Сделай Сам Свою Работу на 5

Объекты и методы прокурорского надзора.





Понятие судебного контроля, его назначение. Субъекты судебного контроля.

Судебный контроль – это производство в суде по проверке законности и обоснованности действий и решений в связи с жалобами физических и юридических лиц. В настоящее время существует два вида судебного контроля: 1) контроль в сфере уголовного судопроизводства; 2) контроль за правовым характером нормативных актов.

Субъектами судебного контроля являются Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.

66. Принципы деятельности Конституционного суда РФ. Формы регулирования Конст-го суда РФ на выявление нарушения законности.

Принципы деятельности Конституционного Суда: 1) независимость судей Конституционного Суда РФ; 2) коллегиальность рассмотрения дел; 3) гласность судебного заседания (допускается трансляция заседаний Конституционного Суда РФ); 4) состязательность и равноправие сторон.

Решения Конституционного Суда, выявляющего в процессе конституционного

судопроизводства дефекты правового регулирования и указывающего на

возможные способы их устранения, окончательны, не подлежат обжалованию



и являются общеобязательными, равно как и сформулированные в этих

решениях правовые позиции - вне зависимости от того, изложены они в

мотивировочной или резолютивной части.

 

Особой значимостью решений, принимаемых Конституционным Судом в рамках

предоставленных ему Конституцией Российской Федерации исключительных

полномочий по проверке конституционности нормативных правовых актов,

предопределяется необходимость их неукоснительного исполнения органами

государственной власти и должностными лицами, чем обеспечиваются

требования единства конституционно-правового поля Российской Федерации

и недопустимости противопоставления законности и целесообразности.

Понятие административного надзора, его особенности и виды. Субъекты административного надзора.

Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблю­дении за исполнением действующих в сфере управления разнообраз­ных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, пожар­ной безопасности, торговли, санитарные, природоохранительные и другие нормы). Он осуществляется в отношении органов исполнитель­ной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан.



Субъектами административного надзора являются органы феде­рального надзора (федеральный горный и промышленный надзор), отдельные государственные комитеты (Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и др.), государ­ственные инспекции (Государственная автомобильная инспекция и др.), федеральные службы (Федеральная дорожная служба России и др.).

Особенности административного надзора состоят в том, что, во-первых, между субъектами и объектами надзора отсутствует органи­зационная соподчиненность, то есть деятельность органов надзора распространяется, как правило, на поднадзорные объекты, незави­симо от их ведомственной подчиненности и форм собственности. Следовательно, административный надзор по своему характеру является надведомственным.

Во-вторых, субъекты надзора вправе, при соответствующих обстоятельствах, применять к объектам надзора меры администра­тивного принуждения.

Основной задачей органов административного надзора, вытекаю­щей из характера содержания их деятельности, является обеспечение четкого, единообразного исполнения специальных норм и общеобяза­тельных правил, то есть обеспечение законности в управлении. Ре­шение данной задачи осуществляется путем предупреждения, пресе­чения правонарушений, привлечения к ответственности виновных лиц.



Для выполнения стоящей перед ними задачи и возложенных функций органы административного надзора наделены полно­мочиями, имеющими надведомственный характер, которые позволя­ют им не только осуществлять надзор, но и воздействовать в пределах своей компетенции на деятельность поднадзорных объектов.

Действующие нормативные акты закрепляют несколько групп полномочий органов, осуществляющих административный надзор:

1. Полномочия по предупреждению правонарушений.

2. Полномочия по пресечению правонарушений.

3. Полномочия по привлечению к ответственности виновных лиц.

4. Полномочия по нормотворчеству.

Понятие прокурорского надзора. Основные направления надзорной деятельности прокуратуры.

Прокурорский надзор — форма деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.

В ст. 1 ФЗ «о прокуратуре» определены основные направления (отрасли) надзорной деятельности:

а) надзор за исполнением законов федер-ми министерствами, гос комитетами, службами и иными фед органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, ОМСУ, органами военного управления, контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за законностью издаваемых ими ; б) НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД Ч/КА И ГРАЖДАНИНА – это направление является приоритетным; в) НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОРД И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ; г) НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ З/ОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ И ПРИМЕНЯЮЩИХ НАЗНАЧАЕМЫЕ СУДОМ МЕРЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХАР-РА – пенитенциарные учреждения, учреждения здравоохранения, спец учреждения для несовершеннолетних; д) НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ – это декларативное направление, об этом нигде нет, кроме ст.1 ФЗ, это опять же говорит о том, что нет мех-ма исполнения наказания.

