Сделай Сам Свою Работу на 5

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ





МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

по учебной дисциплине

«Управленческие решения»

для студентов программы подготовки

специалистов для Сбербанка РФ

специальности

«Менеджмент организации»

 

специализации

«Финансовый менеджмент»

 

Москва - 2010

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания к курсовому проектированию - вид учебно-методической литературы, предназначенной для оказания помощи студентам при выполнении курсовых проектов. Они обеспечивают единство требований со стороны преподавателей кафедры относительно структуры, содержания, объема, оформления и подготовки курсового проекта к защите.

Методические указания содержат методику и последовательность выполнения отдельных элементов курсового проекта, в т.ч. расчетов; рекомендации по структуре и содержанию курсового проекта, по контролю за его выполнением, по организации, оформлению и подведению итогов курсового проектирования. Они составлены с учетом типовых требований к курсовым проектам и задач дальнейшего повышения качества их выполнения и обеспечивают соблюдение требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности “Менеджмент организации”.



Основная задача данных методических указаний - оказать необходимую методическую помощь, правильно направить усилия студента на качественное выполнение курсового проекта.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

(общие требования к курсовому проекту)

1.1. В соответствии с действующим учебным планом специальности "Менеджмент организации" курсовой проект по учебной дисциплине “Управленческие решения” обязателен для всех специализаций и его выполнение предусматривается при изучении цикла специальных дисциплин.

1.2. Курсовой проект является индивидуальной самостоятельно выполненной в течение учебного семестра работой студента под руководством преподавателя, включающей разработку комплекса мероприятий, предназначенных для достижения поставленных задач с четко определенными целями. Работа над курсовым проектом завершается его публичной защитой. Результат защиты оценивается дифференцированной оценкой.



1.3. Главными целями этой формы учебной работы являются закрепление, углубление и обобщение знаний, полученных студентами за время обучения, а также выработка умения самостоятельно применять эти знания в их комплексе для творческого решения конкретной научно-экономической задачи.

Курсовое проектирование учит работать со специальной литературой фундаментального и прикладного характера, с государственными и нормативными актами, со справочной и методической литературой, а также проектными материалами, делать определенные выводы и предложения.

1.4. Курсовой проект, как правило, содержит элементы научно-исследовательской деятельности, носит прикладной характер и направлен на решение конкретных задач (проблем), но может быть также поисковым и отвечать требованиям научно-исследовательской работы.

Студент обязан изучить новейшие достижения в теории и практике разработки и принятия управленческих решений, зарубежный опыт управления и по мере возможности использовать их в своей работе, а также основывать свои предложения на действующих в РФ законодательных и нормативных актах.

С помощью указаний руководителя студент должен организовать свою работу так, чтобы с рациональными затратами времени находить оптимальные самостоятельные решения.

1.5. Курсовой проект, кроме текстового материала, включает также иллюстративную часть: рисунки, схемы, графики , диаграммы и т.д., которые выполняются в соответствии с требованиями к оформлению научно-исследовательской работы - должны компактно, точно, четко, ясно выражать экономическую, инженерную, техническую мысль,



Объем работы примерно 30-35 страниц машинописного текста, не считая оглавления и приложения.

Курсовой проект должен быть выполнен аккуратно и грамотно, а иллюстративные материалы (рисунки, графики, схемы, диаграммы, таблицы и т.д.) наглядно демонстрировать детали разрабатываемой темы.

1.6. Задания для курсового проекта индивидуализируются с учетом общих управленческих и экономических задач и научных интересов студента.

Курсовой проект может строиться как на литературных источниках, так и на фактическом материале организации с широким использованием последних достижений науки, современной научно-технической литературы и передового опыта.

1.7. Единство общих требований предполагает одновременно широкую инициативу в разработке каждой темы в соответствии с особенностями объекта исследования и индивидуальными способностями и склонностями студента. Оригинальность решения задач проектирования - один из основных критериев оценки качества курсового проекта.

Курсовой проект на одну и ту же тему может выполнять только один студент из потока, эта тема закрепляется за студентом.

Возможен выбор темы, предложенной организацией – местом работы студента либо самим студентом, с необходимым обоснованием целесообразности их разработки. Если эта тема соответствует цели написания курсового проекта, то она вносится в состав выполняемых тем и закрепляется за студентом.

