Объекты и методы прокурорского надзора.
Понятие судебного контроля, его назначение. Субъекты судебного контроля.
Судебный контроль – это производство в суде по проверке законности и обоснованности действий и решений в связи с жалобами физических и юридических лиц. В настоящее время существует два вида судебного контроля: 1) контроль в сфере уголовного судопроизводства; 2) контроль за правовым характером нормативных актов.
Субъектами судебного контроля являются Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.
66. Принципы деятельности Конституционного суда РФ. Формы регулирования Конст-го суда РФ на выявление нарушения законности.
Принципы деятельности Конституционного Суда: 1) независимость судей Конституционного Суда РФ; 2) коллегиальность рассмотрения дел; 3) гласность судебного заседания (допускается трансляция заседаний Конституционного Суда РФ); 4) состязательность и равноправие сторон.
Решения Конституционного Суда, выявляющего в процессе конституционного
судопроизводства дефекты правового регулирования и указывающего на
возможные способы их устранения, окончательны, не подлежат обжалованию
и являются общеобязательными, равно как и сформулированные в этих
решениях правовые позиции - вне зависимости от того, изложены они в
мотивировочной или резолютивной части.
Особой значимостью решений, принимаемых Конституционным Судом в рамках
предоставленных ему Конституцией Российской Федерации исключительных
полномочий по проверке конституционности нормативных правовых актов,
предопределяется необходимость их неукоснительного исполнения органами
государственной власти и должностными лицами, чем обеспечиваются
требования единства конституционно-правового поля Российской Федерации
и недопустимости противопоставления законности и целесообразности.
Понятие административного надзора, его особенности и виды. Субъекты административного надзора.
Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, пожарной безопасности, торговли, санитарные, природоохранительные и другие нормы). Он осуществляется в отношении органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан.
Субъектами административного надзора являются органы федерального надзора (федеральный горный и промышленный надзор), отдельные государственные комитеты (Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и др.), государственные инспекции (Государственная автомобильная инспекция и др.), федеральные службы (Федеральная дорожная служба России и др.).
Особенности административного надзора состоят в том, что, во-первых, между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность, то есть деятельность органов надзора распространяется, как правило, на поднадзорные объекты, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности. Следовательно, административный надзор по своему характеру является надведомственным.
Во-вторых, субъекты надзора вправе, при соответствующих обстоятельствах, применять к объектам надзора меры административного принуждения.
Основной задачей органов административного надзора, вытекающей из характера содержания их деятельности, является обеспечение четкого, единообразного исполнения специальных норм и общеобязательных правил, то есть обеспечение законности в управлении. Решение данной задачи осуществляется путем предупреждения, пресечения правонарушений, привлечения к ответственности виновных лиц.
Для выполнения стоящей перед ними задачи и возложенных функций органы административного надзора наделены полномочиями, имеющими надведомственный характер, которые позволяют им не только осуществлять надзор, но и воздействовать в пределах своей компетенции на деятельность поднадзорных объектов.
Действующие нормативные акты закрепляют несколько групп полномочий органов, осуществляющих административный надзор:
1. Полномочия по предупреждению правонарушений.
2. Полномочия по пресечению правонарушений.
3. Полномочия по привлечению к ответственности виновных лиц.
4. Полномочия по нормотворчеству.
Понятие прокурорского надзора. Основные направления надзорной деятельности прокуратуры.
Прокурорский надзор — форма деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.
В ст. 1 ФЗ «о прокуратуре» определены основные направления (отрасли) надзорной деятельности:
а) надзор за исполнением законов федер-ми министерствами, гос комитетами, службами и иными фед органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, ОМСУ, органами военного управления, контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за законностью издаваемых ими ; б) НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД Ч/КА И ГРАЖДАНИНА – это направление является приоритетным; в) НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОРД И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ; г) НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ З/ОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ И ПРИМЕНЯЮЩИХ НАЗНАЧАЕМЫЕ СУДОМ МЕРЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХАР-РА – пенитенциарные учреждения, учреждения здравоохранения, спец учреждения для несовершеннолетних; д) НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ – это декларативное направление, об этом нигде нет, кроме ст.1 ФЗ, это опять же говорит о том, что нет мех-ма исполнения наказания.
