Практическая часть занятия
Практическое занятие №1. ПРОБЛЕМА ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
Цель занятия:Определить, что является исходным в формулировке цели воспитания, установить, как целевой компонент влияет на все остальные составляющие педагогической системы.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие цели воспитания; целеобразование и целеполагание.
2. Цель воспитания в различных педагогических системах.
3. Идея гармонического развития личности в разные эпохи.
Творческие задания:
Проанализируйте по предложенной схеме воспитательные системы различных педагогов
- имя педагога, страна, эпоха;
- мировоззрение;
- цель воспитания;
- факторы формирования личности;
- принципы образования (и воспитания;
- задачи и содержание образования;
- организация обучения;
- методы обучения и воспитания;
- нравственное воспитание и дисциплина;
- роль учителя.
2. Покажите, чем было вызвано разнообразие подходов, послуживших основанием для тех или иных формулировок целей воспитания.
3. Приведите доказательства или опровержения правомерности всестороннего и гармонического развития личности как цели воспитания.
4. Подумайте, какую цель воспитания ставит современная школа.
Литература:
1. Гербарт И.Ф. Первые лекции по педагогике. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1981. – С.324-326.
2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 1998.
3. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. -–М.: Учпедгиз, 1963.
4. История образования за рубежом и в России /Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2001.
5. История педагогики /Под ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 1998. - Ч. 1-2.
6. Коменский Я.А. Великая дидактика //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – С.80-163.
7. Немцов А.А. Целеполагание как творчество //Педагогика //2002. – 4. – С.15-20.
8. Ответственная личность или свободная личность. О выработке цели воспитания //Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. – М.: Интерпракс, 1994. – С.7-19.
9. Оуэн Р. Лекции о рациональной системе устройства общества //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – С.424-427.
10. Педагогические термины. Учебно-методические рекомендации для студентов /Отв. ред. Ф.Б. Барашкова. – Архангельск: ПГУ им. М.В. Ломоносова, 2001. – С. 74-76.
11. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.:БРЭ, 2002.
12. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – М.: Академия, 2002.
13. Ушинский К.Д. Три элемента школы //Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения /Сост. Э.Д. Днепров. –М.: Педагогика, 1974. – Т.1. – С.32-51.
14. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии //Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – Т.1. Пункт «Стремление к счастью: значение цели в жизни». – С. 348 – 358.
15. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: ВШ, 1997.
16. Целеполагание в педагогике //Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2001 – С.62-82.
17. Цели воспитания //Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1996. – С. 143 – 180.
18. Шварцман К.А. Философия и воспитание. – М.: Политиздат, 1989.
Практическое занятие №2 РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Цель занятия: Закрепить знания понятийно-терминологического аппарата педагогики, касающиеся проблемы развития личности.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятия «личность» и «индивидуальность».
2. Понятия «развитие», «формирование», «социализация» личности, их соотношение и взаимосвязь.
3. Понятие факторов развития личности. Биологические и социальные факторы развития личности. Активность личности.
4. Среда как фактор развития, формирования и социализации личности.
5. Семья как образовательно-воспитательная среда. Школа как воспитательно-образовательная среда.
Литература:
1. Бестужев-Лада И. Поворот школы к человеку // Народное образование. – 1995. - № 8-9.
2. Биологическое и социальное в развитии человека. - М., 1977.
3. Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. – М., 1988.
4. Гинецинский В.И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии // Советская педагогика. – 1991. - № 9.
5. Гордин Л.Ю. Взаимосвязь общественной и природной сущности воспитания // Советская педагогика. – 1991. - № 8.
6. Гордин Л.Ю. Воспитание и социализация // Советская педагогика. - 1991. - № 2.
7. Занадворов М.С. Формирование или развитие? // Советская педагогика. – 1989. - № 9.
8. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Социоприродный феномен человека: многообразие измерений и свойств // Психологический журнал. - 1989. - т.10. - № 5.
4. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.
9. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 1993. - № 2.
10. Матюнин Б. Личность или индивидуальность? // Педагогика. – 1993. - № 3.
11. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. - М.: Знание, 1990. (См. и более поздние работы этого автора)
12. Пичурин Л. Созидание личности // Народное образование. – 1990. - № 6.
13. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В.Равич-Щербо. - М., 1988.
Практическое занятие № 3.
Отрасли педагогики.
Цель занятия: закрепить знания студентов по проблемам дифференциации и интеграции педагогического знания, об основных отраслях педагогики.
Вопросы для обсуждения:
1. Возрастная педагогика (ее объект, предмет, структура, исследуемая проблематика, подготовка специалистов)
2. Сравнительная педагогика
3. Социальная педагогика
4. Превентивная педагогика
5. Народная педагогика
6. Андрагогика
7. Профессиональная педагогика
Творческое задание:
Подберите в литературе материалы, характеризующие процессы дифференциации и интеграции в педагогической науке. Приведите примеры междисциплинарных исследований в педагогике.
Литература:
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. – М., 1985.
2. Баранов С.П. Педагогика. – М., 1987.
