Сделай Сам Свою Работу на 5

Психологические механизмы возникновения и способы их разрешения





Конфликтологии как науке пошел уже второй век. И за этот период ученые раскрыли много закономерностей протекания конфликта и управления им. Конфликты имеют многообразные области своего проявления. Но особенно острые проблемы они создают в педагогической сфере, поскольку в ней присутствует ребенок - формирующаяся личность.

Что такое конфликт? Какими он обладает характеристиками?

Конфликт в самом обобщенном виде понимается как столкновение (от лат. conflictus - столкновение), противоречие. Сталкиваться могут цели, интересы, позиции, мнения и взгляды, культуры и т. п. Особенно острыми могут быть такие столкновения во временном детском коллективе оздоровительного лагеря.

 

Функции конфликта и его динамика

(стадии протекания)

В массовом педагогическом сознании существует мнение о том, что в конфликтной ситуации в большинстве случаев реализуется деструктивная функция - когда протекание конфликта наносит разрушающее воздействие на сферу отношений, деятельности либо личностную сферу. Однако в конфликте вполне может реализоваться и конструктивная функция - в том случае, когда процесс и результаты конфликта способствуют развитию личности или коллектива, преодолению разногласий и движению вперед. Кроме того, в конфликте присутствует также диагностическая функция - реализуемая тогда, когда происходит осознание существующих проблем и противоречий, понимание необходимости и путей изменений.



Динамика конфликта находит свое выражение в следующих стадиях протекания:

1. Предконфликтная стадия - стадия ухудшения эмоциональных состояний, нарастания напряженности, ухудшения отношений.

2. Стадия конфликтного взаимодействия - на этой стадии возникает собственно конфликтное взаимодействие, чаще всего направленное на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений и целей.

3. Постконфликтная стадия - стадия улучшения (либо сохранения напряженных) отношений и эмоционально-психологических состояний.

Виды конфликтов

Классифицировать виды конфликтов можно по наличию тех или иных участников конфликта. Так, если в конфликте в качестве участников выступают две стороны одной личности - это внутри личностный конфликт. Если в конфликте принимают участие две или несколько личностей - это межличностный конфликт. Когда конфликтуют личность и группа либо несколько группировок в группе -- это внутригрупповой или личностно-групповой конфликт. И наконец, когда конфликтуют две или несколько групп - это межгрупповой конфликт.



Способы разрешения конфликта

К наиболее традиционным способам разрешения конфликтов относятся следующие:

- приглашение третейского судьи (независимого третьего);

- создание ситуации успеха;

- переключение на деятельность;

- организация стола переговоров;

- драматизация конфликта (игровое проигрывание сюжета и ведущих ролей конфликта).

Конфликты в отношениях

«вожатый - администрация»

Конфликты в отношениях «вожатый - администрация» чаще всего возникают из-за нарушений норм жизнедеятельности ДОЛ (как вожатыми, так и детьми), невыполнения должностных обязанностей, требований администрации и т. п.

Возможные варианты предупреждения и разрешения данного типа конфликтов:

- четкое знание своих функциональных обязанностей;

- обращение за консультацией к более опытным вожатым, методистам;

- неэмоциональный анализ ситуации, объективная рефлексия;

- компромиссный подход к разрешению ситуации;

- демонстрация неагрессивного и непротестного поведения во взаимодействии с представителями администрации.

- наличие четких договорных отношений (подписанный договор).

 

Конфликты в отношениях

«вожатый - родитель»

Конфликты и проблемы в отношениях «вожатый - родитель» чаще всего связаны с претензиями к детям со стороны вожатых (например, они не выполняют элементарные требования и нормы, проявляют агрессию и т. д.), с претензиями родителей к вожатым из-за поведения детей (недостаточное внимание уделяется индивидуальным запросам ребенка, плохо организована жизнедеятельность детей и т. п.).



Возможные варианты предупреждения и разрешения данного типа конфликтов:

- правильно выстраивать общение с родителями (умение выслушать, не проявлять агрессию, не предъявлять сразу весь комплекс претензий, не обвинять родителей в плохом воспитании ребенка и т. д.);

- четко сформулировать собственные требования к деятельности и поведению ребенка, без обвинения его на личностном уровне;

- правильно объяснить родителям, дать им понять суть сформулированных педагогических требований;

- привлекать в случае необходимости «независимого третьего» из администрации, но не развивая при этом конфликт вширь, а совместными усилиями осуществляя поиск наиболее продуктивного решения.

