Последовательность проектирования АТП
Основные положения проектирования
Предприятий автотранспорта
(СТО, АРП и АТП)
Последовательность проектирования СТО и АРП
Развитие и совершенствование предприятий автосервиса (АОП, АРП и АТП) осуществляется в форме строительства новых предприятий, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих. Порядок проектирования определен СНиП II-01-95. При этом основой проектных решений различных предприятий автосервиса (АОП, АРП и АТП) являются решения по технологии и организации производства.
В общем случае проектирование ведется в следующем порядке:
1) Принятие решения о необходимости проектирования;
2) Составление задания на проектирование и сбор (подготовка) предпроектных материалов (исходных данных);
3) Технико-экономическое обоснование (ТЭО) или технико-экономические расчеты (ТЭР);
4) Собственно проектирование:
а) технологическая часть;
б) строительная часть;
в) технико-экономическая часть;
г) организационная часть (НОТ, управление);
д) организация строительства;
е) охрана окружающей среды (АРП);
ж) сметная документация (АРП);
з) общая пояснительная записка;
и) генеральный план и транспорт (АРП);
к) паспорт проекта.
Основным документом, предусматривающим необходимость строительства или реконструкции АРП, является план размещения и развития отрасли, схемы развития и размещения производительных сил с учетом потребностей развития автотранспорта. На его основе разрабатывают ТЭО (ТЭР) для обоснования целесообразности строительства проектируемого объекта, его мощности, выбора наиболее эффективных технических, экономических и организационных решений по строительству и эксплуатации, определение примерной стоимости строительства и основных ТЭП.
ТЭО предприятий автосервиса разрабатывается на основе результатов маркетинговых исследований спроса и предложений на услуги автосервиса по обслуживанию автомобилей. Наиболее типичными вариантами проектирования СТО являются следующие:
1. При известных на основе маркетинговых исследований числе заездов или числе условно комплексно обслуживаемых на СТО автомобилей по маркам, видам работ, среднегодовом пробеге автомобиля и другим данным определяют объем работ, примерную численность рабочих постов и работающих, площади, подбирают технологическое оборудование, разрабатывают компоновочно-планиро-вочное решение СТО.
2. У заказчика имеется:
а) участок земли;
б) производственно-складская площадь определенной конфигурации и размеров;
в) финансовые средства, которые предполагается использовать для предприятия автосервиса.
В этом случае сначала разрабатывают несколько вариантов объемно-планировочных решений с целью поиска наиболее рациональных. На его основе определяют число постов, работающих, возможные объемы и перечень услуг, оборудование.
3. В задании на проектирование приводится число рабочих постов и (или) виды выполняемых услуг. На основе этих данных вначале определяется выполняемый на станции объем работ, численность персонала, площади и др. показатели, после чего – варианты планировки.
4. На основе маркетингового анализа спроса на услуги автосервиса в данном регионе на данный момент и на перспективу определяются мощности и размер СТО, при условии, что будет обеспечен спрос клиентуры. Этот вариант для случая, когда в регионе уже существуют аналогичные предприятия автосервиса.
5. В ряде случаев производственно-техническая база АТП имеет избыток площадей. В этом случае на базе этих избытков организуют предприятие автосервиса. Здесь определяют число автомобилей, которое может быть принято на ТО, Р и хранение, а также виды выполняемых услуг и объемов работ.
На основании утвержденного ТЭО (ТЭР) заказчик совместно с проектной организацией составляет задание на проектирование, состоящее из следующих данных:
а) основание для проектирования;
б) сроки начала и окончания строительства;
в) особые условия строительства и выделение пусковых комплексов;
г) стадийность проектирования;
д) разработка нескольких вариантов проектных решений;
е) требования к архитектурному оформлению зданий и сооружений;
ж) проектная и генеральная подрядная строительная организация;
з) основные ТЭП.
Исходные данные.
Одновременно с этим заказчик вместе с проектировщиком решают вопросы: о расположении и размерах участка под строительство; возможность использования местных трудовых и материальных ресурсов; производственного и хозяйственного кооперирования СТО (АОП, АРП, АТП); места присоединения или прокладки инженерных коммуникаций, источников электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, связи; места сброса сточных вод; мероприятия по охране окружающей среды.
Особенности реконструкции.
При реконструкции действующих СТО (АОП, АРП) к заданию прикладывают результаты анализа технического состояния предприятия, оценку его хозяйственной деятельности и основные ТЭП за последний год, данные о результатах аттестации и рационализации рабочих мест, заключения и материалы по результатам обследования действующих производств, конструкций зданий и сооружений, планировки действующих производств (участков) со спецификацией оборудования и сведения о его состоянии, перечни существующих зданий и сооружений, подъемно-транспортных средств предприятия.