3. Василькова Ю.В., Василькова Т.В. Социальная педагогика. – М., 1999.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
5. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 1999.
6. Народная педагогика //Педагогический энциклопедический словарь /Гл ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2002. – С.158.
7. Профессиональное образование // Педагогический энциклопедический словарь /Гл ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2002. – С.223.
8. Смирнов В.И. Общая педагогика. – М., 2003.
9. Центры образования взрослых / Под ред. Л.Н. Лесохиной, Т.В. Шадриной. – М., 1991.
10. Шашуков Н.А. Народная педагогика. Фольклор от самой колыбели //Литература в школе. № 41994.
Лабораторные занятия
Занятие №1. Методы научно-педагогического исследования.
Цель занятия: углубить знания студентов о методах научного исследования по педагогике и апробировать некоторые из этих методов в условиях студенческой группы.
Теоретические вопросы:
1. Что такое метод научного исследования?
2. Какие методы учитель будет использовать для изучения опыта своего коллеги?
3. Какие – для изучения личности школьника?
4. Для каких целей применяется:
- эксперимент
- анкетирование
- моделирование
- количественные методы в педагогике?
Работа в микрогруппах (3-4 группы)
Практическая часть занятия
Студенты разбиваются на 3-4 группы. Выбирается общая тема исследования (достаточно несложная, чтобы быть исследованной в рамках занятия, но и интересная студентам. Например, «Жизненные ценности современного студенчества», «Я и университет» и пр.).
Каждая группа выбирает один из методов педагогического исследования и самостоятельно разрабатывает все необходимые материалы с учетом требований, предъявляемых к каждому методу исследования. Затем все методы апробируются на группе. Группы анализируют полученные результаты, обмениваются ими. Завершается занятие анализом:
· Студенты оценивают работу каждой группы, высказывают замечания, отмечают положительные стороны проделанной работы.
· Студенты сопоставляют данные по одной теме, полученные в ходе использования различных методов исследования, пытаются установить возможные несоответствия, оценивают степень объективности и субъективности результатов.
Творческие задания:
- Установите, какие методы являются собственно педагогическими, а какие широко используются в других науках.
- Составьте список терминов, с которыми вы познакомились, изучая данную тему (диагностика», «шкала», «пилотаж», «респондент» и т.д.). Дайте объяснение каждому термину.
- Подготовьте сообщение об одном из нетрадиционных методов исследования, используемых сегодня педагогикой (методы математического анализа, методы моделирования).
Литература:
- Введение в научное исследование по педагогике /Под ред. В.И.Журавлева. – М.: Просвещение, 1988.
- Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. – М.: Педагогика, 1989.
- Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. – М.: ВЛАДОС, 2003.
- Изучение личности школьника учителем /Под ред. З.И. Васильевой, Т.К. Ахаян, М.Г. Казакинной, Н.Ф. Радионовой. – М., 1991.
- Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М., 2003.
- Кукушин В.С. Общие основы педагогики. – Ростов-на-Дону,2002.
- Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. – М.: Академия, 2002.
- Методика педагогических исследований. – Киев: Вища школа, 1976.
- Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – М.: Мысль, 1974.
- Скалова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования. – М.: Педагогика, 1989.
- Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М.: Просвещение, 1988.
Занятие №2. Воспитательная система школы. Авторские воспитательные системы.
Цель: осмыслить сущность воспитательной системы как педагогического и социально-педагогического явления, познакомиться со структурой, этапами и особенностями развития авторских воспитательных систем.
Теоретическая часть занятия
Вопросы для обсуждения:
- Понятие «воспитательная система». Школа как воспитательная система.
- Структура воспитательной системы школы: цель, ведущие направления деятельности, система управления и самоуправления; субъекты воспитательной системы, отношения между ними, взаимодействие с окружающей средой.
- Функции и этапы развития воспитательной системы.
- Авторитарные и гуманистические воспитательные системы.
- Характеристика воспитательных систем.
Творческие задания:
- Изучите одну из современных авторских систем (И.П. Иванова, В.А Караковского, А.Н. Тубельского, Е.А. Ямбурга и др.) и сделайте ее аналитическое описание по схеме:
- ведущая педагогическая идея (идеи) системы;
- цель и содержания воспитания в системе;
- основные принципы и приоритетные направления и воспитательной деятельности;
- особенности методов, средств, методов реализации воспитательных целей и задач;
- специфика взаимоотношений ученического и педагогического коллективов;
- «изюминка» данной воспитательной системы (нечто оригинальное, свойственное только ей, какая-либо педагогическая находка.
Практическая часть занятия
- 1. Внимательно изучив статью «Моделирование» из Педагогического энциклопедического словаря (М., 2002. – С. 146) , а также раздел «Объекты и модели» в книге А.И. Ракитова «Анатомия научного знания». – М., 1969 и источники по моделированию, указанные в списке литературы, разбившись на микрогруппы, разработайте и защитите собственную модель воспитательной системы школы.
