|
Контактная информация: адрес : ул.Богенбай батыра 155, 1 этаж, каб. № 114
СИЛЛАБУС
Дисциплина СОЦИОЛОГИЯ
Специальность: 051102 - Общая медицина
Объем учебных часов – 90
кредитов - 2
Курс - 2
Семестр: 3;4
Форма контроля: экзамен
Алматы, 2012
Силлабус разработан в соответствии с рабочей программой, составленной кандидатом социологических наук, доцентом Нагайбаевой З.А., обсужден и утвержден на заседании кафедры
от « ___ » _________ 2012 г., протокол №
Заведующая кафедрой к.филос.н.,доцент __________ Бисембаева З.У.
1. Общие сведения:
1.1.Наименование вуза
| Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова;
| 1.2. Модуль
| философии и социологии
| 1.3. Дисциплина
| социология
| 1.4. Специальность
| 051102 «Общая медицина»
051302 «Стоматология»
| 1.5. Объем учебных часов (кредитов)
| 90 часов, 2 кредита
| 1.6. Курс
| 2 курс
| 1.6. Семестр
| 3, 4
| 1.7.Сведения о преподавателях:
№
| ФИО
| Должность
| Степень
| Контактная информация
|
| Нагайбаева Зауреш Арстамбековна
| доцент
| кандидат социологических наук
| адрес : ул.Богенбай батыра 155, 1 этаж, каб. № 114
моб. тел.: +77026067658
эл.адрес: zaureshan@mail.ru
|
| Джекебаева Макпал Абиловна
| Ст.преп.
| Кандидат философских наук
| адрес : ул.Богенбай батыра 155, 1 этаж, каб. № 114
|
Контактная информация: адрес : ул.Богенбай батыра 155, 1 этаж, каб. № 114
1.9. Политика дисциплинызаключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения в медицинском ВУЗе:
- обязательное, регулярное посещение лекций, практических занятий и СРСП;
- обязательное выполнение 2 видов СРС разной формы;
- активное участие в учебном процессе (конспект практических работ, подготовка теоретического материала, решение ситуационных задач и тестов, самостоятельное выполнение практических работ) – при недостаточной подготовке студенту не ставится балл за практические работы или СРСП;
- сдача протоколов практических работ, тестов, ситуационных задач, защита темы СРС в установленное время по тематическому плану не позднее недели, соответствующей данному разделу;
- сдача рубежного контроля по кредитам согласно графика;
- студент не должен опаздывать на занятия;
- наличие чистого, выглаженного, белого халата;
- уважительное отношение к ППС и студентам;
- открытое обсуждение конфликтных ситуаций в группах с участием завуча или зав. Кафедрой.
2. Программа:
2.1. Введение:
Социология - наука о социальном мире, социальных взаимодействиях личности. Чем сложнее проблемы социума, тем большую роль в их решении играет личность и ее знания о человеке и обществе. Социология изучает как общество в целом так и законы, управляющие поведением людей (рассматривает причины разводов, межнациональных конфликтов, причины процветания одних обществ и отставание в развитии других; вопросы социального неравенства и социального расслоения, бедности и богатства и мн.др.). Иными словами, опираясь на мощную экспериментальную базу, используемую и другими общественными науками, социология помогает разобраться в сложных социальных системах, социальных институтах, которые создаются людьми для обеспечения своей жизнедеятельности, регуляции общественных отношений, воспроизводства новых поколений, сохранения общества как целостности. Социологическая наука позволяет рассмотреть любое явление в человеческом измерении, видеть его социальные механизмы и социальные последствия. Как дисциплина «Социология» формирует у студентов социологическое видение мира, позволяющее адекватно социальной реальности оценивать общественные процессы и явления, осознавать собственную позицию в обществе и свои возможности участия в социальной жизни.
2.2 Цель дисциплины:формировать научные знания о специфике функционирования законов социального взаимодействия и развития, особенностях функционирования и развития социальных институтов, социальной структуры и социальных отношений, о взаимосвязи человека с социальной реальностью и тенденциях развития мирового сообщества, а также формировать навыки применения этих знаний на практике.