И просто учесть, что все родители: а) хотят, чтобы их дети не «испортились» после лагеря; б) надеются, что их дети за период оздоровительной смены не будут обделены индивидуальным вниманием; в) хотят слышать, что их ребенок очень хороший; г) желают, чтобы дети просто нормально отдохнули.

 

Конфликты в отношениях

«вожатый - вожатый»

Конфликты в отношениях «вожатый - вожатый» обычно возникают из-за следующих типичных проблем: конкуренция лидеров в вожатском отряде; разница темпераментов, которая может восприниматься как лень или нерешительность; лень одного из вожатых в отряде (нежелание работать); недостаточное освоение вожатым элементарных основ своей профессиональной деятельности; конкуренция за любовь детей или потребность одного из напарников быть «хорошим» для детей и вследствие этого его нетребовательность по отношению к детям, когда требования вынужден предъявлять только один из вожатых; ревность к успешности напарника; разные представления о сущности вожатской работы и т. п.

Возможные варианты предупреждения и разрешения данного типа конфликтов:

- четкое распределение профессиональных обязанностей между напарниками-вожатыми;

- изменение пары вожатых в отряде по сезонам, предоставление возможности попробовать себя в разных социально-профессиональных ролях;

- везде и всегда помнить, что мнение может быть у каждого свое и каждый имеет потребность быть успешным.

 

Типы конфликтов

В системе «взрослые - дети»

Конфликты в системе «взрослые - дети» включают в себя следующие типичные случаи:

- «вожатый - ребенок»;

- «администрация - ребенок»;

- «обслуживающий персонал - ребенок».

 

Конфликты в отношениях

«вожатый - ребенок»

Конфликты в этой сфере отношений происходят чаще всего по следующим причинам: а) нарушение дисциплины; б) невыполнение ребенком поручений; в) неумение детей жить в коллективе; г) разница темпераментов и т. д.

Возможные варианты предупреждения и разрешения данного типа конфликтов:

- не следует каждое происшествие возводить в статус конфликта. Каждая проблемная ситуация приносит какую-то пользу, должна чему-то научить и вожатого, и ребенка. Важно учиться видеть потенциал каждого растущего человека;

- укрепление положительного эмоционально-психологического климата в отряде. Проведение «междусобойчиков», появление традиций отряда цементируют коллектив и снижают количество конфликтов.

30 Особых ситуаций в лагере

1. Энурез. Бывают в лагере такие дети, которые писают в кровать. Теоретически они не могут попасть в лагерь по медицинским показаниям, но практически это бывает на каждой смене. Зрелость детей в этом плане наступает в разном возрасте. Столкнувшись с такой ситуацией, вожатому главное сохранять спокойствие и принять это. самое важное - избавить ребенка от смущения и унижения сверстниками. Спокойно попросите ребенка снять постельное белье, свое собственное и заменить его. Возьмите у завхоза клеенку. Можно попросить ночную няню разбудить его около 24 часов, чтобы ребенок пописал. Позже этого времени почки работают в медленном режиме и мочи выделяется меньше. Как правило, этих мероприятий достаточно. В трудных случаях можно обратиться к врачу лагеря.

2. Грязнули. Дети обычно пачкаются во время игр и другой деятельности. Они пачкают лицо, руки, ноги, одежду. Многие из них приучены следить за чистотой тела и одежды. Некоторые нет. Чтобы дети не смеялись над ними, вожатый может помочь тем, что отводит регулярное время для туалета и напоминает детям об этой необходимости.

3. Воровство. Случается это практически на каждой смене. Когда обнаруживается, что ребенок украл что-то, с ним следует поговорить и указать на необходимость вернуть предмет с извинениями. Можно предложить ему поддержку и отправиться вместе с ним. при этом ваша роль - молчаливое физическое присутствие. В отряде это случилось, следует обсудить этот поступок. Руководите этим обсуждением Вы. Вы всего лишь констатируете факты: "Было украдено то-то, теперь это возвращено, хозяину принесены извинения. Такие события случаются, я не хотел(а) бы, чтобы они повторялись. Я прошу каждого из вас высказать, что вы чувствовали, узнав об этом". Выслушав ребят, сделайте вывод о том, что "это неприятная ситуация для всех тем, что она подрывает доверие друг к другу и, прежде всего, к конкретному лицу, кто это сделал. Так делать не стоит. Хочется верить, что таких ситуаций не будет".

