Сделай Сам Свою Работу на 5

Иностранный капитал в промышленности Донбасса





Донбасс в начале ХХ века

Цель и учебные задачи:познакомить учащихся с особенностями политического и социально- экономического развития края, формировать умение анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи , воспитывать интерес к истории родного края

Понятия: синдикат, рабочее движение

Мотивация: назовите важнейшие особенности края?

Ожидаемые результаты:учащиеся называют важнейшие особенности в развитии края, характеризуют административное устройство, социальный состав, особенности поясняют рабочего движения

Ход урока

I.Организационный момент

II.Контроль знаний и умений

Особенности развития промышленности

Аграрный сектор экономики

Реформы Витте

III.Изложение нового материала

Административное устройство. Социальный состав

На 1 января 1915 г. Бахмутский уезд имел 22 волос­ти, 281 сельское общество, 1 город (Бахмут) и 930 других поселений.
Мариупольский уезд был разделен на 30 волостей, 164 сельских общества, 1 город (Мариуполь) и 562 поселения.
Со времени проведения первой переписи населения в 1897 г. и до 1915 г. население Екатеринославской губернии увеличилось на 1 423 626 человек и составило 3 537,3 тыс. человек, в городах проживало 546,9 тыс., в уездах — 2 990,4 тыс. Бахмутский и Мариупольский уезды были наиболее заселенными, в них проживало более четверти населения губернии.
Вне города в Бахмутском уезде жило 521,8 тыс. чел., в городе — 38,6 тыс. чел. Всего в уезде — 560,4 тыс. чел. Пре­обладало мужское население. Плотность населения на одну квадратную версту составляла примерно 69 жителей.
Вне города в Мариупольском уезде жило 330,6 тыс. чел., в г. Мариуполе — 56,2 тыс. Всего в уезде — 386,7 тыс. человек. Плотность населения — примерно 48 жителей на квадратную версту.
По Бахмутскому уезду прирост населе­ния за 18 лет составил 40,6%, по Мариупольскому — 34,3%.



К началу ХХ века численность и национальный состав населения Донбасса (Бахмутский уезд, Мариупольский уезд, Славяносербский уезд, Старобельский уезд, г. Славянск), по данным Всероссийской переписи 1897 г., были следующими:

Русские 985 887 - 86,7 % (малороссы 710 613 - 62,5 %, великороссы 275 274 - 24,2 %, белорусы 11 061 - 1,0 %), греки 48 452 - 4,2 %, немцы 33 774 - 3,0 %, евреи 22 416 - 2,0 %, татары 15 992 - 1,4 %. Всего 1 136 361 чел.



 

