Сделай Сам Свою Работу на 5

Опасные и вредные производственные факторы. Общие понятия.





План учебного занятия.

Преподаватель: Есимов М. Ш.

Предмет: «Охрана труда»

Специальность:1403000 - Монтаж и эксплуатация внутренних санитарно-тех­нических устройств, вентиляции и инженерных систем (по видам)

Квалификации:1403012 - Слесарь-сантехник

Группа: СС -4.

Тема занятия: Законы и подзаконные акты, обеспечивающие права работников на охрану труда обеспечение безопасности и гигиену труда (Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995г; Закон РК «О безопасности и охране труда» от 28.02.2004г. №528-11.; Закон РК «О труде» от 10.12.1999г. №493-1).

Дата: ______

Тип занятия:урок сообщения новых тем.

Цели занятия: Образовательная

Методы: работа по карточкам.

Оснащение занятия: карточки ,тетрадь

Межпредметные связи:

Литература: Ж. Аманжолов «Охрана труда и техника безопасности» изд. «Фолиант» Астана 2007, стр.3-8,

Дополнительная:

1. Конституция Республики Казахстан. Алматы, «Казахстан», 1995г.

2. Закон РК «Об охране труда». Алматы 1993г. 22января №1914-ХП.

3. Типовые положения № 50 от 11.03.1994г. «Территориальное управление охраны труда».

4. № 49 от 111,03.1994г. «Служба охраны труда на предприятиях».

5. № 53 от 30.03.1994г. «Типовые положения о службе охраны труда в ассоциациях, компаниях, фирмах и для частных препринимателей».



Ход и хронометраж урока.

 

Этапы урока Содержание этапа Время
Организационный момент Приветствие, проверка отсутствующих и готовности аудитории, план проведения занятия.   5мин.
Контроль знаний (подчеркнуть)   Критерии оценки знаний Фронтальный опрос, письменный опрос по вариантам, тестирование, опрос у доски, ситуационные задачи, графический диктант, словарный диктант, деловая игра. по карточкам. 20мин
Метод изложения нового материала (подчеркнуть)   Перечень освещаемых вопросов   Устный, с конспектированием, с содокладчиками, аудио лекция, видео, лекция, самостоятельное изучение темы по заданным вопросам, реферативный. 30мин
Самостоятельная работа учащихся Написание рефератов, конспектирование научных статей, выполнение письменных творческих работ. 15 мин
Закрепление материала Фронтальный опрос, тестирование, письменный по карточкам, графический диктант, демонстрация практических навыков и умений. 5мин
Подведение итогов занятия Выставление оценок с комментариями.   3мин
Домашнее задание Указать литературу, страницы 2 мин
  Роспись преподавателя: _____        

НОРМАТИВНО ПРАВОВАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ



ОХРАНЫ ТРУДА

 

1.1. Конституция Республики Казахстан

 

Основным законом Республики Казахстан является Конституция Республики

Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года).

Основной закон закрепляет за каждым человеком его права и обязанности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Конституции «Каждый имеет право

на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на

вознаграждение за труд без какой либо дискриминации, а также на соци

альную защиту от безработицы».

 

1.2. Основные законы по охране труда.

 

Основным Законом Республики Казахстан, устанавливающим правовые

основы в области охраны труда, является принятый в мае текущего года

Трудовой кодекс Республики Казахстан (Астана, Акорда, 15 мая 2007 года

№ 251 III) (далее – ТК РК), который вступил в действие с 1 июня 2007 года.

С его введением в действие утратили силу Законы РК «О труде в Республи

ке Казахстан», «О коллективных договорах», «О социальном партнерстве в

Республике Казахстан» и «О безопасности и охране труда».

