|
Анализ проблем и результатов реформирования электроэнергетики
Созданные в России организационно-экономические механизмы, при отсутствии единой системы государственного регулирования экономики, привели к резкому сокращению финансирования высокотехнологичных отраслей промышленности, особенно электроэнергетики, падению наукоемкости промышленного производства, сокращению научно-исследовательских, фундаментальных, прикладных и опытно-конструкторских разработок, определяющих технологическое развитие экономики и научно-технологический прогресс в целом [221].
Основываясь на сравнительном анализе понятий электроэнергетики, представленном в таблице 2.1, возможно сделать общий вывод о том, что электроэнергетика - это область народного (национального) хозяйства, охватывающая выработку, преобразование, передачу, распределение и использование ЭЭ. Электроэнергия, в свою очередь, представляет собой определенную форму энергии, обусловленную движением частиц материи (электронов, позитронов и протонов) [10].
Понимания электроэнергетики как области, сферы, отрасли экономики (национального хозяйства) идентичны. Однако именно вследствие уникальных физических свойств ЭЭ, электроэнергетика является важнейшим элементом жизнеобеспечения общества. Следовательно, в данном контексте электроэнергетика является сферой государственных интересов, обеспечивающей энергетическую безопасность страны.
Таблица 2.1 – Определения электроэнергетики
Источник
| Определение
| Постановление Правительства РФ [142]
| Определяет электроэнергетику в качестве базовой отрасли экономики Российской Федерации.
| Федеральный закон [209], статья 3
| Электроэнергетика - сфера экономики Российской Федерации, включающая в себя совокупность производственных и иных имущественных объектов, принадлежащих на праве собственности или на иных законных основаниях различным лицам и непосредственно используемых в процессе производства, передачи и сбыта ЭЭ, лиц, осуществляющих перечисленные виды деятельности, а также комплекс экономических и иных взаимоотношений, возникающих в процессе их осуществления
| Федеральный закон [209], статья 3
| «Электроэнергетика это отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи ЭЭ, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления ЭЭ с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в ЕЭС России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам».
|
Если посмотреть на структуру отрасли после её реформирования, представленную на интернет-сайте www.rao-ees.ru/ru/reforming/ [125], то возникает вопрос: каким же органом осуществляется руководство отрасли в целом?
В Интернете электроэнергетика фигурирует лишь как направление деятельности Министерства энергетики в ряду более десятка других разных направлений. На интернет-странице электроэнергетики в разделе «Структура и организации» лишь перечислены существующие ныне акционерные энергетические компании, представленные на рисунке 2.1, при отсутствии в структуре отрасли руководящего органа. Такое отражение деятельности отрасли в Интернете является иллюстрацией нахождения её в фактически «заброшенном» состоянии. Очевидно, это и есть одна из сторон воплощения концепции дерегулирования отрасли.
Реформа электроэнергетики завершена и отрасль во всех её видах деятельности после реструктуризации и приватизации представляет сегодня множество (свыше 500) независимых хозяйствующих субъектов с децентрализованной системой технической и экономической политики, с атрофированной ответственностью перед потребителем ЭЭ и тепла за надёжное и экономически обоснованное энергоснабжение.
Ключевая задача реформы отрасли на интернет - странице электроэнергетики в разделе «Отрасль» сформулирована, как создание конкурентного рынка ЭЭ (мощности), цены которого не регулируются государством, но не поставлены задачи для самой отрасли, хотя совершенно справедливо отмечено, что электроэнергетика является базовой отраслью российской экономики, устойчивое развитие и надёжное функционирование которой во многом определяют энергетическую безопасность страны и являются важными факторами её успешного экономического развития.
Даже поверхностный анализ существующих проблем [226] и кризисных явлений [197,187,214,190] в постреформенной электроэнергетике России и смежных с ней теплоснабжении и ЖКХ неизбежно ставит вопрос о выборе способа продолжения реформ.
Рисунок 2.1 – Основные группы компаний и организаций современной электроэнергетики
Заключение
На основе проведенных исследований были сделаны следующие выводы и предложения:
1. В России также, как и в большинстве высокоразвитых государств, учитывая особую роль электроэнергетики в социально-экономическом развитии, стабильности и обеспечении национальной безопасности, основной целью реформы продекларирован перевод электроэнергетики в режим устойчивого развития на базе прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования, обеспечение надежного, экономически эффективного удовлетворения платежеспособного спроса на электроэнергию в краткосрочной и долгосрочной перспективе, а также создание условий для инвестиционной привлекательности отрасли и обеспечение условий для роста экономики. Процесс опережающего развития электроэнергетики является необходимым фактором усиления экономического развития России, поэтому необходимыбеспрецедентные меры по развитию национальныхэнергокомплексов.
2. Проблемы российской электроэнергетики во многом порождены трансформацией экономической сущности реформы органами государственного регулирования. Прекрасно сформулированные цели и задачи реформы, по сути, не выполнены в основном из-за отношения к ЭЭ как к товару, без учета ее специфических свойств и не учета неразрывности процессов выработки, передачи и потребления ЭЭ с нарушением баланса интересов участников рынка. Высокая социальная составляющая политики в области реформирования не позволяет менять цели и задачи в процессе реформы, без опережающего развития соответствующей нормативной базы.