2.3. Задачи обучения:
· формировать научное представление о социологическом подходе к анализу общества, природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и направлениях социальных процессов и социальных изменений;
· формировать целостное представление о социологии как науке и как способе восприятия и анализа действительности;
· формировать навыки социологического мышления и использования их в повседневном общении и деятельности;
· формировать навыки использования основных принципов и методов социологического анализа явлений и процессов в общественно-правовой сфере;
· формировать умения использования правовых знаний при анализе социальной реальности
· формировать умение самостоятельно разбираться в социальных проблемах, источниках их возникновения и возможных путей разрешения.
2.4 Конечные результаты обучения:
Студент должен знать:
· понятие науки социологии, ее объект и выделять ее предмет знать основные понятия и категории социологической науки;
· знать типологию и основные условия возникновения и развития социальных движений, факторы социального развития, формы социальных взаимодействий и уметь их анализировать;
· иметь научное представление о социологическом подходе к личности, формах, направлениях и особенностях социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения;
· владеть методологией и методикой проведения социологического исследования;
· краткую историю развития мировой социологической мысли;
· специфику социологического подхода к изучению различных социальных явлений и процессов.
Студент должен уметь:
- оперировать основными социологическими понятиями и категориями;
- социологически анализировать социальные процессы и явления;
- систематизировать многообразный социологический материал;
- различать виды, методы социологического исследования;
- определять особенности социологического подхода к изучению тех или иных общественных явлений;
- владеть методикой выполнения самостоятельной работы.
Вы получите навыки:
- поиска и отбора материала, необходимого для раскрытия социологической темы;
- работы с тестами, написания социологических эссе; составления социологических кроссвордов;
- постановки и разрешения аналитических вопросов и проблем;
- участия в ролевых играх.
2.5.Пререквизиты дисциплины: дисциплине «Социология» предшествует изучение из школьной программы дисциплины «Всемирная история» «Обществоведение» и университетского курса дисциплин: «Основы права», «Философия», «Политология», «Психология», «Экономическая теория», «Культурология», «История Казахстана».
2.5.Постреквизиты дисциплины:в условиях модернизации казахстанского общества значительно возросла главная функция социологического образования – формирование социологического мышления, понимания социальных проблем, источников их возникновения и возможных путей их разрешения, в связи с чем тесно связана с историей Казахстана, культурологией, психологией, педагогикой, основами права, политологией, историей медицины и другими социально-гуманитарными дисциплинами.
2.6. Краткое содержание дисциплины:
Социология изучает самый сложный объект – человеческое общество, его структуру, поведение людей в больших и малых социальных группах, а также причины различных отклонений в жизни социума. Предметом исследования являются социальные закономерности человеческих взаимоотношений. Изучение общественных отношений, ролевого поведения, предпочтений групп, общностей и даже всего общества производится через знания, ориентацию, оценки конкретного социального индивида, т.е. личности.
2.7. Тематический план занятий
№
| № пп
| Тема
| Балл
| | | лек
| прак
| срс*
| срсп
|
|
| Введение. Статус социологии в системе социального знания.
Социология в структуре социально-гуманитарных наук.
|
|
|
|
|
|
| Основные направления в истории социологии.
|
|
|
|
|
| Элементы социальной жизни.
Общество как социальная система.
|
|
|
|
|
| Социальные институты и процессы.
|
|
|
|
|
| Социальная структура и социальная стратификация.
|
|
|
|
|
| Социологическая характеристика личности. Девиация и социальный контроль.
|
|
|
|
|
|
| Социология образования
|
|
|
|
|
| Экономическая социология
|
|
|
|
| Социология семьи.
|
|
|
|
| Социология культуры.
|
|
|
|
|
| Социология массовых коммуникаций
|
|
|
|
| Социология медицины.
|
|
|
|
|
| Прикладная социология.
Методы и техника конкретно-социологических исследований. Методика обработки информации и анализ ее результатов.
|
|
|
|
|
| Итого часов
|
|
|
|
|
|
| Всего часов
|
|
| | | | | | | | | | | Тематический план лекций
№ недели
| № п\п
| Тема
| Форма проведения
| продолжительность
|
|
| Введение. Статус социологии в системе социального знания.