Если студент в течение 2-х недель с момента начала изучения дисциплины самостоятельно не выбрал тему проекта или не согласовал ее с руководителем, то руководитель закрепляет за этим студентом тему по своему усмотрению.

РЕКОМЕНДАЦИИ

К ТИПОВОЙ СТРУКТУРЕ КУРСОВОГО проектА

(содержание курсового проекта)

В этом разделе приводятся требования к структуре (составу) проекта с указанием особенностей каждого структурного элемента.

Структура записки курсового проекта включает:

* титульный лист;

*введение;

*аналитическую часть;

*научно-методическую часть;

*проектную и расчетную часть;

*заключение;

*список литературы;

*приложения.

Примерный объем в машинописных страницах составляющих курсового проекта дан в таблице 1.

 

Таблица 1 - Структура расчетно-пояснительной записки курсового проекта

Наименование частей проекта Количество страниц
Титульный лист
Оглавление (с указанием страниц)
Введение 1-2
Аналитическая часть 7-8
Научно-методическая часть 8-9
Проектная и расчетная часть 14-15
Заключение 1-2
Список литературы 1-2
Приложения без ограничений

ВВЕДЕНИЕ

Эта часть курсового проекта (КП) должна содержать обоснование выбора темы. Аргументация базируется на научном или практическом интересе студента, его стремлении к профессиональному росту, перспективе освоения нового направления работ в профессиональном плане, наличии разработок по этой теме в сети Интернет, а также желании и способности проектанта расширить область уже имеющихся разработок и т.п. Здесь необходимо:

· раскрыть актуальность и важность проработки этой темы;

· сформулировать глобальную проблему и цель, определяемые выбранной темой;

· обозначить подходы к ее решению, известные из теории или практики как отечественной, так и зарубежной;

· кратко характеризовать основные части проекта – аналитическую, научно-методическую, проектную и расчетную, отметив сложности выполнения отдельных частей проекта из-за специфики темы, объекта проектирования или решаемой задачи, оригинальности используемого инструментария и т.п.).

Особо следует отметить выполненные проектантом оригинальные разработки или решения, а также известные из теории или практики, но адаптированные им к конкретным условиям.

Если курсовой проект разрабатывается для реальной организации, в частности, по заявке или в рамках функций, выполняемых студентом по месту своей работы, то на практическую направленность такого проекта также следует указать во введении.

Если студентом используются устаревшие материалы (специальная литература, методические указания и т. п.), необходимо обосновать целесообразность этого (например, для установления преемственности подхода к решению вопросов, поставленных в курсовом проекте; для дальнейшего развития уже известного инструментария и др.).

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В этой части курсового проекта необходимо:

1. Определить тот круг вопросов, которые нужно решить в рамках выбранной темы КП, например:

· оценить степень соответствия претендентов на вакантные должности тем требованиям, которые к ним предъявляются в данной организации;

· совершенствовать систему управления организацией;

· снизить издержки;

· совершенствовать процедурность разработки инновационного проекта (инвестиционного проекта);

· разработать эффективную ценовую стратегию организации и др.

Набор таких вопросов может быть сформирован на базе изучения специальной литературы по теме курсового проекта. Эти вопросы могут быть однонаправленными (одной тематики) либо разнонаправленными, но охватывать все возможное поле будущих проектных решений по теме проекта. Например, может быть представлен полный набор вопросов конкретно по методике разработки эффективной ценовой стратегии организации, а можно сформулировать вопросы, относящиеся к организации этой работы, ее информационному, техническому, программному, математическому и др. обеспечению.

Следует иметь в виду, что в этой части КП не нужно раскрывать, как решается тот или иной вопрос; какие при этом используются приемы, методы и т.п. Здесь нужно только формулировать вопросы, подлежащие решению, и устанавливать логические связи между ними (иерархию - соподчинение).

2. Сформированный таким образом круг вопросов необходимо обработать редакционно, сформулировав на их базе либо проблемы и задачи, подлежащие решению, либо цели, которые нужно достичь.