Причем напомните детям, что администрация лагеря просит не привозить дорогие вещи, а деньги лучше отдать вожатому. Каждый человек сам несет ответственность за свои вещи, если же он этого не делает, он провоцирует некоторых людей на подобные поступки.

Бывает, что кто-то таскает у детей печенье и конфеты, если станет известно, кто, просто объясните ребенку, что лучше просить, а еще следить за своими желаниями.

4. Гиперактивность. Большинство детей активны. Гиперактивный ребенок импульсивен, невнимателен и излишне активен - бегает взад-вперед, редко занимается чем-то, задирается, постоянно убегает. Как правило, это защитная реакция снять тревогу. Роль вожатого заключается в том, чтобы защитить ребенка от его собственных действий, сделать так, чтобы он участвовал в обычной лагерной жизни. это требует значительного контроля, но контроль должен быть доверительным. Некоторые дети в таком состоянии требуют вмешательства специалистов. Вы можете привести его к психологу лагеря.

5. Тоска по дому. Часто встречаются дети, которые скучают по дому, родителям, друзьям, домашним животным. Они становятся плаксивы и падают духом. Один из способов, который позволит ребенку обрести друзей или забыть друзей, является занятие детей деятельностью (игры, отрядные дела, прогулки, походы и т.д.). Но бывает нелегко. Особенно в первые дни смены. Часто дети вспоминают о доме, когда они чувствуют себя неуспешными или изолированными, когда не реализованы из желания. В таком случае бывает достаточно поговорить с ребенком, помочь ему осознать, какое его желание не осуществилось и показать, как его можно достичь.

6. Плаксы. Плаксы чаще всего встречаются в начале смены среди младших. Основное объяснение их плача: "Хочу домой, к маме." Побудьте с ними немного, спокойно его послушайте, не отговаривайте, соглашайтесь с ним по принципу "Да, я тоже хочу домой и к маме". Если плачет и следующий день, пригласите его к психологу.

7. Суицидальное поведение. Бывает в лагере очень редко и чаще как демонстрация. Особое внимание имейте к детям с депрессивными формами поведения (не улыбается, отказ от всего, частые уходы). После разговора с таким ребенком обратитесь к психологу.

8. Дети рассказывают "ужасы" о своей жизненной ситуации. Слушайте эти рассказы и не пугайтесь. Постарайтесь сконцентрироваться на фактах. Часто подростки переоценивают, "накручивают" ситуацию. Помогите им снять эту "накрутку", концентрируясь на фактах, а не на эмоциях.

9. Какает в штаны. Встречаются такие случаи. Основная задача вожатого в таких случаях - предостеречь ребенка от насмешек и отвержения сверстников. В основном его отвергают, так как от него очень плохо пахнет. Просите его мыться, менять и стирать одежду. Это внесет определенные хлопоты, но другого пути нет.

10. Дети какают в душе. Случается такое, как правило, с младшими детьми. Из-за того, что, увлекшись, они не чувствуют или подавляют позыв, а сфинктеры прямой кишки не настолько еще сильны, чтобы справиться с массой и все выходит из ребенка. Лучше такие ситуации предотвратить - перед душем всех попросить сходить в туалет. После душа просмотрите все кабинки, и если где-то найдет следы пребывания ребенка, наедине с ним пригласите его убрать. Не ругайте его. Объясните, что такое бывает у детей. Помогите ему "сохранить лицо". А еще можно в душ брать горшок или администрации для мытья душевых выделить ставку туалетчика.

11. Сексуальное поведение. Старшие дети иногда находят лагерь местом, удобным для сексуального поведения. Особенно тем, что они находятся в постоянном контакте со сверстниками. Такое поведение может быть агрессивным, явным или скрытым. Не провоцируйте детей своим открытым поведением с партнером (объятия, поцелуи при всех). Важно говорить о сексе откровенно без морализации, чтобы показать детям приемлемые схемы поведения.

12. Оскорбления. Вожатый может заметить признаки плохого обращения с детьми. Например, синяки, шрамы, особенно в душе, или при осмотре. Плаксивость, депрессия. При таких ситуациях обращайтесь к психологу.

13. Химические отравления. Лагерь не изолирован от возможности приносить туда спиртные напитки, табак или наркотики для употребления или совместного использования. Во-первых, на территории лагеря строго запрещено всем, в том числе и вожатым, употреблять спиртные напитки, наркотики и курить. Делая это, Вы как бы провоцируете на это детей. Это можно делать в свободное от работы время и не на детской территории. Если Вы заметили детей в состоянии химического отравления, поговорите с ним. в зависимости от его состояния обратитесь к врачу или окажите ему помощь. Но не оставляйте их одних в таком состоянии. Важно Ваше физическое присутствие. Избегайте нотаций.

