Сделай Сам Свою Работу на 5

Место культуры речи в рамках общей лингвоэкологии.





МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № __

с углубленным изучением предметов _______________ профилей

_________________________ района

_____________________________ тел. ____________________

 

 

Городской конкурс учебно-исследовательских работ
по лингвистике «В глаголе бьется пульс языка»

 

Лингвоэкологический аспект влияния языка
социальных сетей на формирование языковой
личности старшеклассника

 

 

Выполнили:

Смирнова А., ученица 10 «А» класса;

Юдина Н., ученица 10 «А» класса МОУ СОШ № __

Научный руководитель:

Цветкова Г. В.,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры воспитания
и дополнительного образования детей и взрослых ВГАПКиПРО,
учитель русского языка и литературы

Волгоград 2012

Введение

Современное общество, вступившее в эпоху глобализации, остро нуждается в осмыслении коммуникативных процессов, происходящих в нем.

«…Язык не существует вне культуры… Как один из видов человеческой деятельности, язык оказывается составной частью культуры, определяемой как совокупность результатов человеческой деятельности в разных сферах жизни человека: производственной, общественной, духовной»1.



«…Язык – это история народа. Язык – это цивилизация и культура. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием, но и насущной необходимостью...» – эти слова А. И. Куприна кажутся особенно актуальными сегодня, когда речевая культура испытывает значительные изменения.

Среди них можно выделить такие положительные тенденции, как расширение словарного состава языка в области экономической, политической и юридической лексики, приближение языка средств массовой информации к потребностям достоверного освещения реальности.

В ряду лингвоэкологических проблем ученые выделяют «вбрасывание» иноязычных слов, жаргонизация языка молодежи, «технизация» речи в условиях научно-технической революции, «лингвистический нигилизм» – недооценку и прямое отрицание филологических, гуманитарных знаний с позиций технократически настроенной части современного общества.

Засилие слышимых и видимых (читаемых) неправильных текстов приводит к снижению уровня языковой культуры, языковой компетенции, в итоге – к деформированию личности, развитию агрессивного, разрушительного начала, как отмечал академик Д. С. Лихачев, полагавший, что сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Решением этой задачи занимается лингвистическая экология, призванная дать объективную картину развития языка, уберечь язык как важнейшее средство человеческого общения.



В последнее время объектом исследования многих гуманитарных наук становится Интернет. Всемирная электронная паутина определяется как качественно новая сфера коммуникации, обусловливающая специфические социально-психологические характеристики общения. Также активно исследуются возникающие социальные традиции коммуникации в Сети, которая все больше становятся неотъемлемой составной бытия говорящего субъекта.

Степень изученности проблемы субъекта социальных сетей уже достаточна в различных аспектах и различных науках, начиная от социальных коммуникаций и заканчивая философией, психологией, филологией. Исследователями (работы М. Б. Бергельсона, Л. Ю. Иванова, Н. А. Петровой, Г. А. Трофимовой) рассматривается и лингвистический аспект, ведущий к появлению так называемого новояза (или падон(г)ского языка/сленга), обусловленного необходимостью передать максимум информации в небольшом по объему тексте.

Во всех этих недавних исследованиях не затрагивалась тема того, насколько язык, используемый в процессе синхронного общения в социальных сетях, влияет на говорящего онлайн-субъекта (термин В. В. Ларченко2).



Несмотря на пристальное внимание ученых к проблеме экологии языка (работы В. Г. Костомарова, Е. В. Какориной, О. А. Лаптевой и др.), влияние языка социальных сетей на формирование языковой личности старшеклассника изучено недостаточно. В то же время очевидно, что в среде школьников заметно усилилось использование слов сниженной стилистической окраски, что ведет к снижению уровня языковой компетенции носителей русского языка, обеднению индивидуального словаря, расшатыванию литературных норм языка и, как следствие, падению уровня общей культуры как отдельных личностей, так и общества в целом.

Именно этими составляющими обусловлена актуальность настоящего исследования.

