Сделай Сам Свою Работу на 5

Контактная информация: адрес : ул.Богенбай батыра 155, 1 этаж, каб. № 114





СИЛЛАБУС

 

Дисциплина СОЦИОЛОГИЯ

Специальность: 051102 - Общая медицина

 

 

Объем учебных часов – 90

кредитов - 2

Курс - 2

Семестр: 3;4

Форма контроля: экзамен

 

 

Алматы, 2012

 

Силлабус разработан в соответствии с рабочей программой, составленной кандидатом социологических наук, доцентом Нагайбаевой З.А., обсужден и утвержден на заседании кафедры

от « ___ » _________ 2012 г., протокол №

 

 

Заведующая кафедрой к.филос.н.,доцент __________ Бисембаева З.У.

 

1. Общие сведения:

1.1.Наименование вуза Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова;  
1.2. Модуль философии и социологии
1.3. Дисциплина социология
1.4. Специальность 051102 «Общая медицина» 051302 «Стоматология»
1.5. Объем учебных часов (кредитов) 90 часов, 2 кредита  
1.6. Курс 2 курс
1.6. Семестр 3, 4

1.7.Сведения о преподавателях:

ФИО Должность Степень Контактная информация
Нагайбаева Зауреш Арстамбековна доцент кандидат социологических наук адрес : ул.Богенбай батыра 155, 1 этаж, каб. № 114 моб. тел.: +77026067658 эл.адрес: zaureshan@mail.ru
Джекебаева Макпал Абиловна Ст.преп. Кандидат философских наук адрес : ул.Богенбай батыра 155, 1 этаж, каб. № 114

Контактная информация: адрес : ул.Богенбай батыра 155, 1 этаж, каб. № 114



1.9. Политика дисциплинызаключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения в медицинском ВУЗе:

  • обязательное, регулярное посещение лекций, практических занятий и СРСП;
  • обязательное выполнение 2 видов СРС разной формы;
  • активное участие в учебном процессе (конспект практических работ, подготовка теоретического материала, решение ситуационных задач и тестов, самостоятельное выполнение практических работ) – при недостаточной подготовке студенту не ставится балл за практические работы или СРСП;
  • сдача протоколов практических работ, тестов, ситуационных задач, защита темы СРС в установленное время по тематическому плану не позднее недели, соответствующей данному разделу;
  • сдача рубежного контроля по кредитам согласно графика;
  • студент не должен опаздывать на занятия;
  • наличие чистого, выглаженного, белого халата;
  • уважительное отношение к ППС и студентам;
  • открытое обсуждение конфликтных ситуаций в группах с участием завуча или зав. Кафедрой.

 



2. Программа:

2.1. Введение:

Социология - наука о социальном мире, социальных взаимодействиях личности. Чем сложнее проблемы социума, тем большую роль в их решении играет личность и ее знания о человеке и обществе. Социология изучает как общество в целом так и законы, управляющие поведением людей (рассматривает причины разводов, межнациональных конфликтов, причины процветания одних обществ и отставание в развитии других; вопросы социального неравенства и социального расслоения, бедности и богатства и мн.др.). Иными словами, опираясь на мощную экспериментальную базу, используемую и другими общественными науками, социология помогает разобраться в сложных социальных системах, социальных институтах, которые создаются людьми для обеспечения своей жизнедеятельности, регуляции общественных отношений, воспроизводства новых поколений, сохранения общества как целостности. Социологическая наука позволяет рассмотреть любое явление в человеческом измерении, видеть его социальные механизмы и социальные последствия. Как дисциплина «Социология» формирует у студентов социологическое видение мира, позволяющее адекватно социальной реальности оценивать общественные процессы и явления, осознавать собственную позицию в обществе и свои возможности участия в социальной жизни.



2.2 Цель дисциплины:формировать научные знания о специфике функционирования законов социального взаимодействия и развития, особенностях функционирования и развития социальных институтов, социальной структуры и социальных отношений, о взаимосвязи человека с социальной реальностью и тенденциях развития мирового сообщества, а также формировать навыки применения этих знаний на практике.

2.3. Задачи обучения:

· формировать научное представление о социологическом подходе к анализу общества, природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и направлениях социальных процессов и социальных изменений;

· формировать целостное представление о социологии как науке и как способе восприятия и анализа действительности;

· формировать навыки социологического мышления и использования их в повседневном общении и деятельности;

· формировать навыки использования основных принципов и методов социологического анализа явлений и процессов в общественно-правовой сфере;

· формировать умения использования правовых знаний при анализе социальной реальности

· формировать умение самостоятельно разбираться в социальных проблемах, источниках их возникновения и возможных путей разрешения.

 

2.4 Конечные результаты обучения:

Студент должен знать:

· понятие науки социологии, ее объект и выделять ее предмет знать основные понятия и категории социологической науки;

· знать типологию и основные условия возникновения и развития социальных движений, факторы социального развития, формы социальных взаимодействий и уметь их анализировать;

· иметь научное представление о социологическом подходе к личности, формах, направлениях и особенностях социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения;

· владеть методологией и методикой проведения социологического исследования;

· краткую историю развития мировой социологической мысли;

· специфику социологического подхода к изучению различных социальных явлений и процессов.

