Сделай Сам Свою Работу на 5

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ





Принципы логопедической коррекции

Принцип индивидуального подхода.
Второй важный принцип — использование компенсаторных возможностей ребенка, опора на сохранные звенья (подключение зрительного, слухового и тактильного анализаторов).

Принцип рационального подбора и использования материала, используемого на логопедических занятиях. Каждое занятие должно носить эмоциональный, развивающий и по возможности воспитывающий характер, быть оптимально интенсивным. Развиваться должна не только речь, но и интеллект.

Принцип разнообразия форм и методов работы с детьми.

 

Основными методами коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда являются:

1.Специфические (двигательно-кинестетический, слухозрительно-кинестетический) методы.
Двигательно-кинестетический метод предполагает установление связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением. Например, если ребенок не может сам обнажить верхние зубы, логопед приподнимает указательным пальцем верхнюю губу ребенка. Таким образом создается новое ощущение — приподнимание верхней губы.

Использование слухозрительно-кинестетического метода заключается в установлении связей между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произношении. Для формирования слухозрительного образа звука логопед демонстрирует ребенку артикуляционную схему, показывает положение артикуляционного уклада с помощью рук с одновременным произношением звука. Например, при постановке звука [ш] ребенка просят сделать ладошку и язычок «чашечкой», произнести звук и одновременно удерживать ладонь руки в форме чашечки.



2.Дидактические методы:
—наглядные;
—словесные методы с опорой на наглядность и без опоры на наглядность;
— практические методы, которые должны носить игровой характер.

Методы и приемы должны не только соответствовать интересам детей, их потребностям в игре, но и обеспечивать интеллектуальное развитие ребенка, тренировку его мысли и ума.

Наглядные приемы — показ игрушек, картинок, иллюстраций в книгах, действий — способствуют формированию элементарных понятий, расширению знаний об окружающем мире и развитию способности к обобщению.



Следует многообразно предъявлять один и тот же предмет, речевого материала в вариативных условиях. Это могут быть игрушки, картинки, настольно-печатные игры, иллюстрации в книгах. Многообразие материала будет способствовать формированию обобщенных представлений о предметах. Один и тот же наглядный и словесный материал может быть использован для автоматизации звука в словах, затем в предложениях, чистоговорках, загадках, для составления описательного рассказа и др.

В логопедической практике используется прием одновременного произношения звука и написания буквы, обозначающей этот звук (писание и говорение). Детям, не умеющим писать, предлагается произносить звук и совершать простые действия. Например, произносить звук [ж] и шевелить пальчиками («летит жучок, жужжит и машет крылышками»), произносить звук [р] и быстро барабанить пальчиками по столу (так стучит наш язычок по «бугорочкам»), произношение звука [ш] сочетать с движением согнутой ладони («ползет и шипит змея»).

Из словесных приемов следут выделить следующие:
—словесный образец;
— одновременное произнесение звука ребенком и логопедом;
—повторение;
—объяснение;
—указание;
—словесные упражнения;
—вопрос как стимул речевой активности ребенка;
—оценка детской речи.

Игровые приемы реализуются в использовании различных персонажей, сказочных сюжетов, театрализации, инсценирования (произнесение фраз от имени персонажей или зверей), слов-перевертышей, намеренных ошибок, в эмоциональной подаче материала. Дети очень любят исправлять «ошибки», допущенные педагогом или персонажем, присутствующим на занятии, учить сказочных гостей, выступать в какой-либо роли.



 

Занятия должны содержать максимум информации, которая способствует обогащению памяти детей образами и представлениями. Разнообразие заданий, быстрый темп проведения занятий препятствуют утомлению, развивают переключаемость внимания и позволяют поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия.
Структура индивидуальных и подгрупповых занятий

Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия на всех этапах работы могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы над звуком в нее вносятся изменения.

Например, в подготовительный период и на этапе постановки звука больше внимания уделяется развитию артикуляционной моторики, речеслухового внимания, формированию речевого дыхания, коррекции голоса, развитию познавательных процессов, тогда как на этапе автоматизации звука главное — развитие речевой активности ребенка и формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

 

Структура логопедического занятия основана на на специфических и общедидактических принципах, принятых в логопедии. Построение же отдельных занятий определяется учителем-логопедом, исходя из учета индивидуальных особенностей ребенка, уровня развития артикуляционной моторики, речевых навыков и познавательных процессов. Например, проведение артикуляционной гимнастики и упражнений на развитие дыхания и голоса на этапе автоматизации звуков в связной речи не обязательны и проводятся только с теми детьми, которые в них нуждаются.

Предлагаемая структура занятий носит рекомендательный характер. Многое зависит от ситуации, и даже настроения ребенка. Например, при работе над словом возможно дополнение предложения словами, совместное составление предложений или короткого диалога, сочинение чистоговорок.
Логопедическое занятие направлено на развитие речевых и психомоторных функций и состоит из нескольких взаимосвязанных частей. Последовательность этих частей или структура занятий способствует постепенному вовлечению в работу всех мозговых структур и является наиболее результативной. Раскроем сущность каждой части занятия и вариативность используемых заданий.


Приложение 8.

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА КОНСПЕКТА

ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ (СВЯЗНОЙ РЕЧИ)

Цель.

Задачи.

Оборудование.

Ход занятия.

1 часть. Оргмомент (до 5 мин).

На выбор. Релаксационные упражнения. Пластические этюды. Формирование пространственных представлений. Развитие слухового восприятия. Формирование коммуникативных навыков.

2часть.Основная.
2. 1.Развитие тонкой моторики пальцев рук (массаж и самомассаж, активная гимнастика, пассивная гимнастика, пальчиковая и сопряженная гимнастика, пальчиковый театр, графические упражнения, действия с предметами). Координация движений с речью. Артикуляционная гимнастика.

2.2. Динамическая пауза.

2.3. Игры, упражнения, задания в соответствии с целью занятия.
2.4. Динамическая пауза.

2.5. Дидактическая игра

3 часть. Итоговая. Подведение итогов занятия (до 3 мин).

 

 

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА КОНСПЕКТА

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУПОПРОИЗНОШЕНИЯ

 

Цель.

Задачи.

Оборудование.

Ход занятия.

 

1 часть. Оргмомент (до 5 мин) с элемантами реласксации.

2часть.Основная

2.1.Массаж или самомассаж. Мимические упражнения.

2.2.Артикуляционная гимнастика. Выработка тонких артикуляционных движений. Формирование правильных артикуляционных укладов губ и языка. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения:

  • упражнения по тренировке губ;
  • упражнение по тренировке нижней челюсти;
  • упражнения для тренировки языка.

2.3.Динамическая пауза.

2.4. Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса.

2.5. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи

3 часть. Подведение итогов занятия

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА КОНСПЕКТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА

Цель.

Задачи.

Оборудование.

Ход занятия.

1. Оргмомент с элементами релаксации.

2. Артикуляционная гимнастика:

  • общие артикуляционные упражнения;
  • специальные артикуляционные движения;
  • упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи.

3.Постановка звука.

4. Анализ артикуляции по плану.

5. Закрепление изолированного звука (индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание).

6.Динамическая пауза.

7. Развитие фонематического слуха:

  • опознание звука из ряда изолированных, отличных по артикуляционным и акустическим признакам;
  • опознание из слогов;
  • опознание из слов.

8. Закрепление звука в слогах.

9. Закрепление в словах.

10. Закрепление в предложениях.

11. Итог занятия.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.