ТК РК за счет включения в него норм утративших силу законодательных ак

тов стал более значительным по объему, содержит 40 глав, включающих в

себя 341 статью (в старом Законе о труде было всего 12 глав из 109 статей),



и содержит значительное количество новаций, из которых в специальных

главах и статьях получили довольно четкую регламентацию следующие:

i принципы трудового законодательства;

 

i компетенция всех государственных органов в области регулирования

трудовых отношений;

i основания возникновения трудовых отношений;

i основные права и обязанности работника и работодателя;

i порядок заключения, прекращения и расторжения трудового договора

(ранее он именовался индивидуальным трудовым договором);

i защита персональных данных работника;

i режим рабочего времени и нормирование труда;

i оплата труда;

i профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квали

фикации;

i гарантии и компенсационные выплаты;

i рассмотрение индивидуальных трудовых споров;

i особенности регулирования труда женщин и иных лиц с семейными

обязанностями;

i особенности регулирования труда работников, работающих по совмес

тительству, надомных работников, инвалидов и гражданских служащих;

i особенности регулирования труда работников субъектов малого пред

принимательства (со среднегодовой численностью работников не бо

лее 25 человек), руководителей и членов коллегиальных исполнитель

ных органов юридических лиц, а также иных категорий работников;

i социальное партнерство и коллективные отношения в сфере труда;

i порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

i вопросы безопасности и охраны труда;

i расследование и учет несчастных случаев и иных повреждений здоро

вья работников, связанных с трудовой деятельностью;

i государственный и общественный контроль за соблюдением трудово

го законодательства;

i внутренний контроль по безопасности и охране труда.

i Основными принципами трудового законодательства Республики Ка

захстан являются:

i недопустимость ограничения прав человека и гражданина в сфере труда;

i свобода труда;

 

 

i запрещение дискриминации, принудительного труда и наихудших

форм детского труда;

i обеспечение права на условия труда, отвечающие требованиям безо

пасности и гигиены;

i приоритет жизни и здоровья работника по отношению к результатам

производственной деятельности;

i обеспечение права на справедливое вознаграждение за труд не ниже

минимального размера заработной платы;

i обеспечение права на отдых;

i равенство прав и возможностей работников;

i обеспечение права работников и работодателей на объединение для

защиты своих прав и интересов;

i социальное партнерство;

i государственное регулирование вопросов безопасности и охраны труда;

i обеспечение права представителей работников осуществлять общест

венный контроль за соблюдением трудового законодательства Рес

публики Казахстан.

Прежде всего примечательно, что в число основных принципов трудового

законодательства, наряду с общеизвестными, включены такие, как приори

тет жизни и здоровья работника по отношению к результатам производст

венной деятельности.

ТК РК, в отличие от ранее действовавшего Закона о труде, регулирует не

только трудовые и связанные с ними отношения, но также отношения со

циального партнерства и отношения по безопасности и охране труда.

В ТК РК четко прописано разграничение полномочий в области регулиро

вания трудовых отношений между Правительством, уполномоченным госу

дарственным органом по труду (Министерством труда и социальной защи

ты населения) и его территориальными подразделениями, а также мест

ными исполнительными органами.

В соответствии со статьей 26 ТК РК не допускается заключение трудового

договора на выполнение работы, противопоказанной лицу по состоянию

здоровья на основании медицинского заключения.

 

 

В индивидуальном трудовом договоре должны быть указаны достоверная

характеристика рабочего места, включая опасные и вредные производст

венные факторы, льготы и компенсации за работу в таких условиях, преду

смотренные законодательством Республики Казахстан о безопасности и

охране труда и коллективным договором.

При приеме на работу с вредными и опасными условиями труда работода

тель обязан предупредить работника о возможности возникновения про

фессионального заболевания, а также в соответствии со статьей 315 ТК РК

работники обязаны проходить обязательные периодические медицинские

осмотры и предсменное медицинское освидетельствование, а также меди

цинское освидетельствование для перевода на другую работу по производ

ственной необходимости либо при появлении признаков профессиональ

ного заболевания.

Лица, не достигшие восемнадцати лет, принимаются на работу только по

сле обязательного предварительного медицинского осмотра и в дальней

шем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обя

зательному медицинскому осмотру.