Студент должен уметь:

  • оперировать основными социологическими понятиями и категориями;
  • социологически анализировать социальные процессы и явления;
  • систематизировать многообразный социологический материал;
  • различать виды, методы социологического исследования;
  • определять особенности социологического подхода к изучению тех или иных общественных явлений;
  • владеть методикой выполнения самостоятельной работы.

Вы получите навыки:

  • поиска и отбора материала, необходимого для раскрытия социологической темы;
  • работы с тестами, написания социологических эссе; составления социологических кроссвордов;
  • постановки и разрешения аналитических вопросов и проблем;
  • участия в ролевых играх.

 

2.5.Пререквизиты дисциплины: дисциплине «Социология» предшествует изучение из школьной программы дисциплины «Всемирная история» «Обществоведение» и университетского курса дисциплин: «Основы права», «Философия», «Политология», «Психология», «Экономическая теория», «Культурология», «История Казахстана».

 

2.5.Постреквизиты дисциплины:в условиях модернизации казахстанского общества значительно возросла главная функция социологического образования – формирование социологического мышления, понимания социальных проблем, источников их возникновения и возможных путей их разрешения, в связи с чем тесно связана с историей Казахстана, культурологией, психологией, педагогикой, основами права, политологией, историей медицины и другими социально-гуманитарными дисциплинами.

2.6. Краткое содержание дисциплины:

Социология изучает самый сложный объект – человеческое общество, его структуру, поведение людей в больших и малых социальных группах, а также причины различных отклонений в жизни социума. Предметом исследования являются социальные закономерности человеческих взаимоотношений. Изучение общественных отношений, ролевого поведения, предпочтений групп, общностей и даже всего общества производится через знания, ориентацию, оценки конкретного социального индивида, т.е. личности.

 

2.7. Тематический план занятий

№ пп Тема Балл
лек прак срс* срсп
Введение. Статус социологии в системе социального знания. Социология в структуре социально-гуманитарных наук.  
Основные направления в истории социологии.
Элементы социальной жизни. Общество как социальная система.
Социальные институты и процессы.  
Социальная структура и социальная стратификация.
Социологическая характеристика личности. Девиация и социальный контроль.    
Социология образования    
Экономическая социология    
Социология семьи.
Социология культуры.  
Социология массовых коммуникаций    
Социология медицины.
Прикладная социология. Методы и техника конкретно-социологических исследований. Методика обработки информации и анализ ее результатов.
    Итого часов
    Всего часов  
                   

Тематический план лекций

№ недели № п\п Тема Форма проведения продолжительность
Введение. Статус социологии в системе социального знания. Социология в структуре социально-гуманитарных наук. презентация
Основные направления в истории социологии. Бинарная лекция
Элементы социальной жизни. Общество как социальная система. Обзорная лекция
Социальная структура и социальная стратификация Проблемная лекция
Социологическая характеристика личности. Девиация и социальный контроль. Бинарная лекция
Социология образования. Презентация
Социология семьи. Проблемная лекция
Социология культуры. Дискуссия
Социология медицины. Обзорная лекция
Прикладная социология. Методы и техника конкретно-социологических исследований. Методика обработки информации и анализ ее результатов. презентация
  Итого часов  

Тематический план семинарских занятий.

№ недели № занятия Тема Форма проведения продолжительность Макс.балл
Введение. Статус социологии в системе социального знания. Социология в структуре социально-гуманитарных наук. Устный опрос, составление глоссария
Основные направления в истории социологии. Устный опрос Составление таблицы, работа в группах
Элементы социальной жизни. Общество как социальная система. Устный опрос, тестирование, составление глоссария
Социальные институты и процессы. Тестирование, решение ситуационных задач
Социальная структура и социальная стратификация. Написание эссе
Социологическая характеристика личности. Девиация и социальный контроль. Тестирование, Ролевая игра
Социология семьи. Тестирование, устный опрос,ролевая игра
Социология культуры. Тестирование,устный опрос, эссе
Социология медицины. доклады
Прикладная социология. Методы и техника конкретно-социологических исследований. Методика обработки информации и анализ ее результатов. Тестирование Глоссарий Кейс-стади

2.8.Задания для самостоятельной работы студентов

В течение 1 семестра студент обязан выполнить 2 СРС и защитить не позднее 5 и 10 недели:

1. Защита подготовленного доклада по выбранной теме (5 неделя).

2. Защита подготовленного доклада по выбранной теме (10 неделя).