14. Вандализм. Когда личная или лагерная собственность уничтожается детьми, это признак более глубоких проблем. С детьми следует прямо обсудить это с тем, чтобы помочь им обрести понимание серьезных последствий такого поведения, а также их привлекают к участию в восстановлении и замене разрушенной собственности. Этот вопрос решает администрация лагеря. Задача вожатого - составить докладную записку по этому случаю.

15. Стресс. Современная жизнь вызывает массу стрессов, особенно у детей. Живущих в условиях мегаполиса. Они ведут поспешную жизнь. Если их торопить по часам, просить что-то сделать за короткое время, все это приводит к усилению стресса. Его признаки - повышенный голод, сонливость, проблемы обучаемости и внимания. Избегайте с детьми спешки и сложных заданий, каких-либо форм деятельности, не соответствующих данной возрастной группе. Вам поможет четкое выполнение режима, четкое планирование и доведение плана дня до детей. Помните, что детский лагерь, где дети отдыхают и общаются посредством адекватных форм взаимодействия. Роль вожатого - обеспечить детям это.

16. Побег. Иногда такое происходит. Как правило, это делают дети, склонные к таким действиям, и, как правило, они уже имеют такой опыт. Задача вожатого в такой ситуации - сообщать об этом администрации лагеря. Как профилактика этого: вожатый в начале смены собирает списки детей с адресами и телефонами, четко соблюдает все инструкции, отслеживает состояние детей, всегда знает, все ли дети с ним.

17. Демонстративное поведение детей. Оно бывает разным и очень часто мешает вожатому. Наиболее верный способ - наедине сказать ребенку свои чувства, которые Вы испытываете, когда сталкиваетесь с такими формами поведения. Затем можно узнать, чего он хотел добиться таким поведением и предложить адекватные формы поведения. Последнее можно сделать вместе с психологом лагеря.

18. Агрессивное поведение. Достаточно часто встречается у подростков. Внутренняя причина агрессивного поведения - страх перед чем-либо. Часто ребенок его не осознает. Чаще всего это страх потерять себя или уважение, любовь других. Следует принят ребенка: "Бывает, что дети дерутся (ругаются и т.д.)" и "поднять" его. Показать, как можно выразить свой гнев неагрессивно. Можно обратиться по этому поводу к психологу лагеря.

19. Дети, которые ни в чем не участвуют. Встречаются такие "наблюдатели" по жизни. задача вожатого - создать условия для успеха ребенка и организовать формы взаимодействие детей, соответствующие их полу и возрасту, их интересам. Как правило, такие дети избирательно участвуют в каких-либо делах. Не толкайте их, позволяйте им выбирать. Поддерживайте их, когда они решились быть активными.

20. Ругается нецензурными словами. При всех четко и спокойно скажите ребенку, что вы чувствуете по принципу: "Когда ты говоришь такие слова, у меня возникает чувство:" и далее "Я хочу, чтобы на нашем отрядном месте не звучало этих слов". Будьте готовы к тому, что ребенок не сразу поймет это. Дайте ему время. Главное - оставаться спокойным и твердым.

21. Ребенок нарушает правила поведения. Часто у взрослых возникает ощущение, что ребенок это делает "назло". Рудольф Дрейкурс считает, что в основе любого нарушения лежит один из четырех мотивов:

- привлечение внимания

- власть

- месть

- избегание неудачи

Разберитесь, какой мотив движет ребенком в Вашей ситуации и помогите ему реализовать свое поведение.

22. Ребенок отказывается дежурить в столовой. Сначала поговорите с ним один на один, выясните, почему. Бывает, что у ребят остатки еды вызывают чувство брезгливости. В таком случае можно предложить ему другую работу. Бывает, что ребенок себя плохо чувствует. Бывают другие причины. Напомните ему о том, что все ребята из вашего отряда участвуют в дежурстве, весь отряд несет ответственность, чтобы накормить дружину, и не стоит подводить ребят из своего отряда. Ребята не поймут тебя и могут обидеться на тебя.