Проектирование автообслуживающих предприятий СТО (АРП) ведется либо в одну стадию (техно-рабочий проект) или в две стадии (технический проект и рабочая документация [рабочие чертежи]). Проектирование технически несложных объектов, а также предприятий по типовым и повторно применяемым проектам выполняется в одну стадию. Автосервисные предприятия, как и авторемонтные, проектируют в основном в одну стадию.
Последовательность проектирования АТП
Качество нового строительства ПТБ АТП, ее реконструкции, расширения и технического перевооружения определяется качеством соответствующих проектов, которые должны отвечать всем требованиям к капитальному строительству. Необходимо, чтобы новые или реконструируемые АТП ко времени ввода в действие были технически передовыми и имели высокие показатели производительности труда, механизации труда, себестоимости продукции и услуг, эффективности капитальных вложений.
Заказчикам строительства и проектирования АТП являются федеральные и муниципальные ведомства, АО, ЧП, арендные предприятия. Документом, регулирующим правовые, финансовые отношения, обязательства и ответственность сторон является договор между заказчиком и исполнителем (организацией, юридическим или физическим лицом).
Одной из основных частей договора является задание на проектирование, состоящее из:
а) основания для проектирования;
б) требований по вариантности разработки;
в) основных ТЭП;
г) требований к конкурентоспособности;
д) требований к технологии производства;
е) требований к организации производства;
ж) требований к экологическим параметрам;
з) требований к архитектурно-строительным и конструктивным решениям.
Проектное задание.
Основным проектным документом является технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства. Проектная документация состоит из общей пояснительной записки и основных чертежей. ТЭО имеет целью на основе укрупненных показателей установить основные технические решения проектируемого АТП, общую стоимость строительства и основные ТЭП нового предприятия. ТЭО состоит из 3-х частей: технологической, строительной и экономической.
Технологическая часть состоит из расчетно-пояснительной записки и графической части. Расчетно-пояснительная записка содержит:
1. материалы о назначении предприятия, его производственных функциях и общей организации технологического процесса;
2. расчет производственной программы;
3. расчет количества постов для ТО и Р, поточных линий;
4. расчет рабочей силы и штатов АТП;
5. выбор технологического оборудования и его техническую характеристику;
6. расчет площадей производственных и вспомогательных помещений;
7. задание для смежных частей проекта: строительной, санитарно-техничес-кой, энергетической частей, по ОТ и ТБ и экологии;
8. экономическую часть.
Графическая часть состоит из схем ТП, энергоснабжения, теплоснабжения, других коммуникаций, генерального плана, принципиальных компоновочно-планировочных решений зданий, разрезов зданий.
Экономическая часть содержит характеристику и анализ капиталовложений, расчет оборотных средств, калькуляцию себестоимости продукции, расчет срока окупаемости АТП, ТЭП и их анализ. В ТЭО приводят план освоения проектируемого предприятия и очередность строительства. На основе утвержденного ТЭО разрабатывают технический проект.
После сбора исходных данных и их анализа составляют задание на проектирование, на основании которого разрабатывают ТЭО, затем технический проект. Причем проектирование может вестись в 2 или 3 стадии.
При использовании типовых или аналогичных проектов – в 2 стадии:
1. ТЭО;
2. Рабочие чертежи.
При разработке новых, крупных АТП, с новым производством и сложными ТП – в 3 стадии:
1. ТЭО;
2. Технический проект;
3. Рабочие чертежи.
Состав рабочего
Проекта
Технический проект заключается в детальной разработке всех основных элементов проекта: технологической, организационной, архитектурно-строительной, энергетической, санитарно-технической, транспортной, экономической и экологической.
Кроме того, в техническом проекте производят уточненный расчет количества оборудования, приспособлений, инструментов, работающих, площадей производственных и вспомогательных помещений, потребности в энергии для оборудования, технической и питьевой воде, паре, газе и т.д. А также детальная конструктивная разработка отдельных узлов приспособлений, устройств и сооружений.
В техническом проекте разрабатывают основные положения по ОТ и ТБ, противопожарной технике; основные положения по организации производства и управлению АТП.
На основании утвержденного технического проекта разрабатывают рабочие чертежи, на основании которых ведут строительство и монтаж оборудования. В рабочих чертежах указывают все необходимые размеры, спецификации и количество необходимых материалов для изготовления деталей и узлов.
Рабочие чертежи по (рабочей части) технологической части проекта включают в себя планы расстановки оборудования, привязочные размеры, источников и потребителей энергии, планы и разрезы отдельных участков, детали основных и вспомогательных приспособлений, необходимых для монтажа и эксплуатации оборудования.
Состав технического и рабочего проекта, как правило, идентичен и состоит из следующих частей (Энергетической, Транспортной, Экономической):
1. Общая пояснительная записка;
2. Технологические решения, – основа;
3. Строительные решения (санитарно-технические);
4. НОТ рабочих и служащих;
5. Управление предприятием;
6. Организация строительства;
7. Охрана окружающей среды;
8. Сметная документация;
9. Паспорт рабочего проекта.
