Сделай Сам Свою Работу на 5

Генерация сочетаний в лексикографическом порядке.





Генерация булеана конечного множества.

Определение 1. Пусть дано некоторое множество A. Булеаном множества А называется множество, состоящее из всех подмножеств А.

Как получить булеан множества А? Пусть множество А состоит из n элементов. Тогда каждое его подмножество B можно задать характеристической последовательностью из n нулей и единиц. Единица на i-м месте последовательности означает, что i-й элемент множества А входит в подмножество В, ноль – что не входит. Таким образом, вместо генерации всех подмножеств данного множества можно генерировать всевозможные последовательности из нулей и единиц длины n.

Генерация всех последовательностей длины n из нулей и единиц в лексикографическом порядке.

Определим лексикографический порядок на множестве последовательностей. Будем считать, что последовательность a предшествует последовательности b, если первые i членов у этих последовательностей одинаковы, а i+1 – й член у последовательности a меньше.

Последовательности из нулей и единиц можно считать двоичными числами. Тогда последовательность a предшествует b, если ее двоичное число меньше. Сгенерировать все n – разрядные двоичные числа очень просто. Нужно начать с числа 000…0 и прибавлять по единице до тех пор, пока не получим число 111…1. Для того, чтобы прибавить к двоичному числу единицу, необходимо перебирать цифры данного числа справа налево до тех пор, пока в каком-нибудь разряде не встретим 0. Затем этот разряд нужно сделать равным 1, а все разряды, лежащие справа от него, сделать нулями.



В качестве примера приведем программу, которая генерирует все последовательности из нулей и единиц длины 4.

#include<stdio.h>

#include<conio.h>

#define n 4

 

int x[n];

 

main(){

int i,k;

for(i=0;i<n;i++) // Формируем начальную последовательность.

x[i]=0;

while(1){

for(i=0;i<n;i++) // Печатаем очередную последовательность

printf(“%d “,x[i]);

printf(“\n”);

for(k=n-1;k>=0 && x[k]==1;k--) // Ищем первый справа ноль

x[k]=0; // Попутно единицы справа от первого нуля

//превращаем в нули

if(k==-1) break; // Если ни одного нуля не нашли,

// то все последовательности уже сгенерированы.

else x[k]=1; // Иначе на место найденного нуля ставим 1.

}

getch();

return 0;



}

Генерация всех последовательностей длины n из чисел 0,1…k-1 в лексикографическом порядке.

Аналогично можно генерировать все последовательности длины n из чисел 0,1,…k-1. Начинаем с последовательности 000…0. Печатаем очередную последовательность. Строим по ней следующую. Для этого, двигаясь с конца последовательности, находим элемент, который меньше k-1. Увеличиваем его на 1, а все элементы, расположенные правее его, делаем нулями. Печатаем следующую последовательность и т.д. Процесс продолжается до тех пор, пока все элементы последовательности не станут равны k-1.

Упр. Видоизменить программу из предыдущего параграфа, чтобы она печатала всепоследовательности длины n из чисел 0,1…k-1.

 

Коды Грея длины n.

Часто возникает необходимость генерировать все подмножества данного множества таким образом, чтобы следующее подмножество получалось из предыдущего добавлением или удалением одного элемента. В терминах характеристических последовательностей это означает, что каждая следующая характеристическая последовательность отличается от предыдущей в одном разряде. Набор всех последовательностей из нулей и единиц длины n, удовлетворяющих этому свойству, называется бинарным кодом Грея. Наиболее часто применяют рефлексивный бинарный код Грея.

Приведем рефлексивный бинарный код Грея для n=1,2,3.

N=1 n=2 n=3
Код Грея у Код Грея у Код Грея, у
  2 001 1
      3 011 0
        4 010 2
            5 110 0
            6 111 1
            7 101 0
            8 100  

 



Если отбросить старший разряд, станет понятно, почему данный код называется рефлексивным (т.е. отраженным). Дело в том, что вторая половина значений в оставшейся части кода Грея эквивалентна первой половине, только в обратном порядке. В примере для n=2 и n=3 первая и вторая половины выделены желтым и синим цветом. Если же разделить каждую половину ещё раз пополам, свойство будет сохраняться для каждой из половин половины и т. Д.

Будем начинать генерацию с последовательности 000…0. Для продолжения процесса генерации нам необходимо на каждом шаге знать номер разряда, который будет на этом шаге изменяться. Будем хранить эти номера в массиве y. Очевидно, что в массиве должно быть 2n – 1 элементов. Элемент yi будет обозначать номер разряда, который изменяется при переходе от i – той последовательности к следующей. В примере справа от кодов Грея записаны элементы массива yдля n=1,2,3. Если мы знаем массив у кода Грея для i элементов, нетрудно получить значения элементов массива y для i+1- го элемента. Для этого нужно переписать старый массив y, затем записать в массив i, а затем снова переписать старый массив y.Это наблюдение позволяет написать несложную программу генерации кода Грея длины n.