23. Отряд трудно собрать на отрядном месте. Как правило, такие трудности испытывают опытные вожатые и вожатые "пофигисты", которые не работали в самом начале смены над дисциплиной. Таким образом, основное, что сделает детей управляемыми, - это формирование дисциплины. Помогут Вам в этом, прежде всего, Ваша дисциплинированность, четкое соблюдение режимных моментов, планирование дня и подбор форм взаимодействия детей, адекватных возрасту, выполнение всех необходимых мероприятий оргпериода и авторитетный стиль руководства в оргпериод и во время выполнения режимных моментов. В первые дни смены собирать отряд на отрядном месте лучше вдвоем. Один вожатый может затеять игру на отрядном месте с теми, кто пришел, или играть на гитаре. Другой обходит палаты.

24. Отряд проиграл. В таких случаях дети могут возмущаться. Младшие часто плачут. Помогите детям достойно принять поражение: 1) сначала пусть они отреагируют свои эмоции; 2) когда эмоции сойдут, объясните, что проигрыш - это всего лишь одна из ступенек к победе, если концентрироваться не на том, что сделали не так, а на том, что надо было сделать, чтобы выиграть, или что позволило соперникам выиграть; 3) подведите итоги: что следует делать, чтобы выиграть.

25. Ребенок ябедничает про других. Чаще всего это делают для того, чтобы привлечь Вас в защиту или чтобы Вы реализовали желания ребенка. Например, "он обзывается на меня" - ребенок, как правило, хочет, чтобы Вы его защитили или наказали обидчика. Пригласите обидчика и втроем разберите ситуацию. Как правило, в ней не правы оба ребенка. Скажите обоим, в чем они не правы и помирите их.

26. Отрицательный лидер. Бывают группы. в которых ребенок встает в оппозицию с вожатым, нарушает требования и вокруг собирает группу. Скорее всего, он хочет власти и внимания. Подружитесь с ним, примите его, заключите с ним договор, покажите, как конструктивно стать лидером. Но не спорьте с ним и не "роняйте" его в глазах других.

27. Отпускают "сальные" шутки. Чаще всего это делают старшие мальчики. Делают это для того, чтобы "проверить Вас на реакцию", провоцируют. Спокойно скажите, что "парни часто устраивают такие проверки, но вы просите в присутствии девочек не шутить так и не говорить резких слов". Будьте готовы к тому, что такая ситуация может возникнуть еще. Но при Вашем адекватном реагировании это скоро прекратится.

28. Девочка от 11 до 14 лет часто плачет. Как правило, она жалуется на какие-то проблемы Вам, как лицу, которому она доверяет, и при этом плачет. Вам уже начинает это надоедать. Скорее всего, это девочка с истерическим складом личности. Ее цель - получить как можно больше Вашего внимания, и чтобы все это видели. Скажите ей, что такие ситуации, как у нее, бывают, и Вы уверенны, что она может справиться с ними сама, а Вы сейчас заняты.

29. Ребенок обманывает. Обсудите с ним ситуацию, когда он Вас обманул. Объясните, каковы последствия этой ситуации для него, для Вас, для других. Важно, чтобы он понял, что обманывать не стоит, это ведет к негативным последствиям, самое главное - он теряет доверие у других.

Другие особые ситуации могут встретиться у Вас в отряде. Если чувствуете, что не знаете , как выйти из них, обратитесь к администрации лагеря, к психологу. Когда вы приглашаете к психологу ребенка младшего и среднего возраста, помните, что им малознакомо слово "психолог", их первая реакция: "Что, я псих?". Поэтому скажите им что-то вроде: "У нас на отряде лучше не плакать, пойдем туда, где можно плакать" или "Пойдем в комнату, где мы можем с тобой вдвоем поиграть и поговорить.

