Сделай Сам Свою Работу на 5

Виды логических систем и уровни развития логистики на предприятиях





Основы теории логистики

(терминологический аппарат и концептуальные основы логистики)

 

Тема 2:

Характеристика, формирование и оптимизация

Логистических систем

Цель:Изучить теоретические основы создания систем в сфере логистики, а также практические аспекты их функционирования и оптимизации

План:

Понятие логистической системы и характеристика ее элементов

  1. Виды логических систем и уровни развития логистики на предприятиях

3. Стратегии формирования и проблемы развития логистических систем

 

Понятие логистической системы и характеристика ее элементов

Понятию «система» в энциклопедическом словаре приведено следующее определение: это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Подход объектов обеспечения товародвижения к системам выражает одну из главных особенностей торговой логистики, как науки, так и сферы практической деятельности. Системное исследование – закономерная необходимость научно-технического прогресса позволяющая объединить и использовать самые прогрессивные и эффективные методы, которыми располагает наука. При изучении любых систем мы сталкиваемся с проблемой выявления принципов их построения, функционирования, а также взаимодействия систем с окружающей средой.



Система как таковая представляет собой созданную с определенной целью природой или человеком самодостаточную структуру, состоящую из взаимодействующих и взаимосвязанных элементов, которая существует относительно самостоятельно и устойчиво, постоянно развивается и совершенствуется зависимо от воздействий с окружающей средой. Если естественная система перестает удовлетворять цели, «поставленные природой», она погибает, а взамен возникают новые, более сильные и жизнеспособные системы. То же можно сказать и об искусственных системах, созданным человеком с целью совершенствования самого себя и общества.

Любая система имеет границу, которая отделяет ее от внешнего мира. Множество систем имеет четко выраженные границы, но есть системы с иными нечеткими границами. Особый интерес в этом отношении представляют производственно-экономические системы. Их границы в производственном, финансовом, информационном, социальном аспектах могут иметь в пространстве и во времени значительные различия.



Для того чтобы система существовала, развивалась, совершенствовалась и выживала в экстремальных условиях, она должна обладать совокупностью некоторых свойств:

- целостность и членимость. Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Следует иметь в виду, что элементы существуют лишь в системе, вне системы это лишь объекты, обладающие потенциальной способностью образования системы. Элементы системы могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми;

- связи. Между элементами системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяет интегративные качества этой системы. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т.д. Связи между элементами должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов внешней средой, так как в противном случае система не может существовать;

- организация. Наличие системоформирующих факторов у элементов системы лишь предполагает возможность ее создания. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т.е. определенную структуру, организации системы;

- интегративные качества. Наличие у системы интегративных качеств, т.е. качеств присущих системе в целом, но свойственных одному из ее элементов в отдельности.

Продвижение материальных потоков осуществляется квалифицированным персоналом с помощью разнообразий техники: транспортные средства, погрузочно-разгрузочные машины и т.д. В логистический процесс вовлечены различные здания сооружения, ход процесса существенно зависит от степени подготовленности к нему, движущихся и накапливаемых в запасах грузов, совокупности производительных сил, обеспечивающих прохождение этих грузов.



Торговая логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материалопроводящих (логических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Отличает эти системы высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в целях управления сквозными материальными потоками.

Логистическая система обладает определяющими свойствами, характерными для любой системы, но примени­тельно к задачам логистики эти свойства приобретают конкретизированный характер. В соответствии с вышеприведенными свойствами, присущими любой системе, можно охарактеризовать в разрезе каждого из них и логистическую систему.

Целостность и членимость – система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Элементы логистической системы должны работать как единое целое, что и являет­ся основополагающей концепцией логистического подхода. Без логистической системы эти элементы обладают лишь потенциальной способностью к объединению и совместной работе. Однако именно вследствие этой потенциальной спо­собности в результате логистического подхода подобные разрозненные элементы объединяются в единое целое.

Декомпозицию логистических систем на элементы можно осуществлять по-разному:

на макроуровне, при прохождении материального потока от одного предприятия к другому, в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт (рис.1);

на микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих подсистем:

- закупка – подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему;

- планирование и управление производством– эта подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающий предмет труда в продукт труда;

- сбыт подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы (рис.2).