Социология в структуре социально-гуманитарных наук.
| презентация
|
|
|
| Основные направления в истории социологии.
| Бинарная лекция
|
|
|
| Элементы социальной жизни.
Общество как социальная система.
| Обзорная лекция
|
|
|
| Социальная структура и социальная стратификация
| Проблемная лекция
|
|
|
| Социологическая характеристика личности. Девиация и социальный контроль.
| Бинарная лекция
|
|
|
| Социология образования.
| Презентация
|
|
|
| Социология семьи.
| Проблемная лекция
|
|
|
| Социология культуры.
| Дискуссия
|
|
|
| Социология медицины.
| Обзорная лекция
|
|
|
| Прикладная социология.
Методы и техника конкретно-социологических исследований. Методика обработки информации и анализ ее результатов.
| презентация
|
| |
| Итого часов
|
|
| Тематический план семинарских занятий.
№ недели
| № занятия
| Тема
| Форма проведения
| продолжительность
| Макс.балл
|
|
| Введение. Статус социологии в системе социального знания.
Социология в структуре социально-гуманитарных наук.
| Устный опрос, составление глоссария
|
|
|
|
| Основные направления в истории социологии.
| Устный опрос
Составление таблицы, работа в группах
|
|
|
|
| Элементы социальной жизни.
Общество как социальная система.
| Устный опрос,
тестирование, составление глоссария
|
|
|
|
| Социальные институты и процессы.
| Тестирование,
решение ситуационных задач
|
|
|
|
| Социальная структура и социальная стратификация.
| Написание эссе
|
|
|
|
| Социологическая характеристика личности. Девиация и социальный контроль.
| Тестирование,
Ролевая игра
|
|
|
|
| Социология семьи.
| Тестирование, устный опрос,ролевая игра
|
|
|
|
| Социология культуры.
| Тестирование,устный опрос, эссе
|
|
|
|
| Социология медицины.
| доклады
|
|
|
|
| Прикладная социология.
Методы и техника конкретно-социологических исследований. Методика обработки информации и анализ ее результатов.
| Тестирование
Глоссарий
Кейс-стади
|
|
| 2.8.Задания для самостоятельной работы студентов
В течение 1 семестра студент обязан выполнить 2 СРС и защитить не позднее 5 и 10 недели:
1. Защита подготовленного доклада по выбранной теме (5 неделя).
2. Защита подготовленного доклада по выбранной теме (10 неделя).
№
| Содержание задания (тема)
| Форма отчетности
| неделя
| Макс.балл
| 1.
| 1. Проблема социального равенства в социологии П.А. Сорокина.
2. Средний класс в Казахстане.
3. Маргинальность. Статус маргинала в современном обществе.
4. Социальное неравенство.
5. Социальная структура и социальный престиж видов деятельности.
6.Тенденции трансформации социальной структуры современного казахстанского общества.
7. Социальная структура казахстанского общества.
8. Многообразие подходов к выделению средних классов: старые и новые средние классы.
9. Социальная мобильность в Казахстане и на Западе.
10. Социальные нормы: роль в регуляции поведения.
11. Основные процессы глобализации.
12. Социальные последствия глобализации.
13. Социальные изменения в странах третьего мира.
14. Концепции социального прогресса.
| Защита доклада в форме презентации
| 5 неделя
| 100 баллов
| 2.
| 1. Применение методов социологических исследований в стоматологии РК.
2. Применение методов социологических исследований в медицинском учреждении РК.
4. Социологический анализ отношений «врач – пациент».
6. Социальная организация медицинской помощи в РК.
7. Сравнительный анализ систем здравоохранения.
8. Медицинские технологии и этические проблемы.
| доклад
| 10 неделя
| 100 баллов
|
Литература основная и дополнительная
Основная:
1. Габдуллина К.Г., Раисов Е.Р. Социология, Алматы, 2008.
2. Лавриненко В.Н. Социология. М., 2009.
3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология, М., 2009.
4. Социология. /Под ред. Эфендиева Л.Г., М.2000.
