1054 с.
9. Общая социология. Под ред. Эфендиева Л.Г. М., 2000. С. 537-566.
10. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. М., 2001. Гл.7-11
11. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Контрольные вопросы (обратная связь)
- Раскройте содержание понятий «социальная структура» и «социальная стратификация». В чем состоит сходство и различия?
- Раскройте содержание понятий «социальный класс», «социальный слой», «социальная группа». Каковы различия между ними и границы применимости?
- Раскройте роль и значение среднего класса в модернизации общества.
- Перечислите основные критерии социальной стратификации.
Тема № 5. Социологическая характеристика личности. Девиация и социальный контроль.
Цель:усвоение студентами информации:
· Специфика социологического подхода к личности.
· Основные теории и концепции личности.
· особенности социального контроля и различные формы девиации.
План лекции:
- Личность как объект социологического анализа.
- Структура личности.
- Социализация личности.
- Понятие девиантного поведения личности.
- Социальный контроль.
Тезисы лекции:
Человек, индивид, личность. Личность как субъект и объект общественных отношений. Социологический аспект исследования личности. Теория «зеркального «Я» Ч.Кули и Д. Мида. Психодинамическая теория личности З.Фрейда. Индивидуальная теория личности А.Адлера.
Структура личности. Теория социальных ролей. Свобода личности. Социальные проблемы развития личности. Социальные качества, интересы и поведение личности. Социологические методы исследования личности.
Понятие социализации личности. Содержание процесса социализации, его главные механизмы. Первичная и вторичная социализация личности. Ресоциализация личности. Роль формальных и неформальных институтов в социализации личности. Объективные и субъективные факторы социализации личности.
Проблемы определения девиантного поведения личности. Биологическое, психологическое, социологическое объяснение девиации. Социальный контроль и деликвентное поведение личности. Социальный контроль и его методы. Особенности девиантного поведения в современном казахстанском обществе.
Иллюстративный материал: наглядные таблицы, схемы, слайды.
Литература.
Общая социология. Под ред. Эфендиева Л.Г. М., 2000. С. 455-503.
1. Гидденс Э. Социология. С. 54-118
2. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.
3. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.
4. Волков Ю., Добреньков В., Нечипуренко В., Попов А. Социология Издание 2-е. М. 2003 http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/volkov/index.php
5. Гофман И. Представление себе другим в повседневной жизни // Социология. Хрестоматия для вузов. - М.: Академический Проект, 2002. - С. 607 -617.
6. Кравченко А.И. Учебник. М.: Инфра-М, 2007, Гл.15
7. Мухаев Р.Т.- Социология: конспект лекций. Учебное пособие для ВУЗов.- М.: Проспект, 2009. – 174 с.
8. Социология. Учебник для вузов. Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - Гл. 14. - С. 254 - 266.
9. Фролов С.С. – Общая социология. – М.: Проспект, 2010. - 384 с.
Контрольные вопросы (обратная связь).
- Как соотносятся между собой понятия «человек», «индивид», «личность»?
- В чем заключается специфика социологического подхода к определению личности?
- Что такое социальная структура личности?
- В чем состоит основное содержание концепции социальных статусов и ролей?
- В каких терминах описывается в социологии социализация личности?
- Раскройте понятие девиантного поведения и его форм.
- Что такое «социальный контроль? Каковы его методы?
Тема № 6. Социология образования.
Цель:усвоение студентами информации:
· Социология образования как как специальная социологическая теория.
· Социальная политика в области образования.
· Концепции образования.
План лекции:
- Образование как социальный институт.
- Различные концепции образования.
Тезисы лекции:
Система образования как важнейший социальный институт (функции образования в обществе и взаимосвязь с другими институтами, его учреждения как социальные организации).
Требования, предъявляемые изменениями в жизни (НТР и переход к рынку) к человеку и системе образования – приобретение каждым человеком восприимчивости к инновациям.
Различные концепции образования: образование как средство социального контроля; образование как фильтрующее устройство; образование – капиталовложение в будущее; образование как борьба за статус. Этапы процесса образования: дошкольный, начальная школа, среднее, высшее. Массовое и элитарное образование. Государственные и частные учебные заведения. Централизованное и децентрализованное образование. Техническое и гуманитарное образование. Образование и успех. Образование и карьера. Образование и заработок. Изменения в системе образования в Республике Казахстан.
Иллюстративный материал:наглядные таблицы, схемы, слайды
Литература.
Основная:
1. Аитов Н.А., Биекенов К.У. Социология. – Алматы: Казак университет!, 2002.
2. Социология образования.//эл.журнал http://www.edit.muh.ru/content/mags_soc.htm
3. Осипов, В. В. Тумалев. – Ростов: ФЕНИКС, 2005.
4. Социология образования. Учебное пособие. Отв. Ред. Осипов А.М. - Вели-
кий Новгород. 2004.
5. Добреньков В. И., Нечаев В. Я. Образование и общество. М.: Изд-во МГУ,
Контрольные вопросы (обратная связь).
1. Дайте определение понятия «образование». В чем состоит специфика социологического подхода к изучению образования?
2. Перечислите основные функции образования и раскройте их содержание.
3. Как реализуется интегративная функция систем образования?
4. Перечислите основные концепции образования.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|