При формулировании проблем (целей или задач) рекомендуется придерживаться следующих понятий и определений:

Проблема– это теоретический или практический вопрос, который в момент его рассмотрения не имеет известного готового решения либо вообще, либо только для данной организации или для конкретной ситуации. Чтобы получить решение, необходимы дополнительные исследования, то есть дополнительные усилия по его поиску.

Для понятия «проблема» характерен ряд общих признаков:

· неповторяемость ситуации, породившей эту проблему;

· необходимость решения проблемы;

· необходимость учета при решении проблемы большого числа различного рода факторов;

· наличие трудностей при анализе альтернатив решения, в следствие достаточно высокой неопределенности результата реализации принятого решения;

· значительное влияние человеческого фактора – (лица или группы лиц, принимающих решение – ЛПР), что предопределяется неизвестностью (отсутствием разработанного) пути решения проблемы. Отсюда - фактор субъективности при поиске и выборе решений.

Данное содержание понятия и признаки «проблемы» позволяют дать в качестве ее примеров следующие формулировки:

1. Как объективно оценить уровень квалификации специалиста данной организации.

2. Поиск критериев оценки эффективности деятельности маркетинговой службы организации и т.п.

Примеры формулировок проблем даны в таблице 2.

Таким образом, формулировка проблемы может начинаться со слов: найти…, как…, поиск…

Изучение поля проблем позволяет выбрать из них наиболее значимые для организации и на их основе сформулировать цели.

Значимость проблемы может определяться комплексом признаков, выбираемых проектантом самостоятельно. Таким признаком может являться, в частности, то место, которое данная проблема занимает в системе управления организацией.

Далее в качестве примера по теме «Проект управленческого решения по расширению клиентской базы организации» сформировано поле проблем (таблица 2).

Таблица 2 - Поле проблем

№ п.п. Проблемы, решаемые в конкретной организации
1. 2.   3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.   10. 11. 12. 13. 14. 15.   16. 17. 18. 19. 20.   21. 22. 23. 24. 25.   26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Каким образом увеличить число привлекаемых клиентов Поиск эффективных путей повышения эффективности и качества работы с клиентами Как активизировать рекламную деятельность в данной организации Как упростить систему обслуживания клиентов Поиск путей сокращения времени обслуживания клиентов Поиск возможностей расширения спектра предоставляемых банком услуг Как повысить привлекательность гарантийных обязательств организации Поиск наиболее рациональных для банка путей размещения рекламы в СМИ Поиск наиболее эффективных для организации путей размещения рекламы в Интернете Поиск эффективных для организации путей оформления наружной рекламы Как организовать эффективный вариант «Direct marketing» Как уменьшить очереди клиентов в офисах банка Поиск путей рациональной организации обслуживания клиентов Как расширить филиальную сеть банка Поиск рациональных путей повышения производительности труда работников банка Как сократить время движения информации в системе управления банком Поиск возможностей публикации скрытой рекламы в банке Поиск наиболее эффективных вариантов публикации рекламных объявлений Как обоснованно спрогнозировать место в рейтинге, публикуемом в прессе Поиск наиболее приемлемых для банка путей создания оптимального рекламного сайта Как наилучшим образом разместить баннерную рекламу организации Как наилучшим образом разместить рекламу организации в поисковых системах Как организовать почтовую рассылку информации об организации Как сократить время оформления различных банковских операций Как организовать наиболее эффективное для организации распространение листовок и буклетов Как оптимизировать время ожиданияобслуживания Поиск наиболее приемлемых вариантов аренды мест для новых филиалов Как приобрести место для новых филиалов Как наилучшим образом организовать прием на обслуживание через Интернет Как организовать устраивающий банк вариант общения с клиентами по телефону Поиск наиболее приемлемых путей повышения квалификации персонала банка Поиск путей снижения дублирования персоналом управленческих операций Как оптимизировать число операций, выполняемых одним исполнителем
34.   35. 36. 37.   38. 39.   40. 41. 42.   43.   44.   45. 46. 47. 48. 49.   50. 51. Поиск наиболее приемлемой для организации современной информационной технологии Поиск наиболее рационального способа получения хостинга на чужом сервере Как приобрести и поддерживать свой сервер Как эффективно организовать рассылку информации об организации по традиционной почте Как эффективно организовать рассылку по E-Mail информации о работе банка Поиск наиболее рационального для банка способа распространения информации о своих услугах Как разместить буклеты банка в супермаркетах Поиск возможностей предоставления клиенту дополнительного сервиса Поиск приемлемого способа получения базы адресов юридических лиц - потенциальных клиентов банка Поиск подходящего для банка способа использования базы адресов E-Mail клиентов Как создать действенную систему скидок на услуги банка Как построить гибкую систему процентных ставок при кредитовании Как повысить эффективность использования системы пластиковых карт Как сократить транспортные расходы Как уменьшить затраты на транспортные средства Как сократить издержки, связанные на хранение имущества, переданного банку в залог Как снизить невозврат кредитов Как сократить и обезопасить транспортные маршруты