Работодатель за счет собственных средств обязан организовывать прове

дение периодических медицинских осмотров и обследований работников,

занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, в порядке,

установленном законодательством Республики Казахстан.

Работники, занятые на работах, связанных с повышенной опасностью,

производственным оборудованием, должны проходить предсменное меди

цинское освидетельствование. Список профессий, требующих предсменно

го медицинского освидетельствования, определяется уполномоченным

органом в области здравоохранения. Работники, уклоняющиеся от прохо

ждения медицинских осмотров и обследований, к работе не допускаются.

Специальный раздел 5 ТК РК, состоящий из 5 глав (статьи 306 327), регу

лирует вопросы безопасности и охраны труда, включая расследование не

счастных случаев, связанных с трудовой деятельностью работников.

 

 

План учебного занятия.

Преподаватель: Есимов М. Ш.

Предмет: «Охрана труда»

Специальность:1403000 - Монтаж и эксплуатация внутренних санитарно-тех­нических устройств, вентиляции и инженерных систем (по видам)

Квалификации:1403012 - Слесарь-сантехник

Группа: СС -4.

Тема занятия: «Практическая работа №1. Обучение и инструктаж работников на производстве.»

Дата: ______

Тип занятия:урок сообщения новых тем.

Цели занятия: Образовательная

Методы: работа по карточкам.

Оснащение занятия: карточки ,тетрадь

Межпредметные связи:

Литература: Ж. Аманжолов «Охрана труда и техника безопасности» изд. «Фолиант» Астана 2007, стр.3-8,

Дополнительная:

1. Конституция Республики Казахстан. Алматы, «Казахстан», 1995г.

2. Закон РК «Об охране труда». Алматы 1993г. 22января №1914-ХП.

3. Типовые положения № 50 от 11.03.1994г. «Территориальное управление охраны труда».

4. № 49 от 111,03.1994г. «Служба охраны труда на предприятиях».

5. № 53 от 30.03.1994г. «Типовые положения о службе охраны труда в ассоциациях, компаниях, фирмах и для частных препринимателей».

Ход и хронометраж урока.

 

Этапы урока Содержание этапа Время
Организационный момент Приветствие, проверка отсутствующих и готовности аудитории, план проведения занятия.   5мин.
Контроль знаний (подчеркнуть)   Критерии оценки знаний Фронтальный опрос, письменный опрос по вариантам, тестирование, опрос у доски, ситуационные задачи, графический диктант, словарный диктант, деловая игра. по карточкам. 20мин
Метод изложения нового материала (подчеркнуть)   Перечень освещаемых вопросов   Устный, с конспектированием, с содокладчиками, аудио лекция, видео, лекция, самостоятельное изучение темы по заданным вопросам, реферативный. 30мин
Самостоятельная работа учащихся Написание рефератов, конспектирование научных статей, выполнение письменных творческих работ. 15 мин
Закрепление материала Фронтальный опрос, тестирование, письменный по карточкам, графический диктант, демонстрация практических навыков и умений. 5мин
Подведение итогов занятия Выставление оценок с комментариями.   3мин
Домашнее задание Указать литературу, страницы 2 мин
  Роспись преподавателя: _____        

Положения об обучении, инструктаже и проверке знаний работников по вопросам охраны труда. Инструктажи по вопросам охраны труда: виды, периодичность, содержа

