Сделай Сам Свою Работу на 5

Крестьянская поэзия - поэзия, создаваемая крестьянами.

Поэзия Серебряного Века

Символизм (конец 19 – начало 20 веков)

1) Блок пишет о Победоносцеве (главе Священного Синода)

2) Николай Минский (“поэтов нет”, остаются только неталантливые подражатели)

3) Мотив тоски, обреченности

4) Идеализм и религия (с точки зрения символистов лежит в основе искусства)

5) 1892 год – выходит статья Дмитрия Мережковского “О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы”. Выходит сборник стихов Мережковского “Символы”. В трактате разработал основные теоретические постулаты. Течение находит сторонников достаточно близко. Николай Минский, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт – сиволистские тенденции закрепляются. Символисты начинают занимать место в литературе. Символист опирается на классическую русскую литературу, на западную литературу.

Появление авангарда есть во всех культурах. Авангард существует и сегодня. Для авагарада характерно:

1) Ощущение упадка, кризиса. Сегодняшние нормы никуда не годятся. Система себя изжила.

2) Нужна точка опоры вне системы. Необходимы какие-то внешние поатформы. Идут обращение у иным культурам, иноязычной литературе, философии.

Символизм обращается к Западу. Западные корни символизма:

1) Поль Верлен

2) Артюр Рембо

^ Эти поэты – романтики.

Немецкая философия – философия Ницше, Шопенгауэра.

Русская культурная традиция – Пушкин, Лермонтов, Фет, Тютчев.

Их всех примут не сразу. Декаданс – упадничество. Этот термин закрепился за этими поэтами.

 

Поэтическое течение – объединения ряда поэтов на базе общих эстетических взглядов на мир. У школы тоже есть своя эстетическая программа, но еще есть свое учение. А раз есть свое учение, значит формируются свои поколения.

1900 год – выходят сборники

1) Брюсов “Tertia rigilia”

2) Бальмонт “Горящие здания”

Символизм в литературе – движение романтиков, воодушевленных теорией идеализма. По мнению Мережковского, вера в Божественное начало определяет все: культуру, искусство…

Владимир Соловьев – известнейший русский философ.



Суть философии Соловьева. Он переосмысливает философскую теорию Платона. У У соловьева она названа “Теория двоемирия”. Существуют 2 мира. Есть мир Земной – скучен. Есть мир Высший, божественный, совершенный, непостижимый, прекрасный, вечный. Земной мир – это только отражение мира Высшего. Отражение несовершенное. Человек – связующее звено между двумя мирами. Нужно вырваться из под власти материального, грубого мира и постичь высшую гармонию.

К 1910 году подрастает новое поколение. Между символистами первой и второй волны намечается раскол. Символисты первой волны перечислены сверху: Мережковский, Зинаида Гиппиус, Федор Сологуб, Брюсов, Бальмонт, Владимир Соловьев.

Вторая волна: Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Сергей Соловьев – племянник Владимира Соловьева.

В чем принципиальный разрыв? Младосимволисты уже по-другому смотрят на поэта. Поэт – маг, тайновидец жизни. Поэт должен иметь способность приобщитьсяк Высшему миру, постичь тайну его и выразить ее в искусстве. Если символисты первой волны говорили, что человек связывает два мира, то символисты второй волны считали, что этим человеком является только поэт.

Символ – знак. Чтобы понять символ нужен контекст. В зависимости от контекста знак трактуется по-разному. Символ включает в себя вещественное наполнение и аллегорию, то есть смысл переносный.

Пример: роза.

1) Вещественное наполнение – цветок.

2) Символ любви, страсти… - аллегория.

Символ вызывает определенные ассоциации. Блок, к примеру, может трактоваться и с одной стороны и с другой (распятие Христа в его поэме). Каждый понимает по-своему многогранность трактовок, а значит между автором и читателем происходит некий диалог. Типичные гнезда-символы:

1) Знаки другого мира: Луна, небо, Солнце, звезды.

2) Сумерки, гадание в полночь, в стык лет.

3) Символ возрождения – весна.

Эта символика, которая повторяется. Ожидание кризиса, апокалипсиса, возрождения. Человечество может возродиться через веру и через искусство, которое тоже является вариантом веры. Белый говорит, что смысл искусства только религиозен.

Вера неутилитарна. Бог есть не потому, что мне доказали. Доказывать существование Бога – серьезный грех в религии. Фет, Тютчев: искусство ради искусства. Брюсов формулирует в стихотворение “Юному поэту”: живи мечтой, стремлением, ты творец поэзии, твоими устами глаголет Бог, поклоняйся искусству безраздумно, бесцельно.

О роли поэта опять заспорят символисты двух поколений. Символизм – это не только искусство, символизм – это новая жизнь, возрождение человечества. Гавной задачей видят младосимволисты благоустройство и преображение жизни. Сама по себе жизнь, серая и обыденная, была скучна. Одна из самых известных историй у Керубины де Габриак (надо будет посмотреть).

За 15 лет любой творческий коллектив себя изживает. Символист проживет много больше. Влияние символизма на литературу будет огромным.

 

Акмеисты(акме – высшая сила) обращается к конкретно-чувственному началу поэзии (5 чувств).

Мир акмеистов плоский, конкретный, определенный, но прекрасный в этой определенности. (Ахматова “Я научилась просто жить”). О тленной и прекрасной жизни слагаются стихи.

В 1911-1914 гг существовала группа акмеистов “Цех поэтов”. Лидеры: Николай Гумилев, Сергей Городецкий. Чем уникален Гумилев? Поэзия, по мнению Коалы, занятие женское. Гумилев вроде бы старается скрыть чувства, но они все равно проглядывают. Если в символизме всегда есть подтекст, то в акмеизме его искать не стоит.

 

Футуризм. Появляются в 1910 год, можно даже сказать вламываются в литературную арену. 1910 “Садок судей”, 1912 “Пощечина общественному духу”, 1913 “Дохлая луна”. Эпатаж. Эпатировать культурную публику. Для эпатирования выбирались разные способы. Демонстрация (например: “долой стыд” в Перми). Сбросим Пушкина, Толстого, Достоевского с парохода современности. Поэзия – сомовитое слово (значение слова связано только со звучанием). “Дыр бул щил”(Крученых), “Поэма конца”.

Направления футурзма:

Кубофутуристы: Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Давид Бурлюк.

Эгофутуристы: Игорь Северянин – очень изысканные стихи, эпатаж изысканности. Он не унижает людей, как это делают кубофутуристы. “Рескрипт короля”.

Мезонин поэзии: нет ярких поэтических имен.

Центрифуга: тут начинает Борис Пастернак.

 

 

Крестьянская поэзия - поэзия, создаваемая крестьянами.

Все начинается с Николая Клюева (1904 г). Есенин. Сергей Клычков. Петр Орешин.

Что характерно? Традиция фольклора, лирической песни, былина, традиция библейская, заимствованная через фольклор. Восприятие мира в его синкретизме. Человек не царь природы, а ее часть. Рыбы, животные, растения.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.