Сделай Сам Свою Работу на 5

Профессиональные качества психолога





Важнейшее качество деятельности психолога – профессиональная компетентность, или профессионализм, включающее в себя профессиональные знания, умения, навыки, способности. В число характеристик профессиональной компетентности также входят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.

Психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом. Поэтому его профессиональная эрудиция включают в себя не только знания в области психологии, но и определенную совокупность знаний в области философии, истории, культурологии, педагогики, экономики, социологии, политологии, права, филологии, физической культуры, математики и информатики, в области концепций современного естествознания.

Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические «техники».



Профессиональные навыки – это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, чем больше профессиональных навыков приобретает специалист.

В области психологии специалист должен:

1. понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;

2. владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;

3. понимать специфику предмета психологии, ее связи с другими дисциплинам; знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни;

4. знать историю развития и современные проблемы психологической науки;

5. знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;



6. понимать мозговые механизмы психических процессов и состояний;

7. знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека;

8. знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;

9. знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

10. знать механизмы внимания, эмоциональных явлений, процессы волевой регуляции;

11. иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;

12. знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;

13. знать закономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени;

14. знать основные закономерности психологии образования;

15. знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;

16. иметь представление о психологических проблемах трудовой деятельности человека;

17. знать основные сферы и виды деятельности психолога;

18. знать основы психодиагностики и психологического консультирования;

19. знать основы психотерапии, коррекционной и развивающей работы психолога;

20. владеть методами психологического просвещения и преподавания психологии.

Кроме того, в рамках соответствующей специализации психолог должен владеть целым рядом углубленных знаний и практический умений. К основным сферам специализации относятся:

1. общая психология,

2. психология личности,

3. социальная психология,



4. политическая психология,

5. психология менеджмента,

6. психология труда и организационная психология,

7. клиническая психология,

8. психофизиология,

9. специальная психология,

10. психология развития и возрастная психология,

11. педагогическая психология,

12. психологическое консультирование,

13. психология социальной работы,

14. юридическая психология,

15. спортивная психология.

Данные требования как минимум необходимы для профессиональной деятельности психолога. Выпускник высшего учебного заведения по специальности «психология» должен удовлетворять этим требованиям. Помимо этого для успешной работы психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Самоанализ опыта работы и самосовершенствование профессиональных умений помогают психологу достигать более высоких результатов в своей деятельности.

В сфере научной психологии и педагогической деятельности профессиональная квалификация отражается в системе ученых степеней (кандидат и доктор психологических наук) и ученых званий (доцент и профессор).

Для успешной работы в сфере научной психологии необходимы соответствующие способности. К.А. Рамуль считает необходимым и важным для каждого ученого следующие качества: спонтанная любознательность, способность длительное время заниматься решением все той же проблемы, сравнительно высокая степень научной одаренности, которая предполагает развитие памяти, творческого мышления, фантазии и наблюдательности. Однако, по его мнению, «для ученого-психолога не представляется необходимым или весьма важным обладание какой-нибудь специальной особенностью, помимо тех способностей, которые необходимы или весьма важны для каждого ученого вообще...».

Профессиональный рост практического психолога оценивается в квалификационных категориях, которые ему присваиваются экспертными комиссиями. В сфере практической психологии система оценки уровня профессиональной квалификации включает в себя 1, 2 и 3 квалификационные категории, которые присваиваются в зависимости от опыта работы, качества владения профессиональными умениями. Способности, профессионально необходимые для практического психолога, пока изучены мало.

Нормативный правовой статус психолога определяется соответствующими министерствами и ведомствами, уполномоченными решать этот вопрос.

6. Что является состовляющей профессиональной компетентности педагога-психолога.

Компетентность - это некоторый психологический фактор, в который входят:
исчерпывающие знания предмета и объекта деятельности;
умение разобраться в любом нестандартном вопросе, относящемся к этой деятельности;
умение и способность объяснить любые явления, связанные с деятельностью; способность точно оценивать качество работы и ее последствия.

Компетентность - мастерство не столько в смысле исполнения, сколько в смысле организации и системного понимания всех проблем, связанных с деятельностью, умение поставить задачи и способность организовать решение конкретных проблем, относящихся к виду деятельности, в которой данный человек компетентен.