2. Развитие промышленности. С первых десятилетий своего существования, Донбасс претендовал на особую роль в политических и экономических коллизиях Юга России. Эта установка была заложена в самой логике возникновения развитого промышленного региона в малоосвоенных степях бывшего Половецкого поля. Судите сами: только в 1857 году в Петербурге было учреждено Главное общество железных дорог, а к началу 1870 –х гг. бывший станционный смотритель Самуил Поляков, занявшись железнодорожными концессиями, стал владельцем Курско-Харьковско-Азовской и Козлово-Воронежско-Ростовской железнодорожных магистралей, ставших основными транспортными артериями Центра и Юга России; в 1870-1890 гг. открылось движение по Константиновской (Никитовской), Донецкой каменноугольной и Екатериненской железным дорогам, соединившим внутренние районы Донбасса и Донецкий каменноугольный - с Криворожским железорудным и Никопольским марганцеворудным бассейнами; только в 1867 г. в Лондоне было создано «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производства» (Джона Хьюза и Джона Гуча), 18 апреля 1869 г. общество заключило контракт с правительством империи на организацию производства в Донецком бассейне, а к 1900-му году в Донбассе уже выпускали продукцию Юзовский, Дружковский, Петровский, Донецко-Юрьевский, Никополь-Мариупольский, Русский Провиданс, Константиновский, Ольховский, Макеевский, Краматорский, Торецкий металлургические заводы; в 1872 г. было образовано французско-бельгийское АКО «Общество Южно-Русской каменноугольной промышленности», а 1878 г. в Донецком бассейне выдавали «на-гора» уголь 142 горное предприятие; в начале 1880 г. есаул войска Донского Иван Иловайский начал разработку рудника из пяти шахт, добывающих коксующийся уголь (шахты, кстати, были названы по именам детей Иловайского: помните песню о коногоне? - «о, шахта, шахта ты, Мария, зачем ты душу отняла?» – так эти слова о руднике предприимчивого есаула!), в середине 1880- х гг. Иловайский построил Макеевский трубный завод, а в 1895 году его сын Дмитрий уже выступал инициатором создания «Российского Донецкого товарищества каменноугольной и заводской промышленности»; только в 1870 г. новороссийский генерал-губернатор Павел Коцебу предложил заложить в устье Кальмиуса морской порт, способный принимать крупнотоннажные суда, а уже 29 августа 1889 г. в районе бывшей Зинцевской балки близ Мариуполя пароход «Медведица» принял на борт до 1000 тонн груза угля и металла для поставок на рынки Константинополя и Петербурга. В результате, к началу XX века горнопромышленный Юг вытеснил демидовский Урал с позиций главной промышленной базы Российской империи и превратился основной центр металлургической, чугунолитейной, сталепроволочной и рельсоизготовительной, химической (включая производство кислот и соды компанией Любимова и Сольвея недалеко от Лисичанска и киноварной ртути – на предприятии Александр Ауэрбаха близ Никитовки) и угледобывающей промышленности страны.



В 1901 году, на XXYI съезде горнопромышленников Юга России была сформулирована программа по созданию синдикатов в сфере «железоделательной промышленности». В ее исполнение, в 1902 году в Донбассе было создано акционерное общество «Продамет», центральная контора которого находилась в Петербурге. «Продамет», в конечном счете (впрочем, без жесткой системы управления), объединил до донецких 30 обществ, занимающихся изготовлением металла и металлоконструкций, с основным капиталом в 900 тыс. руб. А в 1906 году возник трест «Продуголь» (во главе его стояли предприниматели Авдаков и Олоньин; правление находилось в Париже, финансовые средства треста проводились через «Азово-Донской банк»), контролировавший добычу 75% каменного угля в Донецком бассейне. И в первые десятилетия XX века «Продамет» и «Продуголь» фактически монополизировали ключевые отрасли экономики Российской империи.