В связи с вышесказанным целью учебно-исследовательской работы является:установить характер влияния языка социальных сетей на формирование языковой личности старшеклассника в рамках лингвоэкологического подхода.

Объект исследования: речь школьников старших классов.

Предмет исследования:говорящий онлайн-субъект в пространстве социальных сетей.

Гипотеза:словарный запас старшеклассников «обогащается» за счет деконструируемых знаков классического литературного языка, что негативно влияет на формирование языковой личности старших школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Определить качественный состав языковых клише, употребляемых старшими школьниками при общении в социальных сетях.

3. Выявить, какие стилистически ограниченные лексические единицы заимствуют старшие школьники из социальных сетей.

Методы исследования:описание, контент-анализ, анкетирование, сравнительный анализ.

Практическая значимость выполненной работы заключается в систематизации знаний о влиянии языка, используемого в процессе синхронного общения в социальных сетях, на говорящего онлайн-субъекта, которая может быть использована как при теоретическом изучении влияния языка социальных сетей на формирование языковой личности старшеклассника, так и в практической деятельности учителей русского языка и педагогов дополнительного образования.

 

Глава I. Теория вопроса

Место культуры речи в рамках общей лингвоэкологии.

Проведенный анализ научной и академической литературы позволил сделать вывод о том, что вначале XXI века становится все более очевидной необходимость включения в понятие среды обитания человека культурно-исторических ценностей. Это мотивирует расширение значения слова «экология» (соответственно возникли и возникают новые словосочетания типа «экология культуры», «экология истории», «экология нравственности», «экология мышления», «экология слова», «экология языка», «лингвистическая экология» и т. п.).

Лингвоэкологическими по своей проблематике являются работы многих современных русистов, например П. Григорьева, С. И. Виноградова, В. В. Колесова, Ю. Н. Караулова, В. К. Журавлева, В. Г. Костомарова и ряда других исследователей.

Л. И. Скворцов полагает, что «культура языка может и должна быть осмыслена в собственно экологическом аспекте – как часть здоровой окружающей "речевой среды существования", освобожденной от ошибок и неточностей, нежелательной нивелировки и "дистиллированности", негативно влияющих на жизнь языка, на общую духовность и нравственность <...>. Предметом лингвистической экологии является культура мышления и речевого поведения, воспитание лингвистического вкуса, защита и "оздоровление" литературного языка, определение путей и способов его обогащения и совершенствования, эстетика речи»3.

По мнению В. К. Журавлева, экология языка, теснейшим образом связанная с экологией духовной культуры и культурно-исторических традиций, есть прежде всего забота о «чистоте речевой среды обитания человека и всего народа»4.

Близкое к этому понимание экологических проблем языка как экологии речевой среды, целью которой является «обнаружение факторов, загрязняющих каналы общения, препятствующих пониманию между людьми, устранение помех, затрудняющих общение», обнаруживает А. К. Михальская5.

А. П. Сковородников понимает лингвоэкологию как находящуюся в процессе становления лингвистическую дисциплину, тесно связанную с такими разделами лингвистики, как социолингвистика, этнолингвистика, теория культуры речи, история языка; взаимодействующую с рядом других гуманитарных дисциплин (этнопсихологией, социологией, историей данного народа, историей его культуры) и исследующую проблематику языковой и речевой среды в ее динамике, прежде всего проблематику языковой и речевой деградации (факторы, негативно влияющие на развитие языка и его речевую реализацию) и проблематику языковой и речевой реабилитации (причины, пути и способы обогащения языка и совершенствования общественно-речевой практики)6.

В работах, посвященных изучению лингвоэкологических проблем, акцент делается прежде всего на таких явлениях современной общественно-речевой жизни, как бюрократизация языка и речи (экспансия канцелярского стиля), наплыв заимствований (преимущественно англицизмов), жаргонизация и вульгаризация речевого общения, легализация сквернословия, компьютерный сленг.

Сейчас главный спор состоит в том, чтобы решить, к чему ведет такая трансформация языка – к формированию новой культуры или к бескультурью.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.