Объекты и методы прокурорского надзора.
. Объект прокурорского надзора – предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов
Под методикой прокурорского надзора понимается совокупность методов и приемов, применяемых прокурорами в целях выявления, устранения и предупреждения нарушений законов и способствующих им обстоятельств. Под методом можно понимать способ или средство решения задачи, например, выявления определенных нарушений того или иного законодательства. В этом смысле такие надзорные действия, как прокурорская проверка, направление поручения в другую прокуратуру о выполнении отдельных проверочных действий представляют собой методы выявления нарушений законов. Понятие «метод» , как правило, охватывается понятием «правовое средство прокурорского надзора» . Под приемом понимается конкретное действие прокурора, служащее, например, цели установления истины, предупреждения правонарушений и т. д. Метод по отношению к приему выступает как понятие родовое или как общее к частному. В границах одного метода может быть применено несколько или даже много приемов. Например, в границах такого метода, как прокурорская проверка, могут быть применены следующие приемы: ознакомление с документами, истребование объяснений, снятие копий с документов и другие.
70. Формы регулирования прокурора на нарушения законности.
В случае нарушения законности прокурор обязан реагировать соответствующим образом. В Законе о прокуратуре РФ закреплены четыре формы реагирования прокурора на нарушения законности. В порядке обще надзорной деятельности прокурор вносит протест на противоречащий закону правовой акт. Протест приносится в орган или д/л, издавшему такой акт, либо в суд. В нем прокурор излагает требование об отмене правового акта или его части либо о приведении его в соответствие с законом. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления в соответствующий орган, организацию, д/у. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения законности, прокурор вправе установить более короткий срок рассмотрения протеста. Ответ прокурору на протест дается в письменной форме. Протест прокурора на правовой акт содержит определенные реквизиты: наименование опротестованного акта; кем и когда он издан; содержание опротестованного акта либо части его; правовое обоснование незаконно изданного акта; указание на нарушение нормы закона или подзаконного акта; требование прокурора об отмене или приведении в соответствие с законом опротестованного акта; предложение о рассмотрении протеста в установленный законом 10-дневный срок; должностное положение прокурора, его классный чин, дату принесения протеста. Представление прокурора является актом прокурорского надзора, формой его реагирования на факты нарушения закона, причины и условия, им способствующие. Оно вносится в орган, общественное объединение, политическую организацию, д/л, которые полномочны принимать меры по их устранению. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, и в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений законности, о чем прокурору сообщается в письменной форме. Если представление рассматривается коллегиальным органом, то он должен уведомить прокурора о дне заседания. Основанием внесения представления может быть выявленное нарушение закона либо совокупность нарушений, обобщение жалоб и заявлений граждан, поступающих в прокуратуру, судебной практики и др., позволяющие прокурору судить о состоянии законности на том или ином поднадзорном объекте. Как и протест, представление содержит в себе определенные реквизиты: наименование поднадзорного объекта, которому оно адресуется; материалы, явившиеся основанием внесения представления; наименование нарушенного закона или законов; сущность совершенных правонарушений, их причины и условия; предлагаемые меры по ликвидации нарушений законности и устранению причин и условий, им способствующих; указание на конкретных виновных лиц и предложение о привлечении их к ответственности; должностное положение, классный чин прокурора, дату внесения представления. Исходя из характера нарушения закона д/л или гражданином прокурор вправе вынести постановление о возбуждении уголовного дела или производства об адм. п-ии. Постановление о возбуждении производства об адм. п-ии направляется в уполномоченный на то орган или д/л, которые обязаны рассмотреть дело в уст. законом срок и о результатах рассмотрения сообщить прокурору в письменной форме. Предостережение о недопустимости нарушения закона. Оно объявляется прокурором или его заместителем в письменной форме д/л в целях предупреждения правонарушений при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, д/л, которому оно было объявлено, м.б. привлечено к ответств. в уст. порядке.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|