Цель– то, к чему нужно стремиться, что нужно осуществить, чего нужно достичь, например:

1. Повысить прибыльность организации за счет роста производительности труда.

2. Снизить издержки банка.

3. Совершенствовать организацию труда персонала банка и т.п.

Следовательно, формулировка цели может начинаться со слов: повысить…, улучшить…, снизить…, уменьшить…, совершенствовать …,сократить… и т.п.

Так же как и по выявленным проблемам по сформулированным целям можно построить поле целей, увязать эти цели, и на этой базе выделить те из них, которые имеют определяющее значение для эффективного функционирования банка. Эти цели должны будут реализоваться в первую очередь.

На базе анализа сформулированных проблем и целей можно выделить задачи, требующие решения для обеспечения управляемости и достаточной эффективности работы банка.

Задача- конкретный путь достижения цели различными способами, например:

1. Расчетно обосновать потребную численность персонала банка.

2. Разработать программу повышения квалификации персонала.

3. Оптимизировать число работ, закрепленных за конкретным исполнителем и т.п.

Сформулированные проблемы, цели, задачи характеризуются различной степенью детализации. Чем более декомпозирована проблема, цель, задача, тем меньше неопределенность, а следовательно, и выше вероятность ее реализации.

Для удобства восприятия и осознания взаимосвязей и взаимозависимостей сформулированные наборы проблем, целей и задач увязываются в дерево. Дерево структурно представляет собой элементы и связи между ними. Элементами являются рассматриваемые проблемы (цели, задачи). Связи между ними характеризуют логику решения соответственно проблемы, задачи или достижения цели. Дерево представляет собой открытый сетевой граф, вершина которого является наиболее укрупненным элементом. Последующие элементы графа детализируют элементы более высокого иерархического уровня. Элементы более низкого иерархического уровня не должны находиться в противоречии с элементами более высокого уровня.

В курсовом проекте допускается построение только одного из деревьев: либо дерева проблем, либо дерева целей, либо дерева задач. Деревья должны содержать не менее трех иерархических уровней. Необходимость дальнейшей детализации графа определяется проектантом.

Можно использовать различные методы построения дерева, в частности, методы группировки и выталкивания.

При использовании метода группировки проблемы, цели или задачи, включенные в соответствующие поля, можно сгруппировать (классифицировать) в пределах этого поля по двум-трем и более признакам и, таким образом, получить сходные по этим признакам наборы проблем, целей, задач. Поскольку размерности этих наборов меньше размерности исходного поля, то установить взаимосвязи между отдельными элементами (проблемами, целями, задачами) такого набора более просто. Построенные на основе такой локальной классификации ветви деревьев уже не представляет труда объединить («сшить») в единое дерево.

При построении дерева методом выталкивания, все элементы сформированных полей нужно пронумеровать, пользуясь натуральным рядом чисел, то есть от 1 до n. Затем необходимо установить непосредственную связь каждого элемента поля с другими его элементами (этого же поля), то есть получить пары соподчиненности элементов соответствующих полей (проблем, целей, задач). При формировании пар связей следует иметь в виду, что непосредственнойсвязи каждого элемента с каждым элементом поля НЕ МОЖЕТ быть, поскольку какие-то элементы связаны непосредственно, а другие – опосредованно, т.е. через цепочку других элементов. Таким образом, будет получен полный набор возможных пар соподчиненности элементов, а также установлены начальное и соподчиненное ему событие. Из этого набора пар выбираем такую пару, начальное событие которой не является соподчиненным ни в одной из пар этого набора. Выбранная таким образом пара будет вершиной строящегося дерева. Установленное правило соподчиненности как бы «выталкивает» наиболее интегрированное событие на соответствующий уровень дерева. Затем, используя правило увязки элементов сетевой модели, каковой является и строящееся дерево проблем (целей, задач), увязываем пары соподчиненных элементов в дерево. Правило увязки элементов сводится к следующему: последний номер пары должен соответствовать первому номеру непосредственно следующей за ним. Таким образом, все сформированные пары элементов будут увязаны в единое дерево проблем (целей, задач).