Хотя представленные элементы логистических систем разнокачественные, но они одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функционирование логистических систем.

Связи – между элементами логистической системы имеются связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества. В макрологических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями. Т.е. между элементами логистической системы существует определенные связи как организационного (в том числе договорного) ха­рактера, так и технологические и производственные. Эле­менты, образующие логистическую систему, должны быть связанными друг с другом и взаимообусловливать свое по­ведение в более значительной степени, чем с элементами, оказавшимися вне этой системы.

Организация – связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены, то есть логистическая система имеет организацию. Потен­циальные возможности элементов логистической системы образовывать взаимосвязи и объединяться в единое целое воплощаются в реальной системе, если к этим элементам будут применены определенные организующие воздейст­вия. Эти воздействия должны упорядочить связи между элементами и организовать их в некоторую целостную структуру.

Интегративные качества – логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Для этого свойства есть емкое выражение: «Эффект суммы превышает сумму эффек­тов».Применительно к логистической системе такое свой­ство является наиболее характерным, потому что эта сис­тема должна быть способна поставить нужный товар необходимого качества, в нужное время, в определенное место, в необходимом количестве с наи­большей достигаемой эффективностью. Каждый из элемен­тов материальных или информационных потоков, объеди­няемых в логистическую систему, сам по себе решить эту задачу не в состоянии.

Логистическую систему, способную ответить на возникающий спрос быстрой поставкой нужного товара можно сравнить с живым организмом. Мускулы это подъемно-транспортная техника, нервная система – сеть компьютеров на рабочих местах, организованная в единую информационную систему. По размерам этот организм может занимать территорию производственного предприятия или оптовой базы, а может выходить за пределы государства. Он способен адаптироваться, приспосабливаться к возмущениям внешней среды, реагировать на нее в том же темпе, в каком происходят события.

Логистическая система – это система, элементами которой являются материальные, финансовые и информационные потоки, над которыми выполняются логистические операции, взаимосвязывающие эти элементы, исходя из общих целей и критериев эффективности.

Принципиальная структура логистической системы, осуществляющей управление потоками, приведена на рис.3.

Границы ЛС определяются циклом обращения средств производства

Любая логистическая система состоит из совокупности элементов-звеньев, между которыми установлены определенные функциональные связи, отношения. Логистическая система состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. В качестве логистической системы можно рассматривать предприятие-производителя, торговое предприятие, транспортное предприятие и т.д.

Стратегическое назначение логистического менеджмента состоит в создании конкурентных преимуществ и поддержка корпоративной стратегии фирмы с оптимальными затратами ресурсов, а также обеспечение системной устойчивости фирмы на рынке, за счет сглаживания внутрифирменных противоречий между подразделениями закупок, производства, маркетинга, финансов и продаж и взаимоотношений в цепи поставок.

Операционное назначение управления логистикой – администрирование логистической системы и выполнение комплекса логистических операций и функций.

Основные функции логистической системы с позиции задач оптимизации можно проиллюстрировать так, как показано на рис.4.

Организационно-технологическое распределение: оптимизация планирования производственных заданий с детальным расписанием выпуска изделий, контроля качества, размещения плана выпуска по производственным участкам предприятия, приобретение исходных материалов, проектирования складского хозяйства фирмы.

Пространственное распределение: оптимизация переработки транспортируемых грузов, учета и управления запасами, перемещения, связи, организации информационных потоков, упаковка изделий, их хранения, складирования, погрузочно-разгрузочных работ и комплектации партии грузов.

Потребительское распределение: оптимизация проектирования заказов на поставку продукции, складирования запасов, снабжение потребителей, финансирования заказов.

Учитывая современные направления применения логистических методов управления, предприятие должно создать свою собственную логистическую систему и найти такие решения, которые в первую очередь позволят не только выжить в условиях жесткого рынка, но и успешно конкурировать и, в результате, одержать верх над конкурентами.