 

Объекты и методы прокурорского надзора.

. Объект прокурорского надзора – предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов

Под методикой прокурорского надзора понимается совокупность методов и приемов, применяемых прокурорами в целях выявления, устранения и предупреждения нарушений законов и способствующих им обстоятельств.
Под методом можно понимать способ или средство решения задачи, например, выявления определенных нарушений того или иного законодательства. В этом смысле такие надзорные действия, как прокурорская проверка, направление поручения в другую прокуратуру о выполнении отдельных проверочных действий представляют собой методы выявления нарушений законов. Понятие «метод» , как правило, охватывается понятием «правовое средство прокурорского надзора» .
Под приемом понимается конкретное действие прокурора, служащее, например, цели установления истины, предупреждения правонарушений и т. д. Метод по отношению к приему выступает как понятие родовое или как общее к частному. В границах одного метода может быть применено несколько или даже много приемов. Например, в границах такого метода, как прокурорская проверка, могут быть применены следующие приемы: ознакомление с документами, истребование объяснений, снятие копий с документов и другие.

70. Формы регулирования прокурора на нарушения законности.

В случае нарушения законности прокурор обязан реагировать соответствующим образом. В Законе о прокуратуре РФ закреплены четыре формы реагирования прокурора на нарушения законности. В порядке обще надзорной деятельности прокурор вносит протест на противоречащий закону правовой акт. Протест приносится в орган или д/л, издавшему такой акт, либо в суд. В нем прокурор излагает требование об отмене правового акта или его части либо о приведении его в соответствие с законом. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления в соответствующий орган, организацию, д/у. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения законности, прокурор вправе установить более короткий срок рассмотрения протеста. Ответ прокурору на протест дается в письменной форме. Протест прокурора на правовой акт содержит определенные реквизиты: наименование опротестованного акта; кем и когда он издан; содержание опротестованного акта либо части его; правовое обоснование незаконно изданного акта; указание на нарушение нормы закона или подзаконного акта; требование прокурора об отмене или приведении в соответствие с законом опротестованного акта; предложение о рассмотрении протеста в установленный законом 10-дневный срок; должностное положение прокурора, его классный чин, дату принесения протеста. Представление прокурора является актом прокурорского надзора, формой его реагирования на факты нарушения закона, причины и условия, им способствующие. Оно вносится в орган, общественное объединение, политическую организацию, д/л, которые полномочны принимать меры по их устранению. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, и в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений законности, о чем прокурору сообщается в письменной форме. Если представление рассматривается коллегиальным органом, то он должен уведомить прокурора о дне заседания. Основанием внесения представления может быть выявленное нарушение закона либо совокупность нарушений, обобщение жалоб и заявлений граждан, поступающих в прокуратуру, судебной практики и др., позволяющие прокурору судить о состоянии законности на том или ином поднадзорном объекте. Как и протест, представление содержит в себе определенные реквизиты: наименование поднадзорного объекта, которому оно адресуется; материалы, явившиеся основанием внесения представления; наименование нарушенного закона или законов; сущность совершенных правонарушений, их причины и условия; предлагаемые меры по ликвидации нарушений законности и устранению причин и условий, им способствующих; указание на конкретных виновных лиц и предложение о привлечении их к ответственности; должностное положение, классный чин прокурора, дату внесения представления. Исходя из характера нарушения закона д/л или гражданином прокурор вправе вынести постановление о возбуждении уголовного дела или производства об адм. п-ии. Постановление о возбуждении производства об адм. п-ии направляется в уполномоченный на то орган или д/л, которые обязаны рассмотреть дело в уст. законом срок и о результатах рассмотрения сообщить прокурору в письменной форме. Предостережение о недопустимости нарушения закона. Оно объявляется прокурором или его заместителем в письменной форме д/л в целях предупреждения правонарушений при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, д/л, которому оно было объявлено, м.б. привлечено к ответств. в уст. порядке.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.