Далее на примере поля проблем (таблицы 2) сформированы пары соподчиненности (таблица 3) и увязаны в дерево проблем (рисунок 1).

 

Таблица 3 - Установление связей соподчинения элементов поля проблем

Пары соподчинения Пары соподчиненностей
начальный элемент конечный элемент
1 → 2 1 → 3 1 → 4 1 → 43 2 → 5 2 → 6 2 → 7 2 →47 3 → 8 3 →9 3 →10 3 →11 4 →12 4 →13 4 →14 5 → 15 5→ 16 8 → 17 8 → 18 8 → 19 9 → 20 9 → 21 9 →22 11 → 23 11 → 25 12 → 24 12 → 26 13 → 29 13 → 30 14 → 27 14 → 28 15 → 31 15 → 32 15 → 33 16 → 34 20 → 35 20 → 36 23 → 37 23 → 38 25 → 39 25 → 40 26 → 41 37 → 42 38 → 43 43 → 45 43 → 46 47 → 48 47 → 49 49 → 50 49 → 51

 

 
 

 


Рисунок1 – Увязка сформированных пар связей в деревопроблем

(построение дерева проблем)

 

В процессе построения дерева возможно нарушение строгости иерархии элементов: появление петель, разрывы связей и т.п. В этом случае необходимо выделить проблемные фрагменты дерева и провести повторную оценку с точки зрения логики установления соподчиненности элементов. Таким образом, невязки в построении дерева будут ликвидированы. Если при построении дерева возникнет ситуация, при которой на верхнем иерархическом уровне окажется несколько начальных событий, то все эти события должны быть объединены одним общим интегрированным событием, которое добавляется в поле проблем.

Кроме указанных методов построения деревьев можно использовать также смешанный метод, включив и органично соединив элементы двух рассмотренных ранее.

Таким образом, в аналитической части курсового проекта на основе анализа состояния проработанности выбранной темы должно быть построено одно из трех деревьев: проблем, целей или задач, желательно дерево задач, поскольку далее необходимо будет выбрать для решения одну из них.

Заканчивается аналитическая часть курсового проекта выбором одной из задач, представленной в дереве задач. Желательно, чтобы это была конкретная задача, находящаяся на нижнем иерархическом уровне дерева.

Если проектант построил дерево проблем или целей, необходимо из этого дерева выбрать конкретную проблему или цель и в рамках ее сформулировать решаемую далее в проекте задачу.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Эта часть курсового проекта включает следующие работы:

1. Изучение специальной литературы с целью выбора наиболее подходящих с точки зрения самого студента методов, приемов и методик решения выбранной в аналитической части конкретной задачи. Таких альтернативных методик (методов, приемов) должно быть не менее трех.

2. Оценку степени привлекательности каждой из выбранных методик, методов и приемов для решения этой задачи.

При рассмотрении альтернативных методов, приемов, методик решения задачи источником информации может являться не только специальная литература, но также и собственный практический опыт студента – проектанта.

Для выбора подходящих из них необходимо характеризовать все выбранные в предыдущем пункте и включенные в набор методики, методы, приемы с точки зрения рациональности их использования при разработке управленческого решения. Например, определить положительные и отрицательные моменты их применения при решении выбранной конкретной задачи, их соответствие заданным критериям предпочтительности (простота реализации, возможность использования вычислительных машин, получение наиболее рационального варианта решения) и т.п.

Основой для отбора метода являются сформулированные студентом критерии, например, прозрачность метода, полная информационная обеспеченность (наличие всех необходимых исходных данных для разработки управленческого решения данным методом) и т.п. При этом, чем по большему числу критериальных признаков будет осуществляться отбор методов, тем более высокая степень обоснованности предпочтительности того или иного метода будет обеспечена. То же относится и к методикам, приемам.