Таким образом, особенность торговой логистики заключается в системном рассмотрении совокупности всех звеньев процесса с позиций единой товаропроводящей цепи, которая имеет название «логистическая система». Взаимодействие отдельных звеньев этой цепи осуществляется на техническом, технологическом, экономическом, финансовом, методологическом и других уровнях интеграции. Сокращение затрат на ресурсы и минимизация временных затрат достигается за счет оптимизации сквозного управления материальными и информационными потоками.

Основу успешной деятельности при использовании логистического подхода составляют принципы, предполагающие высокую степень согласованности участников товародвижения в области технической оснащенности товароперерабатывающих систем.

 

 

Виды логических систем и уровни развития логистики на предприятиях

 

По масштабу сферы деятельности логистические системы подразделяются на макро- и микрологистические системы.

Макрологическая система включает в себя предприятия и организации промышленности, снабженческо-сбытовые структуры и транспортные организации разных ведомств, в различных регионах. В качестве таковых можно рассматривать транснациональные корпорации, трансконтинентальные фирмы, региональные промышленные объединения, территориально-производственные комплексы.

Построение макрологических систем и управление ими способствует решению таких задач как:

- выработка общей концепции распределения продукции;

- выбор вида транспорта, определение характера взаимодействия транспортных средств, организация технологии транспортного процесса;

- определение рациональных направлений движения материальных потоков;

- выбор пунктов поставки и партнеров-поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов, энергоносителей;

- определение границы зоны обслуживания, обеспечивающей выполнение поставок по принципу «точно в срок»;

- проектирование и организация сети складских систем: центральных региональных, перегрузочных с учетом оптимизации материальных потоков.

В рамках макрологистических инфраструктур принято выделять три варианта (рис.5).

1. Логистическая система с прямыми связями – система, в которой материальный поток движется от поставщиков сырья и других необходимых компонентов к производителю, а от него к потребителю без каких-либо посредников (рис.5 а).

2. Логистическая система с гибкой связью – система, в которой движение материальных потоков от поставщиков сырья и других необходимых компонентов к производителю, а от него к потребителю может осуществляться как непосредственно, так и через соответствующих посредников (рис.5 б).

3. Эшелонированная логистическая система – это система, в которой материальные потоки от поставщиков сырья и других компонентов к производителю, а от него к потребителям движутся через посредников (рис.5 в).

В литературе по организации торговли и коммерческой деятельности применяется также иная классификация каналов распределения. В зависимости от числа посредников (только розничный посредник, розничный и оптовый посредник, оптовый, мелкооптовый и розничный посредники, без всякого посредника) различают соответственно, одно-, двух- и трехуровневые каналы распределения, а также канал нулевого уровня.

Микрологическая система строится с позиций стратегических целей фирм и оптимизации основных оперативных процессов, она охватывает сферу деятельности отдельного предприятия и обеспечивает решение локальных вопросов в рамках отдельных функциональных элементов логистических систем.

В реальной экономике системы логистики в рамках различных производственных объединений по объективным причинам нахо­дятся на различных стадиях, или уровнях развития. Существуют отдельные стадии, через которые функции логистики неизбежно должны пройти, прежде чем они достигнут высокого уровня развития. Анализ ведущих промышленных компаний различных капиталистических стран позволил выявить в их рамках четыре последовательные стадии развития логистических систем.

Для первой стадии развития логистики характерен ряд следую­щих моментов. Компании работают на основе выполнения сменно-суточных плановых заданий, форма управления логистикой наименее совершенна. Область действий логистической системы обычно охватывает организацию хранения готовой продукции, отправляемой с предприятия, и ее транспортировку (рис.6).

Система действует по принципу непосредственного реагирования на ежедневные колебания спроса и сбои в процессе распределения продук­ции. Работу системы логистики на данной стадии ее развития в компании обычно оценивают величиной доли затрат на транспортировку и другие операции по распределению продукции в общей сумме выручки от продажи.