· 5Постановлением Минтруда РБ утверждено типовое положение об обучении, инструктаже и проверке знаний по вопросам ОТ.
Состоит из 5-ти разделов:
1. Общие положения;
2. Изучение основ обучения по вопросам ОТ в общеобразовательных и воспитательных заведений;
3. Обучение и проверка знаний по вопросам ОТ;
4. Обучение и проверка знаний по вопросам ОТ в общеобразовательных и воспитательных заведениях;
5. Инструктажи по ОТ.
Согласно Положению проводятся следующие виды инструктажей: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой.
Вводный инструктаж проводят по программе утвержденной нанимателем. Программа предусматривает общие сведения о предприятии, об опасных и вредных производственных факторах.
Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельности проводят со всеми работниками, принятыми на работу, переведенными из одного подразделения на другое, временными работниками, командированными, со студентами, учащимися и т.д.
Повторный инструктаж проходят все работники независимо от квалификации, образования. Повторный инструктаж проводят по программе первичного инструктажа на рабочем месте или в объеме инструкций на рабочем месте.
Внеплановый — проводят при: введении в действие новых нормативных актов по ОТ, изменении технологичных процессов, замене или модернизации оборудования, приборов и инструмента, нарушении рабочим нормативно правовых актов по ОТ.
Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности — ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф. Первичный, повторный и целевой инструктаж проводят непосредственно руководители работ. Проведение инструктажей фиксируется в специальном журнале и личной карточке рабочего.

План учебного занятия.

Преподаватель: Есимов М. Ш.

Предмет: «Охрана труда»

Специальность:1403000 - Монтаж и эксплуатация внутренних санитарно-тех­нических устройств, вентиляции и инженерных систем (по видам)

Квалификации:1403012 - Слесарь-сантехник

Группа: СС -4.

Тема занятия: « Защита организма от негативных явлений».

Дата: ______

Тип занятия:урок сообщения новых тем.

Цели занятия: Образовательная

Методы: работа по карточкам.

Оснащение занятия: карточки ,тетрадь

Межпредметные связи:

Литература: Ж. Аманжолов «Охрана труда и техника безопасности» изд. «Фолиант» Астана 2007, стр.3-8,

Дополнительная:

1. Конституция Республики Казахстан. Алматы, «Казахстан», 1995г.

2. Закон РК «Об охране труда». Алматы 1993г. 22января №1914-ХП.

3. Типовые положения № 50 от 11.03.1994г. «Территориальное управление охраны труда».

4. № 49 от 111,03.1994г. «Служба охраны труда на предприятиях».

5. № 53 от 30.03.1994г. «Типовые положения о службе охраны труда в ассоциациях, компаниях, фирмах и для частных препринимателей».

Ход и хронометраж урока.

 

Этапы урока Содержание этапа Время
Организационный момент Приветствие, проверка отсутствующих и готовности аудитории, план проведения занятия.   5мин.
Контроль знаний (подчеркнуть)   Критерии оценки знаний Фронтальный опрос, письменный опрос по вариантам, тестирование, опрос у доски, ситуационные задачи, графический диктант, словарный диктант, деловая игра. по карточкам. 20мин
Метод изложения нового материала (подчеркнуть)   Перечень освещаемых вопросов   Устный, с конспектированием, с содокладчиками, аудио лекция, видео, лекция, самостоятельное изучение темы по заданным вопросам, реферативный. 30мин
Самостоятельная работа учащихся Написание рефератов, конспектирование научных статей, выполнение письменных творческих работ. 15 мин
Закрепление материала Фронтальный опрос, тестирование, письменный по карточкам, графический диктант, демонстрация практических навыков и умений. 5мин
Подведение итогов занятия Выставление оценок с комментариями.   3мин
Домашнее задание Указать литературу, страницы 2 мин
  Роспись преподавателя: _____        

 

Опасные и вредные производственные факторы. Общие понятия.

В процессе жизнедеятельности человек подвергается воздей­ствию различных опасностей, под которыми обычно понимают явления, процессы, объекты, способные в определенных услови­ях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или кос­венно, т.е. вызывать различные нежелательные последствия.

Человек подвергается воздействию опасностей и в своей тру­довой деятельности. Эта деятельность осуществляется в про­странстве, называемом производственной средой. В условиях производства на человека в основном действуют техногенные, т.е. связанные с техникой, опасности, которые принято называть опасными и вредными производственными факторами.