В состав каждой из частей кроме общей и сметной, а также паспорта входят соответствующие расчетно-пояснительные записки, чертежи и спецификации.
В общей пояснительной записке приводят основание для разработки, исходные данные для проектирования, краткую характеристику предприятия, его состав, месторасположение, организацию, сроки строительства, данные о проектной мощности, номенклатуре, качестве и техническом уровне продукции, решения по организации труда, производству и управлению, результаты расчетов числа рабочих мест, их оснащенность, результаты расчетов численного и профессионально-квалификационного состава работающих, сведения о потребности в энергетических ресурсах, основные ТЭП.
Технологические решения включают: данные о годовой производственной программе, краткую характеристику и обоснование решений по принятой технологии производства; данные о трудоемкости по производимым видам работ и предоставляемым услугам; состав и обоснование применяемого оборудования; расчет количества основного и вспомогательного оборудования, рабочих мест, постов, их оснащенность; расчет количества производственных и вспомогательных рабочих, ИТР и служащих; ведомости работающих с указанием категорий и квалификации; организация контроля качества услуг и работ.
Технологическая часть включает в себя также расчеты вспомогательных подразделений СТО (АТП, АРП) – энергетического и ремонтного отделений (служб), складского хозяйства.
Так определяется потребность в сжатом воздухе и сжатых газах, рассчитываются компрессорные станции и организация снабжения СТО сжатым воздухом и сжатыми газами.
Дается краткая характеристика источников электроснабжения, приводятся ведомости основных потребителей силовой, нагревательной и осветительной э/энергии, делается выбор трансформаторов, распределительных устройств и комплектных трансформаторных подстанций, обосновывается их месторасположение, выбирается тип трасс магистральных питающих сетей, пусковой аппаратуры, съема распределительных сетей, расчет и способы их прокладки.
По складскому хозяйству приводят состав складов и указания об их размещении, расчет площадей складских помещений и площадок хранения, расчет количества складских рабочих и средств механизации.
В технологическую часть проекта входят заказная спецификация и технические требования на проектирование нестандартного оборудования. Заказные спецификации составляют на все покупное, а также нестандартное оборудование.
Покупное оборудование подразделяют на следующие группы: основное технологическое, металлообрабатывающее, кузнечно-прессовое, электротехническое, подъемно-транспортное, вентиляторы, компрессоры, насосы, сушильные камеры и лабораторное оборудование.
Нестандартное также подразделяют на группы: основное технологическое, подъемно-транспортное, прочее, производственный инвентарь.
В состав чертежей технологической части проекта включают: принципиальные схемы технологических процессов, принципиальную схему управления, компоновки и планировки по различным зданиям и участкам, схемы грузопотоков, принципиальные схемы электроснабжения СТО, схемы трасс тепловых и воздушных сетей.
Строительные решения включают архитектурно-строительную и санитарно-техническую части. В состав первой части входят: краткая характеристика участка для строительства, обоснование принятой схемы генерального плана; краткое описание основных объемно-планировочных и конструктивных решений принятых в проекте; обоснование принципиальных решений по освещенности рабочих мест, снижению производственных шумов и вибраций, противопожарной безопасности, гидроизоляции и антикоррозионной защите строительных конструкций и сооружений; описание мероприятий по производственной эстетике; описание организации бытового, медицинского обслуживания, общественного питания работающих; определение состава служебно-бытовых помещений и расчет площадей этих помещений. Графические материалы архитектурно-строительной части: планы, разрезы, фасады зданий; маркировочные планы фундаментных балок, колонн, ферм, стеновых панелей; планы и разрезы подземного хозяйства; ведомости строительных элементов.
Санитарно-техническая часть проекта включает в себя две подсистемы:
1. Отопления и вентиляции;
2. Водопровода и канализации.
Для подсистемы отопления и вентиляции приводят краткую характеристику источника теплоснабжения и теплоносителя; общие данные, характеризующие расход тепла на предприятии; обоснование принятой системы отопления и расчет тепла на отопление зданий; расчет расходов тепла на производственные нужды; обоснование воздухообменов по кратности и количеству воздуха, удаляемого местными отсосами; расчеты трубопроводов для теплоносителя и воздуховодов; автоматизация системы отопления и вентиляции; внутриплощадочные тепло- и воздухосети.
Для подсистемы водопровода и канализации приводят краткую характеристику источника водоснабжения и принятой системы водоснабжения; расход воды на СТО; данные по системе оборотного водоснабжения, подбору насосов и сооружений; данные по классификации сточных вод и очистных сооружений; расчеты и принципиальные схемы сетей водопровода и канализации; внутриплощадочные сети водопровода и канализации, их трассировка. Графические материалы: планы, разрезы и схемы подсистем водопровода и канализации в зданиях и на площадке; принципиальные схемы очистных сооружений, станций перекачки, насосных станций и прочих сооружений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|