Иностранный капитал в промышленности Донбасса

Природные богатства края, прежде всего каменный уголь и близость железной руды (в Криворожье), дешевая рабо­чие сила привлекали предпринимателей из Англии, Фран­ции, Германии, Бельгии, Швейцарии и Америки.
Иностранные капиталисты, опекаемые царским правительством, на льготных условиях строили металлурги­ческие и машиностроительные заводы, угольные шахты и другие предприятия. Только за 14 лет (с 1888 по 1902 гг.) в Донбассе возникло 112 иностранных акционерных компаний с основным капиталом в 316 млн. руб. Приме­чательно, что прибыль иностранных промышленников, обосновавшихся в бассейне, в 3-4 раза превышала доходы владельцев таких же предприятий в Западной Европе.
Благодаря высоким таможенным пошлинам на ввози­мые иностранные товары, русская промышленность на­ходилась в монопольном положении и могла держать цены на свои изделия на достаточно высоком уровне, не опасаясь ни кризиса, ни конкуренции. Это состояние дел привело к тому, что, нацелившись на Россию, иностран­цы предпочли быть там не купцами, а банкирами.
Приливу иностранных капиталов содействовало и то обстоятельство, что в 90-е годы финансовое хозяйство Рос­сии значительно оздоровилось. Финансовая реформа С. Ю. Витте позво­лила установить твердое денежное обращение, что из­бавляло иностран­цев от риска потери на колеб­лющейся нетвер­дой валюте. Во ввозе иностранного капитала были за­интересованы и сами отечественные капиталисты, кото­рые получали солидную прибыль от участия в смешанных иностранно-русских акционерных компаниях.
В направлении иностранных вложений происходили значительные изменения. В 60-80-е гг. иностранные пред­приниматели предпочитали помещать средства преиму­щественно в железнодорожные займы. Именно в это время в Донбассе были проложены основные железнодо­рожные линии. В руках иностранцев была сосредоточе­на половина акционерного и три четверти облигационного капитала русских железных дорог. С 80-х гг. правитель­ство стало выкупать частные железные дороги и к нача­лу XX в. около 2/3 железных дорог находилось в ведении государства.
Затем иностранный капитал устремился в промышлен­ность. В 1869 г. возникает первое в Донбассе акционер­ное общество с иностранными капиталами — «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производства», основанное англичанами с первоначальным капиталом в 300 000 фунтов стерлингов, постепенно доведенным до 1 200 000 фунтов стерлингов. К 1900 году в Донбассе действовало уже 12 металлурги­ческих заводов, 11 из которых были построены в большин­стве своем на средства иностранных предпринимателей. Это заводы Юзовский, Дружковский, Петровский, Донецко-Юрьевский, Никополь-Мариупольский, Русский Провиданс, Константиновский, Ольховский, Макеевский, Краматорский, Торецкий.
Донбасс также был основным промышленным райо­ном приложения иностранных капиталов в каменно­угольной промышленности. 74% всех иностранных капиталов, действовавших в угольной промышленности России (к 1900 г.), было вложено здесь. Так, в 1872 г. было образовано первое акционерное каменноугольное общество — «Общество Южно-Русской каменноугольной промышленности», в создании которого был заинтересован французский капитал. К 1900 году происходит кон­центрация угольной промышленности, уменьшение количества угольных предприятий, т. к. более мелкие и слабые были поглощены более сильными и крупными. Из существовавших в 1878 г. 142 шахт остается 84. Акцио­нерных обществ было 44, 25 из них было основано на средства иностранцев. Основная масса капиталистов, вло­живших свои средства в угольную промышленность, была французского и бельгийского происхождения. Эти общества добывали свыше 70% от всей добычи угля в Донбассе. Характерной особенностью развития угольной промышленности было то, что большинству акционерных обществ запрещалось приобретать недвижимость для дру­гих целей, нежели обеспечение производства. И если вок­руг металлургических заводов возникали поселки, которые затем вырастали в города, то вокруг угольных шахт такого не было. Прибыльность каменноугольных и металлургических предприятий колебалась от 14% до 20%, иногда до 40% с дивидендных бумаг.
Иностранцы вкладывали свои средства и в другие отрас­ли промышленности: машиностроительную, стекольную, соляную, содовую, производство зеркал и т.д. В этот пери­од возникли стекольный завод в Константиновке, содовое предприятие в Бахмуте, бельгийское общество «Донецких стекольных и химических заводов» в Сантуриновке, «До­нецкий бутылочный завод», «Анонимное общество огне­упорной и керамической продукции», машинострои­тельный завод Боссе и Геннефельда вблизи Юзовки и др.
Правления 19-ти акционерных обществ находились в Брюсселе, Париже, Лондоне и Берлине, остальные распо­лагались в основном в Санкт-Петербурге. Основная масса предприятий, в которых в той или иной мере участвовали иностранцы, действовала на основании русских уставов (например, из 11 металлургических заводов всего 5 действовало по иностранным уставам). Акции основной части обществ котировались (были приняты) на иностранных биржах. Финансовыми операциями по вложению капита­лов в южную промышленность занимались главным обра­зом римские, брюссельские и немецкие банки. Однако, ввод иностранных капиталов имел и отрицательные по­следствия, так как нужно было обеспечить «услуги за ус­луги». Например, Франция выторговала впоследствии за свои займы некоторые уступки в торговом договоре с Рос­сией 16 сентября 1905 г. В определенную зависимость по­падали отдельные банки и предприятия. Проценты на вложенные иностранные капиталы вывозились за грани­цу, а не шли на развитие российской промышленности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.