Опасным производственным фактором (ОПФ) называется та­кой производственный фактор, воздействие которого на рабо­тающего в определенных условиях приводит к травме или к другому внезапному резкому ухудшению здоровья. Травма — это повреждение тканей организма и нарушение его функций внешним воздействием. Травма является результатом несчаст­ного случая на производстве, под которым понимают случай воздействия опасного производственного фактора на работаю­щего при выполнении им трудовых обязанностей или заданий руководителя работ.

Вредным производственным фактором (ВПФ) называется та­кой производственный фактор, воздействие которого на рабо­тающего в определенных условиях приводит к заболеванию или

снижению трудоспособности. Заболевания, возникающие под действием вредных производственных факторов, называются профессиональными.

К опасным производственным факторам следует отнести, например:

• электрический ток определенной силы;

• раскаленные тела;

• возможность падения с высоты самого работающего либо различных деталей и предметов;

• оборудование, работающее под давлением выше атмо­сферного, и т.д. К вредным производственным факторам относятся:

• неблагоприятные метеорологические условия;

• запыленность и загазованность воздушной среды;

• воздействие шума, инфра- и ультразвука, вибрации;

• наличие электромагнитных полей, лазерного и ионизи­рующих излучений и др.

Все опасные и вредные производственные факторы в соот­ветствии с ГОСТ 12.0.003-74 подразделяются на физические, хи­мические, биологические и психофизиологические.

К физическим факторам относят электрический ток, кинети­ческую энергию движущихся машин и оборудования или их час­тей, повышенное давление паров или газов в сосудах, недопус­тимые уровни шума, вибрации, инфра- и ультразвука, недоста­точную освещенность, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.

Химические факторы представляют собой вредные для орга­низма человека вещества в различных состояниях.

Биологические факторы — это воздействия различных микро­организмов, а также растений и животных.

Психофизиологические факторы — это физические и эмоцио­нальные перегрузки, умственное перенапряжение, монотонность труда.

Четкой границы между опасным и вредным производствен­ными факторами часто не существует. Рассмотрим в качестве примера воздействие на работающего расплавленного металла. Если человек попадает под его непосредственное воздействие (термический ожог), это приводит к тяжелой травме и может за­кончиться смертью пострадавшего. В этом случае воздействие расплавленного металла на работающего является согласно оп­ределению опасным производственным фактором.

Если же человек, постоянно работая с расплавленным метал­лом, находится под действием лучистой теплоты, излучаемой этим источником, то под влиянием облучения в организме проис­ходят биохимические сдвиги, наступает нарушение деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем. Кроме того, длительное воздействие инфракрасных лучей вредно влияет на органы зре­ния — приводит к помутнению хрусталика. Таким образом, во втором случае воздействие лучистой теплоты от расплавленного металла на организм работающего является вредным производ­ственным фактором.

Состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов, называетсябезопасностью труда.Безопасность жизнедеятельно­сти в условиях производства имеет и другое название — охрана труда. Внастоящее время последний термин считается устарев­шим, хотя вся специальная отечественная литература, изданная приблизительно до 1990 г., использует именно его.

Охрана труда определялась как система законодательных ак­тов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности в процессе труда.

Будучи комплексной дисциплиной, «Охрана труда» включала следующие разделы: производственная санитария, техника безо­пасности, пожарная и взрывная безопасность, а также законода­тельство по охране труда. Кратко охарактеризуем каждый из этих разделов.

Производственная санитария — это система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производст­венных факторов.

Техника безопасности — система организационных мероприя­тий и технических средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов.

Пожарная и взрывная безопасность — это система организа­ционных и технических средств, направленных на профилак­тику и ликвидацию пожаров и взрывов, ограничение их послед­ствий.

Законодательство по охране труда составляет часть трудового законодательства.

Одна из самых распространенных мер по предупреждению неблагоприятного воздействия на работающих опасных и вред­ных производственных факторов — использование средств кол­лективной и индивидуальной защиты. Первые из них предна­значены для одновременной защиты двух и более работающих, вторые — для защиты одного работающего. Так, при загрязне­нии пылью воздушной среды в процессе производства в качест­ве коллективного средства защиты может быть рекомендована общеобменная приточно-вытяжная вентиляция, а в качестве ин­дивидуального — респиратор.