Оргпериод

Общие положения Оргпериода

25 дел, которые вы можете провести в начале смены:
1. Конкурс врунов "Как меня собирали в лагерь".
2. Первая организованная вылазка в лес.
3. Операция "Вперед, спасатели!" - по 'спасению' территории вокруг корпуса от мусора.
4. Конкурс на самого быстрого 'шнуровальщика' ботинок.
5. Изготовление переходящего вымпела и награждение им того, кто первый выбегает на зарядку.
6. Чтение вслух жутко интересной сказки.
7. Выпуск газеты-аппликации "Это мы!"
8. Показательные выступления лучших чистильщиков зубов.
9. Веселая спортивная эстафета "Мишки Гамми" с бегом и прыжками.
10. Музыкальный час с разучиванием новой песни.
11. Составление графика дежурства по комнатам.
12. Конкурс на придумывание нового окончания к сказке "Курочка Ряба".
13. Загадочный вечер, т.е. вечер по отгадыванию загадок.
14. Составление письма с рисунками для любимой мамы или бабушки.
15. Организация телестудии "Спокойной ночи, малыши".
16. Изготовление переходящего вымпела и награждение им того, кто последний приходит в столовую.
17. Музыкальный час с разучиванием второй новой песни.
18. Оформление первых страниц бортжурнала "День за днем".
19. Конкурс на самый чистый носовой платок с предшествующей или последующей стиркой.
20. Викторина "В стране Мульти-Пульти".
21. Оборудование отрядного места с выкладыванием из шишек и камешков эмблемы и названия отряда.
22. Конкурс на самый аккуратный чемодан или тумбочку.
23. Турнир по мини-футболу.
24. Экскурсия в библиотеку и час тихого чтения.
25. Сбор отряда по придумыванию названия, выборам командиров и утверждению плана дел на смену.

А кроме этого, кждую свободную минуту, когда вы ждете приглашения в столовую, и пока не начинается программа мультфильмов по телевизору, во время движения на стадион и в промежутках медосмотра можно организовывать самые разнообразные игры и просто разговаривать.

25 дел, из которых можно сложить мозаику оргпериода в отряде, где ребятам по 10-12 лет:
1. Сбор-инструктаж по организации дежурства в корпусе.
2. Вечер "Будем знакомы".
3. Операция "Полундра!" скоростному покиданию комнат направление места проведения зарядки.
4. Открытие "Дизайн-интерьер-клуба" и разработка оформления комнат с последующим воплощением проектов.
5. Разучивание спортивной игры "Снайпер".
6. "Песенная перестрелка" на тему: "Вода, вода, кругом вода...".
7. "Ты, да я, да мы с тобой" - сбор по формированию микроколлективов.
8. Соревнование-пари на скорейшую заправку кроватей.
9. "Путешествие по ближнему зарубежью" - исследование достопримечательностей ближайшего леса.
10. Изготовление рекламного стенда "Эй, приятель, взгляни на нас".
11. Эрудит-шоу "Все о лете".
12. Час знакомства с лагерной библиотекой.
13. Сюжетно-ролевая игра "Предвыборная кампания", итогом которой - выборы командира /спикера, предводителя, верховного координатора/ отряда.
14. Конкурс "Моя тумбочка лучше всех".
15. Оборудование отрядного места.
16. Спортивно-игровая эстафета "Молодецкие забавы".
17. Торжественное заполнение первой странички "Летописи отряда".
18. Экологическая акция "Чистота спасет мир" - уборка территории, закрепленной за отрядом.
19. Первый отрядный костер с пением песен и разговором о прошедшем дне.
20. "Разведка интересных дел".
21. Творческий конкурс "Джентльмен-шоу" на лучший комплимент и т.д.
22. Открытие отрядной "Настольной игротеки".
23. "Футбол без границ".
24. Операция "Прощай, ватрушка!" по уничтожению через съедание последних запасов родительских продуктов.
25. "Конституционное собрание" - сбор отряда по утверждению плана смены и основных законов отрядной жизни.

Для ребенка важно:
Познакомиться с отрядом
Ориентироваться в лагере
Чувствовать себя комфортно
Почувствовать себя нужным
Узнать план смены
Ориентироваться в режимных моментах

Для педагога важно:
Запомнить имена всех детей
Выявить лидера
Выявить интересы детей
Сплочение коллектива
Выработать стиль общения и поведения с детьми отряда
Предъявление ЕПТ (единых педагогических требований)
Выстроить работу с напарником

Отрядные дела:
- Игры на знакомство ('Снежный ком', 'А я еду', 'Здравствуйте', 'Ипподром', 'Зоопарк' и др.).
- Игры на выявления лидера ('Лидер' и др.).
- Игры на сплочение коллектива ('Взаимодействие' и др.).
- Огонек знакомств ('Расскажи мне о себе' и др.).
- Игры на выявление творческих способностей: работа в микрогруппах (КТД 'Ромашка' и др.).
- Анкетирование.
- Знакомство с лагерем (экскурсия, законы и традиции, легенды 'Шифровка' и др.).