Разработка модели осуществляется по следующему алгоритму:
- название модели,
- признаки модели,
- принципы построения модели,
- особые условия,
- этапы внедрения модели,
- исполнители, перспектива.
Требования к представлению модели: графическое исполнение модели, красочное оформление, регламент выступления – 3-5 минут, культура публичного выступления, четкость представляемых позиций и др.
Литература:
1. Байкова Л.А. Современные воспитательные системы //Классный руководитель. – 1998. - №6.
2. Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации /Под ред. Л.И. Новиковой. – М., 1992.
3. Воспитательная система школы: Проблемы и поиски /Под ред Н.И. Селивановой. – М., 1989.
4. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность //Педагогика. – 2003. - №4.
5. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М., 1992.
6. Караковский В.А. и др. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. – М., 1996.
7. Караковский В.А. Общечеловеческие ценности – основа учебно-воспитательного процесса. – М., 1992.
8. Новикова Л.И. Воспитательная система школы: исходные позиции //Советская педагогика. – 1991. - №11.
9. Полякова Е.А. Проблема моделирования воспитательной системы школы //Классный руководитель. – 1998. - №2.
10. Процесс развития воспитательной системы школы //Советская педагогика. – 1991. - №11.
11. Скворцова А. Теория и практика воспитательных систем: состояние, проблемы и перспективы //Педагогика. – 1995. - №1.
12. Степанов С.Н. Моделирование воспитательной системы школы //Классный руководитель. – 1998. - №1.
Занятие №3. Детский коллектив как объект и субъект воспитания. Его роль в формировании личности
Цель: углубление знаний по теме, совершенствование умений по педагогическому руководству формированием коллектива и выбору методов его изучения.
Теоретическая часть занятия
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие «группа», «объединение», «коллектив», коллективная жизнедеятельность и свобода волеизъявления личности.
2. Коллектив как фактор развития личности, среда общения и совместной деятельности, признаки, функции, структура, этапы развития, критерии сформированности коллектива.
3. Педагогическое руководство процессом формирования коллектива с учетом возраста детей: развитие межличностных отношений, общественного мнения, навыков коллективной деятельности, системы самоуправления.
4. Методы формирования и изучения коллектива.
Темы для сообщений и рефератов:
- Теория коллектива в трудах А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.
- Методы формирования общешкольного коллектива в школе В.А. Караковского.
Практическая часть занятия
- Решение задач и выполнение упражнений, связанных с формированием коллектива и педагогическим управлением его развитием.
Литература:
1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. – М., 1999.
2. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М., 1982.
- Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М., 1992.
4. Классному руководителю: Учебно-методическое пособие /Под ред. М.И. Рожкова. – М.: ВЛАДОС, 1999.
5. Коротов В.М. Развитие воспитательной функции коллектива. – М., 1974.
6. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. – М., 1972.
7. Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1990. – С. 135.
8. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. – М., 1983.
9. Педагогика /Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2003.
10. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.
11. Практикум по педагогике /Под ред. З.И. Васильевой. – М., 1988.
12. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. – М., 1978.
13. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М., 1981.
14. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М., 1981.
15. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.
16. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. – М., 1990.
Занятие №4. Диагностика воспитанности личности и коллектива
Цель: освоить технологию диагностики воспитанности личности и ученического коллектива.
Теоретическая часть занятия
Вопросы для обсуждения:
1. Педагогическая диагностика как компонент процесса воспитания.
2. Место и значение диагностики в воспитательной работе.
3. Критерии воспитанности личности.
4. Методы диагностики воспитанности личности: виды, принципы и условия применения.
5. Технология анкетирования, тестирования, беседы, наблюдения как основных методов изучения воспитанности личности.
Практическая часть занятия
1. На основе освоенной литературы разработать методику изучения личности и коллектива, учитывая:
· возраст воспитанников,
· период диагностирования (начало, середина или окончание учебного года).
2. Составить таблицу «Педагогические условия диагностирования личности и ученического коллектива».
Педагогическое условие диагностирования
| Содержание условия диагностирования
| Литература:
1. Белкин А.С. Вопросы диагностики отклонений в нравственном развитии учащихся //Советская педагогика. – 1976. - №7. – С.51-60.
2. Гарипов М.И. Личностный фактор в процессе воспитания// Советская педагогика.1991.- №7.
3. Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива - М, 1984.
4. Засобина Г.А., Кабыльницкая С.Л., Савин Н.В. Практикум по педагогике /Под ред. Н.В. Савина. – М., 1986.
5. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности //Педагогика. –1992. - № 11/12.
6. Красновицкий М. Конечный результат в планировании воспитательной работы // Народное образование. – 1987. - № 7.
7. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. – М.: Академия, 2002.
8. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания. - М., 1981.
9. Педагогическая диагностика в школе /Под ред. А.И. Кочетова. – Мн., 1987.
10. Позументова Г.Н. Осуществление цели формирования коллектива// Советская педагогика//1988. - № 9.
11. Расчетина С.А. Цели и методы индивидуального подхода к подростку в воспитательном процессе. - Л., 1988.
12. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., 1988.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|