При рассмотрении альтернативных методов с точки зрения возможности их применения при разработке конкретного управленческого решения может возникнуть три ситуации:

1. Из сформированного набора методов хотя бы один будет полностью соответствовать предъявляемым требованиям (заданным критериям). Тогда целесообразность его использования очевидна.

2. Нет ни одного метода, который бы в полной мере отвечал заданным критериям. В этом случае студенту необходимо либо выбрать наиболее соответствующий метод и адаптировать его к решаемой задаче, дополнив его собственными элементами, либо отказаться от его использования. Дополняющие элементы могут быть взяты из других методик (методов) и встроены в выбранный.

3. Ни один из отобранных для решения задачи методов не удовлетворяет заданным требованиям (критериям) и нет возможности его адаптировать к процессу разработки управленческого решения. В этом случае студент должен в проектной части КП предложить свой оригинальный метод решения.

В случае, когда имеет место вторая и третья ситуации, в исследовательской части дается только общий контур необходимых доработок (корректировок). Детальная проработка этого вопроса осуществляется в проектной части.

Сравнительный анализ методов, используемых для решения выбранной задачи, может осуществляться различными способами: по максимальному числу критериев отбора и характеристик метода, по максимальному числу оценочных баллов, по экспертным оценкам и др. Рассмотрим более подробно с методической точки зрения суть некоторых из этих способов.

1 способ. По максимальному числу совпадений критериальных (отборочных) признаков.

Сравнение заданных критериев с характеристиками каждого из методов и выбор тех методов, которые имеют наибольшее число совпадений (таблица 4). Этот способ рекомендуется использовать, если все критерии равно приоритетны.

Таблица 4 - Сравнительный анализ методов решения выбранной задачи

№ п.п. Заданные критерии оценки   Соответствие анализируемого метода заданным критериям
Метод 1 Метод 2 Метод n
Возможность получения оптимального решения да да нет
Наличие необходимых для решения задачи данных нет да да
Итого число совпадений

В нашем примере наибольшее число совпадений у метода n (смотри таблицу 4 строку «Итого…»), следовательно, этот метод в наибольшей степени соответствует заданным критериям, которые должны быть учтены при решении выбранной задачи.

2 способ. По балльной оценке.

Присвоение каждому критерию соответствующей балльной оценки, характеризующей тот или иной признак анализируемого метода (таблица 5) с последующим суммированием этих оценок (таблица 6). Выбираются те методы, которые набрали наибольшее число баллов. В этом случае появляется возможность отдать предпочтение тем или иным критериям, которые могут являться определяющими с точки зрения лица, принимающего решение, поскольку присваиваемая балльная оценка обусловливается значимостью признака, выбранного в качестве критериального. Используемые балльные оценки имеют численные значения, которые устанавливаются самим проектантом. Интервал их разброса должен соответствовать разбросу предпочтительностей выбранных критериев отбора, так как в противном случае оценка методов может исказиться. Поэтому этот интервал должен быть аргументирован проектантом.

Рассматриваемые оценки могут выражаться как целыми, так и дробными числами. Процедура оценки аналогична предыдущей, но отбор методов осуществляется не по числу совпадений, а по итоговой балльной оценке каждого из них. Этот метод позволяет подойти дифференцированно к оценке выделенных критериев с точки зрения их привлекательности при решении конкретной задачи.

Таблица 5 - Бальные оценки по критериям отбора

Наименование критерия Возможность получения оптимального решения Наличие необходимых для решения задачи данных
Балльная оценка 1,2

 

Таблица 6 - Сравнительный анализ методов решения выбранной задачи на базе балльных оценок

№ п.п. Заданные критерии оценки   Соответствие анализируемого метода заданным критериям
Метод 1 Метод 2 Метод n
Возможность получения оптимального решения -
Наличие необходимых для решения задачи данных - 1,2 1,2
Итого число баллов 9,5 16,1 10,8

 

В нашем примере по итоговой оценке выбирается метод 2.

3 способ. По скорректированной балльной оценке.

