Сделай Сам Свою Работу на 5

Шкалы оценивания знаний, умений и способов владения ими на разных уровнях их усвоения





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

 

Направление: 050700

Специальное (дефектологическое) образование

 

 

Уровень образования:бакалавриат

Профильная направленность: Логопедия

 

Челябинск, 2014



Лист согласования

 

 

Разработчики:        
         
К.п.н., доцент кафедры СПП и ПМ       В. С. Васильева
(занимаемая должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
         
(занимаемая должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
Программа одобрена на заседании кафедры « 27 июня »   Протокол
         
Заведующий кафедрой       Л. А. Дружинина
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
         
Одобрено представителем работодателя   Н.В. Войниленко, директор МС(К)ОУ школа-интернат № 11
    (подпись)   (инициалы, фамилия, должность, место работы)
  Руководитель ОПОП         Е. В. Шереметьева
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
Декан факультета       Н. Г. Сошникова
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
                         

 



 


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«27» июня 2014 г.

Протокол № 10

Зав. кафедрой _______.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

 

 

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

 

 

Уровень образования:бакалавриат

 

 

Профильная направленность: Логопедия

 

 

Челябинск, 2014




Оглавление

 

1. Пояснительная записка. 5

2. Содержание дисциплины.. 8

3. Содержание самостоятельной работы.. 24

4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 30

5. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. 32

6. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 39

7. Перечень информационных технологий. 40

8. Описание материально-технической базы.. 40

9. Иные сведения и (или) материалы.. 40

лист изменений. 43

 


 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по подготовке бакалавров специального (дефектологического) образования среди других важных задач профессиональной деятельности будущих специалистов определяет создание условий для полноценного обучения, воспитания и развития детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для выполнения этих задач студентам необходимы знания прочные знания о теории и практики специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно. На формирование этих компетенций и ориентировано содержание курса ФГОС ВПО «Специальная педагогика».

Дисциплина «Специальная педагогика» (Б3.Б.20) является дисциплиной базовой части основной профессиональной образовательной программы. Трудоемкость дисциплины составляет 4 ЗЕ (144 часа), из них 54 часа – аудиторная (30 часов – лекционные занятия, 24 часа – семинарские занятия) и 54 часа самостоятельная работа студентов; 36 часов отводится на подготовку и сдачу экзамена. Дисциплина изучается в течение III семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается экзаменом в III семестре.



 

1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

Специальная педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.

Курс «Специальная психология» тесно связан с дисциплинами «Педагогика и психология», «Генетические основы специальной психологии и педагогики», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Специальная психология», являющимися взаимосвязанными и взаимодополняющими в процессе изучения особенностей лиц с отклонениями в развитии и возможностями оказания им коррекционной помощи.

Для освоения дисциплины студентам необходимы знания теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, основных закономерностей развития ребенка, представления о деятельности сенсорных систем; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов специальной педагогики. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций.

 

1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

При изучении дисциплины студенты знакомятся с базовыми понятиями специальной педагогики, основными тенденциями управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения. Благодаря этому курсу у студентов должны сформироваться глубокие и устойчивые представления о сущности обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволит им понимать . Общие вопросы теории специальной педагогики, современные педагогические системы специального образования и применять полученные знания в практической деятельности, а также при изучении других дисциплин.

Изучение и освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин как «Основы специальной детской психологии», «Основы специальной дошкольной педагогики», «Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ», дисциплин базовой и вариативной части основной профессиональной образовательной программы. Изучение данной дисциплины в дальнейшем создает базу для овладения знаниями и умениями в процессе прохождения студентами всех видов педагогической практики.

 

1.4. Цели дисциплины:

- Формирование у студентов необходимых представлений о теоретико-методологических основах специальной педагогики, ее базовых категориях, принципах, своеобразии методов и приемов;

- Формирование у студентов готовности использовать знания о педагогических закономерностях развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности в процессе его развития в своей профессиональной деятельности педагога-дефектолога;

- Формирование у студентов умения изучать закономерности специального образования лиц с ограниченными возможностями.

1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.

Планируемые результаты обучения

№п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП) Конкретизированные цели освоения дисциплины
знать уметь владеть
ПК-3 способен к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования З.1 – нормативно – правовые документы, обеспечивающие реализацию права ребенка с ОВЗ на обучение, воспитание, развитие; З.2 – общие методологические и методические аспекты обучения и воспитания детей с ОВЗ. У.1 – анализировать современные подходы к обучению, воспитанию и развитию детей с ОВЗ, с учетом их психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей; У.2 – обосновывать выбор форм и методов обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, с учетом их психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей. В.1 – навыками осуществления коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования.
ПК-4 готов к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья З.3 –современные подходы к выбору форм и методов взаимодействия с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья У.3 – использовать активные формы и методы взаимодействия с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья В.2 – приемами взаимодействия с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья.  

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

№ п/п Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л ЛР ПЗ СРС Всего
I Раздел I. Теория и история специальной педагогики -
I.1 Общие вопросы теории специальной педагогики -  
I.2 Научные основания специальной педагогики -  
I.3 История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный контекст) -
II Раздел II. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями -
II.1 Основы дидактики специальной педагогики -
II.2 Современная система специальных образовательных услуг -
III Раздел III. Педагогические системы специального образования -
III. 1 Образование лиц с нарушениями умственного развития -
III. 2 Педагогическая помощь детям с нарушениями речи -
III. 3 Педагогические системы образования лиц с нарушениями слуха -
III. 4 Специальное образование лиц с нарушениями зрения -
III. 5 Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности -
III. 6 Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата -
III. 7 Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития -
IV Раздел IV. Перспективы развития специальной педагогики и специального образования -
IV.1 Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии: общее приоритетное направление развития -
IV.2 Общее и специальное образование: интеграция и дифференциация -  
IV.3 Специальная педагогика и гуманистические образовательные системы - -
  ИТОГО: -
  Контроль        
  ВСЕГО:        

 


2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.