Введем понятие основных нормативов безопасности труда. Как уже сказано выше, при безопасных условиях труда исклю­чено воздействие на работающих опасных и вредных производ­ственных факторов. Всегда ли в условиях реального производст­ва можно так организовать технологический процесс, чтобы значения воздействующих на работающих опасных и вредных производственных факторов равнялись нулю (чтобы на рабо­тающих не действовали опасные и вредные производственные факторы)?

Эта задача в принципе эквивалентна задаче создания безо­пасной техники, т. е. достижения абсолютной безопасности тру­да. Однако абсолютная безопасность либо технически недости­жима, либо экономически нецелесообразна, так как стоимость разработки безопасной техники обычно превышает эффект от ее применения. Поэтому при разработке современного оборудова­ния стремятся создать максимально безопасные машины, обору­дование, установки и приборы, т. е. свести риск[1] при работе с ними к минимуму. Однако этот параметр не может быть сведен к нулю.

Существующие нормативы безопасности делятся на две большие группы: предельно допустимые концентрации (ПДК), ха­рактеризующие безопасное содержание вредных веществ хими­ческой и биологической природы в воздухе рабочей зоны, а также предельно допустимые уровни (ПДУ) воздействия различ­ных опасных и вредных производственных факторов физической природы (шум, вибрация, ультра- и инфразвук, электромагнит­ные поля, ионизирующие излучения и т.д.).

По особому нормируются психофизиологические опасные и вредные производственные факторы. Они могут быть охаракте­ризованы параметрами трудовых (рабочих) нагрузок и (или) по­казателями воздействия этих нагрузок для человека.

В практических целях нормативы безопасности применяются следующим образом. Предположим, нужно определить, является ли безопасным для работающих воздух рабочей зоны, в котором содержатся пары бензина. По нормативным документам (ГОСТ 12.1.005-88 «Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования») находят, что величина предельно допус­тимой (безопасной) концентрации (ПДК) этого вещества со­ставляет 100 мг/м3. Если действительная концентрация бензина в воздухе не превышает этого значения (например, составляет 90 мг/м3), то такой воздух является безопасным для работающих. В противном случае необходимо применить специальные меры для снижения повышенной концентрации паров бензина до безопасного значения (например, используя общеобменную приточно-вытяжную вентиляцию).

Таким же образом для характеристики безопасности при воз­действии опасных и вредных производственных факторов физи­ческой природы используют понятие предельно допустимого уровня (ПДУ) этого фактора. Если нужно, например, опреде­лить безопасные допустимые уровни напряжения и тока, то по справочной литературе[2] находят интересующие значения. Так, для переменного тока частотой 50 Гц (промышленная частота) при продолжительности воздействия на организм человека свы­ше 1 с эти значения составят: напряжение (У) — 36В, ток (У) — 6 мА (1 мА = 10'3А). Действие на организм человека электриче­ского тока с параметрами, превышающими указанные значения, опасно.

Далее рассмотрим влияние основных опасных и вредных факторов, действующих в условиях производства на организм человека.

 

Контрольные вопросы

1. Дать определение понятий «опасный производственный фактор» (ОПФ) и «вредный производственный фактор» (ВПФ). Существует ли между ними четкая граница?

2. Как подразделяются опасные и вредные производственные факторы?

3. Дать определение понятий «безопасность труда», «произ­водственная санитария», «техника безопасности», «пожар­ная и взрывная безопасность».

4. Что такое средства коллективной и индивидуальной защиты?

5. Какие основные нормативы безопасности труда вы знаете?

 

 

План учебного занятия.

Преподаватель: Есимов М. Ш.

Предмет: «Охрана труда»

Специальность:1403000 - Монтаж и эксплуатация внутренних санитарно-тех­нических устройств, вентиляции и инженерных систем (по видам)

Квалификации:1403012 - Слесарь-сантехник

Группа: СС -4.