КТД оргпериода

КТД - коллективно-творческое дело. Проведете его с детьми в первый или второй день смены. Оно должно быть очень интересным, иначе потом ребята будут неохотно откликаться на отрядные дела. Лучше, если это будет небольшое, на час, творческое КТД.
Например: ':сейчас мы с вами отправимся в космос. У нас есть 5 космических кораблей. Каждый из вас вытянет билет на один из них. (Все вытягивают заранее заготовленные "билеты" пяти разных цветов). А теперь займите свои места, сядьте по цветам. Мы летим на другую планету'.
В ходе этого полета экипажи кораблей выполняют различные задания. После объявления очередного задания не забудьте сказать, сколько времени вы отпускаете для его выполнения. Можно выбрать жюри и в конце игры объявить победителей и вручить призы.
Задания могут быть такими:
1. Придумать название вашего космического корабля и каждому члену экипажа - должность, на самом деле не существующую 3 минуты.
2. Нарисовать свой корабль (оценивается участие всех) 5 мин.
3. Сочинить стихотворение-девиз вашего экипажа. Известны последние слова: ракета - летит, комета - метеорит (3-4 мин).
4. Восстановить записи бортжурнала. (Каждому экипажу дать листочек с первой и последней строчкой. Например, первой команде, "И вот, наконец, все сборы окончены, и мы... И мы благополучно пролетели стратосферу". Второй команде: "И мы благополучно пролетели стратосферу... Никто не знал, что будет дальше." и т.д.). Должен получиться общий связный рассказ (7-8 мин.).
5. 'Невесомость' - конкурс капитанов. Капитаны садятся в ряд. Их задача - передать друг другу мячик или апельсин сначала руками, затем ступнями, коленями, подбородками. Если мячик упал - виноватый выходит из игры или получает штрафные баллы.
6. Мы прилетели на другую планету, и попали на праздник. Придумать этот праздник и показать, как его празднуют (10-15 мин.).

Дальше - подведение итогов.

В жизни загородного лагеря творческий конкурс - одна из самых распространенных и популярных форм работы. Уже стали классикой такие отрядные дела, как: "Конкурс актерского мастерства", "Конкурс градостроителей из песка", "Конкурс поделок из природного материала", "Конкурс шумовых оркестров", "Конкурс врунов имени барона Мюнхгаузена" и др.
Во всех этих делах детям нужно проявить не столько илу и ловкость, сколько фантазию, воображение, находчивость, особый оригинальный взгляд на вещи. В силу того творческий конкурс - не только приятное для детей времяпрепровождение, но и "замечательное педагогическое средство, способствующее формированию творческих способностей личности". Но таким средством творческий конкурс станет лишь в том случае, если он грамотно организован.

При организации этого и любого другого творческого конкурса всегда необходимо помнить о десяти главных компонентах успеха:
- Интересные задания.
- Красивое оформление.
- Материальное обеспечение.
- Музыкальное сопровождение.
- Находчивый ведущий.
- Компетентное жюри.
- Эмоциональные зрители.
- Исполнительные помощники.
- Подготовленные команды.
- Призы для победителей.