Список использованной литературы
1. Алилуева, О. Г. Повестка дня системы регулирования: опыт Европейского Союза и России на примере электроэнергетики [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://csr-nw.ru.
2. Аналитики: Заряд оптимизма в электроэнергетике РФ иссяк. / ИА «Росбалт», 28.09.2012 [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/video/2012/09/28/1039789.html
3. Аналитический бюллетень. Электроэнергетика: тенденции и прогнозы. Итоги 2011 г./ «РИА-Аналитика» Центр экономический исследований. №5. М. 2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ria.ru/research/
4. Аналитический отчет по результатам проведённого анализа розничного рынка электрической энергии (мощности) в Ставропольском крае, 31.08.2010 [Эл. ресурс]. Режим доступа:www.stavropol.fas.gov.ru
5. Архангельский, В. Недискриминационный доступ к услугам естественных монополий // В. Архангельский / Образовательный ресурс для совершенных регуляторов «Точка Роста ВЕТА», 16.02.2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tochkarosta.pro
6. Аюев, Б. И. Основы функционирования объединенной электроэнергетической системы континентальной Европы [Текст] / Б. И. Аюев. – Екатеринбург.: УрО РАН, 2008. − 276 с.
7. Бабкин, В. Эксперт ГД РФ «Светит ли нам ГОЭДРО-2» [Текст] / В. Бабкин // ж-л «РФ сегодня», М.: №5 март 2011г.
Приложение А
1. Первая ценовая категория
|
|
|
| | Уровень напряжения
| Стоимость, руб.
| ВН
| СН I
| СН II
| НН
| 523 509,432
| 582 627,649
| 679 668,789
| 895 249,535
| Цена, кВтч
| 2,556
| 2,844
| 3,318
| 4,370
| | | | | | 2. Вторая ценовая категория
|
|
|
| 2.1.
| Уровень напряжения
| Стоимость, руб.
| ВН
| СН I
| СН II
| НН
| 647 735,366
| 706 853,583
| 803 894,724
| 1 019 475,469
| Цена, кВтч
| 3,162
| 3,451
| 3,924
| 4,977
| | | | | | 2.2.
| Уровень напряжения
| Стоимость, руб.
| ВН
| СН I
| СН II
| НН
| 602 227,443
| 661 345,661
| 758 386,801
| 973 967,547
| Цена, кВтч
| 2,940
| 3,229
| 3,702
| 4,755
| | | | | | 3. Третья ценовая категория
|
|
|
| Стоимость, руб
| Уровень напряжения
| ВН
| СН I
| СН II
| НН
| Электроэнергия
| 454 887,466
| 514 005,684
| 611 046,824
| 826 627,570
| Мощность
| 105 197,828
| 105 197,828
| 105 197,828
| 105 197,828
| Всего
| 560 085,295
| 619 203,512
| 716 244,652
| 931 825,398
| Цена, кВтч
| 2,734
| 3,023
| 3,497
| 4,549
| | | | | | 4. Четвертая ценовая категория
|
|
| Стоимость, руб
| Уровень напряжения
| ВН
| СН I
| СН II
| НН
| Электроэнергия
| 449 375,092
| 471 908,023
| 520 161,271
| 683 738,060
| Мощность
| 203 468,027
| 260 153,011
| 371 398,973
| 463 215,967
| Всего
| 652 843,119
| 732 061,034
| 891 560,243
| 1 146 954,026
| Цена, кВтч
| 3,187
| 3,574
| 4,352
| 5,599
| | | | | | 5. Пятая ценовая категория
|
|
|
| Стоимость, руб
| Уровень напряжения
| ВН
| СН I
| СН II
| НН
| Электроэнергия
| 451 662,128
| 510 780,346
| 607 821,486
| 823 402,231
| Мощность
| 61 287,277
| 61 287,277
| 61 287,277
| 61 287,277
| Отклонения
| - 286,937
| - 286,937
| - 286,937
| - 286,937
| Всего
| 512 662,468
| 571 780,686
| 668 821,826
| 884 402,572
| Цена, кВтч
| 2,503
| 2,791
| 3,265
| 4,317
| | | | | | 6. Шестая ценовая категория
|
|
|
| Стоимость, руб
| Уровень напряжения
| ВН
| СН I
| СН II
| НН
| Электроэнергия
| 459 719,364
| 482 252,295
| 530 505,542
| 694 082,331
| Мощность
| 267 377,532
| 324 062,515
| 435 308,477
| 527 125,471
| Отклонения
| - 286,937
| - 286,937
| - 286,937
| - 286,937
| Всего
| 726 809,958
| 806 027,873
| 965 527,082
| 1 220 920,865
| Цена, кВтч
| 3,548
| 3,935
| 4,713
| 5,960
|
Продолжение приложения А
Ежемесячный отчет по часам пиковой нагрузки для субъектов Российской Федерации
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|