Используемый корректирующий коэффициент характеризует степень предпочтительности того или иного критерия оценки рассматриваемого метода. При этом соответствие анализируемого метода заданным критериям должно оцениваться численными значениями, например, при соответствии – 1, при несоответствии – 0 (в отличие от таблицы 4, в которой можно использовать качественные характеристики степени соответствия – «да», «нет»). Корректирующий коэффициент (графа 3 таблицы 7) в зависимости от степени приоритетности того или иного критерия (например, по оценке проектанта) может выражаться как целым (например: 1; 2; 2; 3; 1 и т.д.), так и дробным числом (например: 1,0; 1,2; 2,0; 1,3 и т.д.). Равноприоритетные критерии должны иметь одинаковый корректирующий коэффициент. Число баллов по каждому критерию в привязке к конкретному методу определяется как произведение оценки соответствия анализируемого метода заданному критерию (1 или 0) на корректирующий коэффициент. Например, если оценка соответствия равна 1, а корректирующий коэффициент равен 3, то в графу «оценка соответствия» ставится произведение 1*3=3 (таблица 7).

Таблица 7 - Сравнительный анализ методов решения выбранной задачи методом скорректированной балльной оценки

№ п.п. Заданные критерии оценки Кор-рект. коэф-т Оценка соответствия анализируемого метода заданному критерию
Метод 1 Метод 2 Метод n
n
Возможность получения оптимального решения 1*2=2   0*2=0     … 1*2=2
Наличие необходимых для решения задачи данных 1*1=1 0*1=0     … 0*1=0
Итоговая оценка

 

Выбираем метод, имеющий наибольшее число баллов – метод1.

4 способ. На базе экспертных оценок.

В этом случае, используя ранее приведенные таблицы 4, 6 и 7, можно построить таблицу экспертных оценок, в которую будут заноситься оценки экспертов по каждому методу в разрезе каждого из критериев или по методу в целом (таблица 8). В качестве экспертов можно использовать авторов специальной литературы со ссылкой на источник с указанием страницы. Экспертную оценку может дать и сам проектант (с ее обоснованием) или руководитель курсового проекта.

Таблица 8 - Сравнительный анализ методов решения выбранной задачи методом экспертных оценок

№ п.п. Экперт Источник Эксперная оценка метода
Метод 1 Метод 2 Метод n
Иванов П.С. {3 стр.12}
Итого число баллов

 

Выбираем метод, набравший наибольшее число баллов – метод 2.

При формулировании критериев выбора наиболее предпочтительного метода необходимо учитывать направленность этих критериев. Если критерии однонаправлены, то проблем с оценкой метода не будет, в противном случае необходимо корректировать оценку с учетом направленности критериального признака

Научно-методическая часть заканчивается выбором одного или нескольких методов решения задачи. Если выбрано несколько методов, то строится дерево решений, в котором на логическом уровне (в словесной интерпретации) с учетом возможных рисков определяется наиболее предпочтительный из них.

В дальнейшем выбранный метод используется в проектно-расчетной части КП при построении модели решения задачи.

ПРОЕКТНО-РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

В этой части курсового проекта разрабатывается управленческое решение по той конкретной задаче, которая была выбрана в аналитической части проекта.

Прежде всего, должна быть четко сформулирована решаемая задача, например:

· выбрать оптимальный вариант капиталовложений в реорганизацию банка;

· оценить профес­сиональную пригодность персонала банка для карьерного роста;

· построить график освоения новой банковской услуги;

· минимизировать время разработки проекта освоения новой технологии обслуживания клиентов и т.п.

От правильности фор­мулировки задачи зависит эффективность разработанного управленческого решения.

Далее по сформулированной задаче необходимо выполнить следующие процедуры:

1. Раскрыть ее организационно-экономическую сущность.

2. Разработать модель ее решения.

3. Построить дерево решений - альтернативных вариантов реализации модели и на его основе выбрать наиболее предпочтительный для организации вариант, руководствуясь методикой, изложенной в научно-методической части данных «Методических указаний…».*

4. Разработать алгоритм решения задачи на базе пунктов 2 и 3.

Рассмотрим подробнее состав и содержание каждой из процедур, перечисленных выше.

 

2.4.1. Организационно-экономическая сущность задачи.Организационно-экономическая сущность задачивключает:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.