Последовательность ваших действий будет такой:
1. Прежде всего, вы готовите заранее все то, что должно быть приготовлено. Рисуете, вырезаете, придумываете, надписываете задания, расставляете скамейки или стулья, оформляете "сцену" и "зал". Определяетесь в ведущем и жюри, достаете или изготовляете награды. Из всего перечисленного самое трудное - придумать задания. Задания должны быть одинаковыми по направленности и сложности. Если одним достанется; "Изобразите памятник жертвам обжорства", а другим: "Попрыгайте, как кузнечики", - это будет неравноценно. Предлагайте только те задания, которые будят воображение, раскрепощают полет мысли.
2. Следующее, что вам надо сделать, - это собрать всех будущих участников конкурса и зрителей, т.е. ваш отряд, и обратиться к ним с речью. Этим вступительным словом вы должны создать у ребят эмоционально положительное отношение к предстоящему делу. Только не начинайте свое обращение словами: "Дорогие ребята, сейчас мы проведем интересное мероприятие". Уж лучше скажите: "А что, народ, давненько мы с вами не веселились". А еще лучше поиграйте в одну из так называемых "Игр с эстрады".
3. А когда по блеску в детских глазах вы поймете, что ребята вдохновились и рвутся в бой, нужно создать микроколлективы, т.е. группы, которые в дальнейшем будут соревноваться между собой. Способов образовать такие группы существует десятки. От выстраивания всех в одну шеренгу и расчета на "первый-второй" или "первый-четвертый" до разрезания двух или четырех открыток на части с раздачей этих частей участникам и дальнейшей работой по собиранию фрагментов в целое. Но если в отряде уже существуют стабильные группировки (звенья, экипажи, палаты, фракции), можно разрешить соревноваться и таким командам, Лучше всего, если участниками будет весь отряд, он же будет потом и коллективным зрителем.
4. Время подготовки должно быть коротким - от 5-ти до 20-ти минут, а, сколько именно, вы должны объявить заранее. Ваша задача на этапе подготовки - курсировать от команды к команде, узнавая, как идут дела, морально поддерживая и оказывая в случае крайней необходимости идейную помощь.
5. Как только все будут готовы, начнется кульминация всего дела - показ. Но и здесь не спешите, усадите всех, подогрейте еще одной краткой речью, проведите жеребьевку и представьте жюри, даже если оно будет олицетворено в вашей единственной персоне. И лишь после соблюдения этих "формальностей" начинайте просмотр. Паузы, которые неизбежно возникают между выступлениями, естественно, заполняете, например, шуточными комментариями.
6. После выполнения всеми первого задания можно предложить второе, третье... Вполне возможно, что у ребят останутся силы и желание продолжить, но помните: сладкого всегда должно чуть-чуть не хватать.
7. А когда все завершится, стихнут смех и аплодисменты, вы, как организатор и ведущий, произнесите еще одну речь. В ней вы выразите слова благодарности всем участникам, кого-то отметите особо и этого "кого-то" одарите "скромной наградой". Но итоги можно подвести и по-другому: каждая команда определяет внутри себя самого активного, самого находчивого - эти ребята и будут особо поощрены. А если у вас были зрители, то можно утвердить "приз зрительских симпатий" и вручить его тому, кто доставил наблюдателям со стороны больше всего радостных минут. А можно использовать сразу все формы чествования.
8. На заключительном слове и вручении подарков можно было бы поставить точку. Но тогда кто будет расставлять мебель, убирать оформление? Поэтому ваш творческий конкурс будет считаться оконченным лишь после коллективного приведения места действия в порядок. Если вы этого не сделаете, обязательно какая-нибудь простыня или полотенце окажутся "утерянными", и в конце смены при сдаче белья у вас обнаружится недостача, за которую придется рассчитываться из собственной зарплаты. Вот теперь действительно все.

"Успех в любом деле зависит от мелочей!" По тому алгоритму можно организовать и десятки других творческих конкурсов: "Конкурс инсценированных анекдотов", "Вечер рекордов Гиннеса", "Конкурс непрофессионального мастерства", "Аукцион талантов", "Конкурс витражистов", "Кинофестиваль", "Конкурс частушечников", "Дурэстафета", "Конкурс рекламного плаката", "Мультлото", "Конкурс "Маленькая Марианна", "Парад космических войск", "Конкурс видеоклипов", "Комический цирк", "Конкурс рисованных фильмов", "Сказочный винегрет", "Конкурс танцевальных импровизаций", "Вечер в клубе детективов", "Конкурс инсценированной колыбельной песни", и просто "КВН".
Если вам повезет, и у вас в руках окажется пособие "Сто творческих конкурсов", составленное С. Афанасьевым и С. Комориным и изданное ИМЦ "Вариант", ваши познания о творческих конкурсах будут еще более глубокими.


Типичные законы для ДОЛ

1. Закон 0:0 Данный закон гласит о том, что время в лагере дорого, ребята вместе собрались всего на 21 день, а успеть за это время надо многое: и отдохнуть и научиться новому, и обменяться опытом. Поэтому каждой секунде – особый счет, поэтому каждое дело начинаться точно в назначенный срок, а заставлять себя ждать – это отнимать у товарищей не просто драгоценные минуты – это отнимать у них интересные дела, интересное общение, да и просто хорошее настроение.

2. Закон правой поднятой руки Если человек поднимает руку, гласит закон, ему необходимо сообщить что-то нужное людям. Жест «поднятой руки» (или открытой ладони) означает: «Прошу меня выслушать!»

3. Закон территории Закон территории очень богат содержанием. Это не просто территориальные ограничения в лагере, не выходить за территорию лагеря, центра (хотя и это очень важно). Закон территории гласит: «Будь хозяином своей территории, относись к ней бережно, заинтересованно, по-хозяйски. Надо помнить о добрососедских отношениях. Ты должен заботиться о том, чтобы не мешать живущим рядом. Очень тесно Закон территории связан в этом с традицией доброго отношения к людям.

4. Закон зелени Закон зелени напо

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.