#include<stdio.h>

#include<conio.h>

#define n 5

#define nn 32

 

int x[n], y[nn];

 

main(){

int i,j,k=1;

for(i=1;i<n;i++){ //Формируем массив yдля i+1-го элемента

//Левая половина была сформирована на предыдущем шаге

y[k]=i; //В середину записываем i

for(j=0;j<k;j++) //Формируем правую половину

y[k+j+1]=y[j];

k=2*k+1;

}

 

for(i=0;i<n;i++) //Создаем начальную последовательность

x[i]=0;

 

for(i=0;i<=k;i++){

for(j=n-1;j>=0;j--) //Печатаем очередную последовательность

printf(“%d “,x[j]);

printf(“\n”);

 

x[y[i]]=1-x[y[i]]; //Изменяем в ней нужный разряд

}

getch();

return 0;

}

Если сравнить номера элементов последовательности кодов Грея и элементы массива y, можно заметить, что yi – это количество нулей, которыми заканчивается число i+1 в двоичной записи. Чтобы получить yi , нужно найти максимальную степень двойки, на которую делится i+1. Это позволяет написать следующую версию программы генерации кода Грея:

#include<stdio.h>

#include<conio.h>

#define n 5

 

int x[n];

 

main(){

int i,j,y,k=1,del;

 

for(i=0;i<n;i++){

x[i]=0; //Формируем начальную последовательность

k=k*2; //k=2n – количество последовательностей

}

 

for(i=0;i<k;i++){

for(j=n-1;j>=0;j--) //Печатаем очередную последовательность

printf(“%d “,x[j]);

printf(“\n”);

 

y=0; del=i+1; //Считаем максимальную степень двойки,

while(del%2==0){ //на которую делится i+1.

del/=2;

y++;

}

 

x[y]=1-x[y]; //Меняем нужный разряд

}

getch();

return 0;

}

 

Генерация всех последовательностей длины n из чисел 0,1…k-1 с минимальными изменениями.

Требуется перечислить все последовательности длины n из чисел 0,..k-1 в таком порядке, чтобы каждая следующая отличалась от предыдущей в единственной цифре, причем не более, чем на 1.

Идея решения взята из [1]. Рассмотрим прямоугольную доску из n вертикалей и k горизонталей. Пронумеруем горизонтали от 0 до k-1. На каждой вертикали поставим шашку. Таким образом, положения шашек соответствуют последовательностям из чисел 0,..k-1 длины n (s-ый член последовательности соответствует высоте шашки на s-ой горизонтали). На каждой шашке нарисуем стрелочку, которая может быть направлена вверх или вниз. Вначале все шашки поставим на нижнюю (нулевую) горизонталь стрелочкой вверх. Далее двигаем шашки по такому правилу: найдя самую правую шашку, которую можно подвинуть в направлении нарисованной на ней стрелки, двигаем ее на одну клетку в этом направлении, а у всех стоящих правее ее шашек (они уперлись в край) меняем направление стрелки на противоположное. Процесс заканчивается, когда ни одна шашка не может сделать ход. Очевидно, что при таком движении каждая следующая последовательность отличается от предыдущей в одном разряде, причем ровно на единицу. Упр. Доказать, что будут получены все последовательности. Реализуем данный алгоритм. Направления стрелок будем хранить в отдельном массиве d. Стрелке вверх соответствует значение 1, стрелке вниз –значение -1. #include<stdio.h>#include<conio.h>#define n 4#define k 3 int x[n],d[n]; int nelzia(int i){ //Функция возвращает 1, если i-я шашка не может if((x[i]==k-1 && d[i]==1) || //сделать ход, и 0, если может. (x[i]==0 && d[i]==-1)) return 1; else return 0;} main(){ int i,j; for(i=0;i<n;i++){ x[i]=0; //Сначала все шашки на нижней горизонтали. d[i]=1; //Сначала все стрелки вверх. } while(1){ . for(i=0;i<n;i++) //Печатаем очередную последовательность. printf("%d ",x[i]); printf("\n"); for(i=n-1;i>=0 && nelzia(i);i--) //Ищем самую правую шашку, ; //которая может сделать ход. if(i==-1) break; //Если не нашли, то генерация закончена.. x[i]=x[i]+d[i]; //Если нашли, делаем ход. for(j=i+1;j<n;j++) //У шашек правее нашей d[j]=-d[j]; //Меняем направление стрелок. } getch(); return 0;}

Генерация сочетаний в лексикографическом порядке.

Рассмотрим множество Z = {1,2,3,…n}. Требуется сгенерировать все его подмножества, состоящие из k элементов.

Будем считать, что элементы нашего подмножества располагаются в порядке возрастания. Начинаем с подмножества {1,2,3,…k}. По предыдущему подмножеству {x1,x2,…,xk} будем строить следующее таким образом: просматривая наше подмножество справа налево, находим самый первый элемент, не достигший максимального значения. Очевидно, что максимальное значение для xk равно n, для xk-1 – n-1 и т. д. Найденный элемент xi увеличиваем на 1, а все элементы справа от него делаем самыми маленькими из возможных: xi+1 = xi +1, xi+2 = xi+1 +1 и.т.д.

Получим следующую программу:

#include<stdio.h>

#include<conio.h>

#define n 6

#define k 3

 

int x[k];

 

main(){

int i,j;

for(i=0;i<k;i++) //Формируем начальную последовательность

x[i]=i+1;

 

while(1){

for(i=0;i<k;i++) //Печатаем очередную последовательность

printf("%d ",x[i]);

printf("\n");

 

for(i=k-1;i>=0 && x[i]==n+i-k+1;i--) //Ищем первый справа элемент, не достигший

; //максимального значения

if(i==-1) break; //Если не нашли, то заканчиваем работу.

x[i]++; //Если нашли, то увеличиваем его на 1

for(j=i+1;j<k;j++) //и заполняем правую часть

x[j]=x[j-1]+1; //минимально возможными значениями.

}

getch();

return 0;

}

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.