Дополнительная
1. Гидденс Э. Социология. М., 1999.
2. Елсуков А.Н. Социология. Краткий курс, М., 2009.
3. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии, М., 2008. \
4. Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах, М., 2009.
5. Бабосов Е.М. Социология. Энциклопедический словарь, М., 2008.
6. Краткий социологический словарь / общ. Ред. Кравченко А.И.., М., 2009.
7. Энциклопедический социологический словарь / общ. Ред. Осипова Г.В., М., 2008.
Интернет – источники:
1. http://lib.socio.msu.ru- Электронная библиотека социологического факультета МГУ.
2. http://socio.rin.ru/ Портал по социологии с большим количеством информации.
3. http://socioline.ru Электронная библиотека по социологии с оригинальными материалами и коллекцией тематических ссылок.
4. http://www.elitarium.ru Дистанционное интернет-образование
5. http://socionet.narod.ru/ Обзор социологических ресурсов русского интернета
6. http://just-the-one.narod.ru/авторский сайт по социологии
7. http://sociologist.nm.ru/ Sociologist's Warehouse
8. www.ecsocman.edu.ru/
9. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/INDEX_SOCIO.php
2.10.Методы обучения и преподавания:
· Лекции (чтение обзорных и проблемных лекций).
- Семинары(пресс-конференции, кейс-стади, работа в малых группах, тестирование и др.).
· Формы организации СРСП:(консультации по теме, дискуссии, самостоятельное выполнение практических работ, решение ситуационных задач, решение тестовых заданий, работа с интерактивными обучающими программами, работа в малых группах, работа с таблицами, учебниками, рубежный контроль).
· Формы организации СРС: (защита докладов, презентаций)
2.11.Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРС, СРСП*)
№
| Тема занятия
| Методы оценки компетенций
| Знания
| Практ. навыки
| Комму. навыки
| Прав.
компет
| Само
развитие
|
| Введение. Статус социологии в системе социального знания.
Социология в структуре социально-гуманитарных наук.
| Устный опрос, эссе
100 б
| | | | |
| Основные направления в истории социологии.
| Устный опрос,
100 б
| Составление таблицы 100 б
| Работа в группе, 100 б
| | |
| Элементы социальной жизни.
Общество как социальная система.
| Тестирование 100 б
| Составление глоссария 100 б
| | | |
| Социальные институты и процессы.
| Тестирование 100 б
| | | Ситуацион
задачи 100 б
| |
| Социальная структура и социальная стратификация.
| Устный опрос, тестирование, 100 б
| | | | Доклад, 100 б
|
| Социологическая характеристика личности. Девиация и социальный контроль.
| Устный опрос , тестирование 100 б
| | Ролевая игра 100 б
| | |
| Социология семьи.
| Тестирование, устный опрос 100 б
| | Ролевая игра 100 б
| | |
| Социология культуры.
| Тестирование, устный опрос 100 б
| | | | |
| Социология медицины.
| Устный опрос, 100 б
| Доклад 100 б
| | | |
| Прикладная социология.
Методы и техника конкретно-социологических исследований. Методика обработки информации и анализ ее результатов.
| Устный опрос, тестирование 100 б
| Глоссарий, 100 б
| | | Доклад 100 б
| Рубежный контроль: коллоквиум по кредитам в виде тестирования и устного опроса проводится на 5 и 10 неделях.
Итоговый контроль:
1 этап -экзамен в форме тестирования, с учетом результатов текущего и рубежного контроля,
2 этап – устный экзамен (1 вопрос – устный, 2-решение ситуационной задачи).
Шкала оценки знаний, умений и навыков студента
Оценка по буквенной системе
| Цифровой эквивалент баллов
| Процентное содержание
|
Оценка по традиционной
системе
| А
А-
А1
|
3,67
| 95-100
90-94
| Отлично
| В1
В
В-
| 3,33
3,0
2,67
| 85-89
80-84
75-79
| хорошо
| C 1
C
C-
| 2,33
2,0
1,67
| 70-74
65-69
60-64
| удовлетворительно
| Д
Д1
F
| 0-49
| 55-59
50-54
0-49
| неудовлетворительно
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|