В целом профессионала можно охарактеризовать как человека, который: овладевает нормами профессии в мотивационной и операциональной сферах; результативно и успешно, с высокой производительностью осуществляет свою трудовую деятельность; следуя высоким стандартам, достигая мастерства, обладает развитым профессиональным целеполаганием, самостоятельно строит сценарий своей профессиональной жизни; помехоустойчив к внешним препятствиям, стремится к развитию своей личности и индивидуальности средствами профессии, обогащает опыт профессии оригинальным творческим вкладом, способствует повышению социального престижа данной профессии в обществе, интересу к ней.

В разных профессиях у одного и того же человека на разных этапах его развития компетентность может быть представлена разным комплексом вышеназванных качеств.

Несомненно, что компетентность - многоуровневое образование с компонентами когнитивного, экспрессивного и интерактивного характера. Это сложная единая система внутренних психологических составляющих и свойств личности специалиста, включающих в себя знания и умения. Есть связь и с глубинными свойствами личности - с потребностью в общении, уверенностью в себе и самооценкой. Компетентность включает в себя такие характеристики, как интегральное соответствие личности решаемым задачам, количество и качество решенных задач, результативность и успех в проблемных ситуациях. Сюда добавляется и знание последствий применения конкретных способов воздействия и их эффективности. Компетентность имеет и свои функции: познавательную, регулятивную, функцию контроля и оценки, самооценки.

Профессионально-компетентным является такой труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, реализуется личность педагога и в котором достигаются хорошие результаты обучения, воспитания и развития личности ребенка.

Основой педагогической деятельности является действие. Она состоит из цепочки взаимосвязанных действий, которые и образуют ее структуру. А.К.Маркова и Л.М.Митина выделяют три основные компонента в структуре педагогической деятельности: 1 - мотивационно-ориентировочное звено (ориентация в обстановке, постановка целей и задач, возникновение мотивов); 2 - исполнительское звено (реализация) и 3 - контрольно-оценочное звено (результат).

На первом этапе педагог формулирует педагогические цели и задачи (в любом виде деятельности), не втором подбирает необходимые педагогические средства для их осуществления, не третьем - анализирует и оценивает собственные действия.

7. Назовите общие принципы профессиональной этики.

Принцип целостности- отражает достижение единства всех условий обеспечивающих эффективность социального развития личности. Использование междисциплинарного подхода, конструирование социально педагогического процесса и воспитание отношений на основе личностно-ориентированного подхода к развитию каждого подхода.

Принцип природосообразности- естественный путь развития человека.

Принцип гуманизма- приоритет общих человеческих ценностей в личностный-ориентированном педагогическом процессе.

Принцип культуросообразности — максимально использовать культуру той среды, в которой происходит пед. Процесс.

Принцип человекосообразности- предполагает учет природосообразности ( возраст, психологические, индивидуальные возможности детей).

8.Особенности профессиональной этики психолога.

9. Значение корпоративной этики для профессиональной деятельности педагога -психолога.

Корпорация – это группа лиц одной профессии, и, естественно, их в первую очередь объединяют общие профессиональные интересы. Но не только это. Существует и корпоративная этика – соответствующий свод норм и правил поведения.

Корпоративная этика педагога, следовательно, подразумевает определенные требования к его поведению по отношению к себе, коллегам, администрации образовательного учреждения, учащимся и их родителям, а также ко всему социальному окружению.

1. Учитель в отношении с самим собой.

2. Учитель в отношениях с коллегами.

3. Учитель в отношениях с администрацией.

4. Учитель в отношениях с учениками.

5. Учитель в отношениях с родителями.

6. Учитель в отношениях с социальным окружением.

 

10. Принцип конфиденциальности деятельности психологаозначает, что материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку. Принцип выполняется в том случае, если соответствующими правилами регламентируется процесс обмена информацией психологического характера между заказчиком и психологом, между заказчиком и испытуемым.

11. Принцип компетентности психологатребует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и для решения которых владеет практическими методами работы и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психо-коррекционных или других воздействий. Выполнение принципа обеспечивается правилами, регламентирующими отношения психолога с заказчиком, испытуемым, результатами исследования.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.