Законы социальной организации
Для социальной организации, центром которой является человек, объективно выполняется ряд общих и особенных законов и принципов, которые представляют единое целое в мире организаций.
Общие законы — это законы, которые применимы ко всем материальным системам.
– Закон своеобразия: для каждой организации существует специфическая, наилучшая и только ей присущая структура производства и управления.
– Закон социальной гармонии: в каждой организации развитие социальной сферы увеличивает производительность труда за счет повышения эмоционального уровня работников и активизации их трудовой деятельности.
– Закон социальной загрузки: для каждого работника существует объем оптимальной загрузки работой, при котором в полной мере могут раскрыться его способности и возможности (найти область эффективной деятельности можно методом определения квалификации по результатам работы).
– Закон эффективного восприятия и запоминания информации: процессы восприятия и запоминания информации работником реализуются наиболее эффективно, если они приближены к процессу его мышления.
– Закон эффективного осмысления: эффективное осмысление нового возможно при наличии у работника большого объема знаний или информации по данной теме.
– Закон установки: любой работник наиболее полно воспринимает ту информацию, на которую он настроился и к которой приготовился.
– Закон устойчивости информации: первая информация о событии, поступившая работнику, является наиболее устойчивой, чем повторная об этом же событии.
– Закон доходчивости информации: доходчивость сообщений для работника будет выше при одновременном использовании нескольких форм его подачи.
Частные законы социальной организации
– Закон соответствия разнообразия управляющей подсистемы разнообразию управляемой подсистемы
– Закон приоритета целого над частью
– Закон учета системы потребностей
– Закон состоятельности кадров управления
– Закон дифференциации и универсализации функций
– Закон непрерывности и ритмичности в движении производственных фондов
Общие принципы функционирования организации
Общие принципы организации сводятся в три основные группы: базисные, соответствия, оптимальности.
К базисным принципам относятся принципы: преемственности, инновации, целостности, верификации, амбивалентности.
Принцип преемственности предполагает глубокое всестороннее изучение основных идей, концепций, теорий, выдвинутых в прошлом и настоящем, а также опыта наших предшественников и современников.
Решая новые прикладные и теоретические задачи, современный менеджер обязан также реализовывать принцип инновации.
Принцип комплексности проявляется в трех измерениях: объектном, субъектном, предметном.
1) Любую организацию следует рассматривать во взаимосвязи и взаимодействии с «внешними» факторами.
2) Важным является отношение администрации к персоналу в целом и каждому сотруднику персонально.
3) На внутреннем уровне необходимо применять дифференцированный подход, основанный на фактических результатах деятельности индивидов, групп и трудового коллектива.
Принцип верификации требует экспериментального подтверждения концептуальных идей и осуществления стратегических, тактических и оперативных планов организации.
Принцип амбивалентности указывает на двойственность, противоречивость всех процессов и явлений жизнедеятельности общества. Принимая конкретное управленческое решение, современный менеджер должен понимать, что оно отобрано и признано наилучшим с некоторой условностью и не лишено недостатков.
К принципам соответствия относятся принципы: целей и ресурсов, распорядительства и подчинения, эффективности производства и экономичности.
Принцип соответствия целей и ресурсов ставит перед руководителем задачу полного и своевременного ресурсами стратегических, тактических и оперативных целей организации.
Принцип соответствия распорядительства и подчинения устанавливает порядок, когда любой сотрудник организации при выполнении конкретного задания может быть одновременно подчинен нескольким функциональным руководителям, но лишь одному линейному.
Принцип соответствия эффективности производства и экономичности определяет приоритет эффективности над затратами.
К принципам оптимальности относятся принципы: сочетания централизации и децентрализации, прямоточности, ритмичности, синхронизации.
Принцип сочетания централизации и децентрализации производства и управления требует от руководителей всех уровней рационального использования возможностей администрирования и коллегиальности.
Принцип прямоточности ориентирует работодателя и персонал на минимизацию производственных и управленческих операций при соблюдении технологии и гарантированном качестве выпускаемой продукции.
Принцип ритмичности обеспечивает плановое функционирование всех элементов организации, исключает чередование периодов «затишья» и «аврала».
Принцип синхронизации (системности) способствует быстрому восстановлению нужного режима функционирования организации при возникновении различных отклонений от нормы.
Частные (ситуационные) принципы дают возможность в еще большей степени сконцентрировать внимание персонала на отличительных моментах (как преимуществах, так и недостатках) в работе организации.
Принципы статического состояния организации
К принципам статического состояния организации относятся: принцип приоритета и цели, принцип приоритета функций над структурой и принцип приоритета субъекта управления над объектом.
Принцип приоритета и цели.«В системе: цель-задача-функция-структура-персонал наивысший приоритет должна иметь цель, затем задача и далее функция, структура и персонал».
При создании, сокращении, объединение, реструктуризации или ликвидации компании наиболее хорошо должна быть разработана общая цель («семь раз отмерь – один раз отрежь»). Основное внимание должно быть уделено целям компании, затем набору задач и функций, организационной структуре и персоналу.
Принцип приоритета функций над структурой.«При создании компаний в системе «функция-структура» наивысший приоритет должны иметь функции».
Принцип приоритета субъекта управления над объектами.«При создании компании или структурного подразделения приоритет должен отдаваться руководителю относительно будущих работников».
Принципы динамического состояния организации
К принципам динамического состояния организации относятся: принцип приоритета персонала, принцип приоритета структур над функциями и принцип приоритета объекта управления над субъектом.
Принцип приоритета персонала. «В системе: цель-задача-функция-структара-персонал наивысший приоритет должен иметь персонал, затем структура, функция, задача и цели». Любая компания создается людьми и для людей. Поэтому следует формировать структуру, функции, задачи и цели, приемлемые именно для него.
Принцип приоритета структур над функциями. «Для действующих компаний в системе «функция-структура» наивысший приоритет должна иметь структура».
В действующих компаниях со временем отлаживаются взаимосвязи между элементами структуры, лишние постепенно отмирают, а недостающие постепенно появляются. Таким образом, на каждый момент времени в любой компании имеются либо ненужные, либо недостающие в какой-то мере подразделения, которые через какое-то время будут или упразднены, или созданы без столкновений и антагонизмов.
Принцип приоритета объекта управления над субъектом. «В действующей компании при замене руководителя или реорганизации подразделений приоритет должен отдаваться коллективу подразделения относительно будущего руководителя».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|