Тема занятия: «Воздействие электротока на организм человека, шаговое напряжение».

Дата: ______

Тип занятия:урок сообщения новых тем.

Цели занятия: Образовательная

Методы: работа по карточкам.

Оснащение занятия: карточки ,тетрадь

Межпредметные связи:

Литература: Ж. Аманжолов «Охрана труда и техника безопасности» изд. «Фолиант» Астана 2007, стр.3-8,

Дополнительная:

1. Конституция Республики Казахстан. Алматы, «Казахстан», 1995г.

2. Закон РК «Об охране труда». Алматы 1993г. 22января №1914-ХП.

3. Типовые положения № 50 от 11.03.1994г. «Территориальное управление охраны труда».

4. № 49 от 111,03.1994г. «Служба охраны труда на предприятиях».

5. № 53 от 30.03.1994г. «Типовые положения о службе охраны труда в ассоциациях, компаниях, фирмах и для частных препринимателей».

Ход и хронометраж урока.

 

Этапы урока Содержание этапа Время
Организационный момент Приветствие, проверка отсутствующих и готовности аудитории, план проведения занятия.   5мин.
Контроль знаний (подчеркнуть)   Критерии оценки знаний Фронтальный опрос, письменный опрос по вариантам, тестирование, опрос у доски, ситуационные задачи, графический диктант, словарный диктант, деловая игра. по карточкам. 20мин
Метод изложения нового материала (подчеркнуть)   Перечень освещаемых вопросов   Устный, с конспектированием, с содокладчиками, аудио лекция, видео, лекция, самостоятельное изучение темы по заданным вопросам, реферативный. 30мин
Самостоятельная работа учащихся Написание рефератов, конспектирование научных статей, выполнение письменных творческих работ. 15 мин
Закрепление материала Фронтальный опрос, тестирование, письменный по карточкам, графический диктант, демонстрация практических навыков и умений. 5мин
Подведение итогов занятия Выставление оценок с комментариями.   3мин
Домашнее задание Указать литературу, страницы 2 мин
  Роспись преподавателя: _____        

Электрический удар

Электрический удар представляет собой возбуждение живых тканей организма проходящим через него электрическим током, сопровождающееся резкими судорожными сокращениями мышц, в том числе мышцы сердца, что может привести к остановке сердца.

Под местными электротравмами понимается повреждение кожи и мышечной ткани, а иногда связок и костей. К ним можно отнести электрические ожоги, электрические знаки, металлизацию кожи, механические повреждения.

Электрические ожоги

Электрические ожоги — наиболее распространенная электротравма, возникает в результате локального воздействия тока на ткани. Ожоги бывают двух видов — контактный и дуговой.

Контактный ожог является следствием преобразования электрической энергии в тепловую и возникает в основном в электроустановках напряжением до 1 000 В.

Электрический ожог– это как бы аварийная система, защита организма, так как обуглившиеся ткани в силу большей сопротивляемости, чем обычная кожа, не позволяют электричеству проникнуть вглубь, к жизненно важным системам и органам. Иначе говоря, благодаря ожогу ток заходит в тупик.

Когда организм и источник напряжения соприкасались неплотно, ожоги образуются на местах входа и выхода тока. Если ток проходит по телу несколько раз разными путями, возникают множественные ожоги.

Множественные ожоги чаще всего случаются при напряжении до 380 В из-за того, что такое напряжение “примагничивает” человека и требуется время на отсоединение. Высоковольтный ток такой “липучестью” не обладает. Наоборот, он отбрасывает человека, но и такого короткого контакта достаточно для серьезных глубоких ожогов. При напряжении свыше 1 000 В случаются электротравмы с обширными глубокими ожогами, поскольку в этом случае температура поднимается по всему пути следования тока.

При напряжении свыше 1 000 В в результате случайных коротких замыканий может возникнуть и дуговой ожог.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.