 

Содержание задания (тема) Форма отчетности неделя Макс.балл
1. 1. Проблема социального равенства в социологии П.А. Сорокина. 2. Средний класс в Казахстане. 3. Маргинальность. Статус маргинала в современном обществе. 4. Социальное неравенство. 5. Социальная структура и социальный престиж видов деятельности. 6.Тенденции трансформации социальной структуры современного казахстанского общества. 7. Социальная структура казахстанского общества. 8. Многообразие подходов к выделению средних классов: старые и новые средние классы. 9. Социальная мобильность в Казахстане и на Западе. 10. Социальные нормы: роль в регуляции поведения. 11. Основные процессы глобализации. 12. Социальные последствия глобализации. 13. Социальные изменения в странах третьего мира. 14. Концепции социального прогресса. Защита доклада в форме презентации 5 неделя 100 баллов
2. 1. Применение методов социологических исследований в стоматологии РК. 2. Применение методов социологических исследований в медицинском учреждении РК. 4. Социологический анализ отношений «врач – пациент». 6. Социальная организация медицинской помощи в РК. 7. Сравнительный анализ систем здравоохранения. 8. Медицинские технологии и этические проблемы. доклад 10 неделя 100 баллов

Литература основная и дополнительная

Основная:

1. Габдуллина К.Г., Раисов Е.Р. Социология, Алматы, 2008.

2. Лавриненко В.Н. Социология. М., 2009.

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология, М., 2009.

4. Социология. /Под ред. Эфендиева Л.Г., М.2000.

Дополнительная

1. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

2. Елсуков А.Н. Социология. Краткий курс, М., 2009.

3. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии, М., 2008. \

4. Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах, М., 2009.

5. Бабосов Е.М. Социология. Энциклопедический словарь, М., 2008.

6. Краткий социологический словарь / общ. Ред. Кравченко А.И.., М., 2009.

7. Энциклопедический социологический словарь / общ. Ред. Осипова Г.В., М., 2008.

Интернет – источники:

1. http://lib.socio.msu.ru- Электронная библиотека социологического факультета МГУ.

2. http://socio.rin.ru/ Портал по социологии с большим количеством информации.

3. http://socioline.ru Электронная библиотека по социологии с оригинальными материалами и коллекцией тематических ссылок.

4. http://www.elitarium.ru Дистанционное интернет-образование

5. http://socionet.narod.ru/ Обзор социологических ресурсов русского интернета

6. http://just-the-one.narod.ru/авторский сайт по социологии

7. http://sociologist.nm.ru/ Sociologist's Warehouse

8. www.ecsocman.edu.ru/

9. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/INDEX_SOCIO.php

2.10.Методы обучения и преподавания:

· Лекции (чтение обзорных и проблемных лекций).

  • Семинары(пресс-конференции, кейс-стади, работа в малых группах, тестирование и др.).

· Формы организации СРСП:(консультации по теме, дискуссии, самостоятельное выполнение практических работ, решение ситуационных задач, решение тестовых заданий, работа с интерактивными обучающими программами, работа в малых группах, работа с таблицами, учебниками, рубежный контроль).

· Формы организации СРС: (защита докладов, презентаций)

2.11.Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРС, СРСП*)

Тема занятия Методы оценки компетенций
Знания Практ. навыки Комму. навыки Прав. компет Само развитие
Введение. Статус социологии в системе социального знания. Социология в структуре социально-гуманитарных наук. Устный опрос, эссе 100 б
Основные направления в истории социологии. Устный опрос, 100 б Составление таблицы 100 б Работа в группе, 100 б
Элементы социальной жизни. Общество как социальная система. Тестирование 100 б Составление глоссария 100 б
Социальные институты и процессы. Тестирование 100 б Ситуацион задачи 100 б
Социальная структура и социальная стратификация. Устный опрос, тестирование, 100 б Доклад, 100 б
Социологическая характеристика личности. Девиация и социальный контроль. Устный опрос , тестирование 100 б Ролевая игра 100 б
Социология семьи. Тестирование, устный опрос 100 б Ролевая игра 100 б
Социология культуры. Тестирование, устный опрос 100 б
Социология медицины. Устный опрос, 100 б Доклад 100 б
Прикладная социология. Методы и техника конкретно-социологических исследований. Методика обработки информации и анализ ее результатов. Устный опрос, тестирование 100 б Глоссарий, 100 б Доклад 100 б

Рубежный контроль: коллоквиум по кредитам в виде тестирования и устного опроса проводится на 5 и 10 неделях.

Итоговый контроль:

1 этап -экзамен в форме тестирования, с учетом результатов текущего и рубежного контроля,

2 этап – устный экзамен (1 вопрос – устный, 2-решение ситуационной задачи).

Шкала оценки знаний, умений и навыков студента

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент баллов Процентное содержание   Оценка по традиционной системе  
А А-   А1 3,67 95-100 90-94 Отлично  
В1 В В- 3,33 3,0 2,67 85-89 80-84 75-79 хорошо
C 1 C C- 2,33 2,0 1,67 70-74 65-69 60-64 удовлетворительно
Д Д1 F 0-49 55-59 50-54 0-49   неудовлетворительно

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.