Для компаний, имеющих системы логистики второго уровня раз­вития, характерно управление потоком производимых предприяти­ями товаров от последнего пункта производственной линии до ко­нечного потребителя. Контроль системы логистики распространяется на следующие функции: обслуживание заказчика, обработка заказов, хранение готовой продукции на предприятии, управление запасами готовой продукции, перспективное планирование работы системы логистики. При выполнении этих задач используются компьютеры, однако, соответствующие информационные системы не отличаются, как правило, высокой сложностью. Работа логистической системы оценивается исходя из сопоставления данных сметы расходов и реальных затрат.

Системы логистики третьего уровня контролируют логистические операции от закупки сырья до обслуживания конечного потре­бителя продукции. К дополнительным функциям таких систем относятся: доставка сырья на предприятие, прогнозирование сбыта, производственное планирование, добыча или закупка сырья, управление запасами сырья или незавершенного производства, проектирование систем логистики. Единственная сфера, которая не контролируется менеджером по логистике, — это повседневное управление предприятием.

Работа системы оценивается не путем сравнения затрат прошлого года или сметы расходов, а сравнивается со стандартом качества обслуживания. При этом компании стремятся повысить производительность системы, а не сократить затраты, как это характерно для систем второго уровня. Управление осуществляется не по принципу непосредственного реагирования, а основано на планировании упреждающих воздействий.

Число компаний, использующих логистические системы четвертого уровня развития, пока еще невелико. Область действий логистических функций здесь в основном аналогична той, что характерна для систем логистики третьей стадии развития, но с одним важным исключением. Такие компании интегрируют процессы планирования и контроля операций логистики с операциями маркетинга, сбыта, производства и финансов. Интеграция способствует увязке часто противоречивых целей различных подразделений компании. Управление системой осуществляется на основе долговременного (более одного года) планирования. Работа системы оценивается с учетом требований международных стандартов. Компании осуществляют свою деятельность, как правило, на глобальном уровне, а не только на национальном или региональном. Они производят продукцию для мирового рынка и управляют частью мировых систем производства и распределения, предусматривая оптимизацию расходов и удовлетворение требований заказчиков. Управление функциями глобального распределения, а также потоком материалов и информации предъявляет новые, повышенные требования к менеджерам логистики. Усиливается потребность в привлечении других фирм («третьих участников» — таможенных и экспедиционных агентств, банков) к участию в логистических процессах.

Практический опыт работы фирм в разных странах мира показал, что восхождение от низшей стадии развития систем логистики к более высоким происходит как постепенно, так и — при возникновении благоприятных условий — скачкообразно. Такими условиями могут быть слияние предприятий, новый режим управления, политические инициативы (например, принятие закона о свободной торговле).

В последние годы в странах с развитой рыночной экономикой развитие логистики характеризуется передачей функций контроля над распределением готовой продукции от производственных фирм к специализированным фирмам, т. е. внешним агентам. Эта тенденция проявилась сначала в Западной Европе и Японии и позже в США. Ожидается, что развитие данной тенденции приведет к значительным изменениям в организации работы по перемещению продукции.

Логистика по контракту, или с применением третьего участника, предполагает привлечение самостоятельной оптовой фирмы для выполнения ею всех или части функций компании по распределению продукции, включая транспортировку, хранение, управление запасами, обслуживание заказчика и создание информационных систем логистики. В этом — одно из проявлений непрерывного процесса углубления общественного разделения труда. Включение в систему логистики специализированных фирм обусловлено:

- во-первых, тем, что они располагают таким опытом работы в сфере реализации услуг, который отсутствует в производственной фирме;

- во-вторых, стремлением последней сократить свои наклад­ные расходы и сконцентрироваться на основных производственных прибыльных функциях.

Большинство из существующих специализированных компаний логистики образовалось путем отпочкования отделов логистики от крупных корпораций. Другая их часть возникла путем реорганиза­ции некоторых транспортных компаний, взявших на себя такие функции, как, например, упаковка, сборка, маркировка, сортировка, хранение, управление запасами, стратегическое планирование распределения продукции.

Развитие логистических систем осуществляется во взаимосвязи с эволюцией концепции логистики и ее принципов, формировавшихся в странах с рыночной экономикой в течение весьма длительного времени.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.